Дядя Петя...

          Дядя  Петя родился в  1914 года, его  отец  Ковалёв Иван… погиб  в  Первую  Мировую, воспитывал  его с  пятилетнего  возраста уже  Дедушка  мой,  Яков  Ильич.  Отношения  у  них были  прекрасными. А  я  уже   знал его   Дядей  Петей. В  юности, до  войны,  он  был  спортивным  парнем, говорят  бегал  на  стайерские  дистанции, ездил  на  соревнования  даже  в  Ростов на Дону. Там, на  соревнованиях,  он  и  познакомился  со  своей  будущей  женой  Надеждой. Кажется  она  из  города Миллерово. А  занималась  она   велосипедом! В  15  лет   и...  родила она  Дяде  Пете  дочь  Аллу, кажется  в  1941  году. С  началом  войны, Дядя  ушёл  на  фронт  и,  вскорости,  пропал  без  вести. Как  оказалось, он  был  тяжело  ранен  в  плечо  и  попал  в  плен. Вспоминал  о  тяжелейших  условиях  в  плену. Вылечил  его  военнопленный  врач. Медикаментов  не  было  никаких. Солдаты  из мякиша  хлеба  делали украдкой спирт  и  этим  дезинфицировали  раны. Когда  у  Дяди  в  ране  завелись… черви, врач  сказал, что  теперь  дело  пойдёт  на  поправку! Рана  действительно  зажила, но она в  период  заживления нестерпимо… чесалась.  Как  он  вернулся из  плена  и  когда, мне не  запомнилось. Но  помню  его живым  до конца  60 – х.


              На  улице  Октябрьской, кажется дом 111А, в  Миллерово,  Дядюшка  сам  выстроил  скромный  домик. Был  он  токарем  от  Бога. Руки  у  него  были  золотые. Мне  нравилось бывать  у  них  во  дворе, где всё  было  ладно  скроено,  много  всяких  приспособлений, устройств. В  1953  году  у  них  родился  брат  мой  Женя, когда  они  жили  на  другой  улице, кажется, ул. Энгельса, после  сворачивания с ул.Российской, бегущей в направлении  к  маслозаводу, во  втором доме справа  в  полтора  этажа. Знаю, что  по  дороге  к  их  дому по  ул.  Октябрьской  мы  проходили  мимо  этого дома. А  жили  мы,  наверное,  на  ул.Розы  Люксембург, в  первом  двухэтажном  старом доме  на  втором  этаже  в  первом  подъезде. Ул. Школьная  упиралась  в  этот  дом. Женя  учился  хорошо, мы  с  ним  дружили. После  школы  поступил  в  "Бауманку", в  Москве. Защитил  кандидатскую по  смазке  для  космической  техники, даже  кажется  для  наших «Луноходов». Последний  раз  с  ним  связывался  где – то в начале  80 –х. когда  он  в  Крым  мне  прислал    Автореферат   своей кандидатской  диссертации. Кажется,  Женя   тогда   жил  в  Москве в  однокомнатной  квартире. Родственники  поговаривали, что  он  выпивал.  Я  неудачно  в  письме, поздравляя  его  с  защитой, что – то  "ляпнул"  по  поводу  «смазки», что  мне  казалось  уместным  с  его  темой  научной  диссертации. Но  в  те  годы  в  быту  слово «смазать»  значило… прилично  выпить!   После  этого  он  мне  больше  не  отвечал ни  на  одно  моё  письмо.Так  и  потерялся  в  моей  жизни  его  след...


              Помню, что  у  жены  Дяди, Надежды, была  сестра, и  Мама, которые  жили  в  Миллерово, недалеко  от  нашего  дома  в  восточном  направлении.  С  Мамой  моей,  мы  бывали  у  них  в  гостях. Вспоминаю  себя  играющим  шахматными  фигурками, пока  взрослые  общались. Что – то  говорилось  тогда  о  смерти, мужчины  двухметрового  роста, то ли  брата  Тёти  Нади, то ли  зятя!  Кажется,  его  застрелили  из  ружья  какие – то  люди…

          Дядя Петя  умер  в  возрасте  60 лет, работая  трудовиком  в  школе. Что –то  было  с  почками, если  я  правильно  запомнил…   Запомнился  мне  дядя Петя  спокойным, уравновешенным  человеком. Он  часто  приезжал  к  Дедушке  с  Бабушкой  в  деревню,  на  велосипеде. Был  с  ним  всегда  неизменно     маленький  Женя, усаженный  на  удобное сидение, закреплённое на  раме  перед  рулём.
            
 Обычно,  я  игрался  с  Женей, а  Дедушка  с  Дядей  долго  и  сидели, за  столом  беседуя  за  бутылочкой  «Московской», выпивая  небольшими  порциями  её  часа  за  три – четыре.  За  водкой  иногда  посылали  меня  в  магазин , который  Бабушка   всегда  называла «Лавкой».  После   такого  общения,  обычно  уже  на  закате  дня, Дядя  садил   на  велосипед  Женю  и  они  потихонечку  ехали  в  «город», как  было принято  называть  у  местных  город  Миллерово. 

              Я  никогда  не  видел  Дядю  пьяным, болтливым, вульгарным.  Для  меня  он  был  воплощением  настоящего  мужчины,  настоящего  Советского  солдата.  Запомнилась  большая… «вмятина»  на  его  плече  от  былого  ранения.  И  запомнилась  фотография  его  в  форме  красноармейца, перед  уходом  на  фронт -  мне  часто  показывала  Бабушка.А  в  доме  у  Д. Пети   неизменно  висела большая  такая  же  фотография, как  тогда  было  принято,  на  стене и   рядом  был    модный тогда  репродуктор – воронка.

              Внешне, горячо  любимый  мною  актёр  Георгий  Жженов,  был  сильно  похож  на  Дядю  Петю и  всегда  в  его  военных  ролях  он  для  меня  был… дядей  Петей.

            Вечная  память скромному мужчине,    Советскому  Солдату, выжившему  всем  смертям  назло,  Ковалёву  Петру  Ивановичу...


Рецензии