Колыма. часть 49. Возвращение

КОЛЫМА. Часть 49. Возвращение.
(Воспоминания моего дяди - узника ГУЛАГА).

На этом закончилось наше самое опасное путешествие.
Дальше всё пошло своим чередом. Посёлок Ола известен был ранее, как резиденция волостной управы. Теперь здесь не осталось и следа от прошлого. Не было ни купеческой фактории, ни усадьбы волостного старшины, ни полицейского участка, ни дома местного священника с почерневшей церквушкой. Осталось в посёлке только около пятьдесяти домов, разбросанных в беспорядке.
Более двух лет проработал специалистом в райземотделе. Под моим наблюдением было два местных колхоза. Один из них находился в в центре района и состоял из русских переселенцев, а второй - в десяти километрах от центра - состоял из местных жителей - орочелов. Я энергично начал свою работу с подготовки к весенней посевной компании. В первую очередь, нужно было обучить людей основам огородничества. В переселенческом колхозе эта задача решалась довольно просто, а вот в другом - трудно. Эта отрасль не пользовалась должным признанием у местного населения. Доходило до анекдота.
Однажды орочелы отказались брать за трудодни картофель и овощи, требуя рыбу и мясо.
- Сам растил трава - сам и кушай!
А нам давай рыба и мясо!
Хотя за два мешка картошки можно было купить оленя на мясо и взять много рыбы.

Наконец, правда восторжествовала. После 17 лет я получил долгожданную свободу. Должен признаться, что на сердце не было никакой радости.
Начал я свою жизнь в колымских лагерях молодым и крепким человеком, а закончил изможденным стариком с надорванным сердцем.
Решение о моей реабилитации состоялось в один день с вынесением сурового приговора преступной банде Берии. С них было взыскано сполна.
Пришла свобода и нужно было начинать строить новую жизнь.
Лютые морозы и ураганы, проносившиеся над Ольской долиной не позволяли выехать на материк. Поэтому мы с женой были вынуждены задержаться. Оплата моего труда увеличилась и жить стало легче. К тому же я возглавил филиал магаданской сельскохозяйственной опытной станции в качестве старшего научного сотрудника.
Короткое колымское лето промелькнуло быстро, но я успел провести наблюдения и поставить опыты. Мои статьи по вопросам ведения сельского хозяйства охотно публиковались в областной газете, что явилось моим отчётом перед выездом на большую землю.
Осенью 1955 года мы покинули Колыму. Небольшой пассажирский самолёт "Ан" через восемь часов доставил нас в Хабаровск. Оттуда мы ехали пять дней до Иркутска.
В Иркутске мы встретились с моими родителями, братьями и сёстрами. Слез радости не было конца. Затем поезд нас понёс дальше на запад. В Днепропетровске мы встретились с родственниками жены. Это был поистине триумфальный поход через всю страну. Везде, где мы останавливались, нас встречали со слезами радости как победителей.
Мы с женой стали искать место, где обосноваться. Это зависело, куда получить назначение наша дочь после окончания института. И она с отличием сдав госэкзамен, получила назначение в Минск. Так мы стали жителями Минска.
Я был направлен на работу в НИИ экономики и организации сельского хозяйства. Без отрыва от работы я за два года подготовил и защитил кандидатскую диссертацию на Ученом совете Ленинградского сельскохозяйственного института в декабре 1960 года.  Мне было 55 лет. Несмотря на возрастной ценз, мне было присвоено звание кандидата экономических наук, а представленная работа признана "диссертабельной" и имеющей практическое значение.
Таким образом, после 20-летнего перерыва, я снова вышел на светлую дорогу научного творчества, чему посвятил, можно сказать, всю свою жизнь. Вот только память о давно пережитом не даёт мне уснуть.
25 мая 1981 года.


Рецензии