Анализ поэмы Н. В. Гоголя Мёртвые души
Проблема, обоснованная выше, отражена в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души», над которой писатель работал с 1835 по 1852 годы. До читателей дошёл только первый том (издан в 1842 году) и несколько глав из второго тома – Гоголь сжигал второй том, при чём неоднократно. Моё мнение о нём, как о писателе, слегка расплывчато, ведь я не так хорошо знакома с произведениями этого автора. Но что-то есть в Николае Васильевиче Гоголе такое, что привлекает многих людей. Думаю, всё дело в том, что он был отличным комиком (ну, куда же русский народ без комедий и шуток?) и ещё… довольно-таки загадочным человеком. Многие его произведения заставляют людей задуматься, а иные и вовсе нагонят мрачные мысли. Одним из таких произведений, как мне кажется, является его поэма «Мёртвые души», второй том которой, как я уже говорила, сгорел, окутав своё содержание дымкой таинственности.
Коробочка, Манилов, Собакевич, Ноздрёв, Плюшкин и Чичиков. Нет-нет, я не просто так сейчас перечислила эти фамилии. Просто мне показалось, что будет лучше сразу написать, о ком пойдёт речь в основной части моего сочинения, хоть этот список, обрушившись на страницу как снег на голову, и мог на пару секунд озадачить читателя, пока он не прочтёт последующие за ним предложения.
Итак, Чичиков. Да-да, я начну с конца списка. И не потому, что мне так захотелось, нет, ни в коем случае! Павел Иванович (так его звали), по сути, - главный герой поэмы, человек хитрый и расчётливый. Он легко договаривается с помещиками, скупая у них мёртвых крестьян, делая это как бы для их же, помещиков, блага. Но всё не так просто, ведь мужчина сам хочет нажиться на этих крестьянах, и до будущего помещиков ему вообще нет никакого дела. Неужели так называемые хозяева «мёртвых» душ не заподозрили неладное? Нет. И сейчас поймёте, почему.
Знаете, я думаю, не нужно быть особого рода или ума, чтобы торговаться. Конечно, не спорю, некоторые знания здесь просто необходимы, например, способность отличить большее число от меньшего и хорошо подвешенный язык, ведь попробуй-ка продать или купить что-либо, если второму участнику сделки это не выгодно. Вот тут-то приходится убеждать человека, оказывать некоторое влияние на него. Но так ли всё это важно, если при этом ты глуп и совершенно ничем, кроме этой самый выгоды, не интересуешься? Именно так можно охарактеризовать одну из тех, у кого побывал Чичиков – Коробочку. Ей не важно, что она продаёт уже мёртвых крестьян, а важно не прогадать, не продешевить. Она готова что угодно продать, только бы выгоды побольше для неё из этого было. Эх, Коробочка, нельзя такую цену деньгам придавать! А то ведь можно так и душу загубить, задавив её большим мешком, наполненным чем-то раздутым донельзя – жаждой денег. Это, друзья мои, и есть душа «мёртвая».
«Ах, вот если бы сейчас вдруг случилось такое чудо-чудное, что описано на четырнадцатой странице моей любимой книги, что я читаю уже два года, ах, как это было бы замечательно, как чудесно и как невероятно…». Думаю, не стоит продолжать, ведь и так ясно, что перед нами Манилов, фантазёр и мечтатель, днями задумчиво сидевший в «Храме уединённого размышления» или, что того бывает хуже, чрезмерно любезничавший со всеми гостями своего поместья. Чего же такого в том, чтобы мечтать? Уверена, что многие задают себе этот вопрос. Признаю, я тоже об этом думала. И продолжаю думать. Но знаете, если человек мечтает и стремиться к своей мечте – это одно, а вот Манилов – это совсем другой случай. Он ничего не делает, никуда не стремиться, только лишь витает в далёких облаках, часто уносящих его невесть куда, а хозяйство остаётся без хозяина. Человек этот живёт в каком-то им самим выдуманном романе, написанном каким-нибудь французом, знающим толк в манерах и в длинных, труднопроизносимых наименованиях, ведь даже имена у сыновей Манилова невероятно непривычны для наших ушей. Фемистоклюс и Алкид – ну и где это видано, чтоб так детей называли? В итоге у Манилова пустые фантазии, не приносящие никакой пользы. Мертва ли его душа? Не знаю. Скорее да, чем нет.
«…медведь! Совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михаилом Семёновичем….». Именно так описывал Собакевича, ещё одного помещика, в своей поэме Н.В. Гоголь. Это был человек, который являлся полной противоположностью Манилова. Какие там мечты и любезности! «…Я их знаю всех: это всё мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья…». Именно так помещик высказался о чиновниках города N. Этот человек груб, неуклюж, похож, как говорилось выше, на медведя, но весьма изворотлив и хитёр. Любитель плотно (или чересчур плотно?) пообедать, а то и поужинать, и позавтракать. Собакевич не хотел продешевить и упорно торговался с Чичиковым. Ему даже не важно, что он, вообще-то, мёртвых крестьян продаёт, главное – денег за них побольше взять. И мало того, что чревоугодие, оно же обжорство, смертный грех, так он ещё и настолько жадный и меркантильный, что торгуется из-за мёртвых душ, мёртвых крестьян. Он очень похож на Коробочку, о которой говорилось ранее. Собакевич – «мёртвая» душа.
В семнадцать-двадцать лет многие юноши любят погулять по балам, поиграть в карты, попасть в нелепую историю…. Но вот для взрослого мужчины это неприемлемо. Да-да, сейчас мы поговорим о Ноздрёве. Хозяйством этот человек не интересовался, любил выпить, накупить всего, кроме нужного, на выигранные в карты деньги, а потом проиграть и того больше. Часто сочинял небылицы, мог обидеть ближних, потом даже не вспоминая об этом – распускал о них слухи, а потом удивлялся, почему те не заходят к нему в гости. Любил своих собак, но, в каком-то смысле, не любил себя, ведь разве будет человек, которому есть до себя дело, есть невесть что из Бог знает чего приготовленное, часто пригоревшее и, как мне думается, не отличающееся хорошим вкусом. Ноздрёв – прожигатель жизни, проживающий её, осмелюсь так сказать, в пустую. Ведь в итоге он ни к чему не придёт, однажды состарится и отправится в мир иной, думается, в разорённом доме своём, кушая подгоревшую кашу и слыша лай собак на псарне, если к тому времени не раздаст их за карточные долги или не обменяет на ненужные вещицы. Он отказался отдавать Чичикову крестьян, пока тот не скажет, зачем они ему нужны. А потом договорился на партию в шашки, но, будучи жуликом в играх, делал дополнительные ходы, что заметил соперник. Ноздрёв на замечание Чичикова отреагировал крайне остро, так что скупщику мёртвых душ повезло, что он успел ускользнуть, иначе беды было бы не миновать. Мертва душа того, кто видит смысл жизни в картах и гулянках, кто не знает настоящих ценностей, лжёт, жульничает, не следит за словами и поступками своими. Таков был Ноздрёв, человек с душою «мёртвою».
Скажите мне, дорогой читатель, нужна ли вам вон та вот, лежащая где-то в куче барахла, отломленная ручка кресел? Нужны ли вам давно отслужившие свой срок сломанный стул или часы с остановившимся маятником? А лимон, высохший до размера лесного ореха? Вы скажете, что это за дурацкие вопросы? Что за чепуха? Нет, друзья, это не чепуха, ведь именно эти вещи так жизненно необходимы Плюшкину, последнему в этом сочинении герою и последнему помещику, к коему приезжал Чичиков. Чего только не накопил этот раб барахла за свою жизнь! И ладно бы он это аккуратно складывал, протирал от пыли или хоть как-то следил за всем своим «богатством». Так нет же! Всё лежит, нет, даже валяется в кучках на полу, столе, везде, где только можно, и покрыто таким слоем пыли, что «…руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки…». И что же мы видим? Хозяйство терпит от этого только убытки; всё запущено: и заросший двор, и обветшалый дом, и сам Плюшкин – с виду он похож на бабу, к слову, совершенно ничего не знающую об опрятности. Плюшкин – очень жадный, скупой старик. Он экономит на всём, потому, услышав, что у него хотят купить мёртвые души, коих у него пруд пруди, сразу соглашается – деньги-то нужны. Но, знаете, немного устала об этом писать, душа его «мертва», ведь нет в его сердце ничего человеческого, одно только барахло.
Что же скажу в заключение? А скажу я, что души «живые», конечно, в прошлом, - это были, наверное, крестьяне, хотя кто знает, что они сделали бы и во что бы превратились, оказавшись вдруг не крепостными, а помещиками. Поэма Н.В. Гоголя потому и актуальна сейчас, что стать Собакевичем или Плюшкиным, Маниловым или Ноздрёвым, Коробочкой или даже Чичиковым может почти каждый человек; а сколько людей уже можно назвать этими именами? И пока общество не избавится от меркантильности, чрезмерного накопительства, злобы, жадности, пустых фантазий и желаний, поэма «Мёртвые души» будет актуальна, но хотелось бы, хоть и ущерб литературе, чтобы в как можно скором времени перестало быть необходимым напоминать людям о Плюшкиных и Ноздрёвых.
Свидетельство о публикации №221041600890