Справедливость как основа для развития общества

      Понятие социальной справедливости является важнейшей социально-правовой и философской, религиозной и этической категорией. Иными словами она получает отражение во многих социальных нормах и играет важнейшую роль в регулировании социально-экономических взаимоотношений между людьми, как в догосударственных, так и в государственно организованных обществах. Категория справедливости была предметом исследования очень давно. Достаточно сказать, что её анализировали мыслители античной Греции, Рима, Персии, Китая и других регионов Древнего Мира.

      Вопросы справедливости всегда волновали лучшие умы человечества и первое серьезные исследования проблем справедливости можно найти в работах античных мыслителей. Одним из первых, кто обратился к сущности справедливости, был Сократ, от него эстафету принял Платон, а относительно законченный вид проблеме справедливости придал выдающийся греческий философ Аристотель. Именно в его работах мы встречаемся с первыми осмысленными попытками понимания сущности социальной справедливости и как известно, он делил ее на уравнивающую и распределяющую.

      Основная мысль о справедливости, которая была сформулирована на протяжении многих веков, определяет социальную справедливость как соответствие действий отдельных лиц требованиям иерархического неравенства сложившегося в обществе и как требования справедливости выражены в социально-экономических законах общества! Таким образом в зависимости от того, какие законы принимает как должное абсолютное большинство населения страны, какой уровень борьбы с несправедливостью формируется в обществе и какой уровень социального благополучия населения наблюдается в каждой отдельной стране, по этим признакам и определяется относительный уровень развития социальной справедливости для каждого общества.

      Серьёзно занимался вопросом социальной справедливости и Маркс, который более полутора веков назад предложил свою распределительную систему производимых в обществе и постоянно необходимых каждому средств для жизни  по количеству и квалификации честно и справедливо нормированного общественно-необходимого труда.  Поскольку капитализм в процессе своего развития определил относительное равенство рабочего времени как относительно равное для всех количество труда по разным профессиям и разной квалификации труда, то Маркс предложил по этой равной для всех норме количества труда определять и относительно равные нормы количества базовых средств для жизни от общей массы производимых в обществе и ежедневно необходимого каждому базовых социальных благ!

      Это значит, что относительно равное для всех дееспособных граждан рабочее время определяет относительно равное для всех количество труда и, соответственно, относительно равные для всех количественные нормы таких ежедневно необходимых каждому базовых средств для жизни, как жильё, основные продукты питания и распространённая в обществе фактура для одежды при сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества!

      А качество благоустройства жилья, приготовления блюд питания и изготовления одежды каждый формирует для себя сам по зарплате от результатов квалификации труда по своей профессии в общественно необходимом труде на благо общества, чтобы иметь от общества всё необходимое для своей счастливой жизни. Некоторые страны уже применяют это предложение Маркса, особенно те, что в первом десятке рейтинга по социальному благополучию народа, и до сих пор никто ничего лучше не придумал.

      Каждое общество впитало в себя отдельные идеи, конструкции и ценности предшествующих цивилизаций, однако в каждой культуре представления о справедливости это исторически изменчивая категория и в различных цивилизационных общностях она получает своеобразное, индивидуализированное развитие. В этом смысле понимание справедливости в любой правовой культуре следует рассматривать как категорию динамичную, развивающуюся, которая нуждается в том, чтобы её понимали в соответствии с общими законами развития.

      Таким образом, в каждом обществе лежит присущая им справедливость. Другое дело, что в каждом из них она приобретает свои очертания и, соответственно, определение справедливости тоже будет иметь другое значение.  В зависимости от того, какое строение имела община в процессе зарождения государства, такие будут развиваться и традиции в обществе.  Если свои законы диктовал вождь племени, или все жили по законам совета старейшин, или всё решалось на общих сходах, то и развитие общины будет иметь соответствующее продолжение. Если в общине было равноправие людей в отношении между собой, то должны были быть и соответствующие, известные каждому законы. Если законы диктовал тиран, то в общине обязательно зарождалась группа в противовес против его несправедливости, в виде зла и тирании, для свержения тирана и установления новых условий жизни общины.

      Принцип равноправия и социальной справедливости  занимает одно из важнейших мест в гражданском и уголовном праве любого общества и можно сказать, что социальная справедливость считается одной из самых важных и значимых основ развития любого общества и именно она лежала в основе развития социалистической мысли.

      Есть такое определение народа, что это население страны объединённое согласием с законами своих социально-экономических взаимоотношений и все должны подчиняться этим законам, для чего в любом обществе есть государственные службы обеспечения законности!  В классовом обществе, где господствует класс власть и богатство имущих, производительный класс всегда находится в угнетённом положении!

      В демократических государствах с парламентарным устройством, где законодательная власть принадлежит абсолютному большинству населения страны, ибо исполнительная и правозащитная власть должны принадлежать государственным структурам для исполнения воли народа, классовые привилегии постепенно стираются.


      Первобытный коммунизм это общественный доклассовый строй первобытной родовой общины с общей собственностью на производимые средства для жизни, которые распределялись по законам общины для благополучной жизни всех её членов.  Сторонник прямого народовластия в Швейцарии Раймонд Брогер в программной речи  говорил, что уже больше  полутысячелетия все объединённые в единое государство швейцарские общины самоуправления и городские муниципалитеты не  меняют  существенно законы своей жизни, а только их совершенствуют на основе гуманизма, равноправия и социальной справедливости для улучшения своей жизни. И только при условии, что эти законы считают справедливыми абсолютное большинство населения страны!   

      Всех  ведёт  убеждение, что  такая  жизнь связана с обязательствами  и самоограничением каждого и не может быть никакой  свободы от этого  ни  у  граждан,  ни  у  правительства  без всеобщей дисциплины и честности,   без диктатуры закона избранного народом и его беспрекословного соблюдения, как и нет свободы без долга исполнения закона, если закон и службы обеспечения законности защищают права всех граждан своей страны от любого произвола, угнетения и эксплуатации.

      Но при демократии только НАРОД должен быть законодателем и  решающим судьёй во  всех важных вопросах, ибо власть народа может быть только законодательной, а исполнительная и правозащитная власть должны быть государственными структурами. А так как народ не может ежеминутно участвовать в управлении государством, то необходимы какие-то аристократические и даже монархические элементы управления, но без нарушения ЗАКОНА избранного народом и при действенном механизме обеспечения законности!!!

      Правительство не  должно  спешить за всеми  изменениями потребностей и народных мнений, задача  правительства обеспечивать исполнение законов принятых населением и  действовать  так, как  действовал бы  разумный человек, который зная количество населения формирует экономику для удовлетворения его потребностей при стремлении обеспечить необходимым для благополучия каждого базовыми нормами средств для жизни от их общей производимой массы, что должно зависеть  не столько от финансовой прибыли и анархии рынка, сколько от потребностей населения в средствах для жизни. А для этого необходимо формировать их распределение по количеству и квалификации труда каждого, сохраняя относительно свободный рынок вне необходимых норм в социально-бытовой сфере. А это при растущих потребностях населения и экономики общества делать становится всё труднее. Именно демократическая система формирования социально-экономических законов как раз и требует сильной руки, которая могла бы государственный руль направлять только по выбранному народом курсу. Если, конечно, народ сплочён своей партией и единством своих целей…

      Примерно то же самое про свои страны могут сказать канадцы, норвежцы, исландцы, шведы, финны и представители других социально развитых стран мира. Разница будет только во времени объединения народа для организации и становления такой народной экономики…


      Экономика процесса производства и распределения в странах социального благополучия должна строиться не для увеличении финансовой прибыли от продаж, а для улучшения благосостояния населения, чтобы с правом на труд  в процессе развития общества в его законах формировались гарантии на необходимые каждому качественно изготовленные и распределяемые по необходимым для жизни нормам для относительно равного благополучия населения.  Чтобы необходимые каждому базовые средства для жизни от их общего производимого количества в виде добротного жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды распределялись количеством относительно равномерно от относительного равенства рабочего времени как относительно равного для всех количества общественно необходимого труда, а благоустройство жилья, качество приготовления пищи и изготовления одежды можно и по зарплате от результатов квалификации труда на своём рабочем месте в экономике страны!   

      Дети должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия, имея определённые бонусы за послушание, хорошую учёбу и примерное поведение, старики как уже заслужившие своим трудом достойную старость!

      Где будет налажена такая система, то и общество будет стабильно развивается! А в процессе развития экономики такой порядок должен распространяться и на все средства коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт при развитии образования для повышения квалификации, для развития медицины, разных видов искусства и спорта для сохранения здоровья! При сохранении относительно свободного рынка вне социально-коммуникационной сферы и на производимое сверх необходимых норм для социального благополучия населения, для его морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития.

       Поэтому при коммунизме санитарная канализация должна быть у всех, а сантехника по зарплате от результатов квалификации общественно необходимого труда! И только при таком принципе система может быть саморазвивающейся! Это означает только то, что либо руководители ЦК КПСС не знали о социальном опыте этих стран и даже Маркса не читали, либо просто обманывали советский народ, что Маркс не дал никаких своих рекомендаций по построению общества гуманизма, равноправия и социальной справедливости, сохраняя свои буржуазные привилегии.

        И сегодня Путин говорит, что он не знает, как организовать народ России для развития более благополучной и счастливой жизни россиян, имея диплом кандидата экономических наук...


       Важность принципа социальной справедливости в законах любого общества для определения прав населения ничуть не теряет свой смысл даже при расколе общества на разные сословия. Относительно разные мнения по догмату веры в справедливость и предопределения судьбы каждого, то надо заметить, что толкование данного догмата считается одним из важнейших различий между разными толкованиями самого понятия социальной справедливости в разных сообществах. Одни принимают это понятие о предопределении в точном его смысле, не допуская в человеке свободу его действий против другого человека по Золотому правилу нравственности – «Не делайте другим того, что не нравится вам, живите справедливо сами и требуйте этого от других!». Другие полагают, что в каждом человеке существует полная свобода действий, за которые он подлежит ответу только перед судом Бога.  Если для одних основой социальной справедливости является гражданское право по законам страны проживания и  почти не существует божьего суда, то для других, к примеру, религиозных фанатиков или для членов преступных сообществ, почти не существует гражданского права и они не очень боятся наказания за нарушение основ социальной справедливости своей или какой-либо другой страны.

     Если для одних справедливость устанавливается законами принятыми разными сообществами, то для других справедливые отношения и правосудие устанавливаются Богом или личными убеждениями.   Все эти отношения  переплетаются в обществе и лица полномочные в управлении обществом, обязаны соблюдать справедливость и правосудие между членами общества по законам этих разных сообществ. Таким образом определённая социальная справедливость в человеческих отношениях обеспечивается поддержкой тех лиц, которые, обладают определённой властью и те сообщества, которые обладают большей однородностью и сплочённостью общественными законами, меньше подвержены и нарушениям социальной справедливости.

     Отсюда можно сделать вывод, что нормы поведения, определяющие отношения людей между собой и с государственной властью, все взаимоотношения с представителями других  сообществ в вопросах социального характера в отношении к социальной справедливости делятся на три основные составляющие этих отношений – на классовые, сословные и религиозные.  Но человеческая, гражданская справедливость по своей характеристике и содержанию обязательно должна быть более близка по духу общегражданским понятиям социальной справедливости для снижения социальной напряжённости, ибо сословные и классовые разногласия определяются прежде всего с социально-экономической точки зрения, при этом большое значение уделяется воле либо объединённого большинства людей, либо отдельного человека в лице социального лидера для осуществлении справедливости.

        Однако социальная справедливость охватывает большой круг проблем, который определяет пределы её действия. Справедливость должна считаться основополагающим началом любых взаимоотношений, она должна постоянно присутствовать как в личной жизни каждого, так и в жизни окружающего мира. Процесс реализации принципа справедливости направлен на соблюдение не только прав каждого человека при нарушении закона, но и стремиться к устранению, в конечном итоге, всякой несправедливость, направленную против других объектов окружающего мира. Ведь императивное начало справедливости указывает на постоянное применения данного принципа и уместно отметить, что практика применения принципа социальной справедливости иногда противоречит обязательному требованию соблюдать справедливость в делах между людьми и в осуществлении правосудия, поэтому любой закон требует  очень серьёзного обсуждения, а правосудие требуют кропотливого разбирательства во избежание ошибок, которые часто очень дорого обходятся  населению.
 
        История наглядно показывает, что действие справедливости в практическом пространстве часто зависят от воли субъектов её осуществления.  Само понятие справедливости для очень многих людей остаётся как недостижимый идеал, как утопия и только временами в деятельности правителей наблюдалось проявление стремления к социальной справедливости. Причина такого положения связаны с тем, что в термин «справедливость» разными мыслителями вкладывался и до сих пор вкладывается разный смысл.
   
        Многие считали, что долгое правление некоторых «длилось столь долго потому, что их правители были справедливы по отношению к подданным, и потому, что они соблюдали строгость в делах. Они считали невозможным жестокость и несправедливость в своей общине. Они обустраивали страну согласно этим понятиям о справедливости и были беспристрастны с подданными».  В другом предании говорится, что Бог послал откровение, чтобы он запретил людям своего племени поносить чужих царей, ибо они обустраивали Его земли, а населяли их Его рабы. Употребление различных значений справедливости имеет также целью наполнить само содержание справедливости через сходные термины. Оно включает с одной стороны равноправие, искренность и меру, с другой стороны, это - справедливость между творением и творцом, когда следуют Его заповедям и соблюдают Его запреты. Когда справедливость выражается в отношениях между людьми и собственным «я», то иногда может отвергаться всякое соглашение. В-третьих, должна существовать справедливость между всем сотворенным миром и творениями, чтобы они руководствовались правом, помогали друг другу советом и делом, не обманывали и не вредили друг другу, терпеливо переносили обиды и всегда придерживались среднего пути.

         Известно, что справедливость - всеобъемлющее понятие и охватывает все добродетели, которые только есть в философии, поэтому социальная справедливость всегда и для всех требует ко всему относиться с теплом и гуманностью, то есть требует добрых дел даже там, где для справедливости таковых как бы и не нужно, то есть платить добром за зло или оказывать помощь тому, кто, кажется, и не может на это претендовать. Так же следует избегать прямо противоположных вещей, особенно тех, что считаются в обществе позорными, действительно несправедливо защищать и облагораживать.

          Справедливость у многих народов всегда требует делать добро, чем несколько смягчается строгое соблюдение справедливости, чтобы оставить место для прощения и милости.  Эта заповедь относится к любым действиям и поступкам, к отношению раба и господина,  к семье и к общине, к человечеству и к природе, а также всегда включает доброту, дружелюбие и помощь по отношению к родственникам.

           Многие видели в справедливости два аспекта. Во-первых, необходимо заботиться о том, чтобы каждый пользовался своими правами без их ущемления, во-вторых важно, чтобы каждый получал то, что заслуживает.  Но что может означать справедливость без добрых поступков и великодушия, без сочувствия и терпимости, без самоотверженности и сотрудничества, без умения прощать, когда это возможно?  В общественной жизни это еще важнее, чем справедливость, хотя именно она есть основа здорового общества и она очень необходима для его совершенствования. Справедливость предохраняет общество от ожесточения и нарушения прав,  делает жизнь в нем достойной и благополучной.

         Другая сторона социальной справедливости выражается в дозволении и запрещении, соблюдение которых направлено на то, чтобы содействовать благополучию человечества; упрощению и облегчению его повседневной жизни путём ограждение от вредных, обременительных обычаев и суеверий; очищению души, тела и разума каждого человека, а также решению проблем всех слоёв общества.

          По принципам гуманизма даже во время войны нельзя преступать границ дозволенного,  кто не выполняет эту заповеди и не соблюдает установленных пределов свободы, действует против собственных интересов и наказывает сам себя. Вот почему, несмотря на многочисленные военные конфликты нашей эпохи, необходимо соблюдать в ходе боевых действий этические принципы: не убивать тех, кто сдался и сложил оружие, кто утратил способность сражаться или вообще не может воевать, как в случае со стариками, женщинами и детьми, к которым нельзя применять насилие. Нельзя уничтожать сады и отдельные деревья. Нельзя отравлять или заражать болезнетворными бактериями воду, которую использует для питья его противник.  Ведение войны разрешено только в целях самообороны, причем в рамках четко установленных границ. Войну необходимо вести всеми имеющимися в распоряжении силами, не проявляя, однако, жестокость. Войну необходимо вести только в целях восстановления мира и свободы и ни в коем случае не должны подвергаться нападению женщины, дети и старики или слабые, запрещается отказываться от заключения мира после сдачи врага и плен.


        Что касается механизма реализации социально справедливого распределения средств необходимых каждому для нормальных социально-бытовых условий жизни по нормам для нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития каждого труженика, то он до гениального прост!

        От каждого по способностям каждому по потребностям от общего количества производимых базовых средств для жизни в виде жилья, продуктов питания и фактуры для одежды относительно равномерно, по относительному равенству рабочего времени как количества труда, а благоустройство жилья, приготовление пищи и изготовление одежды можно и по зарплате от разряда, класса или категории от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны, если руки не оттуда растут, сохраняя зарплату и рынок для удовлетворения потребностей вне социальной сферы и на средства для жизни производимые вне необходимых норм потребления независимо от формы собственности средств производства, ибо закон для всех един! Закон суров, но это ЗАКОН!

        Дети должны иметь всё необходимое  для своего нормального развития, имея дополнительные бонусы за послушание, хорошую учёбу и примерное поведение, старики как уже заслужившие своим трудом достойную старость!  И чем вам не нравится такой социализм???

        Это устраняет монополию капитала и устанавливает монополию закона о социальных гарантиях, устраняет незаслуженные привилегии, а значит разделение на господствующие и угнетённые классы, создаёт у каждого заинтересованность в добросовестном труде в общественной экономике во всех сферах деятельности в любой нужной обществу профессии, а не только в производстве необходимых КАЖДОМУ средств для жизни, устраняет жажду наживы и развивает дружелюбные отношения людей! А при развитии средств коммуникации в процессе развития экономики, а это энергия, вода, канализация, связь, информация, транспорт, и при их распределении по этому принципу можно будет говорить и о победе коммунизма! Естественно, развивая для всего населения страны образование и медицину.

       И никакой уравниловки, кроме равенства всех перед мудростью ЗАКОНА! Уравнивание людей, неравных по достоинствам, по способностям, по энергии, по инициативе, по бережливости в социально-производственных отношениях и в быту есть условие вопиющей несправедливости, является концом совершенствования людей и общества, смертью прогресса и свободы, началом морального уродства членов общества.

       Поэтому кто хочет иметь хорошие блага от общества, должен научиться и уметь лучше трудиться и жить на благо других людей общества, чтобы иметь всё необходимое для своей созидательной и счастливой жизни, не ущемляя интересы и стремление к счастью других людей!

       Чтобы не было такого, как сегодня, когда за наши же миллионы Фабио Капелло вытер о нас ноги (только за досрочное расторжение контракта Российская Федерация спорта раскошелилась на рекордную в истории компенсацию в размере около 15 млн. евро), прибавьте к этому Зенит-арену по цене авианосца (самое дорогое спортивное сооружение на планете Земля), и бегающих за мячиком мальчиков по цене годового бюджета некоторых российских городов. А чтобы своих детей лечить, собираем СМСками по рублю со своих сограждан. И это социальное государство?


       Или именно это необходимо россиянам для их нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития?  Чтобы быть счастливыми...

       А «Счастье, - писал А.С.Пушкин, - есть лучший университет! Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному!»

       Необходимо только всегда помнить, что трудящиеся массы, не вооружённые вековой мудростью и социально передовыми идеями, НИКОГДА не добьются справедливости, ибо всякая политическая идея может реально материализоваться только тогда, когда эта идея имеет мощную силу объединённого большинства трудящегося населения для своего благополучия! В противном случае эта идея так и останется утопией, ибо власть имущие редко заинтересованы в социальной справедливости, чтобы не потерять своё привилегированное положение как господствующего класса в обществе, ибо классы определяют прежде всего привилегии, а потом уже разделение труда на управленцев и непосредственных производителей.   

       А часть народа, которую объединяет какая-либо экономическая идея для её реализации называется политической партией! И где в России партия с такими целями? А ведь в России есть люди, которые до сих пор считают и верят, что они жили при социализме, а некоторые уверены, что СССР была коммунистической страной, даже не имея понятия, что такое коммунизм. Или может быть кто-нибудь назовёт социально развитую страну, где у власти нет правящей партии с социально прогрессивной программой развития избранной абсолютным большинством народа страны?

       Хотя власть и богатство имущие во все века жили как при коммунизме, у них всегда были в достатке и социальные блага, и коммуникационные!  А когда это было у всего народа России достойно количества и квалификации труда, как это практикуется в социально развитых странах???  Причём там это распространяется не только на тех людей, которые заняты на общественно необходимых работах, определённые социально-бытовые гарантии при определённых условиях по законам этих стран распространяются и на ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ ЗАКОНОПОСЛУШНЫХ ГРАЖДАН страны!

       Тот, кто не понял принципа социалистического распределения, тот не понял в принципах социализма ничего!  Тот даже не понял, ради чего социалисты стремились взять в свои руки государственную власть. А кто не понял сущности эксплуатации при капитализма и справедливости социализма, тот не понял и основного методологического подхода идеологов социализма к изучению общества, как  естественного исторического процесса, который осуществляется волей объединённых людей. А ведь подобные предложения были и у Роберта Оуэна, и у вождей народничества Бакунина, Лаврова, Кропоткина, и у лидера российских социал-революционеров (ЭСЕРОВ) Чернова.

       А ведь ещё Аристотель говорил, что организованное меньшинство всегда в состоянии навязать свою волю и свои законы неорганизованному большинству! Но в вопросах абсолютной демократии важна не столько воля абсолютного большинства дееспособного населения избирать для себя наилучшую из предлагаемых разными партиями программу развития, сколько стремление народа к объединению против какого-либо угнетения!!! Важно только потом последователям победившей партии не извратить саму идею и программу партии, а потом не увести организованное ею население в сторону от правильного пути реализации победившей на выборах программы и не привести обратно к капитализму.

        Ведь именно при капитализме многим кажется, что ДЕНЬГИ, даже пропорционально труду, заставляют каждого чувствовать себя зависимым именно от денег, когда не добросовестный труд, а деньги дают уверенность в завтрашнем дне, когда труд за деньги заставляет каждого чувствовать оторванность своего труда от условий своей жизни и такой труд за деньги рождает в человеке стремление любым способом добывать деньги, а не добросовестно трудиться.

        Поэтому труд за деньги делает всю жизнь людей зависимой от денег и такой труд перестаёт давать людям ощущение свободы. А когда право на необходимый обществу труд не даёт КАЖДОМУ право иметь от общества хотя бы необходимые социально-бытовые условия для жизни достойной своего труда и всё в его жизни определяют только деньги, то именно они и дают человеку ощущение свободы и он идёт на любые преступления ради денег. Когда нет соответствующих законов, а есть только буржуазное право жить по деньгам, а не по труду, то труд каждому кажется принудительным, а мировоззрение у людей становиться буржуазным со стремлением жить за счёт других посредством накопления своего капитала…

       Но при таком буржуазном понимании свободы о гуманизме, равноправии и социальной справедливости для всех  нечего и мечтать...


Рецензии