Дядя Саша...

          Родился  Дядя  Саша  в  1928  году.Для  меня  в  детстве  он  был  как  лучик  света. Помню  его  зимние  приезды  в  отпуск. О  его  юности,  школе,  учёбе ничего  не знаю. Был  у  него  прекрасный  баритон  с  какими-то  зычными,  звонкими  высокими  нотками. Знаю,  что  женился  он на женщине  с  девочкой  лет  пяти. Почему  она  была  без  мужа,  не  знаю. Об  этой  женитьбе  родственники  часто  судачили. В  юности,  судя  по смутным  сведениям,  оставшимися  в  моей  памяти  детства,  он  был  рубахой- парнем. Хотя  в  его  зрелые  годы,  когда  его  я  воспринимал  уже  осознанно,  он  был  для  меня  образцом  хорошего  семьянина,  спокойного,  добродушного,  открытого  мужчины.  Он  всегда  приезжал  с  кучей  подарков.  Бабушка  восприняла  его  жену,  Н.,  а  свою  очередную  невестку  с  уважением  и  добрым  отношением.  Смутно  помню  и  летний  приезд  Д.  Саши  с  Т. Н.  в  деревню. Тогда  мне,  привыкшему  к  суржику с  самого  раннего  детства, на нём  говорили  в  деревне  Бабушки,  речь  т.  Н.,  видимо,    уроженки  западных  областей  Украины,  казалось… необычной,  но  приятной. Помню,  как  Мама,  Бабушка,  т.  Валя  ездили  в город  В. на  Черкащину,  где  жила  семья  Д.  Саши,  в  гости. Это  была  эпохальная  поездка  за… покупками. Тогда  были    трудные  скудные  времена  начала  пятидесятых,  когда  не  всё  можно  было  купить  в  Миллерово. Страшно  даже  становится  теперь,  когда  представлю,  что   было – то  всё  всего  через  5-7  лет  после… Войны.  Запомнилось,  что  привезли  они  много кастрюлей,  посуды,  тканей  и  пр. . Д.  Саша  жил  на  самой  окраине  города  В.,  возле  обогатительной  фабрики,  на  которой  работала  т. Н..  Из  угля,  который  поставлялся  из  близлежащего  открытого  угольного  разреза,  на  фабрике  изготовлялись  прессованные  угольные  брикеты  по  размерам,  примерно, как  кусок  хозяйственного  мыла. Это  я  уже  узнал  всё  позже,  когда  в 1968   году приезжал  в  гости  зимой  к  Д.  Саше  по  его  приглашению. Помню  его  добродушие,  гостеприимство.  Он  мне  рассказал  всё  о  своей  работе,  сводил  на  угольный  разрез,  откуда  он  возил  на  юрких  маленьких  поездах  добываемый  уголь  открытым  способом  с  помощью  огромного  роторного  экскаватора. Он  гордился  своей  работой,  всем  встречным  представлял  меня,  своего  «племяша». Помню  и  его  посылку,  которую  он  мне  прислал  в  Харьков,  когда  я  учился  ещё  на  первом  курсе. Там были  сало,  яблоки,  наверное,  «семиренка», которые  были  из  его  садика  под  окном.  Яблоки  были  небольшие,  немножко  побитые. Но  мне  они  были  самыми  вкусными  яблоками  на  свете.  Наверное,  это  от  того,  что  присылали  мне  открытые,  искренние  добрые  люди. Квартира  у  них была  от  «аглофабрики», данная  т.  Н.. Было  всего,  кажется,  пара  комнат  с  кухонькой  в  доме  на  несколько  соседей  и  с  одним  подъездом.  От  совместного  брака  у  них  родился  сын  А.. Наверное,  в 1955- 1957  году. В тот  приезд,  ни  А.,  ни старшей его  сестры  А.,  которая  была  уже   студенткой   иняза  Ужгородского  университета,  не  было.  Где  в  это  время  был  Брат А.  не  помню.
         
           Сестру  А.,  уже  осознанно,  я  воспринял  в  1965 году,  когда  за  неделю  до  смерти  Мамы  Отец  написал  всем  родственникам  о  её  близкой  кончине. Были  Д.  Саша  с  семьёй(кажется  без  брата А.),  Д.  Володя,  Т.  Маша,  Дедушка  с  Бабушкой,  Д.  Коля. Тогда  А.,  на  пару  лет  меня  старшая,  показалась  мне необычайно  красивой.  Говорила  она  немного  картавя,  чуточку  замедленно. Я  просто  влюбился  в  неё. Наверное,  и   она  была  ко  мне  неравнодушной поскольку  часто  брала  мою  руку  в  свои  ладони,  от  чего  я  почем-то  страшно  смущался. Но  возможно,  мне  просто  показалось  и,  беря  мою  руку,  она  просто  выражала  своё  сочувствие  мне по  поводу  надвигающегося  ухода  мамы… Родственники  вскорости  все  разъехались,  сожалея,  что  отец  поторопился.  Но  мне  кажется,  что  это  было  правильно,  т.к.  все  застали  её  ещё  живой,  хоть  и  была  она  уже  тогда  в  беспамятстве.

         Сестричка А.   поступила  в  университет  с  четвёртого  раза.  Там,  наверное,  просто  сдались  перед её  напором  и  настырностью. Её  я  видел  в  1970  году, когда  был  в  Ужгороде  на  всесоюзном  марафоне,  в  комнате  студенческого  общежития. Тогда  я  был  членом  команды  города  Харькова,  наделавшим  много  «шума»,  ибо  был  заявлен  «вне  конкурса»,  а  обыграл  более  чем  на  минуту  лучшего    из  основного  представителя  нашей  команды. Помню,  как  много  позже,  А.  при  встрече,  сетовала  на  то,  что… студенчества  у  неё  практически…  не  было,  т.к.  в  группе  и  на  курсе  она  была  старше  всех  своих  сверстников  на  4 - 5  лет.  И  на  неё,  как  самую  мудрую  по  возрасту,  навесил  деканат   университета  массу  общественных  обязанностей. И  была  она  фактически  для  своих  сверстников,  как  она  выражалась  «нянькою». Личная  жизнь  у  А. не  сложилась. В  Вузе  шансов  у  неё  не  было,  поскольку  она  была  старше  сверстников. После  Вуза  она  уехала  в  Белоруссию  к  Т.  Вале,  где  преподавала  английский  язык  в  средней  школе  пос.  В.. Жила  в  военном  городке  с  семьёй Т. Вали,  потом  ей  дали  комнату  в  общежитии  для  офицеров,  наверное    без  мужа  Тётушки, офицера  в  звании, не  обошлось.  Красоты  она  была  необыкновенной,  как  говорила  Т.  Валя.  Приглашение  в  В.,  очевидно,  было  не  случайным - хоть  какой-то  шанс  выйти  замуж, -   в  то  время    дело  шло  уже  к  30  годам. Там  у  неё  была  любовь  с  одним  холостым  офицером,  от  которого  она  родила  девочку. Но  семейная  жизнь  не  сложилась.  Она  отправила  свою  дочь  к родителям  в  В.. Дедушка  с  Бабушкой  в  ней  души  не  чаяли.  Ребёнок  оказался  очень  развитым,  мудрым  не  по  годам.  Была  девчушка  любимицей  всего  дома. Однако  в  возрасте  около  трёх  лет  она внезапно  умерла. Наши родственники  утверждали,  что  пьяный  врач  диагностировал   ОРЗ, когда  её  повели  в  больницу. Там  успокоили  и  приписали  обычное  стандартное  домашнее   лечение  в  таких  случаях. Но  оказалось,  что  это  был… дифтерит,  от  которого  ребёнок  и  умер в  течении  трёх  дней!  Конечно,  это  была  страшная  трагедия  для  всех.  А.,  в  сердцах,   упрекала  родителей  за  то,  что  не  уберегли... малышку. Даже  некоторое  время  с  ними  не  общалась.  Но  что  говорить  о  состоянии  Д.  Саши  с  Т.  Н. -  словами  не  передать…

         
          Позже  А. уехала  в  город  Б. в  Белорусии,  где  и  работала  в  школе,  оставшись  одинокой,  насколько  мне  известно.  С  ней     была  возможность  у  нас  встретиться  в  В.,  когда  мы  всей  семьёй  ездили  в  мой  первый  нормальный  отпуск  в  1979  году. Этому  подтверждением  осталось  много  фотографий.  В  то  время  она  ещё  жила  там.  Ещё  одна  возможность  была  нашей  встречи,  когда  я  ездил  на  похороны  Т. Н.в  В.,  умершей  от  онкологии.  Тогда  на  похороны  приезжали  Т. Валя  с  мужем,,Т. Маша  с  мужем,  д.  Коля,  Д.  Вова, с  женой  и  двумя  дочерьми (они  жили  рядом  с  окраиной  В.  в  живописном  селе  П.). Был,  наверное,  и  А,  Брат А.,  но  я  точно  не  помню. Помню,  как  мы  уезжали  тогда  после  похорон  на  дизеле…  Доехав  до  какой-то  узловой  станции,  мы  садились  на  разные  поезда:  сначала  я  в  Крым,  а  чуть  позже  они  все  в  Луганск.  Д.  Саша  провожал  нас  до  дизеля.  Мы  стояли  в  ожидании  поезда,  разговаривали. Д. Саша  машинально,  сбоку  от  колеи,  рвал  траву  для  домашней  живности.  До  сих пор  жалею  о своих  словах,  произнесённых,  что придорожная  трава  насыщена  всякими  тяжелыми  вредными  элементами,  и  что  использовать  для  кормления  животных  её  нельзя.  Д.  Саша,  как  послушный  ребёнок,  тут  же  её… растерянно  выбросил…  Имел  ли  я  право  «поучать»  его,  когда они  десятилетиями  жили  возле  брикетной  фабрики,  близко  возле  угольного  разреза,  где  на  десятки  километров  была  заражена  и  запылена  вся  природа.Не  думал  я  тогда,  что  Д. Сашу  видел  последний  раз...

           После  смерти  Т.  Н.  он  подженился  на  женщине,  чего  А.  не  смогла  ему  простить,  как  мне  рассказывали  позже. Меньше  чем  через  два  года  он  умер  от  рака  горла. На  похороны  я  не  ездил – вечная проблема семьи,  когда  денег  не  хватает,  хотя  моя  супруга  С.  настаивала  на  моей  поездке… Долго  ждали  меня  и  Тётушки  и  Дядюшки,  надеясь,  что  я   подъеду.  От  этого  у  меня  остался  горький  осадок  с  чувством  вины,  что  не  смог  проводить  любимого  моего  Дядю  в  последний  путь…

      
            Осталось  у  меня  чувство  вины  и  перед  А,  которую  я  тогда,  в  1970  году  после Ужгородского марафона,  где  я  был  40-м  из  119  стартовавших (2 ч. 35 мин. 17,2 сек.),  приглашал  в  Харьков  в  гости,  на  что  она  с  радостью  согласилась. Но  через  год  я,  к  своему  стыду,  в  письме  дал  ей… отбой.  Наверное,  я  просто  испугался… трудностей  и  ответственности  за  обеспечение ей  проживание  и  др.  моментов  моей  гостьи.Конечно и  вечная  проблема  денежная...  Последний  раз  мы  могли  встретиться  с  А.  на  50-летии  сына  Т.  Вали,  проживающего   под  Харьковом,  работавшим  с  женой  В.  га  ГЭС.  Но  я,  опять  же,  не  поехал...


           Где-то  в  2010  году  А. выходила  на  меня  через  интернет  из города  Б.  через  свою  соседку. Обещала  купить  ПК  и  начать  полноценное  общение.  Но  так  всё  и  заглохло.  Интересно,  что  в  Б.  живёт  и  сын  Н.А. Ф.,  второго  мужа  моей  Тёщи,  Н.  с  семьёй.  Последний  раз  мы  виделись  с  ним через  год  после  похорон   Н.А.. Тогда  он  приезжал  с  женой. Н.  -  1948  года  рождения.  В  этот  раз  уже  припадал  на  ноги. При  расставании  я  отдал  ему  механические   часы  «Командирские»,  подарок  мне   Н.А.  лично  как  память  и  для  пользования.  Я  считал,  что    для  Коли - это память  об  отце и должны  они принадлежать  ему.  Но  меня  поразила  торопливость  и… жадность,  с  которой  он,  буквально  выхватил  их  из  моих  рук.

            Так  вот  Судьба  мне  подарила  ещё  одного  любимого  мною  человека,  оставившего  свет  в   моей душе  на  всю  жизнь. Человека  бескорыстного,  открытого,  умеющего  радоваться  жизни  и  умевшего  дарить  людям  приятные  минуты  общения.  И  осталось  в  моей  душе  некоторое  чувство  вины  перед  ним  и  членами  его  семьи,  что  не  смог  я  так  же  искренне  и  с  любовью  относиться  к  ним  в  тех  нескольких,встречах,  которые  подарила  мне  Судьба...   Земля ему    и  жене  его - пухом...

            Странно,  что  чем  больше  я  старею,  тем  острее  чувствую  ушедших  мне  близких  людей,  тем... отчётливее    слышу  их  голоса,  вижу их улыбки... Я  как  будто  чувствую  их  живыми,  находящимися  рядом  со  мной,  особенно  в  трудные  минуты  жизни...


Рецензии