Великие люди от Авраама до Хокинга 20

Девятнадцатый век (продолжение)


Талантливый писатель Владимир Фёдорович Одоевский взирает на мир духовными очами, являясь, в некотором отношении, предшественником Фёдора Достоевского.

Одоевский – сторонник деятельного милосердия: спешит помочь нуждающимся, а не рассуждает о пользе добрых дел.

Одоевский – большой оригинал и фантазер с множеством самых разных увлечений: он был писателем, музыковедом, музейным хранителем, химиком, мистиком, просветителем, благотворителем, изобретателем музыкальных инструментов, занимался даже стенографией.

Владимир Одоевский и Альберт Швейцер – люди деятельного милосердия и сострадания. Они спешили оказывать конкретную помощь больным и бездомным, а не довольствовались академическими занятиями философией, богословием, литературой, музыкой и музыкознанием, в чем были осведомлены лучше других.

Среди литераторов, пишущих эротическую поэзию, встречается имя Александра Полежаева. Его аморальные стихи негативно сказались на судьбе автора. Внебрачный сын помещика жил неразборчиво и безрассудно. За поэму «Сашка» был отдан в солдаты, неоднократно подвергался избиениям и карцерам. Прожил стихотворец 33 года. Жизнь, пущенная под колеса, в конечном счете, увенчалась памятником и музеем имени Полежаева в Саранске.

Бенджамин Дизраэли – политик несгибаемой воли и социально настроенный писатель.

Дизраэли как политический деятель сравним с Талейраном и Бисмарком. Однако, в отличие от них, английский премьер-министр выступал еще и в роли талантливого писателя. Традицию совмещать политическую и писательскую деятельность Дизраэли продолжил премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, в будущем лауреат Нобелевской премии по литературе.

Мужественный борец за коммунистические идеалы французский революционер Луи Огюст Бланки провел в тюрьме около 37 лет. Он повторил судьбу итальянского коммуниста эпохи Ренессанса Томмазо Кампанеллы, отбывавшего 30-летнее тюремное заключение. Трудно сказать, кем они были: мучениками или героями духа?

Ганс Христиан Андерсен дарит детям и взрослым мудрые сказки, чтобы им лучше жилось на земле.

Андерсен – это человек с нежной детской душой во взрослой оболочке. В его сердце жила Дюймовочка – то существо, которое покорило мир искренностью, красотой и благородством чувств.

Сказочник Андерсен – гадкий утенок с великодушным сердцем. К несчастью, ни одна женщина не ответила взаимностью на его чувства.

Младшего брата Александра Пушкина Льва в светском обществе называли «белым негром». У симпатичного юноши хватило ума, чтобы найти свое место рядом с гениальным братом. Лев выполнял у него секретарские функции, написал прочувствованные воспоминания о великом поэте.

Скульптор барон Пётр Карлович Клодт – «укротитель» бронзовых коней, поставленных на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге.

В бронзовых конях Клодта бурлит энергия молодой России.

Итальянский политический деятель Джузеппе Мадзини – старший собрат Джузеппе Гарибальди в борьбе за освобождение Отечества.
В похоронной процессии Мадзини участвовало более 50 тысяч человек. Далеко не каждому политику народ оказывает такую честь!

В пору романтического цветения юности женщины более чем когда-либо способны на самоотверженный подвиг. Двум декабристским женам, Марии Волконской и Екатерине Трубецкой, исполнилось соответственно 20 и 23 года, когда они последовали за своими опальными мужьями в Сибирь.

Музыка французского композитора и гитариста Наполеона Коста – это приторно-сладкий французский ликер «Абрикотин» с шубертовским и беллиниевским букетом. Достаточно послушать его мелодически красивую баркаролу, чтобы убедиться в выше сказанном.

Поэт-романтик и философ Дмитрий Веневитинов, взывавший в стихах к смерти, умер в 21 год. Его судьба похожа на судьбу пушкинского Ленского. Надо заметить, что Веневитинов приходился четвероюродным братом великого поэта. Кроме того, не случайно имя Ленского – Владимир, тогда как имя отчество Веневитинова – Дмитрий Владимирович. Это не простое совпадение фактов.

Поэты Дмитрий Веневитинов и Семён Надсон – две яркие кометы, сверкнувшие на русском поэтическом небосклоне.

Иван Васильевич Киреевский – уникальный мыслитель: славянофил, горячий сторонник русской православно-христианской цивилизации, у которой, по его мнению, должен быть самостоятельный путь развития.

Иван Киреевский – Иоанн-креститель гениального Фёдора Михайловича Достоевского.

Английский философ и социолог Джон Стюарт Милль считал, что материализм и идеализм – это две крайности. Ему, как всякому позитивисту, близка теория сотрудничества людей разных классов и сословий. Он выступал за свободу личности и свободу слова. В 1832 году Милль призвал английских парламентариев предоставить женщинам избирательные права. В создании экономических трудов активное участие принимала его супруга Гарриет Тейлор, рядом с которой философ нашел свое последнее упокоение.

Гениальный художник Александр Иванов оплодотворяет изобразительное искусство христианской духовностью.

Пребывая длительное время в творческом уединении, Иванов поднимается до таких духовных высот в живописи, которые остаются недосягаемыми для русских художников следующих поколений.

Монументальное полотно «Явление Христа народу» Иванова – это Новый Завет в живописи.

В картине «Явление Христа народу» Иванов дает срез человеческой истории от эпохи раннего христианства до наших дней.

Ключевое слово, определяющее суть творчества Иванова, - пророк. Автор картины возвещает о втором пришествии Мессии и о скором появлении художника-мессии, который воплотит в своем искусстве вселенскую красоту.

Александр Иванов обладает мощью духа и необоримым стремлением к совершенству гениального Микеланджело.

Для Александра Иванова нравственный идеал – Иисус Христос, для Михаила Нестерова – Сергий Радонежский. Сопоставляя эти картины, нетрудно убедиться в разнице мышления двух русских художников.

Александр Иванов пишет «Явление Христа народу», Михаил Врубель – «Демона поверженного». Понадобилось менее 50 лет, чтобы высочайший христианский идеал обернулся его абсолютной противоположностью.

Музыка австрийского композитора и гитариста Йохана Мерца – это зрелый романтизм. Ее герой смотрит на мир глазами влюбленного молодого человека. Ему кажется, что природа дышит негой, таинственностью и красотой. Его чувства выражают радость встречи с возлюбленной, нежность объятий и горечь разлуки.

Епископу Игнатию (Дмитрию Александровичу Брянчанинову) Бог ниспослал дар праведного слова.

Святитель Брянчанинов призывал внимательно читать «великую книгу природы», чтобы увидеть в ней Божественную красоту. Эту идею за несколько веков до него высказывал русский ученый, поэт, художник Михаил Васильевич Ломоносов.

Итальянский борец за свободу родины Джузеппе Гарибальди полюбил свою жену с первого взгляда и боготворил до последних дней жизни. Анита была настоящим другом и сподвижником. Она сопровождала мужа во всех сражениях и не раз обнажала меч, чтобы воодушевить солдат, терявших присутствие духа. Две героические натуры испытывали любовь друг к другу и горели желанием совершить подвиг ради свободы Отчизны.

Крупнейший мастер политической карикатуры, французский художник Оноре Домье, подобно острой бритве, очищал полотно жизни от заскорузлой грязи, от фальши и лицемерия. Он был неудобен и неприятен для буржуазии.

Французский экономист и социолог, выходец из низших слоев общества Пьер Жозеф Прудон познал на собственной шкуре, что такое социальное неравенство. Он был первым человеком, кто назвал себя анархистом. Прудон выдвинул идею свободного общества, в дальнейшем подхваченную русскими анархистами Михаилом Бакуниным и Петром Кропоткиным.

В приключенческих рассказах американский писатель Эдгар По отображает суровую прозу жизни: своекорыстие и алчность американцев.

По вплетает золотые нити фантастики в серые будни Америки.

Жестокий рок разбивает жизнь По, как штормовой ветер корабль.

Рассказы По окутаны мраком и таинственностью. Но алкоголь тянет его еще дальше – в пропасть небытия!

Эдгар По и Шарль Бодлер чувствуют свою тайную причастность к гибнущей красоте.

Надо заметить, что признаки распада красоты в искусстве появились задолго до модернизма. Его предвестниками были произведения художников с физическими и психическими отклонениями: это полусумасшедший Франсуа де Сад, глухой Франсиско Гойя, нервный Теодор Жерико, алкоголик Эдгар По, сифилитик Шарль Бодлер, эпилептик Фёдор Достоевский, извращенец Леопольд Захер-Мазох, пьяница Модест Мусоргский, психопат Винсент Ван Гог. Они раньше других почувствовали близость эпохи социальных потрясений и гибели искусства.

Музыкальное творчество немецкого композитора Феликса Мендельсона-Бартольди – это океан лирики.

Мендельсон-Бартольди дарит людям музыку Небесной чистоты и ясности.

Мендельсон-Бартольди создает музыку благородной красоты.

Источник радостной музыки Мендельсона-Бартольди – ласковое весеннее солнце.

Музыка Мендельсона-Бартольди – это тихий шепот дубравы, призывающей путника отдохнуть под своей сенью.

Когда звучит светлая музыка Мендельсона-Бартольди, ощущаешь, как летний ветерок теребит прядь волос.

В музыке Мендельсона-Бартольди дышат любовь и нежность.

Под звуки «Свадебного марша» Мендельсона-Бартольди совершается бракосочетание молодых людей – торжество любви и счастья!

Музыка Мендельсона-Бартольди – это упоение счастливой жизнью!

Музыка Мендельсона-Бартольди покоряет светлым, возвышенным тоном, она до сих пор свежа, молода и животворна.

Президент Соединенных Штатов Америки Авраам Линкольн – герой, бросивший вызов обществу. В результате – его убивает фанатик. Опасно идти наперекор людям!

Америка обязана Линкольну освобождением от рабства.

Америка благодарна Линкольну за экономическое и духовное возрождение нации.

Если допустить, что английский натуралист Чарлз Дарвин не первым открыл закон естественного отбора, то, надо признать, что он гениально преподнес эволюционную теорию обществу.

Дарвин собрал огромный биологический материал во время кругосветного путешествия. Без богатейших коллекций растений, насекомых, животных ему не удалось бы сделать выводы об универсальных биологических законах.

Без теории эволюционного развития растительного и животного миров Дарвин не сумел бы преподнести мысль, что человек произошел от обезьяны.
Сегодня ученые ополчились против Дарвина. Как им угодно, однако эволюционная теория была и остается приоритетной в науке. Иное дело, надо понять, как образуются формы живой и неживой природы, как в них возникает «психика», почему вода, драгоценные камни, цветы и деревья реагируют на мысли человека. Не означает ли это, что все существующее на земле имеет в той или иной степени развитую «психику». Отметим несколько ступеней развития «психики»:
1. «психика» неодушевленного мира опирается на микроэлементы протожизни;
2. «психика» растительного мира – на живую клетчатку;
3. «психика» животного мира – на инстинкт самосохранения;
4. психика человека – на разум.
В результате у него появляется сознание и самосознание. Эволюция «психики» предопределяет возникновение различных форм и видов всего живого и неживого на земле. Можно допустить, что и сама Земля – «живое» существо! Во всяком случае, выдающийся немецкий астроном Иоганн Кеплер полагал, что Планеты и Земля имеют некоторого рода «сознание».

Писатель Николай Гоголь – насмешливый и лукавый сатир.

Гоголь – едкий сатирик и карикатурист.

Гоголь зло высмеивает святую православную Русь.

Облик Гоголя ассоциируется со светящимся фосфорным столбом, застывшим у ворот кладбища. Охраняя покой мертвых, белое привидение в любую минуту может двинуться на вас! Жуть!

Гоголь – украинский парубок, попадающий в державный Петербург. Его провинциальное сердце замирает от страха, видя чудовищные громады зданий.

Гоголь любит Россию мистически и ненавидит – реально.

Ядовитый Гоголь с садомазохистским наслаждением осмеивает русское общество. Находясь в услужении сатаны, он в конце жизни горько кается, после чего теряет разум. Слишком много брал на себя длинноносый гордец!

Николай Гоголь – писатель абсурда, нереальной реальности, русский экзистенциалист Сёрен Кьеркегор!

Не тоненькой ниточкой, а толстой веревкой демонизма связаны между собой Николай Гоголь и Фёдор Достоевский, на чьи загривки то и дело запрыгивает хвостатый черт!

Мир дьявола обратно симметричен миру Бога. При столкновении этих миров возникают всевозможные фантастические образы: человекоподобные звери и звероподобные люди. Такое соединение Божественного и сатанинского встречается в литературе всех времен и народов, в том числе, в повестях и романах Николая Гоголя, Фёдора Достоевского, Михаила Булгакова. Спрашивается: почему их считают наиболее христианскими писателями?

Поэт Алексей Кольцов – скромный василек в колосящейся пшенице русской словесности.

Кольцов восходит на литературный Парнас из глубин народной жизни.

Бог наделяет Кольцова дивным даром сказителя лирических песен.

Стесненный неблагоприятными жизненными обстоятельствами, Кольцов горит желанием стать поэтом: он создает замечательные образцы песенной лирики.

Талантливый поэт Кольцов бессилен совладать с судьбой-ведьмой: купеческая семья заедает его в 33 года.

Алексей Кольцов – воронежский Петрарка. Он до последних дней жизни воспевает любимую женщину.

У Алексея Кольцова 170 лирических стихотворений, на которые композиторы сочинили свыше 700 песен и романсов. Большее количество музыкальных произведений написано только на стихи Александра Сергеевича Пушкина.

 Польский композитор Фридерик Шопен – волшебник чудесных мелодий.

Шопен создает музыку восхитительной красоты!

Музыка Шопена льется таинственным лунным светом.

Музыка Шопена чиста, как белая сирень.

Из-под пальцев Шопена рождается музыка, испускающая аромат нежных фиалок.

Шопен – рыцарь с отзывчивым сердцем. Он творит музыку и героическую, и нежную.

Шопен – композитор душевного благородства: его музыка взывает к человеческому достоинству и чести.

Шопен обречен на вечное одиночество. Не потому ли это происходит, что у него не одна, а две родины: Польша – по материнской линии и Франция – по отцовской?

Шопен носит на груди медальон с образом дорогой ему Польши.

Музыка Шопена проникнута ностальгией о великой Польше и ее славной истории.

В музыке немецкого композитора Роберта Шумана таятся сокровища благородного сердца.

И в жизни, и в музыке Шуман – поэт-романтик.

У композитора Роберта Шумана и его жены-пианистки Клары были одинаковые интересы. Уже много лет после свадьбы их часто можно было видеть сидящими за фортепиано, причем она играла одной рукой, он – другой, а обеими свободными руками они обнимали друг друга. Не говорит ли это о полной гармонии и счастье, царивших в их семье?

Красота мелодий Шумана строгая и возвышенная.

Нельзя не восторгаться вокальной лирикой Шумана, отличающейся поэтической утонченностью. В песнях и романсах Шуман исключительно выразителен: у него поэзия и музыка – неразделимы.

«Геновева» Шумана – опера лирических откровений.

Фортепианная музыка Шумана – это не только порывы души, это еще и размышления о красоте в искусстве и жизни.

Эмоции Шумана свежи, как утренние розы в саду.

Романтическое сердце Шумана находится во власти интеллекта. Оно бьется как птица в комнате!

Рано умерший немецкий композитор, дирижер и певец Карл Отто Николаи обрел славу после создания оперы «Виндзорские проказницы», написанной по одноименной комедии Шекспира. Ее красивые мелодии дарят слушателям радость и любовь.

Среди музыкантов Николаи был единственным человеком, кого приняли в Прусскую Королевскую академию искусств посмертно. Ему в тот момент исполнилось 38 лет!

Николай Иванович Пирогов – замечательный врач-хирург, основоположник военно-полевой хирургии. Находясь на должности попечителя различных учебных округов, Пирогов выработал прогрессивную систему обучения и воспитания молодежи.

Пирогов говорил: «Все готовящиеся быть полезными гражданами должны сначала научиться быть людьми».

В педагогическом наследии Пирогова особое место занимала идея самопознания посредством общечеловеческого воспитания и общечеловеческого образования. Отсюда понятна неприязнь царя Александра II к Пирогову, считавшего его «красным».

Французский поэт-романтик Альфред де Мюссе движим высокими помыслами и низкими страстями.

Мюссе – поэт разбитой любви и жгучей ревности.

Мюссе греховную любовь описывает весьма соблазнительно.

Мюссе считал, что женщине нравится, когда ей пускают пыль в глаза. Следовало бы уточнить: золотую пыль! Сквозь такую драгоценную пелену мир кажется волшебно красивым!

У сладострастников одна беда – сифилис, которого не избежал Альфред де Мюссе.


Рецензии