Сын Божий сотворён или рождён?

Сотворён Сын или рождён? Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос, необходимо трезво и беспристрастно проанализировать места Священного Писания, которые так или иначе затрагивают эту важную метафизическую тему.

В этой статье мы, надеясь на помощь Божью и доверившись Его произволению, займёмся именно этим: поиском и анализом доводов Библии. Но для начала создадим себе установку: искать только истину и ничего, кроме истины. Мы не желаем обманывать самих себя, мы просто хотим знать правду. Если же правда Божия пойдёт вразрез с нашими взглядами и предположениями, мы, являясь честными людьми, должны будем смиренно признать свою неправоту. Итак, предварительно очистив ум и сердце от идеологических пристрастий, приступим к поиску чистого смысла Божьего откровения.

Первым делом нам необходимо заложить фундамент, то есть определиться с основными постулатами веры, которые всеми принимаются без сомнений. Таких положений всего два:

1. Господь Бог един, и нет иного (Втор. 6:4).

2. Всё сотворённое есть творение единого Господа Бога (Быт. 1:1).

Во всех дальнейших рассуждениях будем крепко держать эти основополагающие постулаты в голове, ведь какой дом устоит без фундамента? А наш дом — это исповедуемая нами вера.

Итак, мы все хорошо понимаем, что в мире существует только один Господь Бог и его творение. Поэтому чтобы ответить на вопрос статьи, нам всего-то нужно понять, к какой из двух категорий относится Сын Божий: либо он творение, тогда, конечно же, не Бог; либо он рождён, тогда, разумеется, не творение, но Бог.

СВИДЕТЕЛЬСТВО ИОАННА

Посмотрим, что говорит Писание. "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог", – читаем мы в Евангелии от Иоанна 1:1. Соотнося это место с другими, например с 14 и 18 стихом той же главы, нам становится понятно, что Слово, о котором здесь идёт речь, — это и есть Сын Божий. Итак, евангелист сообщает, что Слово уже "было" в начале; он не говорит, что Слово "стало быть" в начале, или "в начале было сотворено Слово" — это очень важная деталь, показывающая, что Сын Божий предшествует всему творению. Далее по тексту Евангелия Иоанн уточняет положение Слова, говоря о нём так: "...Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Ин. 1:2-3). Здесь он даже прибегает к повторению, наверное для того, чтобы никто даже мысли не допустил, что какое-нибудь творение начало быть без Слова. Вполне ясно сказано: ВСЁ через Него начало, и вообще ничего без Него не начало быть. Никто поэтому не вправе утверждать, что Слово появилось как одно из творений. Но как же оно тогда появилось и из какой сущности? — Не зря ведь сказано: "Слово", – так показывается, что оно произносится (рождается) из сущности Бога; потому Слово и названо Богом. Это не другой Бог, а тот же самый (той же природы), из которого Слово исходит.

Как же можно иначе понять это место? Вроде бы всё ясно. Но кто-то всё же умудряется сказать, что Слово — это другой бог (с маленькой буквы). Якобы Бог, желая создать мир, вначале сотворил из ничего Себе в помощники бога. — Такое заявление, безусловно, обличает само себя: мало того, что это ужасное кощунство противно духу единобожия (вспомним первый пункт наших фундаментальных положений), но ещё и порочит имя евангелиста, который, будучи с детства благочестивым иудеем, ну никак не мог в Евангелии начать говорить о каком-то другом боге... Поэтому ни о каком сотворённом боге здесь и речи быть не может.

Хорошо. Здесь всё понятно. Посмотрим, согласны ли с этим свидетельством Иоанна другие места святой Библии.

ПЕРВОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ПАВЛА

Великий новозаветный богослов и апологет, апостол Павел, в своих посланиях во многих местах касается вопроса сущности Сына Божия. В послании к Колоссянам он пишет: "...Сын... Который есть образ (икона, изображение) Бога невидимого, рожденный прежде (Первенец) всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит" (1:15-17). — Этого места было бы вполне достаточно, чтобы показать, что Сын – это не творение. Ведь в тексте, без всякого сомнения, Сын отделяется от всего сотворённого. Павел, называя Сына изображением Бога, даёт ему великий титул Первенца (Прототокос) всего творения Божьего. То есть Сын, Который "ЕСТЬ прежде всего", в акте творения мира выступает в роли Наследника этого мира, ибо "ВСЁ Им и для Него создано, и ВСЁ Им стоит". Сказано вполне определённо: вообще всё Им и для Него создано! Но другое место Библии говорит, что всё создано ради Господа Бога: "ВСЁ сделал Господь ради Себя" (Притч. 16:4). Так кем же является Сын?

Что может быть яснее и очевиднее? Апостол здесь так возвеличивает Сына, что, казалось бы, невозможно даже на миг подумать о Его сотворённости... Но кто-то опять начинает извращать Писание, и говорит: вот видите, здесь сказано: "Первенец всего творения", – значит Сын всего лишь первое творение. — Такое понимание легко опровергнет всякий, кто внимательно взглянет, во-первых, на контекст, а во-вторых, на использованные Павлом греческие слова. Дело в том, что слово Первенец (Прототокос) — это титул, а не собирательное числительное. То есть Павел не ведёт здесь счёт творениям (первый, второй, третий и так далее), а говорит о Первенстве Сына над всем творением: Сын у Отца — Первенец, для которого Он сотворил весь мир.

Но вот что ещё интересно: в Библии первенцем даже не всегда именуется первый ребёнок в семье: про Ефрема, второго сына Иосифа, который является одиннадцатым сыном Иакова (Израиля), Бог говорит: "Я - отец Израилю, и Ефрем - первенец (прототокос) Мой" (Иер. 31:9). Ещё мы узнаём, что титул первенца может быть даже передан или продан другому: "Иаков сказал (Исаву): продай мне теперь же свое первородство... и продал (Исав) первородство свое Иакову." (Быт. 25:31, 33). — Поэтому пусть никто не говорит, что Первенец значит "первый", ведь мы ясно показали, что это титул.

Но что будет, если мы на секунду предположим, что Сын — всего лишь "первое творение", как говорят некоторые? Тогда читаем: "ибо Им (первым творением) создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им (первым творением) и для Него (первого творения) создано; и Он (первое творение) есть прежде всего, и все Им (первым творением) стоит". Кратко перескажем: первое творение, для которого ВСЁ и которым ВСЁ, сотворило мир, и ВСЁ им стоит — то есть первое творение есть Вседержитель...

Хочется спросить тех, кто называет Сына творением: разве позволительно приписывать творению качества Творца? А между тем из текста видно, что они приписываются ему! Можно ли примирить это с единобожием? — При таком понимании здесь налицо нарушение обеих наших фундаментальных концепций, ведь мы знаем, что только Творец создаёт мир, и только Он один Вседержитель; а приписывание творению качеств Творца является многобожием!..

Итак, не будем многобожниками! С чистым сердцем примем, что Первенец — это титул, и пойдём дальше...

ВТОРОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ПАВЛА

В послании к Филиппийцам апостол говорит о Сыне: "Он, будучи образом (морфИ) Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду (схИмати) став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной" (2:6-8).

О том, каков смысл взятых в скобки слов, хорошо сказано в Современном русском переводе Библии под редакцией М. П. Кулакова. Так звучит их перевод: "Он, по самой природе Своей Богом будучи, за это Свое равенство Богу не держался, Божественностью Своей поступился и принял образ раба, уподобившись смертному человеку. И по виду Своему признанный всеми за человека, Он в смирении Своем и послушании смерть принял, смерть на кресте". Есть там и примечание: "Буквально: будучи в образе Божьем. Здесь слово «образ» — греч. морфэ — означает такое внешнее проявление, которое соответствует сущности, в отличие от греч. существительного схема, означающего внешний вид, который может быть и временным".

Очень хорошо видно, что использованное Павлом выражение "морфэ (образ) Бога" никоим образом не может обозначать сотворённую сущность Сына. Напротив, оно вполне конкретно говорит о Божественной сущности Сына, которую он имеет от Отца.

Ещё обратим внимание на тот факт, что в приведённых стихах Павел хвалит Сына за то, что Он не держался за Своё равенство Богу (не почитал хищением быть равным Богу). Но возникает вопрос: зачем хвалить кого-то за дела, которые он обязан делать, и если не будет делать, то подвергнется каре? Разве кого-то из нас можно похвалить за то, что мы, этакие молодцы, благоволим не равняться с Богом? Не обязаны ли мы так поступать уже изначально, по своему положению? Но Сын, оказывается, не обязан, и Ему вменяется в заслугу Его подвиг самоуничижения! Если бы Он был просто творением, это было бы просто невозможно...

Так не станем же говорить, что Сын — просто творение, а лучше вслед за Павлом будем исповедовать Его единосущным Отцу Богом!

ТРЕТЬЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ПАВЛА

Великий свой богословский трактат, послание к Евреям, Павел начинает с восхваления Сына: "Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние (апАугасма - излучение) славы и образ (характИр - отпечаток, точное подобие) ипостаси (сущности) Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя" (1:1-4).

Здесь, как видно, в краткой форме охвачено всё Евангелие, всё домостроительство Сына Божия: Его небесная слава; Его вседержительный промысел о мире; Его искупительный подвиг; Его спасительные для нас, людей, вознесение и одесную Отца сидение; и, наконец, наследованное Им славное имя и почитание от ангелов.

Читая этот отрывок, даже на миг невозможно представить, что здесь говорится о каком-то сотворённом существе: такая слава не может приписываться никому, кроме Бога. Да и смысл использованных здесь греческих слов вполне однозначно говорит о Божественной природе Сына. Надо только вдуматься и вчитаться — и всё станет понятно. Кого одного могут описывать такие титулы, как: Наследник всего; Творец (Слово), через которого сотворено всё; Сияние славы Бога; Образ ипостаси (сущности) Бога; Вседержитель? Понятно, что ни о каком "сотворённом боге" речи быть не может...

Поэтому остаётся загадкой, как можно сказать, что Сын — "первое творение", когда ясно написано: Он есть сияние (излучение) славы и образ (отпечаток, точное подобие) ипостаси (сущности) Бога... Разве сотворённое из ничего существо может называться точным подобием Божественной сущности? Или светом славы Божьей? Не было бы богохульством говорить, что в начале Бог, желая создать мир, первым делом сотворил Себе в помощники из ничего (!) Богоподобное сияние, точную копию Себя Самого, для которого впоследствии создал всё остальное? И это всё при том, что мы знаем слова Господа: "Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне" (Ис. 46:9), и ещё: "Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, - ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному" (Ис. 48:11).

Итак, мы верим в одного Бога и в одну (только Его) Божественную сущность, которую носит в Себе истинный Его Сын. Мы не знаем никаких "богоподобных" сотворённых соучастников у нашего Отца, ведь только Он — Бог, и нет иного, и никто не имеет Его славы, кроме Сына, который никоим образом не обкрадывает Отца (как было бы в случае Его сотворённости), ведь Он не отделён от Него, но имеет ту же природу, что и Его истинный Бог Отец.

СВИДЕТЕЛЬСТВО АПОКАЛИПСИСА

Очень часто говорящие, что Сын сотворён, цитируют следующее место из книги Откровения: "...И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало (архЭ) создания Божия" (Откр. 3:14). Вот видите, – говорят они, – Сын назван началом создания Божия, значит Он был создан первым.

Но такое толкование совершенно не соответствует смыслу текста, ведь здесь используется греческое слово "архЭ", которое означает не "первое", а именно Начало, или Начальник, или Источник, творения. Сын назван Началом всего создания Божьего, потому что всё в Нём и через Него создано. Здесь совсем не ведётся подсчёт очерёдности творений Бога, а говорится о Вечном достоинстве Того, Кто был уже от начала (то же слово стоит в Евангелии от Иоанна: "В начале (архЭ) было Слово..."). То есть Сын здесь именуется Начальником мира, Наследником всего (Евр. 1:2), как полноправный Божий Сын.

Для лучшего понимания необходимо увидеть контекст. Неспроста Иисус здесь называет Себя свидетелем верным и истинным. Он тем показывает, что Ему известно всё, что происходит в мире, от самого начала, ведь Он — Творец этого мира. Не зря также Сын называет себя "Аминь" — это прямая отсылка к книге пророка Исайи, где Бог называет Себя "Богом Аминь" – Богом истины: "...будет благословляться Богом истины (Богом Аминь); и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины..." (Ис. 65:16)

СВИДЕТЕЛЬСТВО ЦАРЯ СОЛОМОНА

В книге Притчей Соломон рассуждает о том, как прекрасно создал всё Господь. Он воспевает Автора этой вселенной — Великую художницу Божью, Его Премудрость.

Премудрость говорит о себе: "Господь имел (в греч.: создал, или основал, в значении: назначил, или сделал) меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной" (Прит. 8:22-26).

Из Нового Завета мы знаем, что Божья Премудрость — это Сын Божий. В двух местах апостол Павел пишет об этом: "...проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость..." (1 Кор. 1:24) И: "От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением..." (1 Кор. 1:30)

Итак, называющие Сына творением хотят сказать, что Бог в начале сотворил Себе Премудрость. Но не является ли такое заявление кощунственным? Разве до этого Бог не имел Премудрости? Разве Он изначально, по природе Своей, не обладает Ею? Зачем Ему понадобилось какая-то сотворённая из ничего премудрость? Мы ведь не богохульники, чтобы заявлять такое!

Да и контекст приведённого отрывка ясно показывает, что Премудрость рождается от Бога, как неотделимый от Него вечный атрибут, которым Он премудро творит всё.

ПРОЧИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА

Библия полна и множеством других свидетельств того, что Сын Божий уже был до создания мира. Кратко упомянем некоторые из них:

1) Библия начинается словами: "В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет..." (Быт. 1:1-3) Не написано ведь: в начале сотворил Бог Сына, или: в начале сотворил Бог Слово. Но сразу говорится о сотворении мира (неба и земли). А Дух Святой и Слово, как видно из текста, уже подразумеваются, как находящиеся в Самом Боге, неотделимые от Него по сущности. Именно поэтому написано: сказал Бог... То есть Слово — это не сотворённый атрибут Бога.

2) Апостол Павел свидетельствует о Божественной славе Сына — Первенца Божьего, которого Отец ввёл (как уже существующего) во вселенную, а не создал: "Также, когда вводит Первородного (Первенца) во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии" (Евр. 1:6). Надо сказать, что слово "Первородный" никоим образом не является собирательным числительным в подсчёте очерёдности творения, оно используется как обозначение высокого титула, который имеет Единородный (в значении: Единственный в своём роде, неповторимый) Сын (Ин. 1:14) у Отца, как Наследник всего (Евр. 1:2).

3) Иисус говорит, что Божье Царство уготовано верующим во Иисуса от самого создания мира, то есть Сын, в котором Бог создавал всё, в том числе избранных, уже существовал: "...Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира" (Мф. 25:34).

4) В книге Откровения Иисус назван Агнцем, закланным от создания мира: "...Агнца, закланного от создания мира" (Откр. 13:8). А в новом переводе сказано ещё интереснее: "...Ягненка, предназначенного в жертву прежде, чем создан был мир". Видно, что Сын, в котором Бог избрал верующих, предшествовал всем творениям.

5) Апостол свидетельствует о том, что Бог с самого начала предузнал тех, кто будет вместе со Христом. То есть Его Сын уже был до сотворения: "Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями... Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?" (Рим. 8:28-29, 32) Здесь ясно сказано, что Бог по милости Своей назначил Христу титул Первенца. Сын же в момент этого назначения уже существовал, ведь именно через Него Бог сотворил всех.

6) Ветхозаветный пророк Михей пророчествует о вечном Владыке Израиля, который уже был в начале всего и который произошёл (а не сотворён!) от Вечного и Безначального Отца: "И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных" (Мих. 5:2).

7) В послании к Евреям Павел называет Сына Богом и говорит, что Он уже был до создания мира, и что именно Он является основателем неба и земли: "...А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся" (1:8-12). Сын здесь назван неизменным Творцом. А Творец конечно, все мы знаем, не является творением.

8) Иисус и в другом месте ещё говорит о том, что Он, как Отец, является источником жизни, источником всего творения, то есть Творцом: "Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе" (Ин. 5:26)

9) Апостол Иоанн называет Сына Безначальным, Сущим от начала. Не в том смысле, что Он появился только в начале, а в том, что Он уже существовал в начале, как Безначальное, исходящее от Вечного Отца, Слово: "Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала... Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального." (1 Ин. 2:13, 14)

10) Евангелист Матфей свидетельствует, что Сын знает всё сокровенное от создания мира, потому что Он к тому моменту уже существовал: "...да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира" (Мф. 13:35)

11) И опять апостол Павел ясно и недвусмысленно говорит о том, что Сын, которым создано всё, был в Боге от вечности: "Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия - благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом... по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем (Еф. 3:8-9, 11)

12) Милостивый Христос, желая даровать Своим ученикам райское блаженство и великую благодать созерцания Его славы, молится Отцу: "Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира" (Ин. 17:24), — здесь Иисус ясно говорит, что Он уже был у Отца прежде основания мира.

Как хорошо видно, ни в одном месте не говорится о том, что Бог сотворил Сына. Везде сказано, что Он уже существовал к моменту создания мира, и Он уже был в вечности у Вечного и Безначального Отца.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы исследовали все особо яркие места Писания, которые так или иначе затрагивают природу Сына (Слова) Божьего. И мы увидели, что ни одно из них не говорит и даже не намекает на то, что Сын был сотворён. Напротив, все они единогласно учат о предвечном рождении Сына и о Его единосущности Отцу. Ну что мы можем с этим поделать? Не имеем мы права прекословить Слову Божьему! Да и апостолы, и вся христианская Церковь строго предостерегают нас, чтобы мы не изменяли вере в Божественность Иисуса: "Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно" (Кол. 2:8-9).

Библия однозначно свидетельствует, что Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, является Богом. Поэтому мы, являясь честными людьми, как и договорились в начале, не станем "мудрствовать сверх того, что написано" (1 Кор. 4:6), но смиренно последуем за Господом, как дети малые, и тогда, мы надеемся, Он благословит нас и разумом, и пониманием Священного Писания, и даст нам вход в Царствие Своё Небесное, пристанище всех правдивых, где все верные с великой радостью и нескончаемым блаженством будут созерцать Вечный Свет Отца и Сына и Святого Духа, Господа и Бога всякого творения.

Да подаст же нам эту радость Милостивый Господь, во славу Его! Аминь.


Рецензии
Чудесная стaтья...

Олег Михайлишин   21.04.2021 15:06     Заявить о нарушении