Любознательная история от самого Аскера Хаширова

Любознательная история от самого  Аскера Хаширова
      (кабардинский историк)

Он так старался доказать, что карачаевец Киллар не мог первым взойти на вершину Эльборуса, что написал то первое, что пришло на ум: Это не он, он не туземец! Правда и то, что Аскер Хаширов и сам, не знал, кого называют Туземцем!
И не ведал сей герой, что своим нелестным выражением: «Он, не Туземец!» Выдал себя и свою сущность!
И как оказалось, Киллар Хачиров был, тем туземцем, который и взошёл на Минги тау, что зовётся Эльборус!

Аскер Хаширов в своей книге: «Первовосходитель на Эльбрус: Факты и вымысел», Издательская типография «Принт Центр», Нальчик, 2019.-708 с.
на  странице 559 пишет:

«Важным в словах Г.И. Радде можно выделить следующее:
«туземец Кильяр взошёл на вершину Эльбруса»  и «я в 1865г.
находился в деревне Хурзук в Карачае и выбирал себе проводников для восхождения на Эльбрус,
 я встретил старика, участвовавшего в восхождении в 1829г., 
и узнал от него много подробностей» Таким образом, первовосходитель назван туземцем Кильяром, и самое главное – сведения об экспедиции получены от старика, участвовавшего в восхождении 1829 г., то есть не от первовосходителя Килара, а от участника экспедиции сведения о туземце Кильяре. Сам Кильяр назван туземцем, значит, старик не говорил, что первовосходитель из среды карачаевцев…» No comment!

Ах, эти туземцы!

Источник:
В.М. Сысоев. Эльбрус. Известия Общества любителей изучения Кубанской области. Выпуск 2 под ред. В.Сысоева и А.Дьячкова-Тарасова. Екатеринодар, Типография Кубанского областного правления, 1900 г.:

«Доктор Радде, северный германец по происхождению, благодаря своим постоянным путешествиям и энергии, проявленной в деле организации Кавказского музея в Тифлисе, директором которого он состоит до сих пор, больше чем кто-либо способствовал распространению глубокого изучения страны, сделавшейся его второй родиной. Известный ботаник и неутомимый путешественник, он обратил свое внимание на многие отрасли изысканий и издал свои наблюдения в нескольких томах, а также во многих номерах специального журнала.
Целая жизнь, посвященная серьезному наблюдению в малоизвестных областях науки выше, чем одно какое-нибудь хотя бы и блестящее исследование, и доктор Радде справедливо заслуживает того почета, каким он пользуется в Англии и других странах. Он сделал все, что было доступно для человека, который не был альпинистом. Если бы ему удалось разрушить чары, охраняющие тайны снежного мира, если бы он создал среди местных охотников школу проводников по ледникам, то он мог бы сделаться Соссюром Кавказа. Но теперь, несмотря на то, что его труды всегда будут высоко цениться серьезными исследователями, он оставит по себе скорее научную репутацию, чем популярное имя…»

Радде. Извлечения из книги:

«Живописная Россия. Отечество Наше в его земельномъ,
историческомъ, племенномъ, экономическомъ  и бытовом значении. Подъ общей редакцией П.П. Семенова, вице председателя императорского русского географического общества ТОМЪ Девятый  Кавказъ. съ 175 рисунками въ тексте и 44 отъдельными картинами, резанными на дереве. Издание товарищества « М.О. Вольфъ»  Москва Петровка  д.Михалкова, № 5; С.- Петербург,  Гостинный дворъ №№ 17 и 18, 1983 .
 
33

«Печальная картина представляется нашим взорам кругом все погружено в густые облака. Молчаливо отправляемся в путь, утомленные и голодные, и достигаем только вечером деревни Учкулан (7 августа 1865 года). Живущие там  Карачаевцы принимают нас чрезвычайно радушно. Эти сильные, нередко красивые татары – выходцы из Крыма – живут в  ближайшем соседстве от Эльбруса и часто загоняют свои стада вплоть до снеговых его полей. Из их среды вышел известный Киляр, который в 1829 году, во время экспедиции генерала Эмануэля с членами академии наук Ленцом, Купфером, К.А. Мейером и Менетрие, первый взошел на вершину Эльбруса. При осмотре Эльбруса с селения  Учкулан, он представляется во всем своем величии обращенным в долину Хурзук и кажется тупым, белым конусом с двумя закругленными вершинами, разделенными седловиною.
9-го августа начал восхождение на Эльбрус с северной его стороны. Четверо коренастых Карачаевцев провожают меня.»

34

«Вершина Эльбруса достигнута была всего только два: в первый раз Карачаевцем Киляром в 1829 году, а во второй раз, 31 июля 1868 года, обществом знаменитых английских альпоходцев, состоявшим из Фрешфельда, Мори и Текера, которые, в сопровождении опытного альпоходца Франсуа Девесу, уроженца долины Шамуни, взошли даже на высшую вершину Эльбруса, что до сих пор никому еще не удавалось. О восхождении своем на вершину Эльбруса они сообщают следующее:
Мы поднялись на все три его вершины. Две из них не были покрыты снегом. На достигнутой нами первой вершине, которая нам казалось выше остальных, мы сложили знак из камней. Двое из наших носильщиков - Дяпоев-Дячи и Сатаев-Ахья – взошли вместе с нами на вершину.»

142

«небольшой, но приличный и уютный по внешнему виду городок – станица  Баталпашинск. Еще несколько верст вперед – и вы вступаете в ущелье, по которому протекает Кубань. Вы едете дальше  дальше, выше и выше на юг через Кумары, Горная природа успела уже заполнить ваше внимание. Горы  и горные  уступы, скалы и стремнины. Глухо и безлюдно;  нет Русских, нет даже казаков. Изредка  попадаются вам  на неуклюжей арбе или на крепком коне плотно скроенный горец-Карачаевец. Вот, наконец, и Гузукъ, последний аул по направлению к Эльбрусу, населенный карачаевцами. Дальше нет людей,  но царит одна природа, величественная, горная, кавказская природа. Позади вас уже лежат значительная возвышенности; перед нами и вокруг тянутся вершины одна другой выше, а над всеми ими главенствует величавый Эльбрус. Вы находитесь под обаянием величия природы. Впечатления и мысли быстро меняются.

Вы на подошве Эльбруса. Взяв проводника, вы идете дальше на Эльбрус и вступаете в полосу снега. Говорят, что недавно еще какой-то удалой Карачаевец всходил на эту гору трудно досягаемую вершину, лежащую на 18,570 ф. над уровнем моря.»


«Дуглас Фрешфильд (1845-1934) - англичанин, одним из первых побывавший на Кавказе, проторивший сюда дорогу для горовосходителей всего мира.
За несколько лет члены созданного в 1857 году Английского альпийского клуба совершили восхождения почти на все вершины в Альпах. Были необходимы новые маршруты на новые пики. В 60-70-х гг. 19 века у европейских альпинистов  возник интерес к Кавказу.
Летом 1868 года на Кавказ отправились группа, в состав которой входили Дуглас Фрешфильд, Каминс Таккер и Адольфус Мур. Они взошли на Казбек и Эльбрус (на Восточную вершину с проводником-французом и двумя местными жителями - Ахией Соттаевым и Дячи Джаппуевым), а также побывали в Осетии,  Сванетии,  Балкарии. Впечатления от той экспедиции легли в основу книги Фрешфильда  «Путешествия по Центральному Кавказу и Башану, включая посещение Арарата и Тавриза и восхождения на Казбек и Эльбрус».
Позже великий английский альпинист побывал на Кавказе еще дважды: в 1887 и 1889 годах и написал двухтомник «Исследование Кавказа Дугласа Фрешфильда» и с иллюстрациями Витторио Селла…

От самого Дугласа Фрешфильда

«Решив, что среди этих скал можем кое-как укрыться, мы стали в нерешительности и начали топать ногами о скалы и тереть пальцы, чтобы предохранить их сколько возможно от отмораживания, в то время как прения относительно того, нужно ли вернуться назад или нет, велись голосами, которых нельзя было разобрать благодаря щелканью зубов от холода.

С одной стороны, ветер не уменьшался и риск отморозить себе члены серьезно увеличивался. Туккер и Франсуа не чувствовали своих пальцев, мои также были подобным же образом поражены. С другой стороны, у подножия скал было не так холодно, так как они давали некоторое убежище от погоды.
Глядя вниз, мы увидели вдруг к своему удивлению двух носильщиков (это были Джапоев Дачи и Сетаев Ахия), быстро двигающихся по нашим следам.

Мы уже почти решили повернуть, когда они подошли к нам, чувствуя себя очень хорошо в своих бараньих шубах, так как не были подвержены действию холода. Впрочем, третий носильщик, который отправился вместе с ними, подобно Павлу, ушел назад.

Я сказал: «Если носильщики пойдут, и я с ними». «Если один пойдет, то и все пойдем», - добавил Мур.

Решение было принято, и мы снова обратили наши взоры к горе.
С этого момента холод, хотя и суровый, перестал быть мучительным.
После долгого ползанья по сравнительно удобным камням, в большинстве случаев мелким, чередующимся с значительными возвышениями, мы достигли подножия низкой скалы и чтобы взобраться на нее, нужно было вырубить несколько ступеней в ледяном проходе, представлявшем единственный доступ к крутизне горы.

Достигнув вершины горы, которая замыкала наш горизонт, мы увидели еще большие скалы над нами. Многие из нас чувствовали  и даже выражали сомнение в успехе нашего предприятия.

Мы, однако, упорствовали, делая небольшие и короткие передышки, пока не было пройдено основание одной из голых скал, для достижения которой потребовалось очень много времени.

Наконец, почти внезапно мы очутились на уровне с вершинами скал и вступили на широкий хребет, имеющий направление восток-запад.
Мы повернули налево и прямо ветра, чтобы сделать последнее усилие. Хребет был удобен и по указаниям носильщиков, мы шли к нему гуськом, заложив руки в карманы и с топорами под мышками, покамест не достигли точки в виде голой скалы, окруженной снегом.

Эта вершина находилась у одного из концов подковообразного хребта, имевшего в трех местах заметные возвышения и замыкавшего снежное плато, которое хотя и казалось ровным для наших непривычных глаз, но вместе с тем внушало мысль о старом кратере.
Камни, которые мы там подобрали и принесли с собой, имеют вулканический характер.
Мы шли или, скорее всего, бежали кругом хребта к его краю, причем перешли через два значительных углубления и посетили все три вершины; у подножия самой дальней, под скалой мы нашли наше убежище и совершенно сносную температуру.
Здесь мы остановились, чтобы рассмотреть, насколько возможно дальше, все подробности обширной панорамы, открывшейся нашим глазам.
Оба туземца указывали нам на разные долины, в то время как мы старались рассмотреть горы…»

Туземцы, (Джапоев Дачи и Сетаев Ахия), то есть, балкарцы  Урусбиевского общества ориентировались в  долинах видных с вершины величественного  Минги тау  в 1868 году…

Ремарка (Раздумья над фальсификациями кабардинских историков)

Основные термины и способы фальсификации в исторической науке: искажение текста, подлог (то есть подложить текст, который настоящий автор в своей работе фактически не писал); купаж (выбрать нужный для себя текст избирательно); Интерпретация – подать определенные тексты для ложного направления или по своему, представить ситуацию, чем на самом деле. Хороший фальсификатор сродни хорошему разведчику. В нашем случае с нашими кабардинскими историками их попытки переделать исторические прописные истины в пользу своей версии – это больше похоже на топорную работу, не скальпелем работают, чтобы искусно скрыть свою лепту в искажении исторических документов, а рубят топором, оставляя явное - следы. Для опытного следопыта дающие возможность с лету ухватить их невинную мысль придать истории величие своего народа. Каждый народ велик. У каждого народа есть и будут замечательные представители. Но, тот, кто преступил закон в истории, солгал в угоду своему, неважно в чём, это сродни воровству. Вор останется вором, независимо, ради каких целей он искажает историю. Время расставляет всему свое место и роль независимо от времени 100 лет или тысячелетия.

Наша мысль о тех, кто фальсифицируют историю слишком мягкая по сравнению с тем, что на самом деле являют собой создатели новой истории «мнимого кабардинца Киллара».

 Вашему вниманию были представлены извлечения из работы Г.И. Радде. Какую  же интерпретацию даёт исследованиям Радде, к примеру, Аскер Хаширов в своей книге: «Первовосходитель на Эльбрус: Факты и вымысел», Издательская типография «Принт Центр», Нальчик, 2019.-708 с.

Аскер Хаширов, указанная книга, страница 559:

«Важным в словах Г.И. Радде можно выделить следующее: «туземец Кильяр взошёл на вершину Эльбруса»
 и «я в 1865г. находился в деревне Хурзук в Карачае и выбирал себе проводников для восхождения на Эльбрус,
 я встретил старика, участвовавшего в восхождении в 1829г.,  и узнал от него много подробностей» Таким образом, первовосходитель назван туземцем Кильяром, и самое главное – сведения об экспедиции получены от старика, участвовавшего в восхождении 1829 г., то есть не от первовосходителя Килара, а от участника экспедиции сведения о туземце Кильяре. Сам Кильяр назван туземцем, значит, старик не говорил, что первовосходитель из среды карачаевцев…» No comment!

Каждая мысль от Аскера Хаширова процитированные в этой книге это шедевры, мягко говоря, несуразных вещей, мыслей неизвестно от  чего больше от безрассудности или от чувства юмора…

Синонимы к слову «туземец»: — автохтон — абориген — островитянин — уроженец — местный житель — коренной житель...

Балкарцы,(карач.-балк. малкъарлыла, таулула;) — тюркоязычный народ, коренное население Кабардино-Балкарии, проживающий преимущественно в центральной части Северного Кавказа, населяющий её горные и предгорные (Балкария) районы в верховьях рек Баксан, Чегем, Хазнидон, Черек-Балкарский (малкарцы), Черек-Хуламский (безенгийцы, холамцы).

Карачаевцы (карач.-балк. къарачайлыла, таўлула[1]) — тюркский народ на Северном Кавказе, коренное население Карачаево-Черкесии, населяющее в основном её горные и предгорные районы по долинам рек Кубань, Теберда,Подкумок, Малка[10], Джегута, Большой и Малый Зеленчук, Большая Лаба, Уруп и их притокам.
Относятся к кавкасионскому антропологическому типу большой европеоидной расы. Говорят на карачаево-балкарском языке тюркской семьи.

Аскер Хаширов во второй части своей замечательной книги, примечательных мыслей, которую назвал: Вымысел, считает, что его предок Аскера Хаширова,  Киллар, житель Вольного аула, бывший прежде пастух?

А так ли это? Об этом мы скоро продолжим наш рассказ…


Хадис Тетуев, 16.04.2021г.


Рецензии