О влиянии тамплиерских идей на духовную жизнь

+NNDNN+

О ВЛИЯНИИ ТАМПЛИЕРСКИХ ИДЕЙ НА ДУХОВНУЮ И ОБЩЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.

(ДОКЛАД 10.04.2021)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

1. Тамплиеры после упразднения Ордена Храма.
 
Казалось, что после ликвидации "Ордена бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова" совместными усилиями французской короны и папской тиары, после сожжения на костре Великого Магистра тамплиеров Жака де Молэ и других членов верховного руководства уничтоженного Ордена Храма на парижском Еврейском острове в 1314 г., история братства тамплиеров (владения которого некогда простирались от Португалии до Руси и от Германии до Палестины) завершилась раз и навсегда. Однако вскоре выяснилось, что, несмотря на роспуск Ордена храмовников как официально признанного духовными и светскими властями Запада военно-монашеского института Вьеннским собором римско-католической церкви, великую идею тамплиерства оказалось невозможно вычеркнуть из коллективной исторической памяти европейцев простым церковно-административным актом.

Дело в том, что средневековое христианское благочестие иногда принимало весьма причудливые, с нашей современной, "теплохладной" в вопросах веры, точки зрения, формы – достаточно вспомнить детские Крестовые походы, братства самобичевателей-флагеллантов и даже еретические объединения, вроде богомилов, патаренов, вальденсов или катаров-альбигойцев. Истоки всех этих движений коренились, прежде всего, в крайне интенсивном стремлении людей Средневековья быть как можно ближе к Богу. Частью этого мира было и благочестие рыцарей-тамплиеров, которое нам представляется правильным рассматривать именно под данным углом зрения.

Известно, что многим членам Ордена тамплиеров за пределами Французского королевства удалось избежать преследований инквизиторов и жадных до земель и денег тамплиеров светских властей. В особенности сказанное относится к тамплиерам Иберийского полуострова, Германии, Англии и Шотландии. Сегодня нам, несмотря на обилие разнообразнейших легенд на этот счет, все еще точно не известно, что именно с ними произошло.

Согласно предположениям многих исследователей, ушедшим в глубокое подполье уцелевшим тамплиерам удалось сохранить Орден Храма, хотя и в видоизмененной форме. Так, например, в качестве преемника Ордена Храма рассматривалось возникшее в XVI в. братство "розенкрейцеров" (Орден Розы и Креста, а позднее – Златорозового Креста), в рядах которого объединилось большинство свободомыслящих интеллектуалов Западной Европы – в частности, такие знаменитые мыслители, как француз Декарт (Картезиус) и немец Лейбниц.

Вероятно, особую привлекательность идеям "розенкрейцеров" (Рыцарей Розы и Креста) придавала как раз окружавшая их братство аура некоей древней тайны (побудившая. к примеру, даже известного драматурга и поэта "серебряного века российской литературы" А. А. Блока назвать свою знаменитую историческую драму не как-нибудь, а именно "Роза и Крест").

Во всяком случае, невозможно отрицать влияние идей  розенкрейцеров на формирование идеологии эпохи европейского Просвещения, и, в частности, на основание английского "Королевского общества" (Royal Society), где блистали "звезды" ранга сэра Исаака Ньютона, Элайаса Эшмола и многие другие. Тем не менее, фактически все это было достаточно далеко от реального восстановления Ордена тамплиеров. По крайней мере, достоверные свидетельства современников на этот счет пока что отсутствуют.

2. Возрождение тамплиерских идей в XVIII в.

Но в начале XVIII в. произошло своеобразное "тамплиерское Возрождение". Именно в этом столетии идеи тамплиеров были как бы открыты заново и пережили период бурного развития, происходившего на фоне упадка позднефеодального общества, начавшегося распада абсолютистских порядков, принимавшего все более острые формы конфликта между идеями Просвещения и ортодоксии, а также секуляризма и пиетизма, как протеста против официальных установок римско-католической церкви. В эти годы великого духовного перелома опять вошел в моду красный тамплиерский крест, как символ мощного идейного "воссоединения".

Иезуиты из Клермонской коллегии "Общества Иисусова" (лат.: Societas Iesu) близ Парижа попытались исподволь внедрить "тамплиерские идеи" в набиравшее силу франкмасонство, с целью вернуть в эту потерянную для католицизма организацию идеи, являвшиеся, в конечном счете, католическими (вероятно, сами иезуиты нисколько не верили в официальную папскую версию о том, что тамплиеры были осуждены в XIV в. за отступление от католицизма!).

Первым шагом на пути к осуществлению этой попытки "идеологической инфильтрации" масонства считается таинственный документ, авторство которого приписывается шотландскому рыцарю (кавалеру) Рамзаю (Рамсею, Рэмсею, Рэмси, Рэмзи) – так называемый "Дискурс" (Discours), ставший своего рода культовым документом франкмасонства так называемых "высших" ("тамплиерских") степеней (или "градусов").

В "Дискурсе" был дан сжатый очерк истории Ордена тамплиеров, пережившего свое официальное упразднение королем Филиппом  IV Красивым и папой римским Бенедиктом V (призванных Великим Магистром Храма братом Жаком де Молэ из пламени инквизиционного костра на Божий суд и действительно скончавшихся в течение года - папа то ли от дизентерии, то ли от рака желудка; король - то ли от яда, то ли от падения с коня, то ли от клыков дикого вепря или рогов оленя во время охоты)! После катастрофы 1314 г. уцелевшие рыцари Храма – якобы! – спаслись бегством в Шотландию, где и продолжали тайно проповедовать тамплиерские идеи.

В исторической для судеб Шотландии битве при Баннокберне в том же роковом для тамплиеров 1314 г., всего через три месяца после гибели Великого Магистра Жака де Молэ в пламени инквизиционного костра, не признанный папой римским за убийство своего соперника Дэвида Комина Красного (Рыжего) в храме во время причастия (!) самозваный шотландский король Роберт Брюс во главе шести тысяч шотландцев сразился с почти двадцатитысячным войском английского короля Эдуарда II Плантагенета.

Численный и материальный перевес был однозначно на стороне англичан. Однако в самый разгар битвы, когда чаша весов стала уже склоняться в сторону Эдуарда, в тыл англичанам ударил засадный отряд Роберта Брюса – колонна неизвестных рыцарей, которая, как ураган, смела английских лучников, опрокинула и обратила в паническое бегство английского короля и пятьсот его конных воинов. Многие из бежавших в ужасе с поля битвы англичан утверждали потом, что видели развевавшееся над неизвестными рыцарями, обратившими их в бегство, черно-белое знамя – знаменитый тамплиерский "Босеан".

Между тем, всего несколькими годами ранее (до осуждения и упразднения Ордена Храма) английские тамплиеры участвовали в боевых действиях против шотландцев на стороне короля Англии (тогда еще не подвергавшего "своих" храмовников репрессиям под давлением папского престола).

Согласно ряду источников, в правление короля Роберта Брюса в Шотландии произошло объединение уцелевших храмовников с их традиционными соперниками - госпитальерами-иоаннитами (в отличие от других стран, где Орден святого Иоанна Иерусалимского, известный впоследствии под названием Ордена Родосских рыцарей, а затем - Мальтийского Ордена, или Ордена Мальты, унаследовал львиную долю владений и имущества, конфискованных у Ордена Храма), в единый Орден рыцарей Храма и святого Иоанна (именовавшийся также Орденом Храма и Иерусалимского Госпиталя).

Следствием этого совершившегося в Шотландии объединения стало последующее введение в ложах франкмасонства "шотландского обряда" двух особых степеней - "рыцаря святого Иоанна" ("рыцаря Мальты") и стоявшего в иерархии масонского Ордена ступенью выше "рыцаря тамплиера" ("рыцаря Храма").

3. Тамплиерский след в истории России.

Мало того! В некоторых структурах "вольных каменщиков" - например, в отпочковавшейся от расположенного на Британских островах масонского "Ордена тамплиеров" петербургской ложе "Капитулум Петрополитанум" ("Петроградский капитул"), в которой состояли, в частности, известные русские государственные и политические деятели граф А. К. Разумовский, И. П. Елагин и др., эти две степени были даже объединены в одну. Великий Мастер (Магистр) этой ложи при посвящении в данную степень говорил посвящаемым:

"Поставляю Вас масонским рыцарем госпиталистом (госпитальером - В. А.) святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты и точно так же рыцарем Храма". Кроме того, обрядность и клятвы этого масонского Ордена тамплиеров строились вокруг образа Честной Главы Иоанна Предтечи - покровителя Ордена госпитальеров-иоаннитов:

"...сей череп на...блюде послужит воспоминанием святого Иоанна Иерусалимского, этого первого верного воина и мученика нашего Господа и Спасителя".

Весьма характерным представляется также членство в этой тамплиерской ложе князя Б. А. Куракина, друга императора Павла I - и к тому же настоящего рыцаря-иоаннита (члена Державного Ордена святого Иоанна Иерусалимского, Великим Магистром которого был избран мальтийскими кавалерами сам российский император). Мальтийский Орден перевез в Россию мощи святого Иоанна Предтечи. Память перенесения из Мальты в Гатчину части древа Креста Господня, десной (правой) руки Иоанна Крестителя и Филермской иконы Божией Матери по сей день отмечается Русской Православной Церковью 1 (25 по новому стилю) октября. Вне всякого сомнения, подобная настроенность масоно-тамплиерских идей и реальные события царствования "Царя-рыцаря" Павла I обратили немалую "богоискательскую" часть русской аристократии к Церкви. Показательно также, что в первоначальный период правления "Царя-рыцаря", еще до того, как на груди российского государственного орла появился белый восьмиугольный мальтийский крест (включенный в государственную геральдику Всероссийской империи после избрания Павла I Великим Магистром Ордена святого Иоанна), на гербовом щите, украшавшем грудь державного орла России, был изображен...лапчатый крест тамплиеров.

Впрочем, еще ранее, в эпоху Екатерины II Великой, в России существовал самый настоящий Орден Храма (известный также под названием "системы Мелиссино"), учрежденный в 1765 г. в Санкт-Петербурге. Его основателем и "Всемогущим Священником Храмовников" (лат.: Magnus Sacerdos Templariorum) был офицер Российской императорской армии, артиллерии полковник Петр Иванович Мелиссино (1730-1797). Наименования степеней посвящения в его Ордене Храма отличались особой романтической изысканностью, сделавшей бы честь любой масонской системе. Так, например, низшая степень именовалась "Рыцарь Сумрачной Пещеры". Полковник Мелиссино утверждал, что его предки сохранили тайную преемственность от средневекового Ордена Храма, и что он, Мелиссино - законный Магистр храмовников по праву рождения. Надо сказать, что греческий род Мелиссинов (Мелиссино), действительно знатный и древний, сыграл заметную роль в истории Восточной Римской (Византийской, Греческой) империи, в которой получил известность, начиная с Х века. Мелиссины были родственниками византийских императорских родов Комнинов и Ангелов. После захвата Константинополя западными крестоносцами в 1204 г. и создания ими Латинской империи (представлявшей собой фактически конгломерат автономных феодальных владений) княжество Мелиссино в греческой области Ахайе граничило с владениями Ордена тамплиеров - вассалов "латинского" герцога Ахайи Готфрида, даровавшего немало земель духовно-рыцарским Орденам. В 1454 г. Рикардо Мелиссино, венецианский рыцарь греческого происхождения, переселился с острова Крит (ставшего к ому времени колонией Венеции) на остров Кефалонию (Кефалинию). Там Мелиссино были приняты в сохранившееся на Кефалонии братство рыцарей Храма. Прямым потомком рыцаря-тамплиера Рикардо Мелиссино и являлся русский полковник Петр Иванович Мелиссино. Среди современных жителей острова Кефалония до сих пор ходят легенды о неких таинственных рыцарях в белых одеяниях, живших на острове близ монастыря святого Герасима. Впрочем, рыцарское братство "византийских тамплиеров" П. И. Мелиссино ненадолго пережило своего основателя.

Здесь конец и Господу Богу нашему слава!


Рецензии
Интересная история.
Тоже написал про рыцарский орден, но верлибром:
«Крест Святого Лазаря»
http://proza.ru/2021/06/08/11

С уважением,

Александр Савостьянов   11.06.2021 18:22     Заявить о нарушении
Круто. Очень круто!

Нашёл пару опечаток в тексте:

из станА союзников Гитлера (пропущена буква А)

представленная по сей ДЕНЬ филиалами (пропущено слово ДЕНЬ)

Александр Савостьянов   15.06.2021 00:17   Заявить о нарушении
Покорнейше благодарю.

Вольфганг Акунов   15.06.2021 11:22   Заявить о нарушении
Если я всё правильно понял, то среди современных членов Lazarus, нео и псевдолазаритов больных проказой нет, как это было во времена отдалённые...

Александр Савостьянов   15.06.2021 14:29   Заявить о нарушении
... а просто по ходу радуются жизни вполне себе счастливые обладатели новоприобретённых фальшивых рыцарских титулов... или?

Александр Савостьянов   15.06.2021 14:42   Заявить о нарушении
Ну почему "фальшивых"? Это - вопрос очень спорный. А пункт относительно прокаженных выпал из устава (многократно изменявшегося) еще после утраты Святой Земли. ЗДРАВИЯ Вам, прежде всего.

Вольфганг Акунов   15.06.2021 19:02   Заявить о нарушении
Слава Богу за всё! И Вам здоровья, творческого вдохновения, свершения всех задуманных планов! Счастья и добра Вам и Вашим родным!

Александр Савостьянов   15.06.2021 21:36   Заявить о нарушении