О Стамбульском канале
Нет, всё не так просто! Конечно, с необходимостью разгрузки Босфора спорить не приходится, но ведь речь не об этом. Конечно, турки вправе трактовать нормы международного права по-своему, но не до такой же степени! Во-первых, проход из Средиземного моря в Чёрное море это не только два пролива (Босфор и Дарданеллы), но и Мраморное море между ними. И Конвенция Монтрё регулирует судоходство на всём их протяжении, т.е. распространяется на весь этот водный проход, а не только на Босфор и не только на Дарданеллы. Во-вторых, суть Конвенции Монтрё в том, что она гарантирует свободное гражданское мореходство для всех флагов и свободный проход кораблей именно для военных флотов государств бассейна Чёрного моря, но для военных флотов других государств это право ограничивает как по водоизмещению, так и по времени пребывания.
Пока обсуждаются возможные последствия прорытия канала западнее Стамбула и только. Хотя в принципе Турция может прорыть множество каналов, но как это может повлиять на режим судоходства, вот вопрос? Международное право вообще и морское право в частности это вещь сложная, противоречивая, и здесь у двух юристов может быть не три мнения, а пять или семь. Так что не будем торопиться, а будем учитывать то, что Мраморное море тоже подпадает под Конвенцию Монтрё. И прорытие канала или каналов ничего в этом смысле для Конвенции Монтрё не изменяет. Ведь не намереваются же турки сотворить ещё одно Мраморное море. Да и не смогут, даже если очень сильно захотят. Или турки пророют канал Стамбул до Средиземного моря? Тоже вряд ли. Так что не стоит фантазировать на эту тему...
13 - 17 апреля 2021 г.
© Валентин Поляков 2021
Свидетельство о публикации №221041701103