О душечке

(на основе статьи И.А. Есаулова  «Представления о роли женщины в художественном мире Толстого в контексте современной «толерантности»)


На дворе XXI век. Толерантность и равноправие или, как минимум, их возможность и необходимость, прочно закрепились в умах людей. Я принимаю их уже как данность, и потому, при всём желании, не в силах согласиться с шовинистской точкой зрения Льва Николаевича. Однако, могу хотя бы примерно понять, чем она обусловлена и подкреплена.

Как следует из текста статьи и простого читательского наблюдения, Толстой по своим моральным воззрениям ближе к золотой классике русской литературы. Как замечает Есаулов, и в «Пророке» Пушкина человек, вроде бы центральная фигура повествования, не отвечает в полной мере за свое будущее, не выбирает судьбу: «Герой становится не субъектом того или иного выбора, а избранником Божиим (и эта «объективация» его совершенно не оскорбляет)». Скорее всего, Толстой, размышляя о роли женщины в своем «Послесловии», также совершенно не хотел обидеть или унизить женщин современного мира, разделяя «дела» и « идеалы» женщин и мужчин. Просто в его представлении не могло быть иначе.

Да и Чехов вряд ли слепо шел на поводу у общественного мнения, «модного женского движения, которое теперь так путает женщин», создавая данный образ. Он действительно иначе, чем Толстой, видел образ женщины в современном мире, и не только его; пожалуй, вообще всех людей и сам мир он видел в несколько ином свете. Граф, потомственный дворянин, и врач, выходец из бедной семьи, – не только по-разному воспринимали, но и, осмелюсь предположить, принадлежали разным мирам. Разные поколения, разные социальные положения, разная окружающая действительность.

И всё же, несмотря на возможность сосуществования нескольких точек зрения одновременно, я более симпатизирую образу «душечки» в понимании Антона Павловича – и «душечки» не только в женском обличии. Отдавать всего себя, отрекать все свои мысли и стремления, вплоть до полного их искоренения, ради жизни с другим человеком, едва ли хорошая идея. И не так уж-то и важно, говорим мы в этом случае о женщине или мужчине. Я за рациональный эгоизм, самостоятельность и самобытность каждой личности.


Рецензии