Азербайджан. Ещё раз о разрухе
Последние 27 лет моя вторая младшая сестра,1968 года рождения,живёт с семьёй в общежитии в Мингечауре.Спартанская обстановка:обшарпанные стены,вязанки дров для печки на бугристом полу,клубки электрошнуров,развешанные по стенам вместо проводки,тусклые лампочки и общий туалет на этаже.На такую обстановку в общежитии сестра особого значения не придает-мыслями она всегда была в родном Кельбаджаре.
От дома в селе Агятаг ,где жила наша семья,остались только фундамент и груда камней,(на фото)по которой невозможно догадаться,что здесь был многокомнатный большой дом...В этом месте нет никакой жизни-только голые камни и пробивающаяся зеленая трава.Под синим небом и ярким солнцем видны глубокие раны войны.А ведь тут жили несколько тысяч человек,теперь-ни души.Уцелело немногое.Поэтому сохранившиеся фрагменты цветной мозаики на стене разрушенного ,известного на весь мир Кельбаджарского музея кажутся инородными.Музей полностью разрушен в годы первой Карабахской войны и разграблен и разгромлен оккупантами.Ни музейных экспонатов,ни переплетенных орнаментов давно уже нет.
Люди ,бежавшие от войны,мечтают вернуться на родные земли.Чиновники обещают восстановить электро - и водоснабжение в ближайшее время.Но мины,оставленные оккупантами ,невозможно также быстро обезвредить.За много лет почва,избавляясь от постороннего предмета,стала выталкивать мины на поверхность и стала виднеться часть их корпусов.Другие мины установлены недавно и заметить их невозможно.После окончания войны больше 40 человек подорвались на минах в районе Агдама,Агдажабеди и Физули.И это несмотря на то,что территории постоянно патрулируются военными.Основную работу здесь проводит АНАМА-национальное агентство по разминированию.
Чтобы попасть в отвоеванные города и сёла ,людям приходится ехать по разбитым временем и войной дорогами,которые петляют по горам и предгорьям.Сойти на обочину смертельно опасно-никогда не знаешь ,где можешь наступить на мину.Недавно еще один человек подорвался на мине в районе Агдама.Для многих эти дороги-символ пути к победе и светлому будущему,которое ,как им кажется,уже настаёт.На лето 2021 г.в Шуше,трасса к которой ещё не разминирована,назначили национальный фестиваль.Но полноценная миная ,полноценная жизнь вернется сюда лишь через годы,которые уйдут на разминирование и постройку новых дорог и домов...
РАЗРУШЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ АГДЕРЕ
Агдере был первым освобожденным от оккупации городов.Это -административный центр одного из пяти районов бывшей Нагорно-Карабахской области Азербайджанской ССР.По переписи 1989 г.в 14 селах проживало более 14 тысяч азербайджанцев,что сделало его вторым по численности азербайджанцев после Шушинского района НКАО.Тотальная этническая чистка после оккупации Агдере привела к изгнанию оттуда всего азербайджанского населения,разграблению культурного наследия,разрушению инфраструктуры и фальсификации его облика.
Так в числе первых был подвергнут искажающей реставрации с цель. искусственной АРМЕНИЗАЦИИ шедевр албанского христианского наследия-храмовый комплекс XIII века Гяндасар.
Вообще территория азербайджанского района Агдере ,имеющего древнюю историю,богата памятниками архитектуры. В 9 км к юго-востоку от села Довшанлы,на правом берегу реки Хачын,обнаружены Хачинчайские курганы,относящиеся к раннему бронзовому веку.Высота курганов примерно 1-2,5 м,диаметры 10-20 м.Здешние погребальные обряды отличаются от других.В курганах найдены золотые украшения,кинжалы архаичного типа,каменные дубинки,ножи из "верблюжьего глаза",магматического горного камня,типа вулканического стекла.
Согласно официальным данным, общее количество разрушенных оккупантами историко-религиозных памятников 403,из них 67 мечетей,144 храма,192 святилища.Еще 900-захоронений.
Среди разрушенных: святилище Улдузтепе в 10 км от райцентра Агдере,крепость Джараберт("Окруженная водой") в селе Чардахлы,её называют также Джарабери("Шумное место").Название этой крепости встречается в источниках VII века.Она возведена в месте ,где река Торачай впадает в реку Тертер,на вершине скалы.Археологи исследовали её ещё в 1963 г.Верх крепости укреплён двойными стенами и башнями..
В Агдеринском районе расположен храм Хезинедаг-Гянджасар,служивший в XIII-XIX веках резиденцией албанских католиков.По данным историка Киракоса Гянджинского,храм построен в 1216-1238 годах хачинским князем Гасаном Джалалом.Внутренняя часть храма украшена узорами,разноцветными фресками.Храм имеет куполообразную форму и представляет собой большой комплекс с аросной крышей,состоящий из особого зала,арсеналов,альтаря и колокольни.
В районе также располагались крепость Ханабад в селе Венгли,остатки крепости близ села Гюлистан,крепость Джермух близ Агдере,построенный в 635 г.храм в селе Калатаг,памятник архитектуры 13-века у подножья горы в километре к северо-западу от Агдере,остатки крепости 12-13 веков ,средневековый археологический памятник в селе Магавуз.,храм Егеш-Аракюль 12 века,храм Урек 13 века,мост через реку Тертер,храм 13 века около верхнего притока реки Тертер у подножья горы Муровдаг,крепость Хатам-Мелик в селе Касабет("Склон горы")и другие памятники культуры.Все они разрушены оккупантами,а внешний вид монастырей был изменен в целях фальцификации,исторические памятники "украшены" АРМЯНСКИМИ КРЕСТАМИ .
Один из памятников был воздвигну в 1978 г.по просьбе армянской общины региона по случаю 150-летия переселения туда армян из села Марага(Иран).На памятнике были числа "1828-1978" и "150".Однако в 1991 году оккупанты уничтожили этот памятник,чтобы скрыть факт своего переселения в Карабах.
44% территории Агдеринского района -красивейшие леса с богатой флорой и фауной.Район известен также богатыми месторождениями :золота-в Гызылбулаге и Джаньятаге-Гюльятаге,свинца и цинка-в селе Мехмана,меди-в селе Демирли и т.д.
Альберт Эйнштейн писал,что национализм-детская болезнь,это-корь человечества.Сегодня Армения доказывает человечеству,что корью болеют и в глубокой старости.
МАСШТАБ ПОТЕРЬ СРЕДИ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ
Это из сообщения Национальной Академии Азербайджана.В ЮНЕСКО были получены данные по ущербу нанесенному памятникам истории и культуры на оккупированных территориях Азербайджана:
В ШУШЕ пострадали 215 культурных и исторических памятников,
В АГДАМЕ-140
В ДЖЕБРАИЛЕ и ХОДЖАВЕНДЕ-по 93,
В КЕЛЬБАДЖАРЕ-91,
В ЛАЧИНСКОМ районе-74,
В ГУБАДЛЫ И ФИЗУЛИ-по 71,
В ЗАНГИЛЯНЕ-56,
В ХОДЖАЛЫ-28.
903 зарегистрированных памятника ,находившихся на оккупированных землях,носили местное,региональное и международное значение.Кроме того,1647 памятников культуры и истории не были зарегистрированы как таковые.Пока еще не оценен уровень нанесенного ущерба,но убытки могут исчисляться в миллиардах долларов.
О РАЗРУШЕННОЙ ЦЕРКВИ В ХОДЖАВЕНДСКОМ РАЙОНЕ.
Вандализ оккупантов коснулся не только исламского ,но православного культурного наследия.Одним из объектов вандализма оккупантов стала 127-летняя русская православная церковь в Ходжавендском районе,разрушенная после оккупации в 1992 году.После освобождения в 2020 г.к руинам храма приехал настоятель церкви Александра Невского в Гяндже иерей Варфоломей Сотников."Сердце печалится ,когда я вижу храм в таком состоянии.Армянский вандализм нарушает все законы,в том числе-церковные.Это не по-божески.Любой верующий будет с уважением относиться ко всем религиям"-сказал отец Варфоломей.
Это храм -один из тысяч уничтоженных оккупантами памятников .Церковь расположена в 12 км от центра Ходжавенда ,на территории ,называемой Гызылгая(Золотая скала).Золото этого места-в его исторической значимости .В свое время в церкви могли одновременно молиться не меньше ста человек.Одна из причин,что церковь разрушена НЕ полностью-200-килограммовые стесанные вручную камни ,которые сложно разобрать.Однако история и значение этой церкви как образца зодчества и места поклонения намного весомее этих камней.На протяжении веков храмы других религий охранялись азербайджанским народом на самом высоком уровне.Эта терпимость была основой сосуществования народов.И теперь ,после освобождения территорий,Азербайджан возьмёт все храмы под свое покровительство,сохранит их как памятники истории,культуры и архитектуры,представив их всему человечеству.
О " РАЗРУШЕННОЙ ЦЕРКВИ" В ДЖЕБРАИЛЕ
Корреспондент ВВС побывал в регионе и зафиксировал факт:"Они уничтожают культурное наследие",Люди ,которые стёрли с лица земли 63 мечети,бесчисленное количество памятников,музеев и даже захоронений,разрывали могилы и разбрасывали останки,вечно обиженные "исторической несправедливостью",амбициозные от собственного дутого величия,самовосхваления в изобретениях ,начиная от долмы до космических ракет,превратили 7 азербайджанских районов ,где жило более миллиона человек,в пустыню без единого целого здания.
"Спутник Армении" пишет :"Азербайджанские военные в очередной раз совершили акт вандализма в отношении армянского наследия".
Ереван.25 марта .Sputnik.Азербайджан разрушил армянскую церковь Заравар Сурб Аствацацин в Мехакаване(Джебраиле),сообщает национальная комиссия Армении по ЮНЕСКО.Если обратить внимание на фото(которую я здесь не могу разместить),можно заметить,что объект был НЕ РАЗРУШЕН,А СНЕСЁН.С использованием техники и вывозом оставшегося мусора.Видно кладку нового строения из старых кубиков.Завтра бы они сказали,что это древняя армянская церковь,отправив на анализ кубиков из родового дома какой-нибудь джебраильской семьи...
ДРУГИЕ АРМЯНСКИЕ ХИТРОСТИ
Бегущие из оккупированных территорий армяне увозили свою "наидревнейшую" историю.В соцсетях высталялось фото мастерской по изгстовлению хачкаров(памятных камней) ,открытой в Кельбаджаре.Сообщалось,что на камнях высекались стилизованные изображения и кресты,затем их пропитывали уксусом и окислами,чтобы камни выглядели древними.Дальше,камни -"древние хачкары" закапывались в землю по всей оккупированной территории,через год их "находили"с приглашением съемочной группы и выдавались за свидетельства проживания армян на этих землях в древние времена..Сегодня эти "доказательства" спешно вывозятся в Армению,чтобы обман не раскрылся.
По мнению азербайджанского аналитика ,эксперта независимой Международно признанной группы Заура Шириева ,армяне напирают на вопрос сохранения христианских памятников в Карабахе и этим надеются мобилизовать международное сообщество против Азербайджана.Академик Зия Буниятов и его ученица Фарида Мамедова ещё в советское время,в 1950-годы,изучили место и роль Кавказской Албании в истории.Теория Албанского наследия в Азербайджане стала официально признанной версией истории.Согласно ей,все христианские памятники на территории страны,которые армяне считают своими,на самом деле-албанские.
Свидетельство о публикации №221041701413