Интонационные процессы в области стиха

ИНТОНАЦИОННЫЕ   ПРОЦЕССЫ   В   ОБЛАСТИ   СТИХА.

( Теория  литературы.  Вопросы  стиховедения.)

Интонационность – это  новое  учение  о  природе  и  дисциплине  интонаций. Обоснованием  такого  учения  является  то  обстоятельство,  то  положение,  согласно  которому  два  похожих  слова,  имеющих  общие  инициалы – буквы,  сведенные  в  одно  созвучие,  в  одну  рифму, и  поставленные  рядом – усиливают  друг  друга.  Между  ними  образуется  особая  энергетическая  связь,  явление  магнетизма,  согласно  этому  явлению,  такие  слова  взаимно  притягивают  одно  другое. Чем  усиливают  не  только  звучание,  но  и  значение  друг  друга.
Это относится прежде всего к омофонам, омографам, омоформам, имеющим одинаковое написание или почти одинаковое, взаимный, одинаковый  буквенный состав.
Именно в их среде мы прежде всего исследуем магнито — резонансную природу интонаций. Их энергетику и механически — силовую природу.
Такие слова, образуя созвучие, словно зубчатые колеса, входят в материальные оболочки друг друга, просто вгрызаясь зубцами одинаковых букв в тела друг друга, образуя единый механизм, единое созвучие, демонстрирующее свое механистическое сцепление.
Вот вам простые примеры: антракты : контракты, подливы : переливы, контракта : катаракта, ясновидящий : сновидящий. Обратите внимание, насколько хорошо эти слова паруются и подходят друг другу.
 
Интонация, выражаясь образно, это то, что переливается из формы в форму, одинаково всё заполняя.

Эти новые теоретические  открытия необыкновенно  важны  в  новейшей  теории  стиха,  являясь  её  животворящей  кровью,  питающей  все ткани - образования  стиха,  проникающей  во  все  клетки  новейших  поэтических  творений. Теория быстро распостраняется по просторам интернета, собирая симпатии, и включена в каталоги собраний известной Академии Сан Франциско, Калифорния.
Новые теоретические изыскания позволяет  нам  по – новому взглянуть  на  некоторые  привычные  принципы  стиховедения,  пересмотреть роль  и  значение устоявшихся  схем.
Являясь краеугольным  камнем  стихостроения,  интонации  перестраивают  структурность  стиха,  его  текстуальность,  исходя  из  звукоакустических,  музыкальных,  ритмо –  мелодических  возможностей  и  средств  инновационно –  поэтической  речи. 
Из  этого  следует,  что  стихотворение  складывается  из  интонационных  ячеек,  интонационных  ходов,  точных  (полные  рифмы),  и  менее  точных  (полурифмы),  неточных (анаграммическое письмо), как  и  содержащее в  себе  чужеродные,  неинтонируемые  слова,  (декларативные  элементы). Интонируя  слова,  мы  не  только  вскрываем  их  звуковой  потенциал,  но  и  усиливаем  его.  В  этом  случае  поэзия  становится  более  изящной,  более  грациозной  и  игривой.  Что,  в  принципе,  соответствует  её  природному  назначению.
Внедрение  интонационности,  её  приемов  и  правил  в  практику  вырабатывают  у  человека  навыки  так  называемого  "точного  письма", когда  слова  подбираются  с  особенной  тщательностью.  Это  непросто,  и  даже  трудно.  Ну  и  что?!  Попасть  на  полюс  тоже  было  непросто,  однако  же,  русские  сумели.
(Что из себя представляет упомянутое мною "точное письмо"? Это текст, где морфемные единицы сочетаются не только лингвистически, но и математически. Точное письмо — это структуированный материал, в котором минимальные части речи, то есть слоги, находятся в математических сочетаниях — отношениях.)   
Таким образом, установка  на  тональное  единство, превосходство  интонаций,  образующих  единую  узнаваемую, даже знакомую  тональность,  системность  интонаций (множественность однородных фонем),  и  отличает  тот  новый  тип  мышления,  который  в  корне  отличается  от  старого  мышления, которое  признавало  только  так  называемую  "фразовую  интонацию",  содержащую  психологически – окрашенный  аспект:  интонацию  вопросительную,  восклицательную,  обыденно – говорную,  интонацию  с  многоточием.
В материалах Гаспарова встречается словосочетание "интонационное семейство", однако дальше этого единичного определения,  мысль ученого не пошла, и понадобилось целых 100 лет, чтобы новая теория получила свои ощутимые очертания.      
   
Интонация – это  соотношения,  в  которых  находятся  минимальные  части человеческой  речи.  Минимальными  частями  речи,  напомню,  являются  слоги.  К  ним  относятся  также  служебные  части  речи:  союзы,  междуметия,  предлоги,  частицы.
Интонации  характеризуются  подобиями  между  собой  этих  частей  речи.

Множественность  таких  подобий  образует  интонационный  процесс.
Взгляните  сами:

Привлекательной
                каплей
                капелькой,
Привлекательной
                такой
Тут
       участницей,

Привлекающей:
                примешь
                каплю
                лишь —

                будешь
Счастливым!

Привлекающей
                лака
                шалостью,
                лака
                алостью,

Привлечённому —

                она
Видится,
Она
Значится,
                она
Светится
В  современности,
                словно
Свечечка,
                словно
                часточка
Человечности

Я  приведу  несколько  опоэтизированную  ассоциацию,  чтоб  вы  живее  представили  себе  всю  эту  механику. 
Вспомните,  как  водная  рябь  играет  на  поверхности.  Солнце  приводит  в  движение  всю  эту  массу  трепещуще – плещущих  бликов.  Они  переливаются  и  перекликаются  бесконечной,
бессчисленной  чередой.
Своей  сетью  словно  опутывая  тело  реки,  речной  организм. Проследите эти тонкие, рафинированные переходы - сочетания, основанные на выверенных, математических пропорциях, и вы увидите не только образцы новой эстетики, но и новую культуру.

Эти  интонации – соотношения  располагаются  на  перекрестке  двух  направлений: 
1)  В  виде  горизонтального  хода,  то  есть  в  плане  последовательности  синтагм.
Зрячий – горячий.
Актив – компаратив
Первое  слово  в  таких  последовательностях  иногда  поглощается  вторым.
Такова  динамика  этого  явления.

2)  В  виде  звуковысотного  соотношения.  Например,  в  словах:   
кипеть
копать
Отмечаем,  в  таком  виде  эти  части  речи  словно  поставлены  одно  на  другое:
КиПеть
КоПать   
Даже  если  мы  запишем  их  привычно,  в  один  ряд,  это  звуковысотное  соотношение  сохранится:
1)  Кипеть – копать.  Выглядит  вот  так:  1) ки – 2) петь  1) ко – 2) пать

Повторение  однотипных  согласных,  явление,  именуемое  аллитерацией,  воспринималось  старой  теорией  как  индивидуальный  прием  фонетической  игры.  Новая  теория  понимает  эти  процессы  глубже.  Анаграммическое  письмо  демонстрирует  процесс  вызревания  интонаций.  Спаренные,  сведенные  в  общую  звуковую  пару, фонемы  в  этом  случае  являются  не  только  идентичными  звуками,  они  образуют  энергетические  образования – связки.  Причём,  располагаясь  и  действуя в  опреденном  силовом  поле,  они  тянутся  одно  к  другому  и  взаимно  притягивают  друг  друга.  Фонемы  притягивают  фонемы,  а  слоги – притягивают  другие  слоги,  да  и  слова  тянутся  друг  к  другу.  Они  находятся  в  силовом  поле  взаимных  притяжений. 
Эти  новшества  теории  имеют  давнее  происхождение.
Каждый  сочинитель  стихов  сталкивался  и  сталкивается  с  ситуацией,  когда,  взявшись  подбирать  рифму  к  какому – то  слову,  тут  же  на  ум  ему  приходят  подобные,  очень  похожие  в  звуковом  отношении  слова.  Например,  в  поисках  рифмы  к  слову  река,  тут  же,  естественным  образом,  сразу  же  всплывает  слово  рука.  Такие  естественные  слова  кружат  возле  сочинителя,  как  назойливые  мухи,  они  не  отпускают  его,  досаждают  снова  и  снова,  и  в  этом  плане  заслужили  название  навязчивых рифм.
Эти  рифмы  естественным  образом,  сразу  же,  раз  за  разом,  приходили  и  приходят  на  ум  сочинителям.
Явление,  которое  игнорировалось  прежней,  старой  теорией  стихосложения,  в  новой  теории  нашло  свое  закономерное  объяснение.  Эту  естественность  в  подборе  рифм  обеспечивает  силовое  притяжение  похожих  в  звуковом  отношении  единиц.
Причём  притяжение  звуков  действует  не  только  в  фонетической  паре  взаимозаменяемых  согласных,  но  и  в  сочетании  пар,  образуя  так  называемые  фонетические(фонемные)  ряды  согласных:  л – м – н,  б – п – д – т,  з – с – ц – ч,  и  так  дальше. В каталоге всех пар один вибрант р, ввиду чрезмерной агрессивности, поставлен особняком, не находя для себя ни места, ни пары.               

Вот  как  эти  интонационные  процессы,  обусловленные  взаимным  притяжением,  будут  выглядеть  в  стихотворной  ткани:

                Лицо
Глициний,
                в  линий,
Этом  вот
Цикле,

Гламуром
                ценимом,
                в  этом
Наливе,
                наплыве:

Лицо  такое
                и
                цоколь
Стана —
              становят
              и
Составляют
                все
                её
Совершенство:

                всего
По
      капле, —
В  компанию
                к  платью —
Приятному
                такому,
Словно
Истома,
              это
              знакомо…

              и
              это
Приятно!

(привлекательности
                эта
                капелла
                (эта
                копилка)
притягательности
                эта
                эгида,
                эта
                поэмка,
тут
       перед
       поэтом!)


Рассмотрим  интонацию  в  положении  звуковысотной  категории.

Если  охватить  пару  подобных  слов,  например,  кипеть  и  купать,  одновременно,  мы  можем  заметить,  что,  располагаясь  в  паре:
кипеть
купать
Одно  слово,  именно  нижнее,  словно  подныривает  под  верхнее,  в  то  же  время  как  верхнее  словно  взгромоздилось нижнему  слову  на  плечи.  Такой  одновременный  охват  двух  связанных  слов,  их  одновременное  положение – сочетание,  носит название  звуковысотного  сочетания. 
Звуковысотное  соотношение  определяется  прежде  всего  акустическим  положением  гласной,  как  опорного  тона  интонации.
Все  гласные  фонемы,  согласно  их  звуко – акустической  природе  произношения,  располагаются  в  следующем  порядке:

    И
    Ы
    Э
    Е
    А
    Я
    Ё
    О
    У               
    Ю               
            
Схема  представлена  от  самого  высокого  частотного  тона  к  самому  низкому. 
Как  видим,  всего  десять  опорных  тонов  речи – гласных  фонем  русского  языка,  вступающих  в  звуковысотные  соотношения.
Частота  этих  звуков  не  является  фиксированной  величиной,  и  может  колебаться  в  определенных  границах.  Главное – дистанция  между  тонами,  а  не  их  природная,  натуральная  частота  звучания.
В  музыке  такая  дистанция,  как  известно,  именуется  интервалом.
Она  имеет  фиксированную  величину  и  постоянные  наименования: 

    Прима,
    Секунда,
    Терция,
    Кварта
    Квинта
    Секста
    Септима
    Октава
    Нона
    Децима

И  так  далее,  в  промежутке  двух  октав.
В  нашей  теории  стихосложения,  пока  еще  новаторской,  эти  наименования  интервалов – дистанций  пока  не  получили  признания  и  не  носят  постоянных  названий.  На  раннем  этапе  возможно,  по  взаимной  договоренности,  пользоваться  теми  же  названиями,  которые  существуют  в  музыке,  в  пределах  ее  десятибальной  системы.
Те  же  примы,  секунды,  терции,  кварты,  квинты  и  другие.
Музыкальные  интервалы,  однако  же  заключают  в  себе  такие  понятия  как  консонантность  и  диссонантность,  противопоставления  благозвучия. 
В  стихотворной  теории   акустической  речи  эти   градации  благозвучия  определяются  только  особенностями  согласной  фонемы  или  сочетаний  фонем.
Это  относится  прежде  всего  к  так  называемым  рифмам. Что  такое  рифма?
Это такое  созвучие,  такое  сочетание  слов, где  эти  особенности  благозвучия  проявляются предельно, особенно  ярко  и  сильно. То  есть  рифма – это  хорошо  проинтонированное  сочетание  слогов,  затрагивающее  контуры  слов,  то  есть  действующие  в  пределах  слова:  как  одного  так  и  второго.  Или  цепочки  слов,  если  рифм  набирается  несколько.
Рифмы - это  пожалуй,  идеальное  положение  для  составляющих  их  интонаций. В таком  виде  интонации  хорошо  видятся  и  хорошо слышатся. Воспринимаются,  одним  словом.
Интервалы  сменяют  друг  друга  либо  постепенно,  перетекая  в  соседние  тона,  либо  скачком — в  тона  отдалённые,  исходя  из  приведённой  звуковысотной  таблицы  гласных.       

Интервально – дистанционная  категория  интонаций  сочетается  с  горизонтальными  последовательностями – ходами   синтагматической  породы.  Разумеется,  в  пределах  фонемного  ряда.

Исходя  из  диалектической  природы  русского  языка, постигаем  диалектическую  природу  самих  интонаций. Итак,  интонации  являются  сложной  категорией,  сочетанием  2  разнонаправленных  векторов:  в  плане  горизонтальных – интонационых  тяготений  между  собой,  и  в  плане – интервально – дистанционных   сочетаний.  Слияние  этих  векторов - факторов  образует  интонацию,  согласно  общей  диалектичности  русского  языка.

Множественность,  богатство  интонаций  дает  ощущение  интонационности  –  пространства,
насыщенного    интонациями.  Преобладание  некоторых  интонаций  над  остальными  создает  ощущение  тональности, с  преобладанием  в  стихотворной  ткани  либо  глухих,  либо  звонких,  либо  аффрикатов  и  т. д. Они  влияют  на  колористику  среды.
Интонационность – процессуальна,  то  есть   это   процесс,  который   разворачивается   
в   определенном   времени   и  пространстве.
Например,  в  таком  тексте:         

Прелестница,
                с  лицом
                известным,
                с  лицом –
                призывом:
Очаровательным
                и
                красивым,
Негой
             игривой:

В  разливе
Так
Ручья
           очарование
Вьется,
              льется
С  упоительной
                гривой, –
Умопомрачительной
                и
Красивой, –
                во
                всю
Свою
          силу,
Льется,
              смеется
В  стремлении
Милом, –
                мелькает
В  игривом –
 
                таким  вот
                мотивом!

                (очень
                красивым!)

В  собственной
                силе –
                это
Лицо,
            винцо
Коллекционное
                целиком,
                и  оно            
Никогда
                никому
                из
Мужчин
Не  бывает
                постылым, –
Кстати,
            как
            и
Не  бывает
                оно
                стыдливым …

Ряд  литературных  приемов  имеют  все  основания  связывать  свою  природу  с  явлением  интонационности. Это и рифмовка, и повторы, и параллелизмы, и опевания слов и звуков, произвольные  виды  звуковой  комбинаторики  (рифмоиды),  также  эхо – эффекты. 
Все  эти  мелодически – структурные  элементы – и  графически,  и  фонологически утверждают  гармоничность  творения  и  дисциплину  стихотворной  ткани.    
Интонационность – это  система  интонационных  притяжений,  формирующая  литературные  приемы  (уже  перечисленные  мною)  и  поэтому  заглядывающая  в  синтаксис  стиха. Эту  систему  предстоит  ещё  кропотливо  исследовать. Прежняя  теория  была  не  в  состоянии  ответить,  каким  образом  появились  эти  приемы?!  Почему  они  появились  вообще?!  Новая  теория  поясняет  всё  очень  просто:  это  результат  энергетической  активности,  свойственной  упорядоченной  человеческой  речи.  Интонации,  вызревая  и  кристаллизуясь,  в  процессе  вызревания  концентрировались,  и  этим  обрели  свою  нужную,  стальную,  стабильную,  (конечную)  форму  литературных  приемов.            
Помните:  произведение  искусства – это  всегда  сбалансированный,  гармонизированный,  дисциплинированный  продукт. Чем  больше  изощрённого  искусства  будет  в  вашем  искусстве,  тем  лучше  для  всего  состояния  поэтического искусства.  Ведь  поэзия – это  психолингвистическая  среда,  имеющая  гармоническую,  дисциплинированную  природу,  преобразующая  первичные,  начальные  впечатления  до  приподнятого  состоянии  психики, взволнованного  состояния  эффекта.  Поэзия, как мы теперь понимаем – это  нечто  среднее  между  полумузыкой  и  полуречью.         

О  природе  интонационных  процессов  и  состоянии  интонаций  я  написала  несколько  статей.  Другие  вам  могут  быть также  полезны.


Рецензии