Рецензия на статью Сузи В. о поэзии Тютчева
Рецензируемая мной статья принадлежит перу Валерия Николаевича Сюзи, кандидату филологических наук, доценту кафедры русской литературы Петрозаводского государственного университета, и опубликована во втором томе научного журнала «Проблемы исторической поэтики» в 1992 году. В данной статье освещается принцип «двойного бытия» в поэзии Фёдора Ивановича Тютчева как выражение в его лирике духовного и телесного, эллинского и христианского начал. Такой взгляд на творчество поэта не нов – ведь подобное мнение можно встретить у Б.М. Эйхенбаума еще в 1916 году.
Данный принцип дуалистического видения и понимания здесь рассматривается как доминирующий в поэтике Ф.И. Тютчева. И тому есть многочисленные подтверждения. Например, в стихотворении «О, вещая душа моя!», как замечает В.Н. Сюзи, дуализм предстает в виде противостояния «основополагающих начал – жизни и смерти, космоса и хаоса, дня и ночи»; двойственность проявляется и в системе образов, и самой композиции произведения. Также философская и пейзажная лирика поэта отмечена одновременно и христианским мировоззрением, и эллинским миросозерцанием: Тютчев не выбирает для своего поэтического бытия конкретную религию и конкретное воплощение Бога, но и не отказывается от веры в божественное начало, что подводит нас к мысли о пантеистических взглядах поэта.
И действительно, часть статьи посвящена именно аргументации и подтверждению пантеизма Тютчева (о чем поэт сам неоднократно говорил), развивавшегося под знаком шеллингианской философии тождества. Приближенным к этой философии Сюзи признается стихотворение «Не то, что мните вы, природа...», а также «Певучесть есть в морских волнах...», «Тени сизые смесились...» и другая пейзажная лирика. «Вплетение Тютчевым христианских настроений смирения в пантеистическую картину природы придает даже самому безотрадному сюжету человечность и высокую духовность», – пожалуй, данная цитата лучше всего отражает восприятие поэтом природы и пейзажную лирику Тютчева в целом.
Следующая часть работы посвящена аргументации, собственно, «двойственности бытия» в лирике Ф.И. Тютчева. На примере множества стихотворений, В.Н. Сюзи приходит к выводу, что взаимопроникновение античных и христианских начал неразделимо не только в пределах одного произведения, но даже и одного образа.
Далее в работе раскрывается образ лирического героя Тютчева как «Богочеловека» – «творение жизнеродящих сил «Великой Матери», «Земли» и средоточие духовных сил». Он нейтрализует «гибельное действие хаоса, имморализм, бездуховность» своей Божественной сущностью, вносит «нравственно-метафизическое начало, божественно-человеческий строй и порядок». Само создание такого образа человека тоже двоемирно и является язычески-христианским, причём истоки язычества также двойственны и сочетают в себе славянское и эллинистическое начала. А языческий образ «Матери-Земли» ассоциируется с Богородицей, что сближает в восприятии мирянина язычество и христианство. Таким образом, обе стороны парадигмы переплетаются друг с другом сразу в нескольких отношениях.
Часть данной статьи В.Н. Сюзи отведена сопоставлению образов, сюжетов и форм творчества Ф.М. Достоевского и Ф.И. Тютчева, и оказывается, что романист и лирик довольно близки в художественном осмыслении «трагической сиюминутной ситуации». Следующая цитата помогает лучше понять выше сказанное: «Перевод произведения в иную систему восприятия разрушает замкнутость представленного сюжета, необратимость гибели Бога. Тогда античная трагедия, языческая ситуация катарсически разрешается христианской мистерией подобно, казалось бы, безысходным сюжетам романов Достоевского».
Продолжая рассматривать чувство двоемирия в культурно-исторической парадигме античности и христианства, В.Н. Сюзи замечает, что «христианство» Тютчева проявляется и в его отношении к слову как к Откровению: «Подобное отношение... отраженное в Евангелии от Иоанна, – собственно поэтическое отношение, выражающее приятие сакральной сущности поэзии, ее синкретического родства с верой, когда слово, многозначное, организующее хаос в космос, живое как сама жизнь, выступает ее подателем». Таким образом, дуализм восприятия, воплощенный в творчестве Ф.И. Тютчева, проявляется в двойственном значении не только образов, но и самих слов, и развивается он «всё в тех же направлениях - антично-языческом и христианско-библейском».
В данной статье В.Н. Сюзи достаточно полно раскрывает чувство двоемирия в восприятии лирики Тютчева как результат взаимодействия в его творчестве культурно-исторических традиций, а именно – античных и христианских. Конкретно эта парадигма широко не освещалась в ранних научных трудах, однако, Валерию Николаевичу удалось убедительно аргументировать следующее предположение, включив в свое исследование множественные примеры появления двоякости поэтических образов лирика: «Всякому явлению поэтического бытия Тютчев дает и двойственное онтологическое обоснование, вскрывает его двуликость. Каждый образ у него предстает в двух ипостасях, в двух нравственно-аксиологических измерениях». Из всей работы следует вывод, что почти все образы, которыми оперирует Ф.И. Тютчев в своих произведениях, отвечают принципу «двойного бытия», когда одно качество или понятие переходит в иное изменение, зачастую – абсолютно противоположное первому.
Свидетельство о публикации №221041701371