Способы выражения смешного в устных рассказах И. Л

Андроников Ираклий Луарсабович-литературовед, русский советский писатель, мастер художественного рассказа. Андроников родился в 1908 году 28 сентября. Самый смешной для меня рассказ в его исполнении - «Первый раз на эстраде» -  восхитил многих. Ираклия Андроникова нынешние многие студенты или школьники не знают, ведь в этом мире нет ничего постоянного и неизменного. В своем сочинении я бы хотела порассуждать на тему способов выражения смешного в творчестве И.Л Андроникова и немного рассказать об этом человеке.
Биография Андроникова – рассказчика началась со встречи со знаменитым Иваном Соллертинским. Иван Иванович слышал от знакомых о совершенно замечательной способности Андроникова перевоплощаться в героев своих рассказов. Героями же, в свою очередь, были их общие знакомые: писатели, музыканты, литературоведы…  А Соллертинскому требовался второй лектор в Ленинградскую филармонию.
Быть лектором в филармонии – мечта молодого Андроникова. Он любил музыку, знал её, не мог без неё жить…
 Вы не представляете, как смешно он передавал все те дни, которые тянулись, тащились, а потом стремительно неслись к первого выступления. Когда я слушала его рассказ, в мыслях переносилась на ту эстраду и видела, чувствовала всю атмосферу, всю обстановку того дня и того выступления.
 Ещё глубже он передал чувства страха, волнения, радости. Все было настолько глубоко отражено в эмоциях, что при просмотре его рассказа на моём лице тоже появлялись то переживания за него, то улыбка, то радостный смех.
Что я могу сказать по этому поводу?
Ираклий Андроников был мастером устного рассказа! Он много лет выступал на сцене, помимо сцены создавал фильмы и телепередачи. Андроников вдохновлялся Михаилом Лермонтовым, он изучал его жизнь, его творчество, да не то что вдохновлялся, он восхищался им. Позже Ираклий Луарсабович опубликовал исследования в Лермонтовской энциклопедии. Просмотрев множество его устных рассказов, я сохранила в своей памяти его голос, его акцентуацию, его длительные интригующие паузы. И мне было настолько приятно читать, я понимала все, что было написано, благодаря его мастерству рассказчика. Даже читая другие книги, где я не могу вникнуть смысл, или сбиваюсь с мысли, всегда включаю у себя в голове голос Андроникова, и сразу все понимаю!
У Ираклия Андроникова была необыкновенная особенность очень хорошо описывать людей, даже немного иронизируя над нами при аудитории, но вдруг появлялся тот челочек, о котором говорил Ираклий Луарсабович, он резко «по щелчку в голове» переключал тему, и начинал высказывать такое о прибывшем, что этот человек от удовольствия поглаживал живот. А аудитория настолько была сражена его талантом, что стояли все с открытыми ртами.
Я поражаюсь тому, что рассказчик даже о своих провалах повествует с юмором, с удовольствием, смакуя каждую деталь, каждый взгляд иронически, не жалея об этом.
Всё же как был талантлив Ираклий Андроников! Он создал театр одного актера, одного искусствоведа, одного ученого, одного писателя. Такого на телевидении не бывало ни до, ни после него. Он был и остаётся человеком, который нужен зрителю.
И – моё любимое из Андроникова:
1. «Я был один и не берусь объяснить, от кого я прятал ноги в носках под диван, пока обувался в ботинки Шварца. Но когда завязал тесемки и встал, выяснилось, что они мне впору только по длине. В ширину же они были такие узенькие, что ступни сложились в них лодочками. Я потерял устойчивость. При этом подошвы были у них не плоские, а какие-то полукруглые, скользкие, словно натертые специальной мастикой. Я и шага еще не ступил, а мне уже казалось, что я, как на лыжах, лечу с горы. Хватаясь за мебель, я попробовал пройтись, и тут выяснилось вдобавок, что они не гнутся в подъеме и надо ходить, высоко поднимая ноги, словно на них надеты серпы для лазания по телеграфным столбам…»
2. «Во рту было так сухо, что язык шуршал, а верхняя губа каждый раз, когда я хотел вежливо улыбнуться, приклеивалась к совершенно сухим зубам так, что приходилось отклеивать пальцем.»
3. «Сегодня от тебя не многое требуется - показать, что ты способен связать два слова. О трех словах речи нет...»
4. «Здесь нельзя сказать "к сожалению...". Здесь надо артикулировать очень отчетливо: "К.Со.Жа.Ле.Ни.Ю."
5. «У меня было минуты полторы или две, чтобы собраться и сообразить краткий план своего выступления. Но я уже не мог ни сообразить ничего, ни собраться, потому что в этот момент был весь как... отсиженная нога!..»
6. «Но тут ты заговорил о его творчестве. "Танеев не кастрюли паял, - сказал ты, - а создавал творения»
На мой взгляд, творения создавал Андроников, творения разумные, добрые, вечные…


Рецензии