Ирония. Охота на слова

 
Электронный словарь на Яндексе указывает следующие синонимы к слову ИРОНИЯ:
язвительность, ехидство, колкость, шутка, зубоскальство, подковырка, резкость, подколка, издевательство, глумление, едкость, желчь, ядовитость, острота, эпиграмма, преувеличение, пародия, инвектива, карикатура, укол, шпилька, лукавство, хитрость, высмеивание, сатира, пародирование…

Всё это ИРОНИЯ. Можно найти и другие слова.

В моём бумажном словаре иностранных слов (Москва, Наука, Русский язык, 1983) читаем: 
ИРОНИЯ. [гр. eironeia] - 1) тонкая, скрытая насмешка; 2) стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки; чаще всего - заведомое несоответствие положительного значения и отрицательного подтекста, напр.: "Граф Хвостов, поэт, любимый небесами, Уж пел бессмертными стихами" (Пушкин).

В словаре иностранных слов на Яндексе:

ИРОНИЯ. [гр. eironeia] - 1) тонкая, скрытая насмешка; 2) стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки; чаще всего - заведомое несоответствие положительного значения и отрицательного подтекста, напр.: "блажен в златом кругу вельмож пиит, внимаемый царями" (Пушкин).

Иронии, ж. [греч. eironeia] (книжн.). Риторическая фигура, в к-рой слова употребляются в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки (лит.), напр. слова лисицы ослу: “Откуда, умная, бредешь ты, голова?” Крылов. || Тонкая насмешка, прикрытая серьезной формой выражения или внешне положительной оценкой. В его похвалах чувствовалась злая ирония. Сказать что-н. с иронией. І Ирония судьбы (книжн.) – насмешка судьбы, непонятная случайность. Большой словарь иностранных слов русского языка

Я не случайно привёл несколько вариантов объяснения смысла слова ИРОНИЯ.  Все словари считают это слово заимствованием из греческого. Объяснения вроде бы и не требуется. Из официальной истории нам известно, что греки – один из древнейших народов нашей планеты. Вот и Владимир Даль тоже это отмечает.

ИРОНИЯ ж. греч. речь, которой смысл или значение противоположно буквальному смыслу слов; насмешливая похвала, одобрение, выражающее порицание; глум. Иронический глумный, насмешливый; похвала, которая хуже брани. Толковый словарь живого великорусского языка

Оно и понятно. История греков, римлян и многих других древних народов сделана во Франции во времена Людовика XIV. Как они в реальности жили, никому не интересно. Важно знать, что о них написано.

В марте 1790 года Николай Карамзин во время своей командировки по Европе посещает в Леоне театр, где поставлена пьеса,  прославляющая Петра Первого. Он заходит в мастерскую, где подделывают прошлое, подделывают так, как выгодно властям. А ещё посещает госпиталь. Привожу небольшие отрывки из «Писем русского путешественника»:

«Ныне поутру Маттисон водил нас к одному ваятелю, который в Италии образовал свой резец по моделям древних художников. Он принял нас учтиво и показывал статуи, весьма искусно выработанные. Живописцу, ваятелю так же нужно воображение, как и поэту: лионский художник имеет его. Он делает теперь заказную статую, которую один молодой супруг готовит в подарок супруге своей, счастливой матери любезного младенца, приближающегося к возрасту отрока. Художник представил прекрасного мальчика, спящего кротким сном невинности под надежным щитом Минервы, изображенной по мысли греческих художников с отменным искусством; внизу виден образ Улиссов. – «Ныне мало работаю, – сказал он, – будучи принужден (здесь он вздохнул) часто вооружаться и ходить на караул, так, как и все прочие граждане. Вид недоделанных статуй приводит меня в уныние. Ах, государи мои! Вы не можете войти в чувства художника, отвлекаемого от работы!» – «Ты истинный художник!» – думал я…»

От себя поясню. Во Франции не было  стабильности из-за революционного настроя. После разрушения Великой славянской (русской ) империи европейские страны тридцать лет (1618 – 1648)  делили  её имущество, создавали колониальную систему, везли в метрополию рабов из колоний. Во власти оказались плохие управленцы. Священность власти была порушена, и в головах у многих возникали революционные идеи, буквально  - «переволить», то есть своей волей поставить других правителей и вождей, и ремесленники, люди , живущие плодами рук своих,  вынуждены браться за оружие, чтобы сохранять хотя бы видимость порядка.

Продолжим читать Карамзина. В условиях нынешней пандемии есть с чем сравнить. Сплошной текст я разделил на синтагмы, небольшие отрывки, это  для удобства чтения.

 «Мы пошли в гошпиталь, огромное здание на берегу Роны.
В первой зале, куда нас ввели, стояло около двухсот постель в несколько рядов – о! какое зрелище!
Сердце мое трепетало. На одном лице видел я изнеможение всех сил, томную слабость; на другом – яростный приступ смерти, напряженный отпор жизни; на ином – победу первой – жизнь удалялась и вылетала на крылиях вздохов.
Здесь-то надобно собирать черты для картин страждущего человечества, прибирая тени к теням. Но какое упражнение! Кто вынесет весь ужас его! – Между смертию и болезнию попадалось в глаза и томно-радостное, выздоровление.
Бледные младенцы играли цветами – чувство к красотам натуры возобновилось в сердцах их!
Старец, подымаясь с одра, подымал глаза на небо или обращал их вокруг себя. «Итак, я еще буду жить!» – говорили радостные глаза его. – «Я еще буду наслаждаться жизнию!» – говорили веселые взоры выздоравливающего  мужа и юноши.
Какая смесь чувств! Как грудь моя могла вмещать их! – Таким образом переходили мы из залы в залу. В каждой заключается особливый род болезни: в одной лежат чахотные, в другой – изувеченные, в третьей – родильницы, и так далее. Везде удивительная чистота, везде свежий воздух. Присмотр за больными также достоин хвалы всякого друга человечества – и где можно расточать ее с живейшим удовольствием? Милосердие! Сострадание! Святые добродетели! Так называемые жалостливые сестры служат в сем доме плача, и чувство доброго дела есть их награда. Иные стоят на коленях и молятся, другие обхаживают больных, подают им лекарства, пищу. Некоторые из сих добродетельных монахинь весьма молоды; кротость сияет на их лицах.
В средине каждой залы стоит олтарь; тут всякий день служат обедню. «Вот комната, – сказал нам провожатый, указывая на дверь, – за которую надобно платить в день двенадцать ливров, с лекарствами, с пищею и услугою; но она пуста». – «А что платят бедные?» – «Десять су в день за все, и двадцать, кто хочет иметь постелю с занавесом».
 – «Что здесь?» – спросил я, указывая на маленькую часовню в углу двора. «Посмотрите», – отвечал вожатый – и четыре гроба, покрытые черным полотном, встретили взор мой. «Всякий день, – говорил он, – умирает здесь несколько человек. Ныне, слава богу! умерло только четверо. К вечеру их вывезут».
– Я с ужасом отворотился от сего мрачного жилища смерти.
– «Теперь поведу вас в кухню».
– «Кстати!» – думал я, однако ж пошел за ним. Там, в превеликой зале со многими печами, кипели котлы, лежали целые быки и телята.
«И это все в нынешний день будет съедено?» – спросил я.
«Тысяча больных, – отвечал он, – ест по крайней мере за пятьсот здоровых. Я не считаю множества лекарей и духовных, которые здесь живут. Вот их столовая».
 – Мы вошли в большую комнату, загроможденную столами. Час обеда еще не пришел, но некоторые из почтенных духовников наполняли свои желудки мясом и пирогами: они завтракали. –
 «Всё ли?» – спросил я, выходя из залы. –
 «Посмотрите сюда. Здесь за железными решетками содержатся безумные». – Один из сих несчастных сидел на галерее за маленьким столиком, на котором стояла чернилица. Бумагу и перо держал он в руке, в глубокой задумчивости облокотись на столик.
– «Это – философ, – сказал с усмешкою провожатый, – бумага и чернилица ему дороже хлеба».
 – «А что он пишет?»
– «Кто знает! Какие-нибудь бредни; но на что лишать его такого безвредного удовольствия?»
– «Правда, правда! – сказал я со вздохом.
– На что лишать его безвредного удовольствия!»

В Лионе Николай Карамзин получил сообщение, что из-за нехватки денег он должен изменить маршрут: вместо Италии ехать на Париж. Западные кураторы посчитали, что в Италии и в Ватикане ему делать нечего. Пусть посетит Англию. Оттуда его отзовут с условием, чтобы в Санкт-Петербург он приехал в тот день, когда суд приговорит Александра Радищева к смерти за издание книги «Путешествие из Петиербурга в Москву». Ирония судьбы. Намёк более чем ясный.
««Я в Париже!» Эта мысль производит в душе моей какое-то особливое, быстрое, неизъяснимое, приятное движение… «Я в Париже!» – говорю сам себе и бегу из улицы в улицу, из Тюльери в поля Елисейские, вдруг останавливаюсь, на все смотрю с отменным любопытством: на домы, на кареты, на людей. Что было мне известно по описаниям, вижу теперь собственными глазами – веселюсь и радуюсь живою картиною величайшего, славнейшего города в свете, чудного, единственного по разнообразию своих явлений.»

Собачья радость овладела будущим российским историком, столь противоречивым и непоследовательным. Он был сторонником монархии, но воспитал плеяду её противников, а когда они вышли  на Сенатскую площадь, он осудил восстание декабристов, он так испугался, но не за них, а за себя, что  умер за месяц до казни их вождей в июле 1826 года.

«Париж ныне не то, что он был. Грозная туча носится над его башнями и помрачает блеск сего некогда пышного города. Златая роскошь, которая прежде царствовала в нем, как в своей любезной столице, – златая роскошь, опустив черное покрывало на горестное лицо свое, поднялась на воздух и скрылась за облаками; остался один бледный луч ее сияния, который едва сверкает на горизонте, подобно умирающей заре вечера. Ужасы революции выгнали из Парижа самых богатейших жителей; знатнейшее дворянство удалилось в чужие земли, а те, которые здесь остались, живут по большей части в тесном круге своих друзей и родственников.»
Хотелось мне рассказать о своих впечатлениях от двух посещений Парижа. Но частично я уже высказался раньше, а подробно расскажу как-нибудь попозднее.

В парижских письмах Николая Карамзина мы встретим много интересных замечаний о мировой истории, о том, что история России уже написана Левеком, которого Карамзин встретил в театре. Карамзину не понравилось, что Левек унижает в своей истории Петра Великого. В этих письмах из Парижа звучит и глобальная мысль, приведшая в тупик всё человечество и ведущая к дальнейшему его разрушению: «Всё народное ничто перед человеческим. Главное дело быть людьми, а не славянами». И люди нынешнего времени во властных структурах Запада стравливают народы, отнимают у слабых их ресурсы, чтобы самим жить в довольстве. А в эти дни, когда я пишу эти строки, Запад пытается столкнуть в военном конфликте славянские народы. Семь лет после госпереворота в феврале 2014 года на Украине  делаются попытки столкнуть русских с русскими. Но я чувствую, как разрушительные идеи Запада, приготовленные для других, стали разрушать сам западный мир. Не зря у русских есть пословица «Не рой яму другому, сам в неё попадёшь».

Что сделал Карамзин? Осуждая Левека за его «Российскую историю», Николай Михайлович сам создал подделку истории по западным образцам. И мы от этой подделки пока не избавились. Потому столько проблем и противоречий.

«Академия надписей и словесности учреждена также Лудовиком XIV и более ста лет ревностно трудится для обогащения исторической литературы; нравы, обыкновения, монументы древности составляют предмет ее любопытных изысканий. Она по сие время выдала более сорока томов, которые можно назвать ЗОЛОТОЮ МИНОЮ ИСТОРИИ.
Вы не знаете, что были египтяне, персы, греки, римляне, если не читали «Записок» академии; читая их, живете с древними; видите, кажется, все их движения, малейшие подробности домашней жизни в Афинах, в Риме и проч.
Девиз академии есть муза Истории, которая в правой руке держит лавровый венок, а левою указывает вдали на пирамиду, с надписью: «Но дает умирать», vetat mori.»

Главную мысль выделю особо:

«Вы не знаете, что были египтяне, персы, греки, римляне, если не читали «Записок» академии; читая их, живете с древними; видите, кажется, все их движения, малейшие подробности домашней жизни в Афинах, в Риме и проч.»

Без всякой иронии уточняю:  ОСНОВЫ ФАЛЬШИВОЙ МИРОВОЙ ИСТОРИИ ЗАЛОЖЕНЫ И ОСУЩЕСТВЛЕНЫ ВО ФРАНЦИИ ПРИ ЛЮДОВИКЕ XIV.

Фальшивая история создаётся и сегодня. А проекты будущего по западным лекалам шьются без участия  России. Отсюда – концентрация американских биолабораторий вдоль границ России и Китая. Отсюда стягивание  войск НАТО  в районе Чёрного моря и Балтики, транспортные самолёты США с военной продукцией для фашистов на Украине.

А завершить эту растолковку хочу утверждением, что у слова ИРОНИЯ – русские корни. И упомянутая Карамзиным река Рона в Лионе имеет русский корень.  Кстати, фамилия французского президента  - Эмманюэль Жан-Мишель Фредерик Макрон (фр. Emmanuel Jean-Michel Fr;d;ric Macron),  я для себя перевёл её  как «большой урон», «большая потеря» ещё во время его визита в Москву, когда он заявил, что хотел бы видеть в России некое подобие Платона Каратаева из романа Толстого «Война и мир». Платона французские конвоиры терпели, пока он шил им мундиры, но он занемог, и они пристрелили его у берёзы.

В чём  задача ЮМОРА? Правильно:  уморить от смеха.  А  цель ИРОНИИ - уронить, понизить уровень, нанести урон репутации, и мы можем наблюдать в реальной жизни, как те, кого мы называли столетиями партнёрами, начинали с ИРОНИИ – вспомните про КОРАБЛИ ДУРАКОВ, про то, КАК МЫШИ КОТА ХОРОНИЛИ, про Дон Кихота и его борьбу с мельницами, про великанов Гаргантюа и Пантагрюэля. Это они над нами, над русскими,  посмеивались. А теперь они формируют антирусский пояс (АНАКОНДЫ?) по всем границам России, заставляют народы упражняться и испражняться в крайних выражениях русофобии.

А теперь заглянем в словарь Владимира Даля.

РОНЯТЬ, ронить что, повалить, бросить, дать упасть, опустить. Он все из рук роняет. Конь роняет седока. Иноходец, берущий с рыси на иноходь, долее не роняет бега, спорее. Ронить лес, сев. рубить с корня, валить. Траву ронить, арх. косить. Ронить паруса, волжск. касп. опускать, отрочить подъемну, дрок, морск. отдать фал. Не роняй слов на глушь. Птица перья роняет, линяет. Олень изюбр или марал роняет рога по осени и ходит заму комолый. Стой, не рони! не кидай, держи. Что не ронишь слова ласкового? рониться, быть роняему. || Ронился сокол на голубку, пал, ринулся. Выронил из кармана. Доранивай парус! Заронилась искра, и затлелась. Изронила слезу горючу. Наронила, нароняла буря много лесу. Взрывом стену надронило. Низронить, скинуть. Кто-то грамотку обронил. Пороняло бурей столбы. Подронить, подсечь, подготовить для рони. Все перероняли и перебили. На обухе рожь молотит, зерна не проронит. Много навалил, разроняешь, разронишь. Сронил книгу с полки. Уронил из рук. Ронянье, роненье, рон, ронка, действ. по глаг. Ронка лесу, стар. и сев. рубка, валка. Ронный к рону, ронке относящ. Рончивый, ронливый, много роняющий. Ронкий, то же, склонный ронять, либо легко роняемый, легко и скоро падающий. Ронное, ронкое ружье, арх. перм. которое ронко бьет, верно, метко, и сильно, наповал. По поверью охотников, иное ружье живит, легчит, а иное бьет ронко. Ронкость то же. Ронливость, рончивость свойство, качество ронливого, рончивого. Ронятель, ронитель, ронщик, роняющий что-либо. Роня об. твер. рохля, разиня. Толковый словарь живого великорусского языка

УРОНИТЬ что, ронять, сев. ронить, обронить, дать упасть или бросить, повалить, столкнуть, обрушить. Чашку из рук уронишь, так расшибешь. На обухе рожь молотит, зерна не уронить! Чем разбирать стену, лучше подсечь снизу, да сразу уронить. Расшива уронила парус, опустила. *Уронила ненароком слово ласковое, песня. *Уронить честь, славу, достоинство свое, умалить, замарать. Урониться, быть уронену. Уроненье, урон, уронка, действие по знач. глаг. || Урон, ущерб, убыль; убыток, потеря, утрата. Сраженье было жаркое, обоюдно урону много. На этом обороте купцы понесли урон. У нас есть уроншие души, мы за них платим, ниж. убылыя, умершия. Уронный, к урону относящ. Урончивый, неосторожный, неуклюжий, роняющий все из рук, или зацепляющий за вещи. Толковый словарь живого великорусского языка


Рецензии