Добромила Иванова. 181 Жемчужина

- Дорогие девочки, сегодня я хочу сказать, про экологическое сознание. Сущность данного сознания обусловлена двусторонним взаимодействием человека с окружающей средой. Среда оказывает влияние на человека, а человек – на среду.
Экологическое сознание — это та форма сознания, когда человек отождествляет себя с окружающей природой и признаёт, как свое влияние на неё, так и влияние природы на человека. Это означает, что люди с экологическим сознанием знают об экологических проблемах, их причинах, способах решения и стремятся их исправить всеми силами.
Знание закономерностей природы позволяет увидеть наш мир в совершенно новом свете. Качественно изменить понимание жизни и её смысла тяжело — для этого воздействия извне мало. Также нужно желание человека стремиться к чему-то новому. С философской точки зрения экологическое сознание — это намного более развитая форма сознания по сравнению с остальными. Под свободой всегда понималась возможность самому делать выбор, при этом не нарушая свободы остальных. Эта базовая ценность и является одной из основ формирования экологического сознания. Если человек может сам решать, что плохо, а что хорошо, и при этом не покушаться на права других людей, он сможет понять истинный смысл сохранения природы.
Проблема взаимосвязи человек с природой не нова, она имела место всегда. Но в настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершенная на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблем сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательный влияний хозяйственной деятельности человека на Бхурлоке. Она вырастет в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжатся всю жизнь.
Общество не выживет без экологического сознания. Это сознание должно проникнуть во все области науки, культуры и изменить их так, чтобы они способствовали выживанию человечества, а не его гибели. Сущность экологического сознания является отражением реально практических отношений общества. Обществу необходимо знать экологические нормы, правила поведения, иметь высокий уровень экологической культуры. Экологическая культура -это совокупность определенных качественных уровней общественных материально-культурных отношений людей к природе и друг к другу по поводу природы. Эти отношения включают в себя организацию и развитие процесса воспроизводства жизни людей. Процесс формирования и развития экологической культуры становится стимулом для духовной практической деятельности. Она, в свою очередь, направлена на преодоление кризиса, в перспективную гармонизацию отношений между обществом и природой.
Дорогие девочки, вы олицетворяете ближайшее и отдаленное будущее нашей планеты.  Поэтому от вас зависит благополучность и благоприятность этого будущего. Человеку надо приобщиться к природе, к ее логике и тем началам, из которых человечество когда-то произошло. Из этих начал произошли и наша духовность, и наш психологический и физиологический опыт приспособляемости к природе и к самому себе, и оттуда мы возьмем силы, чтобы выжить.
Процесс формирования экологической культуры рассматривается как единство трех проблем: широкого разъяснения гибельных последствий загрязнения среды обитания; приобретения экологического подхода к организации экономики и другим сферам жизни и деятельности общества; формирования экологического сознания.
Культура в общем виде может быть определена как «образ жизни» человека и общества. И в этом своем статусе культура представляет собой важнейший компонент и показатель уровня развития человеческой цивилизации. В настоящее время современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирование новой - экологической культуры.
Сущность экологической культуры может рассматриваться как единое экологически развитое сознание. Экологическое сознание - это понимание необходимости охраны природы, осознание последствий нерадивого отношения к ней. Кроме того, экологическое сознание - это понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Бхурлоке.
Но для того, чтобы наконец понять и разобраться, что же такое экологическое сознание и каким образом его можно формировать у учащихся, сначала посмотрим, что же такое сознание вообще.
Сознание - это единство всех психических состояний и свойств человека как личности. Оно представляет собой чрезвычайно сложный процесс активного отражения и духовного освоения объективной действительности. Сознание представляет собой единство всех форм познания и переживаний человека и его отношения к тому, что он отражает. Это специфическая форма жизнедеятельности человек, продукт его взаимоотношений с объективной действительностью.
В процессе жизни на каждого человека воздействуют предметы и явления, события и другие люди, составляющие окружающий его мир. Но человек, подвергаясь влияниям внешнего мир, так или иначе воздействует на него: что-то использует для удовлетворения своих потребностей, от каких-то влияний стремится уклониться, чему-то противостоит, что-то создает. Человек не только определенным образом относится к объективной действительности. В отличие от животного он определенно относится к своей жизнедеятельности, то есть к своему собственному отношению, объективно направленному на окружающий его мир. Это и есть показатель того, что жизнедеятельность человека сознательная. Сознание не добавляется к психике человека, оно само субъективная сторона психики.
- Дорогая Радосвета, каковы же важнейшие характеристики сознания? – Это была Светлана.
- Первая дана уже в самом его наименовании: сознание. Человеческое сознание включат в себя совокупность знания об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого. Воображение - строить образные модели того, что является объектом потребности, но отсутствуют в настоящее время.
Мышление обеспечивает решение задач путем обобщения знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания.
Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различие субъект и объект, то есть того, что принадлежит «Я» человека и его «не Я». Человек, впервые в истории органического мир, выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании противопоставления и различения. Он единственный среди живых существ способен осуществить самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя.
Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человек. В функции сознания входит формулирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него все необходимые корректировки и т.д. Всякое нарушение в результате болезни или по каким-либо иным причинам возможности осуществить целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.
Наконец, четвертая характеристика сознания - включение в его состав определенного компонента. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение объективные и прежде всего общечеловеческие отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания.
Понятие «сознание» употребляется в психологии, психиатрии и других науках в смысле, отвечающем приведенным выше основным его характеристикам. При этом психиатры, перед которыми постоянно возникает вопрос о наличии, сохранении или нарушении сознания у больного, под сознанием понимают заключенные в психике данного человек возможности отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности. Человек, у которого сохранено ясное сознание, оценивает вновь поступающую в мозг информацию с учетом уже имеющихся у него знаний и выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к другим людям и к окружающей действительности и на основе этих данных управляет своим поведением. Сознание, будучи общественным продуктом, принадлежит только человеку. Животные сознанием не обладают.
Сознание в широком философском смысле - высшая, специфически человеческая форм активного отражения действительности; в более специальном -понимание человеком окружающего мир, процессов, происходящих в нем, своих действий, мыслей, своего отношения к внешнему миру и к самому себе; предварительное мысленное построение предполагаемых действий и предвидение их результатов.
Сознание имеет сложное системное строение. Оно структурно организовано, и все элементы этой структуры составляют единое целое. Рассмотрение структуры сознания может осуществляться по разным основаниям. Структурными элементами сознания являются ощущения, восприятия, представления, мышление, чувства. Все чувственные формы познания и мышления тесно связаны со всеми сторонами жизни, с реальными побуждениями, интересами, влечениями мыслящего человека.
В своих действиях люди исходят из потребностей, мотивов, интересов, преследуют определенные цели, руководствуются идеями. Это и значит, что действуют сознательно.
Когда говорят: «Человек совершил тот или иной поступок несознательно» - то имеют в виду, что он не предусмотрел те последствия, к которым ведет данный поступок. Поступок обладает качеством сознательности лишь постольку, поскольку он есть выражение замысла, намерения, цели. Целеполагание - это сердцевина сознания: прежде чем что-либо сделать реально, человек делает это в своем представлении.
Ядро сознания - знания. Ощущения, восприятия и представления - это уровень чувственного сознания. Логическое мышление - высший уровень осознания действительности. Это интеллектуальная форма сознания. Сознание проявляется также в форме воли и чувств. Понимание сознания в материалистической психологии и философии обычно происходит из двух принципов: из признания сознания функцией мозга и из того, что оно есть отражение внешних воздействий.
Как отражение действительности, сознание предполагает существование того, что отражается, а также того, кто отражает и с помощью какого органа осуществляется процесс отражения. Объектом сознания является материальный мир, духовная культура, сам человек; субъектом сознания является человек, личность, органом - человеческий мозг.
Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида специально фиксированной системе потребностей, обязанностей, дисциплине поведения, выражаемых и регулируемых с помощью языка, исторически сложившихся обычаев и нравов.
Ребенок рождается на свет с определенными анатомо-физиологическими «задатками», которые являются продуктами длительной биологической эволюции, отложившейся в наследственно закрепленных «кодах». Но сами по себе эти задатки не могут привести к возникновению сложных психических способностей. Биологическая наследственность вручает ребенку возможность формирования способности мыслить по-человечески. Но эта способность не спонтанно созревает в процессе индивидуального развития человека, она формируется. Элементарный уровень сознания формируется уже в дошкольном возрасте, главным образом в процессе игровой деятельности и общении со взрослыми. В школьном возрасте сознание развивается на основе учебной, общественной, трудовой деятельности, под определяющим вниманием возрастающих требований жизни, коллектива, общества. Именно школа обеспечивает целенаправленное, систематическое, планомерное, разностороннее, содержательное воздействие общества на детей. Вместе с тем на ребенка огромное влияние оказывает семья, а также литература, общение с людьми и природой.
На ранней стадии развития сознание формируется через чувственно-практическое предметное ощущение. Затем развиваются наглядно-объектные формы сознания ближайшей среды, вслед за чем формируется мышление в понятиях. За непосредственной чувственной деятельностью вещей в мышлении открывается существенная связь явлений. Развивается более высокая форма предметного сознания, с которым связано и развитие самосознания. Формирование сознания и самосознания неразрывно связано с освоением содержания человеческой культуры, с овладением исторически сложившимися социальными нормами поведения, мышления, правилами языка.
Только в процессе обучения и воспитания происходит процесс развития ребенка, формирование его сознания. Первоначально у ребенка сознание имеет простейшее строение. Оно заключается в отражении лишь внешних, поверхностных связей и отношений вещей.
В дальнейшем строение сознания усложняется и образующие сознание познавательные процессы дифференцируются и совершенствуются, образуя сложную структуру, - предметный мир отражается во все более обобщенном и абстрагированном виде, более полно и глубоко.
Развитие сознания выражается в прогрессирующей дифференциации и интеграции психической деятельности, в формировании все более сложных процессов ощущений, восприятий, представлений, мышления, эмоционально-волевой сферы, потребностей, интересов, целей и идеалов. Развитие сознания - это не только обогащение его содержания, роста числа представлений и понятий об окружающем мире и о самом себе, но и процесс развития сознательности, чувства ответственности. Учителя должны постоянно заботиться не только о последовательном расширении круга осознанных учащимися объектов, о формировании способностей ставить осуществляемые цели и предвидеть последствия поступков, но и об умении учащимися контролировать и регулировать свои чувства, осуществлять самовоспитание воли и характера, развивать чувство ответственности перед коллективом и самим собой, навыки трудовой и общественной дисциплинированности.
Подытожив все сказанное выше, можно сделать следующий вывод: сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. Человек рождается, не имея сознания, но уже с индивидуальными особенностями своей психики. В процессе общения с другими людьми и деятельности его психика развивается и становится сознанием. Все психические явления у человека сознательны, так как проявлено его сознание, но не все могут быть осознанными (психика ребенка): автоматизированные навыки, импульсивные действия и так далее.
На формирование сознания огромное влияние оказывает общественная жизнь.
Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами. Так, например, политическая культура позволяет обеспечивать экологическое равновесие между хозяйственной деятельностью людей и состоянием природы; эстетическая - создает условия для эмоционального восприятия красоты и гармонии в природе; нравственная - одухотворяет отношение личности к природе и т.д. Взаимодействие всех этих культур и порождает экологическую культуру, которая способствует сохранению и развитию системы «общество - природа».
Неправильно полагать, что сфера нравственно-экологической ответственности начинается и действует в рамках профессиональной морали. Бездумное отношение человек к природе в быту (на отдыхе, при потреблении «дров природы») ничуть не менее разрушительно и губительно, нежели целенаправленное производственное воздействие. Как правило, человек, которому с детских лет не привито нравственное отношение к природе, став субъектом производства, окажется глух к запоздалым усилиям привить ему нормы профессионально-экологической морали.
Самое существенное в процессе экологичности морали - постепенная сложная перестройка сознания. При этом одним из важнейших моментов является нравственно-экологическое воспитание и просвещение в семье, общинах, гурукулах, во всей системе общества. Нормы нравственного отношения к природе, ставшие внутренней потребностью, могут сыграть высокую роль в решении экологических проблем.
Отсюда можно сделать вывод: без обновления научно-технической, инвестиционной, структурно-производственной сферы, без переориентации духовной жизни невозможно обновление сложившихся экологических отношений, оздоровление обстановки на нашей планете в целом.
- Дорогая матушка, - это была Светозара, - все мы способны переживать чувство красоты. Расскажи, пожалуйста, как чувство красоты доказывает существование Бога?
Молодой женщине понравился вопрос. Она улыбнулась и после небольшой паузы ответила:
одним из главных факторов осознания существования Бога является эстетический аргумент. Когда мы понимаем, что мир исполнен красоты, и мы ее наблюдаем и чувствуем. Подлинная красота, которую мы реально наблюдаем, она нам задает вопрос: «Кто ее источник? Откуда она берется?». Человека также может занимать вопрос золотого сечения — идеальной пропорции, которая пронизывает все вокруг – пропорции нашего тела, строение живых организмов на микро- и макро-уровне. И действительно, удивительно понимать, что в мире все имеет некий единый почерк, все имеет некую связь. И это... почерк Творца. В Библии Бог называется «виновником красоты».

Вы представляете, если этот мир – лишь Его творение, лишь небольшое его отражение, то как прекрасен Он?! И в своих мистических переживаниях христиане могут приблизиться к этой красоте. Я вас уверяю, ради того, чтобы увидеть это, стоит прожить христианскую жизнь. Бог – реально бесконечный источник красоты, и все самое прекрасное в этой жизни – лишь небольшие намеки на этот первоисточник. И говоря о сложности и структурированности бытия, мы приходим к тому, что называется отродным принципом. Когда мы понимаем все перемены в этой вселенной, они настолько жестко, и парадоксально, и тонко настроены, что это поражает. Потому что развитие вселенной, человека и человеческой цивилизации требует просто ужасающего сочетания элементов, которые начинаются от массы электрона и кончаются насыщенностью нашей атмосферы и удаленностью нашей планеты от солнца. Очевидно, что это не может быть случайно. Астрофизики посчитали, что четыре основные константы бытия нашей вселенной, чтобы она просто могла существовать как единое организованное целое, их случайное сочетание – это 10 в минус сотой степени, бесконечно малое число. Астрофизик Фред Хойл говорил легендарные слова о том, что скорее ураган пройдет по свалке – и получится новенький Боинг, чем случайно синтезируется одна клетка... Что там одна клетка! Просто случайное сочетание белков – это уже бесконечная величина, а здесь мы говорим о мире, полном гармонии и красоты. Мы говорим о жуке, который стреляет огнем, мы говорим о рыбе, у которой наживка для другой рыбы светящаяся, мы говорим о таких явлениях, как фотосинтез или водоворот воды в природе, мы говорим о нашем строении, о нашей душе, о наших чувствах, о наших переживаниях. И это все очевидно не могло быть просто так. За всем этим стоит разумный Творец.

Следующий аргумент доказательства существования Бога очень интересен. Это оценочный аргумент. Представим себе прямую линию, поставим на ней две точки. Какая из этих точек ближе к цели? Наверно, никакая, потому что цель не задана. Но каждый из нас может судить, что более совершенно, что менее совершенно, что правдиво, а что ложно, что является благом, что им не является. Если бы не было всесовершенного мерила, если бы не было абсолютной истины, если бы не было абсолютной правды, если бы не было абсолютной благости, если бы не было абсолютного совершенства, что для нас самое важное – мы не имели бы возможности этого суждения, потому что мы не могли бы отличить более совершенную вещь от менее совершенной, скажем, типовую постройку от произведения архитектуры, мы не смогли бы отличить самую новую технику от той которой, скажем двадцать лет, и так везде. Мы не имели бы права этого суждения. И это очень убедительное доказательство существования Бога-Творца. Только потому, что Бог является верховным судьей и совокупностью всех совершенств, относительно этого мерила мы можем оценивать. Иначе мы не могли бы что-либо оценить, не имея никакого эталона.

И последний аргумент – это аргумент нравственный. Действительно, если Бога нет, то все позволено, как говорил Достоевский. Но внутри себя мы видим этот закон. Культура разных народов различается между собой, но мы не знаем ни одного народа, где человек, предавший тех, кто оказал ему помощь, или бежавший с поля боя, когда надо родные алтари или очаги защищать – чтобы его почитали, восхваляли. Мы все это чувствуем. И более того, даже атеисты, которые отрицают нравственность, говоря «попы безнравственны, а мы высокоморальные», все равно апеллируют к некоей ценности. Даже оценивая такие эпохи, как эпоха ацтеков, когда они абсолютно чудовищные с нашей точки зрения вещи творили, мы все равно сверяем с неким нравственным идеалом. Если Бога нет, то такие понятия, как мужество, честь, самопожертвование, добро теряют свое значение. Это очень важно. И вообще, сам по себе материализм отрицает свободу воли человека. Все, что мы сейчас говорим, делаем это лишь результатом случайного соединения химических элементов в нашем мозгу, электрических зарядов. Но тогда ни о какой свободной воле мы говорить не можем. И вообще, наше общее не имеет смысла, потому что можно про то же самое поговорить с холодильником, который просто вырабатывает холод. Если мы отрицаем бытие Божие, то тот матрос, который бросается грудью на амбразуру, не более чем биоробот, запрограммированный на это. Весь смысл, целесообразность бытия испаряется.
Мы сейчас говорили о неких рациональных доказательствах бытия Бога, но обычно люди приходят к Богу другим способом. Все очень просто. Достаточно искренне в себе сказать Богу, который видит Вас, чтобы Он открыл Себя Вам. «Боже, я хочу Тебя познать, если Ты существуешь, открой мне Себя». И в самое ближайшее время обстоятельства Вашей жизни, то, что Вы считали случайным, сплетется самым невероятным образом, и Вы будете поражены чередой «совпадений», через которые Бог откроет Вам Себя, и поставит Вас уже перед выбором – признать Его существование и интересоваться Его волей или же жить как раньше. Этот выбор – самый главный в нашей жизни, и каждый перед ним встает. Мы понимаем, что Бог есть, но либо мы придумываем оправдания, почему мы не хотим знать о Нем, либо мы пойдем той дорогой, которую Он уготовал для нас. Для этого и дана нам наша жизнь, и Бог всегда дает подтверждение Своего бытия тому, кто этого хочет.
Еще я хочу сказать о том, что есть два пути - их называют объективным и субъективным эстетическим аргументом. Субъективный эстетический аргумент обращается к нашей способности переживать красоту, объективный — к реальности красоты во вселенной.
Рассмотрим сначала объективный эстетический аргумент. Вселенная прекрасна. Мы видим красоту как некое объективное свойство мироздания. Даже атеист описывает звезды и галактики как "таинственные, прекрасные и повергающие в трепет". Даже он говорит так, как будто красота — это объективное свойство мироздания, которое мы признаем, не что-то, что мы привносим от себя, но то, что реально присутствует в мире. Но откуда в мире может быть красота? Вселенная без Бога, вселенная, в которой нет ничего кроме материи, бесконечно круговращающейся по неизменным законам, не может породить красоты, потому что у безличной материи не может быть эстетических предпочтений — такие предпочтения могут быть только у личности, Художника и Строителя всего.
Приняв атеистическую картину мира, мы были бы вынуждены принять, что в мироздании как таковом нет ни величия, ни красоты, ни смысла, ни цели; все это — наши оценки и наши субъективные переживания. Правильны ли эти оценки? Это бессмысленный вопрос, как бессмысленно само мироздание. Бессмысленно спрашивать, правильно ли вы понимаете текст, если это и не текст вовсе, а случайная россыпь точек. Бессмысленно задаваться вопросом, смогли ли вы по достоинству оценить красоту звездного неба, если в звездах просто нет никакой красоты, которую вы могли бы оценивать.
Но если вы признаете во вселенной подлинную, объективную красоту, вы тем самым признаете за ней некий творящий разум, который предпочитает красоту, а не уродство.
Субъективный эстетический аргумент выглядит так: в материалистической картине мира все наши способности — не только телесные, но и то, что мы относим к духовной составляющей нашей личности — есть плод эволюции, то есть процесса, в ходе которого качества, полезные для того, чтобы продвигать свои гены, закреплялись, а неполезные - отсеивались.
Можно приискать эволюционное объяснение того, что, например, лица противоположного пола кажутся нам красивыми (гены тут же хотят продвинуться), или вид накрытого стола радует глаз (эволюция велит есть и не зевать). Но это может как-то объяснить только очень узкий сегмент нашего эстетического опыта. Далекие галактики, ниагарский водопад или осенний лес не съедобны и вряд ли сексуальны; отыскать эволюционный смысл в нашей способности ценить их едва ли возможно. Гораздо более простое объяснение — эта способность видеть и ценить красоту, вложенную в нас нашим Создателем.
одним из главных факторов осознания существования Бога является эстетический аргумент. Когда мы понимаем, что мир исполнен красоты, и мы ее наблюдаем и чувствуем.
 


Рецензии