Книга 13-2 Конец казачьей вольницы на Яике

     Атаман Иван Меньшик
               
     Набег на башкирцев
             
   
   Круг шумел, выразив неудовольствие атаману Лексею Гречухе. Беднота казачья продвигала в атаманы Ивана Меньшика. Так, в 1696 году при поддержке бездомовной части казаков был выбран новым атаманом Меньшик, он был смел и решителен.
   
   Приходящие беглецы из России не находили себе, чем бы им заняться. Стать воровскими казаками, так их везде поджидали стрельцы.
   
   Между тем, в зиму к их городку прикочевали башкирцы:
   
   - Юрт так двести будет, - рассказал атаману казак из форпоста.
   
   Бездомовные казаки решили не отпускать башкирцев, раз такая добыча сама к ним в руки пришла. А тут, как назло, гонец привез грамоту от государя, где было прописано Яицким казакам пропустить башкир и еще сопроводить в Уфу.
   
   Казаки вместе с атаманом Меньшиком сговорились перебить башкир, а их утварь, женщин и детей раздуванить промеж собой.
   
   - Нельзя их отпускать, - говорил атаман и многие казаки его поддерживали, - если пустим слабину, они будут еще злобнее над нами смеяться, или мы не казаки. 
   
   Есаул Ванька Вакур добавил:
   
   - Вот башкир порубим, тогда нам будет добыча. –
   
   В одну из темных ночей казаки окружили башкирские юрты и напали на них, пока они спали, и порубили всех мужчин. Женщин и собранную добычу раздуванили.
 
   В тот же день собрались участники набега и решали, что за ответ им держать, если государь спросит. И решили говорить так:  - набег на башкирцев учинили за измену, вот за это нам вины не будет. 
   
   Получив отписку от Яицкого войска, Уфимский воевода  пришел к сомнению, так как он уже знал подробности от бежавших башкир, что спаслись из того набега, и отписал донос в Москву с нарочным.
   
   Ведомство посольского приказа не поверило казакам, и отправило грамоту на Яик с требованием отписать подробно о набеге  …“зачем они башкирцев побили, сколько мужчин и женщин убили, и сколь осталось живых”. …
   
   Получив грамоту, войско обсудило Кругом и решило, как в старые добрые времена, отмолчаться и не отвечать.
   
   Немного погодя от посольского ведомства пришла еще грамота, на этот раз через ведомство казанского приказа.
   
   Лишь где-то в конце осени под давлением древних казаков Яика и старшин войска отправили станицу с отпиской в Москву. Но казакам там не поверили и казаков стали допрашивать под пытками. Не выдержав пыток, казаки повинились и рассказали, что заводчиком был сам атаман Ванька Меньшик, да есаул Иван Вакурь, также назвали и других казаков заводчиков: Меркула Соколова, Демка Латошникова, Ивана Касимова, Ульяна Большая Шапка и Ивашку Голунова.
   
   Узнав от казаков всю правду, Москва снова запросила немедля отдать пленных женщин  и детей, а заводчиков прислать в Симбирск или Москву.
   
   Яицкие казаки хоть и получили грамоты, как и в прежние времена, решили отмолчаться.
   С приходом весны в 1697 году из Москвы отбыл на Яик нарочный подъячий  Тимофей Ишков.  На Круге была прочитана грамота о выдаче башкирских семей и заводчиков. Круг пошумел, и опять решили отмолчаться.


                http://proza.ru/2021/04/17/1811


Рецензии


Спасибо! Чтение продолжаю.

Нинель Товани   05.06.2022 15:08     Заявить о нарушении