Встреча одноклассников. Часть третья

   Часть вторая:http://proza.ru/2021/04/15/1465

  Но, когда Михаил вошёл в дом Кости и Иры, то увидел сначала её, заплаканную и потерянную, потом Костю, чужого, незнакомого, с синеватым лицом и застывшим выражением отрешённой печали. Вдруг сразу пришло безжалостное осознание, охватившее ознобом! Михаил понял, что это страшная правда - его ровесник мёртв!
    Подошёл к оцепеневшей Ире выразить своё соболезнование. Она доверчиво дотронулась до его руки и, как раньше, когда-то давно, подняла на него заплаканные глаза. Голубые, чистые и доверчивые, как у обиженной девочки!
     Такими же они были тогда, семь лет назад, когда он счастливый от нахлынувшей любви к Лиде, объявил, что он уходит к другой.
     Но в тот момент, полный эгоизма и счастья, ожидаемого в новой жизни, он отвернулся и уехал, бросив её в растерянности и горе. Даже не подумав, что разрушил привычный для неё мир и обрекает на одиночество.
    Теперь её по воле судьбы покинул Костя, и впереди ждёт опять одиночество. Остро захотелось обнять, притянуть к себе, защитить!
     Привычно властно сказал дочерям:
     - Оставайтесь рядом с мамой, я всё решу!
     После похорон жизнь Михаила круто поменялась: он почти каждый день стал забирать внуков из садика и гулять с ними, встречаться с дочками и иногда видел Иру. Она всегда казалась печальной и потерянной. Неужели так любила Костю? Больше, чем его?
     В душе он понимал, что не имеет права требовать её любви, ведь он однажды её предал! Да ещё и женат на другой!
     Он предложил оплатить Ире поездку с внуками на море. Но она отрицательно покачала головой.
    Юля потом объяснила ему:
    - Мама сама нуждается в поддержке и нагружать её внуками не стоит. Но, если она не поменяет обстановку, то будет переживать ещё долго. Вот, если бы с ней и с внуками мог поехать ты. Но у тебя другая жена и другая жизнь.
     Вдруг он осознал, что не вспоминает про Лилю, как будто она чужая ему и только проживает с ним в одном доме, а об Ире думает постоянно и желает сделать, чтобы она опять была счастлива.
     Поэтому через месяц, когда Лиля заявила, что она уходит к другому мужчине, более внимательному, Михаил после первой волны раздражения и досады, не почувствовал чувства потери, услышав о её решении. Как будто подспудно ожидал его.  И даже тут же удивился чувству облегчения, охватившему душу.
     А она говорила и говорила: ей надоело, что он всё время бежит к своей семье, бросая её одну!
Больше не хочет и не будет терпеть его холодность.
    А ему было всё равно! Просто она была чужая. Теперь-то он понял, что только Ира была ему родной и близкой, но она для него уже недоступна. И виноват в этом он сам.
    Даже Лилины требования по разводу он все выполнил быстро, ведь она тут же перечислила, что намерена получить от него. И облегчённо вздохнул, когда его дом опустел от Лилиных вещей.
     Теперь он мог пригласить дочерей и внуков к себе! И попросить их взять с собой маму Иру. Правда, она отказалась, но его дом и сад в первую же субботу наполнились весёлыми детскими голосами!
    Леночка обошла дом:
    - Как же у тебя здесь красиво! Но, папа не обижайся, как-то неуютно. Как на выставке!
     Зато внуки были в восторге от игровой комнаты, которую срочно оборудовал Сергей в просторной спальне, освободившейся после отъезда Лили.
     Неожиданно для себя Михаил ощутил, что он снова начал счастливую жизнь, где есть время для общения с дорогими ему людьми. Дом оживал, но только на время выходных, а остальные дни он много работал. Ведь теперь у него есть цель: обеспечить большую семью!
    И вдруг, тоже неожиданно для себя, решил снять дом на юге и самому повезти внуков на море. Дочери уговорили маму поехать вместе с ними, под предлогом, что боятся доверить деду своих детей. Нехотя Ира согласилась. Но в дороге обращалась к Михаилу, только через внуков:
    - Скажите деду, что уже объявили вылет.
    - Отдай дедушке бутерброд.
    И вот они вечером оказались в небольшом доме на берегу моря. Закатное солнце заглядывало в окна, окрашивая розовым светом небольшие чистенькие комнатки, в которых зазвенели детские голоса. Через тонкие перегородки он слышал, спор внуков о праве занять кровать у окна, кто и где должен разложить свои вещи на тумбочке, и какая полка в шкафу достанется каждому из них.
    Ира по - хозяйски сразу пошла на кухню и уже через несколько минут он услышал, как привет из прошлого, её уверенный командный голос:
     - Всё готово! Быстро, к столу.
     Сразу же послышался скорый топот босых детских ножек, шум сдвигаемых стульев: опять, как в то далёкое время, когда у него была заботливая, любящая жена и любимые дети.
     - Рома, зови дедушку ужинать!
     И вот, уже все вместе они сидят за столом уплетая пельмени, и салат из помидоров и огурцов. Даже малоешка Лера попросила добавки. Ему тоже хочется ещё порцию салата, ведь заправка у Иры всегда была особенно аппетитной и вкусной: когда-то его друзья завидовали ему и приходили поесть Иркиной стряпни.
     Но она, положив внукам на опустевшие тарелки по две большие ложки, сдвигает на его тарелку весь оставшийся салат.
     Михаил по давней привычке тут же спрашивает:
    - А себе?
    - Мне достаточно!
    Они ещё едят, а она уже у мойки: успела вымыть всю освободившуюся посуду, быстрым движением протереть и привести в порядок всё, что её окружает.
    Рома спросил, не обращаясь ни к кому конкретно:
    - Можно сегодня в море искупаться?
    И все трое уставились на Иру, молча признав, что она в их семье главная.
    - Конечно, но не долго!
    Ребята, мгновенно выскочив из-за стола, весело затопали по лестнице в спальню -переодеваться.
     Море вздыхало и ворочалось, как огромный, зверь перед сном. Но его волны ласково встретили влетевших с разбега ребятишек!
Ира тоже, сбросив халатик, вошла в воду и обернулась:
     - Миша, присмотри за детьми.
     Бросилась вперёд, нырнула и быстро поплыла.
А у него прыгнуло сердце: назвала его по имени! Обратилась к нему первый раз за столько лет!


 


     После ужина, приняв душ, Михаил пошёл в свою комнату.
     Из спальни внуков услышал сдавленное хихиканье. Открыл дверь, и сразу стало тихо:
    - Вы почему не спите? Сейчас бабушка выйдет из ванны и вам задаст! Дайте ей отдохнуть, хоть раз за день понежиться! Глаза закрываем и спим!
    Лера закапризничала:
    - Деда! Тогда ты поцелуй меня на ночь!
    Он наклонился к ней. Она обвила ручонками его шею:
     - Дедушка, ты мой самый любименький!
     Губ коснулись нежные и ласковые губки.
     Он поцеловал её в мягкую щёчку:
     - Спи, дорогая!
     Рома ожидал его, растопырив руки, чтобы сразу обнять:
     - Дедушка, тебе здесь нравится?  Ты, наверное, много денег потратил, чтобы нас сюда привезти?  Мама сказала, что ты - молодец!
    Прижался в его щеке, шепнув тихо и доверчиво:
    - И хорошо, что бабушка у нас опять весёлая! Не плачет! А в самолёте, когда ты спал, она на тебя, знаешь, как смотрела! Нам громко разговаривать не разрешала.
     Сердце вдруг зашлось, и забилось часто и сильно. Дыханье перехватило:
    - Спи, внучек!
    Миша вышел в коридор и прислонился спиной к стене. Замерев, стоял в густеющем сумраке, боясь спугнуть и снова потерять, то чувство счастья, которое, наконец, вернулось к нему!
     Распахнулась дверь ванной комнаты. Ира, что-то разглядев в полумраке коридора,  метнулась к нему:
    - Мишенька, что с тобой? Тебе плохо?
    Она, вглядываясь в его лицо, притянула его к себе.
 Он только выдохнул:
    - Мне хорошо!
   И обнял её, влажную, пахнувшую шампунем, такую родную и близкую! Прошептал:
    - Прости меня, пожалуйста! За всё прости!
   Ира прижалась к нему:
    - Не пугай меня! Я никогда не видела, чтобы ты плакал!
    Он смущённо улыбнулся:
     - Это я от счастья! Ведь со мною рядом ты! Ты, моя единственная и самая любимая!

                Декабрь 2020 года.


Рецензии