Тёплый вечер с мельпоменой в станице полтавской

     Нынешний дождливый и нетеплый апрель на Кубани принёс мне неожиданный подарок в виде приглашения в анонсе на сайте ВКонтакте. Вот его копия:

     «15 апреля желающие приходите на премьеру спектакля «Про Федота-стрельца удалого молодца», поставленного по сказке Леонида Филатова артистами «Мельпомены».
Начало спектакля в 17 часов в зрительном зале Дома Культуры «Русалии».
Вход свободный».

     Об этом необычном поэтическом театре, действующим в нашей приазовской глубинке, я давно слышал. Дословно он называется «Образцовый поэтический театр «Мельпомена» Полтавского культурного центра» и существует уже четверть века. Его основатель и режиссер известный в крае и далеко за его пределами поэт и прозаик Николай Алексеевич Ивеншев, с которым имею счастье быть знаком  лично. Мало того, мы состоим в одной краевой писательской организации СП России, а географически по месту проживания являемся соседями: районы наши – Красноармейский /райцентр станица Полтавская/ и Калининский /райцентр станица Калининская/ граничат административно. 
     Потому, сразу решив, что мне, изголодавшемуся за период пандемии и изоляции от всякого прямого литературного общения, а в данном случае ещё и театрального,  надо непременно быть на этом мероприятии. Я связался с Николаем Алексеевичем, и он радушно и подробно разъяснил, как удобней и по какому адресу – вплоть до названия улицы и номера здания ДК на случай поиска по автонавигатору - добраться к месту.
     И вот к назначенному часу я сидел в зрительном зале Дома Культуры в ожидании театрального действа.
     Конечно, я не обольщал себя увидеть переполненным зал. На представление «Мельпоменой» знаменитой сказки собралось с десятка три человек, и в основном это родственники и друзья местных артистов. Но и такое количество зрителей согревало улыбчивыми лицами мой иностаничный взор, а дыханием - просторный и довольно прохладный кубометраж помещения.
     Перед выходом актеров на сценический помост, украшенный нехитрыми декорациями,  со вступительным словом прямо в зале выступил Николай Ивеншев. Представлять всенародно любимого актера и поэта Леонида Филатова развёрнуто не стал, но выразил мысль, что, может быть, из всего сделанного этим неординарным человеком будущим поколениям, как самое ценное, останется именно эта сказка, очень созвучная как нашему, так и любому российскому времени...
     Не стану пространственно описывать спектакль и я. Прежде всего потому, что не профессионал в театральном искусстве. Но как очарованный зритель банально скажу, что час и двадцать минут пролетели как минута и двадцать секунд. Других сценических воплощений Филатовского произведения я не видел, кроме телевизионного моно спектакля самого автора, потому и сравнить коллективную подачу сказки режиссёром-поэтом Ивеншевым мне не с чем. Замечу лишь, что провинциальная сцена не блещет изобилием юпитеров и рамп, то есть столичными чудесами театральной светотехники и мгновенной сменой сюжетных декораций. Но в сценической подаче поэтического слова эти атрибуты далеко не самое важное. Это с первых же мгновений спектакля и доказала Скоморох- Потешник (Татьяна Немцева), живописно читающая, а правильнее сказать, исполняющая авторский текст – в пританцовке и кружении со свитком в руках, в короне с бубенчиками на голове – яркая, живая, весёлая. И всё это - под музыку или без неё - но профессионально, лукаво-заводяще, интонационно верно и неподражаемо на протяжении всего спектакля.
     О музыкальном оформлении, и значит, о работе звукорежиссёра Евгения Королева следует сказать особенно. Очень оригинален был подбор песен и музыкальных композиций, сопровождающий всякий выход на сцену героев произведения и заполняющий необходимые паузы. В сухом тексте этого не передать, действо актёров и музыку надо осязать непосредственно в зрительном зале. Оригинальны были и костюмы персонажей. Например,  Генерал (Никита Бойко), удивлявший всех  танцевально-маршевым шагом - при картонной сабле, в красном мундире и с орденами на груди и на спине, щеголял в современной форменной авиационной фуражке с кокардой и крылатой эмблемой над козырьком.
      Вообще же артисты «Мельпомены» – актеры как профессиональные, так и самодеятельные. «Состав  - от школьников до пенсионеров, симбиоз, - как выразился сам режиссёр Николай Ивеншев. -  Численность меняется. В среднем в труппе 15 человек».
       Прослеживается и династическая составная: Царь (Андрей Хорахордин), Федот (Тимофей Хорахордин). Фамилии этих актёров говорят о прямой родственной связи. Марусю сыграла Елена Резник  (она же Царевна), Бабу Ягу - Кристина Житникова, Няньку - Людмила Рогожникова, помощник режиссера.
     К теме нужно сказать, что в репертуарном багаже театра такие значимые постановки как:
 «Страна Ненависти и Любви Владимира Высоцкого», «Тихая моя Родина» (Николай Рубцов), «Пером и саблей» (Денис Давыдов), «Волырк» (Иван Крылов), «Как Дуб Березу продавал» (Николай Ивеншев), «Танцы на велосипеде» (Николай Ивеншев), «Любовь на свежем воздухе» (В. Лидский), «Дурочка и Зэк» (М. Ладо), «Серебро» (поэзия Начала века) и это не полное перечисление. А в нынешний театральный сезон коллектив представил нам творчество Леонида Филатова. 

        Качественное поэтическое слово, динамичные танцевальные движения актёров, музыка, вовремя приходящая и уходящая и не заглушающая диалоги и монологи героев – всё это не могло не согревать зрителя, повторюсь, в чересчур прохладном зале. А в заключение все актеры вышли на авансцену в общем танцевальном хороводе. Зрители встали и аплодировали стоя, и звучали слова благодарности в доступный микрофон, и дарились цветы коллективу театра, и делались фотоснимки на память.

     Завершая краткий репортаж, необходимо добавить, что творческой жизнедеятельности этого замечательного поэтического театра помогали и помогают  Краевое депутатское собрание и районная администрация (зам. главы Л.В. Сидорова). Но основная помощь исходит от главы администрации станицы Полтавской Владимира Анатольевича Побожий.
      Также о театральном коллективе писали журнал «Литературная учеба», газеты «Кубанские новости», «Кубань сегодня». Телекомпании Краснодара представляли  информационные сюжеты о театре.
       Мне же, как писателю, причастному к поэтическому цеху, хочется ещё раз публично сказать чувственное спасибо старшему собрату своему Николаю Алексеевичу Ивеншеву и всем актёрам  «Мельпомены» за принесённую тёплую радость зрительскому сердцу.
       Да творить и здравствовать театру!

17.04.2021               


Рецензии