Начало Возрождения в Италии. Филиппо Брунеллески

В 15 веке художники входили в организации по профессиональному признаку - живописцы, скульпторы, архитекторы, ювелиры, и состояли в виде самостоятельных корпораций в одном из официально признанных цехов. По договору с заказчиками художники украшали статуями, строили и расписывали фресками храмы и общественные учреждения. Кроме того в крупных городах, в частности во Флоренции, были общественные организации художественной жизни. Это богатые цехи, которые брали на себя строительство, ремонт и украшение главных городских храмов. При них создавались специальные попечительства, члены которых были подотчетны цехам. Эти цехи создавали специальные комиссии, жюри, из крупнейших художников, для распределения заказов, организации конкурсов и для приема законченных работ. Одним из величайших итальянских зодчих 15 века был Филиппо Брунеллески, создавший новый тип здания, имевшего светское назначение. В то время ему не было равных и поэтому цех архитекторов отдавал основные заказы этому великому мастеру.
  Итак, первое светское здание по новому типу - это был Воспитательный дом, самые формы которого своей открытой в сторону площади колоннадой с красивыми полуциркулярными арками выражали приветливость и гостеприимство и совсем по-новому оформляли площадь - один из самых ярких и самых красивых городских ансамблей Ренессанса.
  В этом здании, как и в других своих постройках, Брунеллески широко пользовался методами и формами античной архитектуры. Пропорции, ритм членений, обработка деталей в постройках Брунеллески служили для выявления конструктивных особенностей, а своей гармоничностью и простотой ориентировались на человека, поднимая его значение.
  Особое впечатление на современников произвел грандиозный купол флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре, который Брунеллески воздвиг без лесов. Диаметр купола - 42 метра.
  В средневековой Италии не умели воздвигать большие купола. Поэтому сооружение купола собора Санта Мария дель Фьоре было делом исключительно трудным. Многие скептики думали, что это дело просто неосуществимо. Брунеллески проработал над ним восемнадцать лет. У него не было никаких предварительных расчетов, устойчивость конструкции ему пришлось проверять на небольшой модели. Собственно, и само моделирование такого типа, тоже было изобретением этого мастера.
  Глубокое изучение античной архитектуры позволило ему по-новому использовать достижения готики: ренессансная четкость членений придает могучую плавность общей устремленности ввысь знаменитого купола, строгой гармоничностью своих архитектурных форм уже издали определяющего облик Флоренции.
  Искусство Брунеллески основывалось на логике и точных математических расчетах. Он первым из художников Возрождения понял, какую помощь искусству может оказать математика. Он был одним из основателей научной теории перспективы, открывателем ее основных законов, имевших огромное значение для развития всей тогдашней живописи.
  Теоретические изыскания мастера развил его ученик и последователь Леон Баттиста Альберти. Он разработал планомерное применение античных ордеров и показал в своей постройке палаццо Руччелаи во Флоренции способы их применения и сочетания. Возрождение античного зодчества давало в руки архитекторов новую строительную систему, принципиально отличную от готики.
  Масштабы и пропорции античной ордерной системы соответствовали масштабам и пропорциям человеческой фигуры. Возрождение системы неразрывно связано с именем Брунеллески, она соответствовала новому эстетическому мышлению,основным принципом которого являлась соразмерность человеку. Именно ордер обеспечил переход от замкнутого средневекового замка-крепости к красивому и открытому для внешнего мира классическому палаццо итальянского Ренессанса.
 


Рецензии