Великие люди от Авраама до Хокинга 21

Девятнадцатый век (продолжение)


В молодом, недоучившемся студенте Виссарионе Белинском рождается неистовая творческая личность. Рядом с ним можно поставить таких импульсивных гениев, как Цицерон, Руссо, Достоевский.

С появлением литературного критика Белинского начинает раскачиваться корабль русского самодержавия.

Белинский возлагает на себя роль поводыря русских поэтов и писателей. И он справляется с этой нелегкой задачей!

Белинский ладонью вбивает гвозди правды в русскую литературу.

В литературной критике Белинский рубит с плеча, хотя обладает тонким эстетическим вкусом.

Не один раз Белинский приводит в замешательство русскую публику немыслимыми трюками на философской арене: сегодня он – гегельянец, завтра – социалист.

Белинский ради поиска истины рекомендует «отлучиться от самого себя». Это актуальное замечание критика, ибо люди творческих профессий всегда уверены в собственной правоте.

Святая книга для Белинского – красота в бесконечном множестве ее проявлений.

Белинский – отчаянный борец за правду и справедливость в обществе. Печально, что судьба отводит ему только 36 лет жизни. Гоголь же верит в Бога, однако и ему уготована почти такая же участь: он сходит в могилу в 42 года. Страстные художники, сгорая в пламени творчества, долго не живут.

По озеру русской словесности плывут два лебедя: белый – Виссарион Белинский и черный – Николай Чернышевский.

На Волковском кладбище рядом похоронены Виссарион Белинский, Николай Добролюбов, Дмитрий Писарев, Семён Надсон. Это уголок скорби и несбывшихся надежд русской литературы. Все они умерли в 20-30-летнем возрасте.

Американская писательница Гарриет Бичер-Стоу клеймит рабство в Америке, не изжитое по сей день. Это хищное государство эксплуатирует эмигрантов со всех стран мира.

Бичер-Стоу поднимает проблемы сексуального неравенства женщины с мужчиной.

Бичер-Стоу – катализатор несправедливости в Соединенных Штатах Америки. Она остро ставит вопросы негритянского рабства и женской зависимости от сильного пола. Дом, в котором она жила, объявлен национальным достоянием США.

Английский писатель-сатирик Уильям Теккерей созывает публику на «ярмарку тщеславия».

Теккерей приглашает читателей в комнату смеха.

Сатира Теккерея выметает мусор из общественного дома.

Смех Теккерея имеет тысячу оттенков и охватывает всю панораму жизни.

Добро в поединке со злом бывает насмешливым, ироническим, гротескным, саркастическим, ядовитым: и все это – романист Теккерей.

Доброе сердце Теккерея покрыто колючками иронии, обличающей пороки общества. А ведь это очень больно и для самого писателя!

Сатира Теккерея – это доброта с осиным жалом.

Уильям Теккерей – скептик и романтик: Джонатан Свифт и Вальтер Скотт в одном лице.

Уильям Теккерей отдает должное рыцарскому духу и рыцарской любви. Не случайно он высоко ценит романы Вальтера Скотта и Александра Дюма-отца.

С разной обличительной силой разоблачают пороки английского общества сатирический Уильям Теккерей и иронический Чарльз Диккенс.

Французский композитор Амбруаз Тома писал светлую лирическую музыку. Он открыл своему ученику Жюлю Массне, автору знаменитой оперы «Вертер», мир одухотворенной лирики и задумчивой элегии.

Венгерский композитор и пианист Ференц Лист – рыцарь любви.

Лист курит фимиам любви в жизни и в искусстве.

Лист наслаждается европейской славой как пианист-виртуоз и как любовник, хотя в конце жизни он скромно заявляет: «Я так и не откусил достаточно большой кусок от этого яблока».

Листу доступны в лирике самые разнообразные оттенки любовных переживаний.

Лист – тонкий ценитель женской красоты. Он убедительнее других композиторов передает в музыке любовное томление и негу.

В музыке Листа происходит напряженный диалог о смысле жизни между Фаустом и Мефистофелем.

В «Мефисто-вальсе» Листа воплощены ирония и сарказм Мефистофеля, мечты о счастье и любовная нега Фауста.

Лист потрясает блестящей фортепианной игрой и богатством выразительных средств. Он – общепризнанный король рояля!

Ференц Лист – музыкальный Петрарка. Воображаемая композитором Лаура олицетворяет собой всех красивых женщин!

Заметное, если не решающее влияние на музыку Ференца Листа оказывает демонизм Иоганна Гёте и Джорджа Байрона!

Английский писатель Чарльз Диккенс – гений реалистической литературы.

Проза Диккенса – это эмоционально окрашенный реализм. В отображаемой им правде жизни всегда присутствует авторская реакция на описываемые события.

Реализм Диккенса менее всего натуралистичен. Его проза имеет сотни эмоциональных оттенков автора, диапазон которых простирается от сентиментальности до иронии и сатиры.

В романах Диккенса две правды: правда жизни и правда автора. Писатель наблюдает за событиями не со стороны, он словно присутствует в центре происходящего, и при этом активно на него реагирует.

Диккенс всецело находится во власти с одной стороны прозы жизни, с другой – поэзии слов: конфликт между правдой и красотой разбивает его сердце в 58 лет.

Выдающийся публицист Александр Герцен – колокол русской революции.

Герцен – маяк свободы, рассеивающий тьму самодержавия.

Писатель-изгнанник Герцен принимает Россию с горькой усмешкой и печальным состраданием к русскому народу.

Пламенные речи Герцена о свободе не менее опасны для царской власти, чем акции революционеров-бомбометателей!

В талантливом публицисте и писателе Герцене клокочет энергия пробуждающейся России.

Герцен – пламенный гражданин России с немецкой фамилией, в переводе означающей «сердце». Отвергнутый собственным отцом и родиной, он выносит суровый приговор русскому обществу.

Обличительная критика Герцена громче набата зовет к борьбе за освобождение народа.

Писатель Александр Герцен и поэт Николай Огарёв – друзья-собратья в борьбе за свободу.

Литературные портреты Александра Герцена по яркости изображения и мощи духа сравнимы с живописными портретами Ивана-Крамского и Ильи Репина.

У немецкого композитора Фридриха фон Флотова нежная и ласковая лирика. Мелодия «Последняя роза лета» из его оперы «Марта» – это признание в любви благородного человека.

У писателя Ивана Гончарова проявляется сдержанное неприятие крепостнической России. Прозаик взирает на проблемы жизни с отстраненным вниманием.

«Страдание очищает душу», - это одна из главных мыслей Гончарова.

«Не быть причастным страданиями, значит не быть причастным всей полноте жизни», - говорит Александр Адуев, главный герой романа «Обыкновенная история» Гончарова. Глубокая мысль писателя применима к Достоевскому и Чайковскому: жизнь каждого из них была пропастью страдания.

У Ивана Гончарова есть понятие «разумная любовь», у Николая Чернышевского – понятие «разумный эгоизм». Писатель и критик соединяют разум с подсознанием, с инстинктами. Смелая постановка вопроса!

Иван Гончаров в литературе, Валентин Серов в живописи, Антон Аренский в музыке – восприемники пушкинской гармонии и красоты.

У Ивана Гончарова и Гюстава Флобера есть одно общее свойство их литературы: интеллигентная независимость от навязчивой прозы жизни.

Жена Пушкина Наталья Николаевна Гончарова – лесная лань, осознававшая свою красоту, ровно, как и свою власть над мужчинами. Судьба разрушила ее семью. Она привела поэта на Черную речку, где он погиб на дуэли.

Болезни – сестры смерти. Больному чаще открывается смысл жизни. Слабым здоровьем, но веселым характером отличался Оптинский старец Амвросий. К нему за советом и помощью шли люди со всех концов России. Амвросия посещали Толстой, Достоевский, Вл. Соловьёв, Леонтьев, Страхов. Мудрость Амвросия, воспринятая Достоевским, определила религиозный пафос старца Зосимы и Алеши в его романе «Братья Карамазовы».

Композитор Александр Даргомыжский запечатлел в музыке сермяжную правду жизни.

Александр Даргомыжский и Станислав Монюшко – романтики с критическим взглядом на жизнь.

Последователем Александра Даргомыжского выступил Модест Петрович Мусоргский. Он называл старшего товарища «учителем музыкальной правды».

Александр Даргомыжский занимал в музыке примерно такое же место, как Павел Федотов – в живописи. Композитор и художник считаются основоположниками реализма в русском искусстве.

Профессор Московского университета Тимофей Николаевич Грановский раздвинул границы русской исторической науки, учил молодое поколение мыслить широко и объективно.

Грановский, помимо содержательных исторических трудов, влиял на университетскую молодежь примером собственной высоконравственной жизни.

Датский религиозный мыслитель Сёрен Кьеркегор – философ одиночества и тоски.

Кьеркегор – интеллектуал с замкнутой, мрачной душой.

Для Кьеркегора жизнь – водная стихия, в которой человек барахтается и тонет.

Литературный и философский экзистенциализм Кьеркегора выражает страх, боль, отчаяние – то, что испытывал в Гефсиманском саду Иисус Христос накануне распятия.

Немецкий композитор Рихард Вагнер – кантор храма природы, чья мощная, взволнованная музыка оглашает Небесный свод!

Вагнер – композитор великих целей и грандиозных свершений, бесстрашный реформатор оперного искусства!

Вагнер – непреходящая слава Германии.

В каждой ноте Вагнера торжествует немецкий дух.

Путеводная звезда Вагнера – непреклонная вера в себя и свое исключительное предназначение.

Вагнер – гений преобразования жизни посредством музыки.

Дай Бог Германии быть достойной великой музыки Вагнера!

Вагнер совершает геркулесовские подвиги, прежде чем завоевывает признание в оперном жанре.

Вагнер – Мартин Лютер в музыкальной драме.

Вагнер, подобно Людвигу ван Бетховену, бросает вызов судьбе и одерживает победу над ней.

Гениальная опера «Тристан и Изольда» Вагнера воплощает в музыке фейербаховскую философию любви.

Рихард Вагнер – композитор и философ, Фридрих Ницше – философ и композитор. Вместе они определяют лицо эпохи зрелого романтизма в немецком искусстве.

Автор светских повестей граф Владимир Соллогуб промчался в тарантасе по разухабистой дороге русской литературы. Писатель вложил немало сил в пенитенциарную систему России. Литература и милосердие определяли гражданский облик Соллогуба.

Николай Владимирович Станкевич – наставник и друг университетской молодежи, которому, к несчастью, судьба отвела всего 26 лет жизни. Его ровесник и так же учитель русской истории Тимофей Грановский умер в 42 года. Как примириться с этой несправедливостью?

Творчество итальянского композитора Джузеппе Верди знаменует собой блестящий расцвет оперы.

Верди – гений музыкального театра.

Верди – подвижник оперного искусства.

Верди – трубадур оперы.

Верди – рыцарь оперной арии.

Верди в оперном жанре – драматург шекспировского типа.

Оперные герои Верди – духовно красивые, благородные и самоотверженные люди.

Верди прославляет в оперной музыке доблесть патриотов Италии.

Верди запечатлевает в операх не только патриотов, ведущих борьбу за свободу и независимость родины, но и гражданина Древнего Рима, который продолжает жить в душе каждого итальянца.

Верди воплощает в операх мечту итальянского народа о счастливом будущем страны.

Немецкого писателя Георга Бюхнера отталкивал кровавый лик революции.

Выражая настроения современников, Бюхнер провозгласил лозунг: «Мир – хижинам, война – дворцам».

Сопоставьте два факта: обильно льющаяся кровь в драмах Бюхнера и его ранняя, в 23 года смерть. Это говорит о том, что художественный самогипноз опасен для жизни творца искусства.

Жизнь поэта Николая Огарёва – это кипучий поток общественной деятельности, личных и семейных отношений, поисков в философии, литературе и музыке.

Романтик Огарёв – поэт-лодочник, перевозящий людей через бурные воды общественных событий.

Если говорить о революционно настроенных поэтах-лириках, то это, прежде всего, романтики Николай Огарёв и Алексей Плещеев.

Украинский поэт и живописец Тарас Шевченко – вечный страдалец. Он 10 лет находился под запретом властей писать и рисовать. Не любили его ни царское правительство, ни властитель дум Виссарион Белинский.

Мыслитель и общественный деятель Михаил Бакунин – трибун европейского революционного движения.

Бакунин – анархист, непримиримый враг государства.

В мыслях Михаила Бакунина и Петра Кропоткина центральное место занимали идеи коммунизма, в котором не будет ни государства, ни денег, ни эксплуатации. Реальны ли эти мечты?

Бакунину нельзя отказать в личном мужестве. Его дважды приговаривали к смертной казни и ссылке на вечные времена в Сибирь. Однако революционер чудом выживал и продолжал действовать сообразно своим убеждениям!

Михаил Лермонтов – поэт с трагической лирой в руках.

В стихах Лермонтова клокочет ярость целомудренной души.

Презрительная улыбка Лермонтова была стрелой отчаяния, пущенной им в аристократическое общество.

Душевные страдания Лермонтова уносятся в высокое и беспредельное Небо.

Поэзия Лермонтова – это задумчивая элегия слов, это музыка Небесной красоты и земной печали.

Лермонтов – поэт с ангельским сердцем и дьявольским умом.

Стоять на краю пропасти – бессмысленный героизм, чем бравируют Лермонтов и его герой-фаталист Печорин.

Байроновский дух Лермонтова неистовый и мрачный: он отрицает и рай, и ад, и земное бытие!

Лермонтов дерзко заигрывает с судьбой, пока окончательно не порывает с ней. В конечном счете, поэт не без участия мстительной фортуны гибнет в 26 лет.

Когда умный, талантливый человек еще молод, в нем бурлит честолюбие. Он искренне верит в свое превосходство и поэтому изводит насмешками обыкновенных, не слишком талантливых людей. Причиной дуэли Мартынова с Лермонтовым было именно оскорбительное пренебрежение поэта соперником, да еще высказанное при даме, за которой они оба ухаживали. Во время поединка противники медлили, так что секунданты уже намеревались помирить врагов. И в этот ответственный момент у автора «Героя нашего времени» вырвалось из уст словечко «дурак». Немедленно грянул выстрел, и русская литература понесла невосполнимую утрату. Какой высокой ценой оплачиваются ошибки и легкомысленное фанфаронство юности!

Не Мартынов убил Лермонтова, а Лермонтов расстрелял свою Музу презрительным отношением к людям!

Тихой, созерцательной натурой отличается святитель Феофан Затворник, пребывающий в уединении 22 года. Он оставляет египетскую кафедру в духовной академии и утрачивает надежду на высокое положение в обществе. Не каждый иерарх решится на такую жертву!

Святитель Феофан Затворник говорит: «Надо всячески хлопотать, чтобы минута смерти была минутой блаженства». Так будет у того, кто постоянно духовно трудится и свершает добрые дела во имя Господа Бога.

Святитель Феофан Затворник – ангел с мечом, охраняющий вход в Царство Божье: он суров к людям из любви к ним.

Святитель Феофан Затворник – истовый учитель духовной жизни, хотя не всегда отдает себе отчет, что у пастуха – свои мысли, у овец – свои. Нужно ли стричь всех людей под одну гребенку?


Рецензии