Япона мать Караганды
Сначала ее «саманную» версию, отрыли наспех «злобные кулаки».
Потом ее «расширили и углубили» «одержимые комсомольцы».
А затем, после войны, ее основные «хрящи», заложили унылые военнопленные.
О них и хочу поделиться.
Это были немецкие и японские мужчины (женщин среди них не наблюдалось), которых с утра завозили под охраной на эти стройки, где они работали до позднего вечера.
Там они, огороженные «колючкой», что то копали и пилили, а когда ее убирали, в этих местах обнаруживалась большая масса добротных строений, которые со временем и стали основой нашей культуры, архитектурной гордостью и городского быта.
То есть, все эти наши родные дворцы и кинотеатры («Спартак,»Мир», «Октябрь», «Родина», «Летний театр» и др.), плюс огромная масса элитного жилья для нашего руководства, с высокими потолками, метровыми стенами, величественными балконами, крепкими крышами и фундаментом на века, были собраны в таких «промзонах».
(впрочем, как и практически во всех городах СССР).
Будучи детьми, мы были «хорошо осведомлены» о технологиях их изготовления -дети всегда наблюдаиельнее, честнее и памятливее вечно «занятых ерундой» взрослых.
Мы же в совершенстве ориентировались во всех этих и других стройках, которые не только осматривали со стороны, но и непременно проникали туда по многим , своим делам.
Например, чтобы выдернуть разметочные колышки или обрушить свежую кладку, протестуя тем против покушения на свои территории (футбольное поле на родном пустыре).
Но особым ритуалом посещения этих зон, было у нас вечернее провожание пленных с их работы, чему у нас была вполне конкретная, « корыстная» причина .
Дело в том, что каждый раз, когда грузовики с пленными, начинали покидать места этих строек и разворачиваться, на ими же выстроенные главные улицы города, наступала заветная минута, когда из кузовов машин, пленные начинали выбрасывать нам кучу всевозможных игрушек.
И они делали это предельно осторожно, плавно пробрасывая свои изделия против движения набирающего скорость студибеккера, чтобы не ненароком не разбить их о дорогу, а тем более не задеть нас.
Таким образом, вся дорога, после отхода этих машин с собаками и охраной на заднем борте, буквально расцветала морем сабелек, пистолетов, пушек, матрешек, солдатиков, корабликов, самолетиков и другим ярким соблазном.
Каждый вещица оттуда, каждый кинжал или кортик, был настолько безупречно и искусно вырезан ( с рукояткой в форме льва или рыцаря), так светился и пах свежевыструганным деревом, что кружилась голова.
Кроме того, на многих из них, обязательно синело некое « фирменная » напутствие ее изготовителя, которые нас смущали.
Надписи были короткие и не грамотные: «
Не собуту мама».
«Не бут как я» .
«Мир и мир».
И по этим надписям, мы безошибочно определяли их изготовителей, особенно тех, которые помечались непонятными знаками-черточками, вроде рассыпанных спичек.
"От японы мамы" -шутили нам взрослые.
Мне из таких (за кинотеатром «Спартак») попалось вовсе не обычное изделие, в виде маленького домика, с необычно выгнутой краями крышей и мягким, розовым облаком , прижатым к нему.
На этой, малюсенькой крыше, были выведено тонкими, фиолетовыми палочками: «Света сахара»
(с годами я пришел к выводу, что было написано «цветение сакуры».
Домик я потерял потом при переездах, о чем очень жалею).
В целом, эти японцы, в их высоких, кожаных ботинках, с подвязками у колен, оставили о себе у нас теплое впечатление.
К тому же позже, когда я подрос, я слышал от отца о них и такую байку про те времена:
На предприятии, где он работал электриком (шахта «Костенко или завод «Пархоменко»), как то утром привезли группу пленных японцев, в количестве около двадцати человек.
Начальник того цеха, куда их прислали, вышел их встречать и, махнув рукой на привычный нам заводской бардак, на бесконечный железный хлам, рваные ленты, вагонетки со стружкой и прочую грязь, приказал через переводчика :
«Чтобы тут был порядок..» и ушел к себе в кабинет.
Японцы, посовещавшись, принялись выполнять это поручение.
Как вспоминает отец, их самоорганизация произвела на него неизгладимое впечатление.
Они двигались не суетливо, с достоинством, слаженными парами и тройками, «не потели и не рвали пузо», чтобы не переносили.
Так они работали часа три и закончили, а во время обеда, который им привезли, они еще и тщательно подмели весь неузнаваемый теперь двор и присели отдыхать в дальнем его углу , под охраной стрелков.
Появившийся вышеупомянутый начальник, которого видать предупредили о происходящем, опешил от увиденного, (не мог не опешить), но вида не подал, а стал шуметь, что «нечего тут разгильдяйничать» и надо «продолжить уборку всего завода».
«Тут не курорт..».
Но к огромному его изумлению, точнее шоку, японцы категорически отказались подчинится и продолжить работу, сославшись на то, что первый, утренний приказ они уже выполнили.
Разъяренный начальник позвонил руководству охраны военнопленных, чтобы через него сломить сопротивление пленных.
Но до вечера, ситуация так и не разрешилась.
И тогда (как вспоминал отец), у руководства всех звеньев того предприятия, от мастеров до директора, наступил аврал- они вынуждены были каждый вечер после своей прямой работы, сидеть за полночь, чтобы сообща просчитывать задание для японцев на следующий день.
Чтобы, как вспоминал их проблему отец: « было не много и не мало, а «в «аккурат» .
Немецкие же военнопленные, «в свою очередь», внесли «в жилищный и промышленный фонд нашего края и страны», конечно, не меньшую, а куда большую лепту, чем японцы.
И качество их работы было не хуже и потому их дома трудно, если вообще возможно отличить от «японских» - все построенное в те времена хорошо стоит и «хорошо стОит» до сих пор.
Кроме этого, многие из них, в отличии от японцев, после отбытия срока наказания за войну, остались жить в Караганде (немецкий поселок в Май- Кудуке, совхоз Энгельса и другие места) и начали массово покидать наш край лишь в 90 годах, хотя покидали неохотно и не все.
О характере их труда рассказывают так:
На одной из шахт в те времена, работал в бригаде слесарем военнопленный назовем Генрих (это допускалось тогда, если пленные проявляли полную лояльность) и вел себя очень странно.
Когда рабочие выходили после работы вместе с ним к стволу, уже «на гора», то при встрече обычного «шипуна» на воздушном ставе, они лишь затыкали уши проскакивали дальше.
А этот немец, непременно останавливался, сбрасывал с себя сумку с ключами и затягивал ликвидирует утечку воздуха.
Его потом пытали в бане: «зачем тебе это надо, Гарик, если даже нам, вольным, это пофигу?».
А он отвечает: «Там, в забое, мои товарищи рубят молотками норму..им воздух край нужен..
Я хочу в Германию вернутся немцем..».
В заключение хочу сказать, что этими воспоминаниями не хотел укорить качество наших нынешних жилищ, хотя и есть за что.
Мне лишь хотелось напомнить, что наш город построен разными поколениями людей, с разными настроениями –от буйного энтузиазма, до тоскливого безразличия.
Что фирменная наша присказка «где, где в Караганде..» рождена вовсе не для шутливого стеба, а как конкретная форма ссыльной самозащиты, выраженная издевательским предложением «катится дальше Колымы» .
О Караганде в России, например, чаще упоминают те, кто ничего о ней не знает.
Думаю понимание своего прошлого –обязательное условие коррекции своего настоящего.
(Например, в сторону создание такой гражданской атмосферы в городе и крае, чтобы никому не хотелось уезжать).
Свидетельство о публикации №221041600557