Россия XIX века в лицах. 14. Трудный вопрос

В 19-м веке развелось много низкопоклонствующих демократов и либералов, готовых поддерживать ту точку зрения, которая была модной и современной, и, главное, соответствовала западным веяниям. И которые в своих мнениях всегда ориентировались на то, откуда и куда ветер дует. Как все это напоминает современный мир и современные литературные баталии! Однако Иван Аксаков всегда был честен и смел, он не боялся отстаивать свои убеждения перед общественностью.

Аксаков не подвергал сомнению единство народа и самодержавия. «Силу мнения — народу, силу власти — царю!» — таков его тезис. Но народ у него — не бесправная, послушная масса в руках власти. Народ должен иметь свои права и свободно выказывать своё мнение. К нему должно прислушиваться государство. Он провозглашал: «Наше знамя — русская народность как символ самостоятельности и духовной свободы, свободы жизни и развития».

Одним их самых сложных и трудных вопросов, который поднял Иван Аксаков, был еврейский вопрос. Начиная с 1862 года, он периодически публиковал обзорные аналитические статьи по этому злободневному вопросу.

Император Александр II ввел новые либеральные законы, облегчающие жизнь евреям, проживающим на территории России. Послабления коснулись выбора места для проживания, профессии и образования. В 1862 году был принят закон, согласно которому евреи, имеющие дипломы на ученые степени доктора, магистра или кандидата стали "допускаться на службу по всем ведомствам" и по всей России. Благодаря его указам еврейское население Москвы довольно быстро увеличивалось. Более половины жителей Москвы еврейского происхождения занимались торговлей, промышленностью и, разумеется, банковским делом. Около 20% купцов высшей гильдии были евреями. Министр внутренних дел Игнатьев утверждал, что реформы Александра II евреи использовали для того, чтобы начать контролировать экономику и подвергать коренное население эксплуатации.

Но в большинстве журналов эта реформа тут же получила название "идеи века", "либеральной идеи", "гуманной мысли", что сделало невозможной любую критику этого нового закона. Однако Иван Аксаков отважился на такую критику и заявил. что этот закон никак нельзя применять в России без ограничений. Как, например, может быть назначен обер-прокурором Святейшего Синода еврей, иудей не по происхождению, а по вере? Ведь вера христианина и вера иудея во многом противоположны друг другу: если первый верит в пришествие божьего сына Иисуса Христа и его проповеди, то второй эти идеи ненавидит и отрицает его предназначение.

В этой же статье Иван Аксаков дал оценку, происходящему в России: "Вот земля, именующая себе христианскою. Христианство - такое учение, которое, по мнению христиан, указало особые начала для всего нравственного и духовного мира человека, а следовательно - и общества... Нет возможности, да и надобности производить испытание над совестью каждого и исследовать его личное отношение к христианству, но достаточно видеть знамя, под которым он стоит, чтобы требовать от него общественных действий, согласных с общественным знаменем. Это знамя в России - христианское. В христианскую землю приходит горсть людей, совершенно отрицающих христианское учение, христианский идеал и кодекс нравственности и исповедующих учение враждебное и противоположное. Естественно спросить - зачем они приходят в страну, под христианское знамя которой стать они не могут? Но им некуда деться, они голодны, сиры, везде и всюду гонимы. Христианская земля, руководствуясь духом своего учителя, дает им приют и средства существования, свободу внутренней и гражданской жизни. Больше этого она дать не может... Евреи пришли к христианам - хозяевам земли, в гости. Хозяева могут принять и даже уважить гостей, хотя и непрошеных, но не могут посадить их за свое хозяйское место и дать власть хозяйскую тем, которые проповедуют ниспровержение всякого хозяйского порядка; не могут предоставить им волю распоряжаться и управлять домом... Вопрос не о том, кто прав, кто не прав, а о том, в каком взаимном отношении должны находиться оба учения и исповедники этих учений, если они искренни".

Эта статья в журнале "День", как и ожидал Иван Аксаков, вызвала взрыв негодования во многих петербургских журналах "служащих по прогрессивной и либеральной части". Они кричали "о сочувствии к угнетенным". Но вот, что ответил И. Аксаков в своем комментарии: "Вы говорите, конечно, "чудесные слова", но почему-то они направлены только по одному адресу. Вы приходите "в рьяный восторг при мысли о новых правах евреев", в то время как русские раскольники и старообрядцы совершенно лишены прав в своей стране. Они "не могли быть избираемы в городские общественные должности, не могли строить молелен, их сожительство с женами не признавалось за брак наравне с еврейским и дети их не считались законными".

***
Очень важным представляется статья И.С. Аксакова о роли евреев по отношению к христианской цивилизации (8 августа 1864 года). Он отмечает, что христианство- "есть венец иудаизма", "христианство немыслимо без предшествующего ему иудаизма и последний только в христианстве нашел свое объяснение и оправдание". Однако евреи фанатично отказываются от христианства, отвергают его, потому что они дорожат своим законом, тем вероучением, которое проникнуто идеей их исключительности...

"Верующий еврей- писал И. Аксаков, - продолжает в своем сознании распинать Христа и бороться в мыслях, отчаянно и яростно, за отжитое право духовного первенства... Логическим выходом из этого был бы один- отречься от еврейства и принять те начала, которые составляют закон всего европейского мира. Однако прогрессисты-евреи выбрали другой путь, отрицательный, не отрекаться от еврейства, но не становиться и христианином, то есть как они говорят- примкнуть к общечеловеческой цивилизации и стать философами…"
К этой еврейской позиции относился И. Аксаков с большим сомнением: "Где же общий кодекс нравственных правил этой цивилизации?- спрашивал он., "вот вам учение, .. которое низводит человека до скота, освобождает его от нравственной вменяемости.. и торжественно объявляет, что человек имеет полное право красть, если ему это нравится".

В газете "Москва" от 15 июля 1867 года была напечатана еще одна статья под названием "Не об эмансипации евреев следует толковать, а об эмансипации русских от евреев".
В ней Аксаков пишет: "Одно из самых привилегированных племен в России - это несомненно, евреи в наших западных и южных губерний… Издан целый ряд законодательных мер, пролагающий для евреев путь к совершенной равноправности с полноправнейшими подданными Российской империи. За исключением некоторых еще остающихся ограничений, между прочим ограничения селиться в великорусских губерниях, евреи (не говоря уже о тех, что учились в университетах) почти уже сравнены в правах с коренными русскими. Но, пользуясь такой равноправностью, евреи в то же время образуют из себя особые еврейские общества, имеют свое отдельное, законом огражденное, еврейское самоуправление. Как же иначе как не привилегией назвать этот наддаток к общим правам, в силу которого тесно сплоченные и замкнутые еврейские общины представляются каким-то status in statu, государством в государстве, изъятым из действия общих законов?»

Далее он приводит свидетельства г-жи Кохановской, которая раскрыла факты ”о деспотизме раввинов, о фанатизме цадиков, о торговле людьми, устроенной евреями для поставки рекрутов, о кабале, в которой держит еврей сельский русский люд..." При этом "русские в России не безопасны и бессильны против еврейского фанатизма! Его трепещет и христианский пастырь, и полиция, и нужна военная стража, чтоб ограждать в России еврея, посещающего дом православного священника!” Г-жа Кохановская рассказала о том, как трудно еврею перейти в православную веру, ведь "никто из евреев, желающих принять православную веру, не может быть допущен к св. крещению ранее шести недель и без увольнительного свидетельства от еврейского общества. Но кто же даст ему такое свидетельство?"
«Ни для католика, ни для протестанта нет тех препятствий к переходу в православие, какие полагает закон евреям" - заключает ее рассказ И.Аксаков.

***
После убийства царя Александра II в 1881 году, по стране прокатилась целая волна еврейских погромов. Еврейские дома и магазины громили и поджигали. Масла в огонь подливало массовое обнищание крестьян в тех районах, где они жили рядом с еврейским населением. Русское племя, населяющее эти районы было преимущественно земледельческим, а не промышленным и торговым. Евреи же заняли там положение ростовщического и торгового класса. Эти крестьянские выступления жестоко подавлялись войсками.

Иван Аксаков так пояснял беспорядки: «Если кто хоть раз в жизни бывал на нашем юге и западной окраине, там, где свободно живут евреи, и видел, стало быть, собственными глазами гнет еврейства над русским местным народом, для того последнее народное движение не представляет в себе ничего не только противоестественного, но даже неожиданного. Тот мог только дивиться народному долготерпению... Сыграло, несомненно, роль и такое страшное событие, как публичное, среди бела дня, в столице убийство царя, да еще царя-освободителя. Это не могло "пройти для души и мысли народной бесследно... Народ, видя водворившееся, действующее, плодящееся в родной земле зло, - воочию явленное ему в цареубийстве, - конечно, не мог не задать себе вопроса: где причина, где корень зла?..
Для жителей наших южных и западных губерний знакомое ему зло олицетворяется в еврействе, - не в нем ли и коренья - "От них всякое зло пошло у нас на Руси", - совершенно искренно, хоть, разумеется, и ошибочно отвечали мужики под Елисаветградом нашему, вполне достоверному, корреспонденту. "Пусть, - говорили они же, с сердечным сокрушением, спустя несколько дней после разгрома согласившись с доводами о беззаконности их расправы, - пусть казна оценит убытки еврейские и заплатит им, пусть обложат нас хоть вечным оброком для уплаты за это казне, мы готовы будем платить, только бы прочь взяли их (евреев) отсюда!.."

Причем, как свидетельствовал публицист, "отличительной особенностью этих беспорядков было отсутствие настоящего грабежа- это был не грабеж, а разгром еврейского имущества, разгром дикий, буйный, но бескорыстный. Сами виновники разгрома не только не наживались еврейским добром, а даже в клочья рвали пачки кредитных билетов. При этом крестьяне были уверены в том, что они осуществляют акт правосудия и даже служат службу общегосударственному интересу".

Александр III назначил самое тщательное расследование этих беспорядков. Были организованы комиссии, которые выехали в районы погромов, чтобы детально разобраться в причинах происшедшего. Правительственные комиссии были отправлены в разные губернии юга, юго-запада и северо-запада России "для изыскания мер к установлению правильных экономических отношений евреев к местному населению". Были установлены неопровержимые факты угнетения местного населения со стороны евреев. Иудеи, по преимуществу, держали кабаки в деревнях и спаивали местное население, что вызывало у русских поселенцев справедливый протест. Ведь исторически пьянство совсем не было свойственно русскому человеку, само слово «водка» раньше обозначало водную настойку лекарственных трав. На Руси пили только мед и квас- малоалкогольные напитки. Начиная с 18-го века количество питейных заведений стало увеличиваться и потребление алкоголя достигло 4 литров на душу населения. Владельцами кабаков были в основном местные евреи, и народ протестовал против спаивания.

Вот что показали достоверные цифры, доложенные комиссиями: "отношение евреев-кабатчиков к кабатчикам-неевреям в губернии Витебской составляет 77%; общее же число в ней евреев-кабатчиков 1342; в Черниговской - 78%, общее число - 2368, да сверх того тайных кабаков, исключительно содержимых евреями, - 1389; в Минской- 95%, общее число евреев-кабатчиков - 1639; в Виленской - 98%, общее число - 1468; в Гродненской - 98%, общее число - 2250..." 

Аксаков пояснял ситуацию, сложившуюся в русских деревнях: "Шинкарь, корчмарь, арендатор, подрядчик - везде, всюду крестьянин встречает еврея: ни купить, ни продать, ни нанять, ни наняться, ни достать денег, ничего не может он сделать без посредства жидов - жилой, знающих свою власть и силу, поддерживаемых целым кагалом (ибо все евреи тесно стоят друг за друга и подчиняются между собой строгой дисциплине), и потому дерзких и нахальных. "Это наша кровью - с горечью восклицали крестьяне, совершая недавно разгром попадавшегося им еврейского имущества (большая, ценная часть которого была евреями припрятана). - "Это кровь наша" - и сколько правды, святой, исторической правды, в этом клике: века мучений слышатся в нем, и надо быть дивно устроенному головой и сердцем, чтобы не содрогнуться душой от этого вопля скорби и боли!" 

На основании тщательного расследования, проведенного комиссиями, Александр III на встрече с представителями еврейского сообщества высказал свою полную уверенность в том, что причиной вражды к евреям является их экономическое господство и эксплуатация коренного населения.

Надо сказать, что в некотором смысле положение русского крестьянства даже осложнилось после отмены крепостного права в 1861 году. Помещик-крепостник не только распоряжался подвластными ему крестьянами, но в то же время ограждал их от разлагающего влияния местечковых евреев. Например, он мог выгнать из своего села кабатчика-еврея, спаивающего его крестьян. А после падения крепостного права крестьяне оказались беззащитными, и попали под еще более жестокую власть пана-еврея.

***
В  NN 46 и 47 "Руси" были напечатаны очень важные статьи, составленные по рукописям покойного иудея Я. Брафмана его сыном, под общим названием "План преобразования быта евреев". Факты, приведенные в этих статьях, произвели на читателей эффект разорвавшейся бомбы. В них были раскрыты страшные свидетельства порабощения местного христианского населения евреями. Вот, кратко, о чем в них говорилось:  

"В самом деле, есть ли основание толковать пространно о взаимных экономических отношениях христиан и евреев, когда оказывается, что каждый христианин-землевладелец продан кагалом кому-либо из евреев? Да, продан как предмет эксплуатации и лично, и имущественно - и это не фигурный оборот речи, а юридический термин, потому что продажа закрепляется актом, особого вида купчей крепостью. Точно так же делаются предметом купли и продажи села, деревни, целые местности со всякой живой в них душой (разумеется, христианской)... 

На основании талмудических правил "Хезкать-Ушуб", т.е. о власти кагала в его районе, та территория - поясняет Брафман, - на которой поселились евреи, со всем входящим в нее имуществом и лицами иноверцев становится собственностью евреев. "Имущество иноверца свободно, и кто им раньше завладеет, тому оно и принадлежит" - гласит "слово закона" (Хошек-Гамишпот, ст. 156). На этом основании кагал, т.е. национальное еврейское местное правительство, признавая все находящееся в данном районе своей, так сказать, "казенной собственностью", продает отдельным евреям два права: одно именуется по-еврейски мерония или мааруфия, право на личность, другое - хазака, право на имущество. Купчий акт на то или другое право или на оба вместе называется гахлат. Продажей права меронии, говорит Брафман, личность данного иноверца делается неотъемлемым и притом исключительным достоянием того еврея, который купил меронию, и уже ни один еврей в мире не имеет права ни ссужать этого христианина деньгами, ни исполнять его поручения, ни вообще входить с ним в какие-либо сношения.

Посредством же хазаки все недвижимое имущество такого-то христианина поступает в эксплуатацию купившему это право еврею, и уже ни один еврей в мире не имеет права ни арендовать этого имущества, ни давать под него ссуды, ни заключать относительно его какие-либо сделки с хозяином. Кагал со своей стороны обязуется (и обязательство это прописывается в купчей) доставлять покупщику в случае его "неосторожности" в выборе средств для окончательного завладения проданной личностью или имуществом "иноверца" защиту пред "иноверческой" администрацией или судом, а также защиту против всякого еврея, который бы осмелился вторгнуться в пределы права, предоставленного покупщику, и нанести ему какой-либо ущерб: такого рода самовольникам грозит бет-дин, тайный еврейский суд, постановляющий иногда и смертные, всегда исполняемые приговоры!"

В той же газете "Русь" раскрывалось истинное содержание иудаизма:
"Закон Писаный и Устный евреев составляют следующие обязательные и канонические книги: 1) Библия, т.е. Микра (все Священное Писание) и Тора (собственно закон Моисеев, Пятикнижие); 2) Мишна, т.е. второй закон или сборник преданий, составленный раввином Иудой Святым около 200 лет по Р.Х.; 3) Талмуд Иерусалимский, содержащий Мишну и сверх того Гемару (дополнение) раввина Иоханана, составленный около 230 по Р.Х. и 4) Талмуд Вавилонский, содержащий ту же Мишну и Гемару с новыми дополнениями раввина Аше и других, законченный в V в; по Р.Х...
Сам Талмуд исполнен свидетельств о своей авторитетности и обязательности для евреев... Величайший авторитет еврейской учености, Маймопидес (VI века) говорит следующее; "Все, что содержится в Вавилонском Талмуде, обязательно для всех евреев, ибо все учение Талмуда было признано народом израильским и ученые составители его были преемниками предания, которое сохранилось от Моисея и до них" (Yad Chasac предисл.)"

Российские власти относились чрезвычайно уважительно к иудаизму: "В России для евреев были созданы особые казенные уездные училища 2-х разрядов и гимназии... и Талмуд в них числился обязательным предметом преподавания. По расписанию учебных часов на Талмуд в институтах полагается не менее 10 часов в неделю (Положение 13 ноября 1844 г.)". Однако в "обязательном для евреев Талмуде находятся, между прочим, такие места, которые разрешают еврею относительно гоев или акумов (язычников и христиан, вообще неиудеев) всякое зло, запрещаемое законом иудейским против брата, ближнего своего и товарища, ибо гой или акум не есть для евреев ни брат, ни ближний, ни товарищ, не достоин никакого снисхождения и милосердия (Bava Metzia 3. 2 Yevamoth, 23):

1). Запрещается гою давать что-либо без лихвы (Avoda Zara, Pisl. Thoseph 77. 1 N 1 и пр.). Разрешается иудею у гоя красть, ибо сказано: не обидишь ближнего и не отымешь, а гой не ближний (Вача Metzia 111)
2). Свидетельство неиудея да отвергнется без исключения (Schaleh. Агас, Chosham Hammesch. 40. С. 2. N 34, $ 19). Запрещается спасать от смерти акума или неиудея, ибо спасти его - значит увеличить число их; к тому же сказано, да не помилуешь их (Avoda Zara, 26. 1; 20. 1. in Thoseph). Дозволяется законом убивать всех акумов или гоев, ибо в Писании сказано: не возстанеши на кровь ближнего твоего, а акум или гой - не ближний, и потому, говорит Маймонидес, всякий иудей не убивающий нарушает отрицательную заповедь (Sepher Mitz. fol. 85. С. 2.)
3). Да убиен будет и праведнейший из язычников или неиудеев: он повинен смерти уже тем одним, что неиудей и потому самому уже не может быть чем-либо годным (Yalcout Reoubeni, 93. 1)"

"Так что "не об эмансипации евреев следовало ставить вопрос, - напоминает в своей статье И. Аксаков, - а об эмансипации русского населения от еврейского ига; не о равноправности евреев с христианами, а о равноправности христиан с евреями, об устранении бесправности русского населения пред евреями: вот единственно правильная постановка вопроса, без которой и правильное решение невозможно".
И вот "либерал" становится в данном случае на сторону угнетателя, т.е. еврея, и начинает проповедовать в газетах необходимость "расселения евреев по всем селам и весям России" (так как им мало двадцати пяти губерний) и "полнейшей равноправности евреев с христианами", - другими словами: проповедовать необходимость разрешения евреям держать кабаки в деревнях, расширения арены и способов эксплуатации русского населения евреями!"

Список литературы:
Аксаков И.С. Следует ли дать евреям в России законодательные и административные права? Из газеты "День", Москва, 16 февраля 1862 г.
Аксаков И.С.Отчего евреям в России иметь ту равноправность, которой не дается нашим раскольникам? Из газеты "День", Москва, 26 мая 1862 г.
Аксаков И.С. Что такое “еврей” относительно христианской цивилизации?
Из газеты “Москва”, Москва, 8 августа 1864 г.
Аксаков И.С. Не об эмансипации евреев следует толковать, а об эмансипации русских от евреев. Из газеты “Русь”, Москва, 8 августа 1864 г.
Аксаков И.С. “Либералы” по поводу разгрома евреев. Из газеты “Русь”. Москва, 6 июня 1881 г.
Аксаков И.С. По поводу статей Брафмана о кагале. Из газеты “Русь”, Москва, 10 октября 1881 г.
Аксаков И.С.О том, как бы обезвредить евреев для христианского народонаселения. Из газеты “Русь”, Москва, 15 сентября 1883 г.
Аксаков И.С. О Талмуде. Из газеты “Русь”, Москва, 15 октября 7883 г.


Рецензии
Как писал хороший современный поэт,

"Видно, это Россию и губит -
Так уж с давних времён повелось:
Всех приезжих она приголубит,
А свои - перебьются, авось..."

Таково христианское отношение. В нашем фильме "Предчувствие" эта тема тоже есть. И один из героев фильма именно про И.Аксакова вспоминает.
Не мог Аксаков не отважится, потому что был он из семьи священнической. Тема давняя. Спасибо за публикацию!

С искренним уважением,

Кузнецова Любовь Алексеевна   17.04.2021 20:45     Заявить о нарушении
Спасибо дорогая Любовь Алексеевна! Это пример настоящего русского человека.

Полина Ребенина   26.12.2022 00:56   Заявить о нарушении