Счастливчик из Одессы

                Счастливчик из Одессы
Филипп Янкелевич Завт - военный дирижер, преподаватель, общественный деятель
                Б. Турчинский

Название очерка «Счастливчик из Одессы» я позаимствовал из автобиографической книги (2018) моего старшего товарища и коллеги, ветерана военно-оркестровой службы Филиппа Янкелевича Завта.
«Читал, Борис, много ваших очерков в журнале «Оркестр»: ваша тематика мне очень близка», - так представился по телефону мой новый знакомый, герой сегодняшнего очерка.
… с чего начать?..
Начал я с изучения его книги - и прочитал ее на одном дыхании.
Это был рассказ о жизни, полной захватывающих ситуаций.
С разрешения Филиппа Янкелевича превращаю книгу в очерк…
И, конечно, мы договорились о встрече в Иерусалиме, где живет мой герой…
Из предисловия к книге:
«Я и в самом деле счастливый человек. Прожита большая и интересная жизнь, наполненная и радостью, и печалью, взлётами и неудачами - наверное, как у многих людей. И я подумал – дети уже выросли, растут трое чудесных внуков и уже родилась первая правнучка. Может быть, им будут интересны мои воспоминания…
О своих предках я знаю не много. Часто вспоминаю мою бабушку Эстер. Знаю, что бабушка была родом из г. Тульчина Винницкой губернии и у неё была странная фамилия - Указ. В 16 лет она вышла замуж за моего дедушку Фроима (в память о дедушке меня назвали Филя). Когда старшему из их сыновей исполнилось 20 лет, он уехал в Одессу, где стал бухгалтером и куда впоследствии перевёз овдовевшую бабушку с шестью детьми. Так мы стали одесситами.
От автора:
Нас многое объединяет и сближает. Город Одесса, в котором я учился и работал, история военно-оркестровой службы Союза; многие военные дирижеры и музыканты хорошо знакомы нам обоим. Немало общих знакомых и в Израиле…

                «Школа имени мене»
«В 1947 году я посмотрел немецкий трофейный фильм «Девушка моей мечты» с Марикой Рёк в главной роли. Это был музыкальный фильм с запоминающимися мелодиями. На одной из семейных вечеринок я напевал мелодии и выстукивал ритмы из этого фильма. На вечеринке присутствовала наша дальняя родственница - тётя Клава Вайс - преподаватель фортепиано в музыкальной школе. Услышав, как я пою она решила отвести меня в знаменитую школу одарённых детей имени Петра Соломоновича Столярского, где в это время проходили приёмные экзамены. Экзамены я сдал успешно и стал учеником этой замечательной школы по классу ударных инструментов.
Моим учителем был Владимир Иванович Вотрин - литаврист оркестра Одесского театра оперы и балета. Я вспоминаю его с благодарностью. Он был нам не только учителем, но и заботливым другом с озорным одесским юмором, никогда не унывающим и всегда вселяющим уверенность, бодрость и оптимизм в своих учеников!
Уже после первого года учёбы я принял участие в большом концерте, посвящённом 15-летию нашей школы. На большой сцене Одесского театра оперы и балета я исполнил на ксилофоне «Музыкальный момент» Шуберта. Очень волновался.
Пётр Соломонович основал свою школу в 1933 году. В 1937 его гениальный ученик Давид Ойстрах стал первым представителем СССР-лауреатом Конкурса скрипачей имени бельгийской королевы Елизаветы. После конкурса Сталин пригласил триумфаторов в Кремль. Когда Сталин спросил Столярского, как называется его школа, тот, зная в основном язык идиш, ответил: «Школа имени мене».

… Я занимался с большим увлечением, старанием и упорством.
Освоил множество ударных инструментов - ксилофон, вибрафон, литавры, малый и большой барабаны, тарелки, треугольник, челеста. Каждый из инструментов требовал особого подхода, техники, ловкости и сноровки.
Любимым был ксилофон. На нём я переиграл множество произведений разных композиторов.
Я подружился со многими одноклассниками, и у нас образовалась своя компания. Из ребят в компанию входили Сима Ярошевич, Гриша Розенбаум, Додик Зайчик, Толя Мирошник. Из девочек - Галя Лазарева, Жанна Габба, Дина Розенберг, Лина Попова, Алла Белоконь. В 6 классе девочки предложили обучить ребят танцам. Мы собирались на квартире Гали Лазаревой или Дины Розенберг.
Танцевали вальс, танго, фокстрот. Любимым был вальс-бостон. С 7 класса увлекся волейболом. Тогда гремели имена Ревы, Щагина, Мондзолевского. Мне посчастливилось тренироваться у Жорика Мондзолевского, который стал игроком сборной страны.
Не могу не вспомнить с теплотой своих наставников: директора школы Григория Дмитриевича Бучинского, прекрасного человека. Для всех нас, учеников школы, нас был как отец родной. Заведующую учебной частью Нэлли Петровну - дочку Петра Соломоновича, классного руководителя Авиву Давыдовну, математика Николая Александровича Пальмина, преподавателей гармонии Асю Евсеевну и музыкальной литературы Владимира Афанасьевича.
Самыми близкими моими друзьями были скрипачи Сима Ярошевич и Гриша Розенбаум. Сима с ранних лет был одарённым музыкантом и стал профессором Горьковской консерватории и Тель-Авивской Академии музыки. Гриша Розенбаум после окончания 8 класса перешёл в другую школу и музыкой больше не занимался. Он окончил политехнический институт и стал инженером-химиком. К сожалению, его жизнь закончилась трагически.
20 июня 1953 года я получил аттестат зрелости и отдельно - свидетельство с оценками по музыкальным предметам. В свидетельстве были одни пятёрки. В аттестате – все пятёрки и только по химии тройка.
Так закончились мои школьные годы.
               
На фото: Бучинский Григорий Дмитриевич - директор школы им. П. С. Столярского

                Моя мечта сбылась
                Институт военных дирижёров
После окончания школы передо мной возникла дилемма: либо поступать в консерваторию, либо... Дело в том, что от Лёни Полунина - кларнетиста, который был старше меня на 2 класса, я узнал, что в Москве находится Институт военных дирижёров, в котором он уже учился на втором курсе. Я решил ехать в Москву и поступать в этот институт. Мечта стать дирижёром была у меня с 14 лет - когда я услышал Джаз-оркестр
 под управлением Макса Южного. Дирижёр тогда мне очень понравился, и я затаил желание получить эту профессию! И вот я собираюсь в Москву. Все мои близкие и родные отговаривают меня от этого шага.
… Приёмные экзамены начинались 1 июля. Конкурс - 4 человека на место. 10 июля, сдав успешно последний экзамен, я увидел свою фамилию в списке поступивших. Радости моей не было предела! Всего поступило 65 человек.
После вступительных экзаменов я с волнением и трепетом ступил на брусчатку Красной площади, впервые увидев Кремль и Мавзолей. Но сразу начались военные сборы в Раменском, которые стали для меня тяжёлым испытанием. Частые марш-броски на 25 километров с преодолением полосы препятствий были проверкой выносливости и давались мне нелегко. Но это было и хорошей закалкой. За месяц я похудел на 10 килограммов.
И вот - ура! Первый отпуск в Одессе.
Дома меня встретили очень приветливо и тепло. За месяц немного откормили, а ежедневное купание в море придало больше бодрости и новых сил. С хорошим настроением я возвратился в Москву и с 1 сентября приступил к занятиям.
Красная Площадь
 Вскоре у нас началась изнурительная подготовка к первому в моей жизни параду на Красной площади. Репетиции проходили на Центральном аэродроме с 9 утра до 3 часов дня с отработкой строевого шага. В каждой шеренге было 100 человек, и необходимо было добиться идеального равнения. От усталости мы валились с ног и возвратившись в казарму, засыпали, хотя ещё предстояли занятия по разным предметам.
И вот настало 7 ноября 1953 года. Моросил мелкий дождь. Это был первый парад без Сталина. В 9.45 на трибуну Мавзолея начали выходить члены Политбюро. Я увидел легендарных маршалов К.Е. Ворошилова и С.М. Будённого. Я очень гордился своим участием в составе тысячетрубного оркестра в параде на Красной площади.
После окончания второго курса нам предстояла стажировка в войсках. Я попал в оркестр понтонного полка Киевского военного округа. На стажировке я получил первые навыки работы с оркестром. Кроме того, в это время проходили крупные военные учения под руководством маршала Малиновского. Наш понтонный полк и оркестр приняли в них активное участие, за что я в числе многих получил благодарность от министра обороны.
На третьем курсе произошло приятное событие - вручение первого офицерского звания. Весь наш курс был построен в актовом зале института, и начальник курса майор Левандовский зачитал приказ министра обороны легендарного маршала Г.К. Жукова о присвоении всем нам звания «лейтенант». Так я стал офицером!
Не могу не вспомнить с теплотой о своих преподавателях в Институте: Вилковира, Магазинера и Розенберга, Барда, Зеленцова, Горчакова, Хаханяна, Главюка. После окончания 3 курса мы организовали эстрадный оркестр и были приглашены на время каникул в Светлогорский военный санаторий, который находился в Калининградской области (до войны это место было дачей Германа Геринга). Три раза в неделю вечерами мы играли на танцевальных вечерах для отдыхающих. В санатории мы прекрасно сочетали работу и приятный отдых на Балтике.
Начало 1956 года было ознаменовано тем, что на 20 съезде партии Н. С. Хрущёв разоблачил культ личности Сталина. Началась Оттепель. Из-за рубежа начали приезжать интересные творческие коллективы и звёзды музыки и эстрады. Мне посчастливилось побывать на концертах Бостонского и Филадельфийского симфонических оркестров, послушать скрипичный дуэт Исаака Стерна и Давида Ойстраха, побывать на концерте Ива Монтана, посмотреть Венский балет на льду.
 
На фото: Институт военных дирижеров при Московской консерватории им. П.И. Чайковского, выпуск 1957 года.
Так незаметно наступил последний, выпускной год моей учёбы в институте. Надо было готовиться к выпускным экзаменам. Для одного из главных   экзаменов - «дирижирование» - мы с моим педагогом Анатолием Васильевичем Архангельским наметили 5 симфонию П.И. Чайковского.
В это же время произошло судьбоносное событие и в моей личной жизни. Я встретил любовь своей жизни - Галюньку, с которой мы уже 60 лет вместе. Наша встреча 3 марта 1957 года у метро Кропоткинская стала нашим Днём, который мы отмечаем ежегодно.
Выпускные экзамены я сдал на «отлично». Выпускной вечер состоялся в Колонном Зале Дома Союзов. После выпускного мы с Толей Мальцевым и его женой Аллой отметили окончание института в ресторане «Прага» на Арбате. Назначение я получил в Белорусский военный округ.
Друг – Анатолий Мальцев

Мне хочется с особой теплотой рассказать о моём друге, военном дирижёре Анатолии Васильевиче Мальцеве.
Все годы учёбы в институте мы с ним были рядом. Когда на 3-м курсе нам было присвоено звание лейтенанта, Толя был выбран и назначен старшиной курса. Он ярко выделялся своей выправкой, отличной учёбой, уважением к нему всех ребят, а кроме того – благородной скромностью, был душевным человеком и преданным другом! Его любили и слушатели нашего курса, и впоследствии – музыканты возглавляемых им коллективов! Став профессором кафедры дирижирования, он до последнего дня преподавал и выпустил много талантливых молодых дирижёров...
Не буду перечислять все места, где служил Толя. Вершиной его музыкального пути было назначение на должность главного дирижёра Отдельного образцово-показательного оркестра Министерства обороны СССР, а затем – начальника и главного дирижера дважды Краснознамённого Ансамбля им. А.В. Александрова (на эту высокую должность он был назначен по рекомендации Бориса Александровича Александрова).
Вспоминаю, как Толя готовился к главному из госэкзаменов - по дирижированию. Выбрано было одно из самых трудных симфонических произведений П.И. Чайковского - увертюра-фантазия "Гамлет". Толя начал с глубокого изучения трагедии Шекспира.
Экзамен Анатолий сдал блестяще!
И так было на протяжении всего творческого пути дирижёра Мальцева - глубокое изучение истории исполняемого произведения, затем партитуры.
Анатолий всегда стремился к новизне. Так, в его бытность начальником оркестра Министерства обороны в ткань духового оркестра была введена большая группа струнных, которая намного обогатила звучание».
- Филипп Янкелевич, вспоминая о А.В. Мальцеве, я хочу привести рассказ о нём моего друга и соученика - известного кларнетиста, засл. арт. России, профессора Российской Академии им. Гнесиных Ивана Оленчика:
 
На фото: А. Мальцев, И. Оленчик, Оркестр Министерства обороны СССР.
Большой зал Московской консерватории.
«Тесная творческая и человеческая дружба у меня завязалась с замечательным дирижером, музыкантом и начальником оркестра Анатолием Васильевичем Мальцевым. Все мои сольные выступления с оркестром министерства обороны как в стране, так и за рубежом, были под его музыкальным руководством. Этот изумительный человек навсегда оставил в моей памяти светлые воспоминания.
Мне вспоминается далёкий уже 1985 год. Тогда, более чем 36 лет назад, Первый отдельный показательный оркестр Министерства обороны СССР находился в гастрольном турне по Сибири. Мы дали несколько концертов в Тюменской области, а затем переместились в город Сургут. Помню, была очень холодная зима (минус 50!), но мы не мёрзли, в коллективе был тёплый климат и прекрасные взаимоотношения между музыкантами и командованием оркестра, это делало все трудности незаметными.
Коллектив оркестра был в зените своей творческой славы. И вдруг, как гром среди ясного неба: начальник оркестра, полковник А.В. Мальцев заявляет, что получил приглашение Главного политуправления Советской Армии возглавить Краснознамённый ансамбль песни и пляски имени А.В. Александрова.
Наступила минутная тишина. Наибольшей неожиданностью это стало для начальника военно-оркестровой службы СССР генерал-майора Н.М. Михайлова. Помню его слова: «Толя, ты что?». Но вопрос был решён и всякие уговоры не помогли. Николай Михайлович Михайлов был очень расстроен, но понимал, что последнее слово - за вышестоящими инстанциями и он в этой ситуации бессилен».
Это моя тема
- Филипп Янкелевич, в моих рассказах и очерках много написано об известных военных дирижерах старшего поколения. Среди них Д. Браславский, Э. Маркус, Б. Гофман, М. Сафьян, Б.  Манн, Я. Салик, Б. Диков, Э. Стунгуров, Э. Верник, А. Крючков, А. Черных, А. Кузьменко, Г. Ведомский, М. Лукашенко, Э. Казачков, И. Древецкий… Это люди, как и вы, особой судьбы. Все прошли через невзгоды тяжелых лет и остались настоящими людьми, оставили большой след в музыкальной жизни тех городов, в которых работали. Главный дирижер Отдельного показательного оркестра МО России Сергей Дурыгин как-то мне сказал: «Борис, то, что вы делаете, - бесценно: вы пишете о людях, которые не только сегодня и вчера отдавали свои силы и знания военно-оркестровой службе, но и о тех, кто закладывал фундамент этого пласта музыкальной культуры - и это останется в истории».
Уверенно скажу: вы - один из них!

Продолжаем тему

 
На фото: Государственный экзамен по дирижированию. 5 симфония П.И. Чайковского.
                Труба зовёт!
Теперь мой путь лежал в столицу Советской Белоруссии город Минск, где находился штаб Белорусского военного округа.
Когда я вошёл в здание штаба, дежурный офицер сообщил мне, что начальник оркестровой службы округа находится в отпуске и вместо него принимает другой офицер. В кабинете, куда меня направили, состоялся разговор об условиях службы в округе, и я имел неосторожность обмолвиться о том, что на место действующего начальника оркестровой службы подполковника Мироновича должен прибыть молодой, талантливый дирижер и композитор, майор Борис Диев. Я попал впросак! Мой собеседник оказался подполковником Мироновичем…
А Борис Диев так и не прибыл.
Игорь Миронович подвёл меня к карте и указал там место предстоящей мне ссылки, где мне предстояло начать свою службу. Это оказался глухой заброшенный посёлок Ветрино в 50 километрах от города Полоцка. Там было расположение тяжёлого танкового полка. Ни одного музыканта и ни одного музыкального инструмента там не было - комплект инструментов прибыл из Минска позже. Музыкантов надо было отбирать из нового набора солдат срочной службы. За короткий срок мне удалось сформировать небольшой оркестр из 15 человек.
 
На фото: мой первый военный оркестр в поселке Ветрино, 1957 г.
А в 1961 году были созданы ракетные войска стратегического назначения. В связи с этим были сокращены все полковые оркестры. Меня перевели в древний город Полоцк.
Полоцк
В Полоцке прошли самые яркие годы моей жизни, связанные с рождением детей и внуков, 25-ти летним творчеством моего оркестра, обретением многих друзей, с возрождением еврейской общины и созданием ансамбля «Блуждающие звёзды».
Служба моя в Полоцке проходила в 37-й пятиорденоносной Гвардейской дивизии, которая в годы войны прошла боевой путь от Сталинграда до Берлина. Мне было приказано из 3-х полковых оркестров собрать один большой дивизионный оркестр, состоящий из 40 лучших музыкантов.
12 апреля 1961 года, в день полёта Юрия Гагарина в космос, состоялся дебют моего дивизионного оркестра! С этим оркестром мне было суждено прослужить 25 лет!
Это были мои самые яркие творческие годы. Открылась широкая возможность для включения в репертуар интересных и сложных произведений. Вновь созданный оркестр был качественно сильнее и профессиональнее. Постоянно готовили новые концертные программы, участвовали в фестивалях, конкурсах, смотрах, парадах. Очень скоро оркестр стал любимцем солдат и жителей города Полоцка.
Не обошлось в эти годы и без ложки дегтя… Письмо Генеральному Секретарю ЦК КПСС.
В 1976 году моя мама тяжело заболела в Одессе, и я перевёз её к нам в Полоцк. А в 1978 году, когда я уже отслужил 25 лет, мне было приказано убыть по замене в Забайкалье в город Нерчинск—место ссылки декабристов. Мама была тяжело больна и ехать не могла. Я доложил об этом командующему войсками округа генерал-полковнику Зайцеву, но он был непреклонен. Его поддержал начальник Политуправления округа генерал-лейтенант Дебалюк. На моё место из Забайкалья уже прибыл по замене другой дирижёр, а я был выведен за штат. Тогда мама как старый член партии (стаж 50 лет) написала письмо Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу. Через 2 месяца из приёмной Брежнева пришло письмо и приказ, чтобы меня оставили в Полоцке по месту службы. Только благодаря маме я не попал в Забайкалье. Мама перед своей смертью выручила меня.
 
На фото: 1 место на конкурсе Белорусского военного округа. Минск, Дом офицеров, 1986 г.

В 1986 году наш оркестр стал победителем на конкурсе оркестров Белорусского военного округа. Это была вершина нашего творчества! Первое место было прекрасным подарком к 25-летию оркестра. Не могу не вспомнить моих музыкантов, ярко проявивших себя за все эти годы: Николая Шипулу, Григория Раскина, Юзика Наумовича, Феликса Трескова, Юрия Пекина, Олега Барона, Игоря Дьякова, Михаила Бурта, Сашу Романова, Славу Кузнецова, Игоря Трофимова и многих других
В конце 1986 года я завершил свой трудовой путь, прослужив в Советской Армии 33 года».

Покой нам только снится…
И снова Филипп Янкелевич в гуще музыкальных событий - но уже в гражданской жизни. Ему интересно жить, и вокруг себя он всех заряжает положительными эмоциями!
Впрочем, слово нашему герою.
«После окончания службы в армии я был приглашён на работу в Новополоцкое музыкальное училище преподавателем по классу ударных инструментов и дирижированию и руководителем студенческого духового оркестра. На конкурсе студенческих оркестров республики Беларусь, где участвовало 11 коллективов, мой оркестр занял 1 место. Участвуя в камерном хоре преподавателей училища, я побывал с гастролями в Москве, Петербурге, Германии и Польше. В 1998 году, участвуя в международном конкурсе 23 хоровых коллективов в столице Турции Анкаре, мы стали победителями, в нашу честь президент Турции Демирель устроил приём в своей резиденции и наградил каждого участника швейцарскими часами. На протяжении 15 лет я параллельно руководил и Полоцким хором ветеранов, который организовала моя младшая дочь Анна.
В 1993 году я стал организатором Полоцкого еврейского культурного центра и музыкального ансамбля «Блуждающие Звёзды». С этим ансамблем мы не раз участвовали в фестивале национальных культур в городе Гродно, где впервые зазвучали песни на языках идиш и иврите. С национальным репертуаром мы выступили во всех еврейских общинах Белоруссии. В 2004 году Всемирный конгресс русскоязычного еврейства организовал фестиваль «Золотая Ханукия». Финальный гала-концерт проходил в Берлине в дни праздника Ханука, и наш ансамбль, став лауреатом, принимал в нем участие.
 

В 2005 году еврейская община американского города Атланта пригласила ансамбль «Блуждающие звезды» выступить с концертом в честь праздника Ханука. Остались незабываемые впечатления и воспоминания...
 
На фото: Минск. Студенческий духовой оркестр Полоцкого музыкального училища, занявший 1 место на Республиканском конкурсе, 1993 г.

Материалы интернета:
10 лет Полоцкому еврейскому культурному центру (ПЕКЦ) 2003 февраль
Более 10 лет назад на территории бывшего СССР возобновили свою деятельность международные еврейские организации. Благодаря их помощи стали возникать еврейские организации и в городах Беларуси.
Инициатором создания первой Полоцкой еврейской организации стал военный музыкант Ф.Я. Завт, который призвал известных в городе евреев-ветеранов Великой Отечественной войны обратиться к соплеменникам городов Полоцка и Новополоцка с прекрасным предложением - объединиться. Намерение нашло свое воплощение в созыве собрания еврейской общественности 7 февраля 1993 во Дворце культуры «Стекловолокно», где идея создать свою организацию была принята «на ура».
Из намеченного многое стало реальностью. За 10 лет благодаря помощи наших собратьев из-за рубежа, активности Ф.Я. Завта и отзывчивости многих других полочан – евреев и неевреев – удалось получить помещение и создать Полоцкий еврейский культурный центр, благотворительный центр «Хэсэд-Эфраим», вокально-инструментальный ансамбль, воскресную школу, общинный центр, три религиозных общины - хасидская, прогрессивного иудаизма и ортодоксального иудаизма, клуб ветеранов, женский клуб, курсы по изучению иврита и молодежный клуб Еврейского Агентства «Сохнут», семейный клуб.
- Филипп Янкелевич, как вас встретил Израиль, как на Земле обетованной сложилась ваша судьба?
«В начале 90-х годов начался массовый отъезд евреев в Израиль.
В 1999 году по образовательной программе НААЛЕ уехал наш 16-летний внук Артём. Он попал в город Герцлия в очень хорошую школу с музыкальным уклоном. Когда я в 1999 году второй раз посетил Израиль, в программе нашего семинара было посещение этой школы. Я внуку об этом не сообщил: хотел сделать сюрприз. И сюрприз получился: мы с ним очень тепло встретились! Возможно, это стало отправной точкой для решения переехать на Святую Землю всей нашей семье.
Лозунг «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» в Советском Союзе был только словами. Израиль, куда мы приехали в 70 лет, действительно дал почувствовать, что мы ни в чём не нуждаемся и можем позволить себе круизы, поездки во многие страны, интересный отдых и досуг.
К тому же оказалось, что более 20 бывших музыкантов, служивших в разные годы в Полоцком дивизионном оркестре, живут здесь, в Израиле, в разных городах! Со старшиной оркестра Гришей Раскиным из Ришон-ле-Циона мы решили отметить 50-летний юбилей оркестра. В Израиле в это время проживало уже более 500 наших земляков-полочан, и у них была заведена хорошая традиция - встречаться один раз в году в первую субботу мая в парке Рамат-Гана. Мы с Гришей и всеми музыкантами подготовили концертную программу и выступили с ней перед нашими земляками 7 мая 2011 года.
На встрече присутствовало более 300 наших земляков. Они вспоминали активное участие нашего оркестра в многочисленных парадах, демонстрациях, в музыкальной жизни города - концертах, смотрах и конкурсах. Оркестр всегда пользовался популярностью и любовью полочан. На встрече земляков прозвучало много любимых песен. Было зачитано приветствие от наших музыкантов, ныне живущих в Полоцке, и много других приветствий и поздравлений. Одним словом, было здорово!
Я влюблён в Иерусалим. Судьба подарила мне на этом этапе моей жизни Город-сказку. Его трехтысячелетняя история, климат, святые для нашего народа места создают особую ауру, которая наполняет душу светлым чувством...


Какое право я имею не чувствовать себя счастливым, если у меня самая красивая и озорная жена, самые прекрасные и заботливые дочери, которые все эти годы согревают меня, самые современные и внимательные внуки и, как вишенка на огромном торте, - правнучка Лизонька, до свадьбы которой я надеюсь дожить. Если я родился в чудесном городе Одессе и завершаю свой путь в древнем и вечно молодом Иерусалиме. Если сбылась моя мечта и судьба мне подарила вечную Музыку, которая сопровождала мой Полёт. Когда я встретил и обрёл преданных друзей, с которыми много лет учился, служил, путешествовал. Когда мне посчастливилось побывать в сказочных местах – в горах Тянь-Шаня и на озере Иссык-Куль, на Телецком озере Алтая и славном озере Байкал. Посетил Кижи и Валаам, древние Полоцк и Киев, Барселону и Венецию, Рим и Швейцарию, остров Санторини, Афины, Акрополь и Парфенон…»
От автора
Не могу обойти вниманием и тот факт, что Филипп Завт пишет стихи.
Кстати, поэтический дар пришел к нему в Израиле.
 
На фото: семья. Иерусалим






На фото: 2 апреля 2021 года, Иерусалим


Счастливчики - не только мой герой и вся его семья. Все, кто знает, и кто еще познакомится с этим человеком, - невольно напитываются его энергией и любовью к жизни. Его счастьем!
Вот и я подпитался этим эликсиром.
Поставим многоточие... И выпьем бокал галилейского вина. Лехаим!


Рецензии