Чувство и чувствительность, 49 глава

Джейн О;стен (англ. Jane Austen, 16 декабря 1775 — 18 июля 1817) — английская писательница, провозвестница реализма в британской литературе, сатирик, писала так называемые романы нравов. Её книги являются признанными шедеврами.
***
Однако необъяснимыми обстоятельства его освобождения могли показаться всей семье, но было очевидно, что Эдвард был на свободе; и с какой целью будет использоваться эта свобода, было легко предопределено всеми; ибо после того, как он испытал на себе благословения одной неосторожной помолвки, заключенной без согласия матери, как он это делал уже более четырех лет, ничего меньшего нельзя было ожидать. его в неудаче, чем в немедленном сокращении другого.

На самом деле его поручение в Бартоне было простым. Это было только для того, чтобы попросить Элинор выйти за него замуж; - и, учитывая, что он не был совсем неопытен в подобном вопросе, было бы странно, что он чувствовал себя так неудобно в данном случае, как он действительно чувствовал себя, так сильно нуждающимся в поддержке и одобрении. свежий воздух.

Однако как скоро он сам пришел к правильному решению, как скоро представилась возможность реализовать его, как он выразился и как был принят, не нужно особо рассказывать. Надо только сказать, что когда все они сели за стол в четыре часа, примерно через три часа после его прибытия, он заручился поддержкой своей леди, попросил согласия ее матери и не только занимался восторженной профессией любовника. , но, в реальности разума и истины, один из самых счастливых людей. Его положение действительно было более чем обычно радостным. У него было нечто большее, чем просто триумф принятой любви, чтобы наполнить его сердце и поднять ему настроение. Он был освобожден без каких-либо упреков самому себе, из пут, который долгое время составлял его страдания, от женщины, которую он давно перестал любить; - и сразу же возвысился до этой безопасности вместе с другой, о которой он, должно быть, думал почти с отчаянием. , как только он научился рассматривать это с желанием. Он был приведен не из-за сомнений или тревог, а из страдания в счастье; - и об изменении открыто говорилось с такой искренней, плавной, благодарной веселостью, какой его друзья никогда раньше не видели в нем.

Его сердце теперь было открыто для Элинор, все ее слабости, все свои ошибки были признаны, а его первая мальчишеская привязанность к Люси была обращена со всем философским достоинством двадцати четырех.

«Это было глупое праздное занятие с моей стороны, - сказал он, - следствие незнания мира и отсутствия работы. Если бы моя мать дала мне какую-нибудь активную профессию, когда меня в восемнадцать лет забрали из-под опеки мистера Пратта, я думаю, нет, уверен, этого бы никогда не произошло; Ибо хотя я уехал из Лонгстейпла с, как мне казалось, в то время, самым непреодолимым предпочтением его племяннице, но если бы у меня тогда было какое-то занятие, какая-нибудь цель, чтобы занять свое время и держать меня на расстоянии от нее в течение нескольких месяцев, я должен очень скоро перерасти воображаемую привязанность, особенно за счет большего смешения с миром, как в таком случае я, должно быть, сделал. Но вместо того, чтобы что-то делать, вместо того, чтобы выбрать для себя какую-либо профессию или разрешить заниматься ею самому, я вернулся домой, чтобы быть совершенно без дела; и в течение первых двенадцати месяцев после этого у меня не было даже номинальной работы, которую мне дал бы университет; потому что я не поступил в Оксфорд, пока мне не исполнилось девятнадцать. Поэтому мне нечего было делать в этом мире, кроме как воображать себя влюбленным; и поскольку моя мать не делала мой дом комфортным во всех отношениях, так как у меня не было ни друга, ни товарища в лице брата, и я не любил новых знакомств, для меня было вполне естественно бывать очень часто в Лонгстейпле, где я всегда чувствовал себя в затруднительном положении. домой, и всегда был уверен в приеме; и соответственно я провел там большую часть своего времени с восемнадцати до девятнадцати: Люси казалась всем любезным и услужливым. Она тоже была хорошенькой - по крайней мере, мне тогда так казалось; и я так мало видел других женщин, что не мог делать никаких сравнений и не замечать недостатков. Поэтому, учитывая все, я надеюсь, каким бы глупым ни было наше обязательство, каким бы глупым оно ни было с тех пор, оно не было в то время неестественным или непростительным безумием ".

Перемена, которую несколько часов произвели в умах и счастье Дэшвудов, была такой - такой великой - как и обещала им всем, удовлетворением бессонной ночи. Миссис Дэшвуд, слишком счастливая, чтобы чувствовать себя комфортно, не знала, как любить Эдварда, и как достаточно хвалить Элинор, как быть достаточно благодарной за его освобождение, не оскорбляя его нежность, ни как сразу дать им досуг для безудержного разговора вместе, и все же наслаждаться, как она желала, зрелищем и обществом обоих.

О своем счастье Марианна могла говорить только слезами. Произойдут сравнения - возникнут сожаления; и ее радость, хотя и искренняя, как ее любовь к сестре, не давала ей ни духа, ни языка.

Но Элинор - как описать ее чувства? С того момента, как Люси узнала, что Люси замужем за другим, что Эдвард свободен, до момента, когда он оправдывал надежды, которые так мгновенно последовали за ней, она все по очереди была спокойна. Когда прошло второе мгновение, когда она обнаружила все сомнения, всякую заботу, увидела, что он мгновенно извлек выгоду из прежней помолвки, - увидела, что он мгновенно извлек выгоду из этого. освобождение, чтобы обратиться к она сама и заявляет о такой нежной и постоянной привязанности, какой она когда-либо предполагала, - она ;;была подавлена, ее одолело ее собственное счастье; Чтобы легко знакомиться с любыми переменами к лучшему, потребовать несколько часов, чтобы придать спокойствие ее духу или хоть какую-то степень успокоения ее сердцу.

Эдвард теперь поселился в коттедже по крайней мере на неделю; какие бы другие претензии ни предъявляли к нему, было невозможно, чтобы меньше было возможности сказать удовольствия в обществе Элинор, или достаточно сказать, что половина этого следует сказать о прошлом, настоящем и настоящем; хотя всего несколько часов, проведенных в тяжелом труде, непрекращенных разговоров, повлечет за собой больше вопросов, чем может быть действительно между любыми двумя разумными существами, но с любовниками это не так. разные. Между ними не заканчивается ни одна тема, даже не ведется общение, пока не будет сделано по крайней мере раз.

Брак Люси, непрекращающееся и разумное чудо них среди всех, несомненно, явился одним из самых первых разговоров о любовниках; - и особое знание Элинор каждой стороны сделало его для нее со всех сторон одним из самых необычных и необъяснимых обстоятельств. она когда-либо слышала. Как он говорил без всякого восхищения, - девушке, уже помолвленной с его братом, и из-за которой этот брат был отвергнут его семьей - это было вне ее понимания. В ее собственном сердце это было восхитительно, в ее воображении это было даже нелепо, но для ее разума, ее суждения, это было полной загадкой.

Эдвард только мог попытаться найти объяснение, предположение, что, возможно, при первой случайной встрече одного было подогнано лести другого, что постепенно привело ко всем остальным. Элинор вспомнила, что Роберт сказал ей на Харли-стрит, о своем мнении о том, что могло бы сделать его собственное посредничество в делах его брата, если бы его применили вовремя. Она повторила это Эдварду.

«Это было точно так же, как Роберт», - сразу же заметил он. «И это, - он добавил сейчас, - могло быть в его голове, когда их знакомство только началось. И Люси, возможно, поначалу могла думать только о том, чтобы заручиться его добрыми услугами в пользу мою. Впечатляющие конструкции и другие конструкции ».

Однако, как долго это продолжалось между ними, он не мог понять, как она сама; Когда в Оксфорде, где он оставался по своему выбору с тех пор, как покинул Лондон, у него не было средств слышать о ней, кроме нее, и ее письма до последнего были не менее частыми и нежными, чем обычно. Поэтому у него не было ни малейшего подозрения, которое могло бы подготовить его к тому, что за этим последовало; - и когда, наконец, оно вспыхнуло в нем в письме от самой Люси, он считал, что в течение некоторого времени он был наполовину ошеломлен между этим чудом, ужас и радость от такого избавления. Он вложил письмо в руки Элинор. "УВАЖАЕМЫЙ ГОСПОДИН,
    «Будучи совершенно уверенным, что я давно потерял твои привязанности, я считал себя вправе передать свои собственные чувства другому и не сомневаюсь, что буду с ним так же счастлив, как когда-то думал, что могу быть с тобой; но я пренебрегаю принимать руку, пока сердце было чужим. Искренне желаю вам счастья в вашем выборе, и я не буду виноват, если мы не всегда будем хорошими друзьями, как это теперь принято в наших близких отношениях. Я могу с уверенностью сказать, что не испытываю к вам недоброжелательности и уверен, что вы будете слишком великодушны, чтобы оказать нам плохие услуги. Твой брат полностью проникся моими чувствами, и, поскольку мы не могли жить друг без друга, мы только что вернулись с алтаря и сейчас на несколько недель едем в Долиш, и твоему дорогому брату очень интересно посмотреть, но думал, что сначала побеспокою вас этими несколькими строками и навсегда останусь,

«Ваш искренний доброжелатель, друг и сестра,
«ЛЮСИ ФЕРРАРС.

«Я сжег все твои письма и верну твою фотографию при первой же возможности. Пожалуйста, уничтожь мои каракули, но кольцо с моими волосами можешь оставить себе.

Элинор прочитала и вернула его без каких-либо комментариев.

«Я не буду спрашивать ваше мнение об этом как о композиции», - сказал Эдвард. - «Ибо, мир, я бы не видел ее письмо, которое вы видели раньше. - Для сестры это достаточно плохо, но для жены ! - как я покраснел на страницах ее сочинений! - и я полагаю, что могу сказать, что с первых полгода нашего глупого дела - это единственное письмо, которое я когда-либо получал от нее, содержание которого заставило меня исправляет дефект стиля ».

«Как бы то ни было, - сказала Элинор после паузы, - они определенно женаты. А твоя мать навлекла на себя самое подходящее наказание. Независимость, которую она предоставила Роберту из-за обиды на вас, дала ему возможность сделать свой собственный выбор; и она фактически давала одному сыну тысячу в год, чтобы тот совершил то самое дело, которое она лишила наследства другого за намерение совершить. Полагаю, женитьба Роберта на Люси для нее не меньше, чем если бы ты женился на ней.

«Она пострадает от этого еще больше, потому что Роберт всегда был ее любимцем. - Она пострадает от этого еще больше и по тому же принципу простит его гораздо раньше».

Эдвард не знал, в каком состоянии в настоящее время находился роман между ними, поскольку он еще не пытался связаться с кем-либо из его семьи. Он покинул Оксфорд через двадцать четыре часа после того, как пришло письмо Люси, и, имея перед собой только одну цель, ближайшую дорогу к Бартону, не имел досуга, чтобы составить какой-либо план поведения, с которым эта дорога не имела самой тесной связи. . Он ничего не мог сделать, пока не был уверен в своей судьбе с мисс Дэшвуд; и по его быстроте в поисках этой судьбы, можно предположить, несмотря на ревность, с которой он когда-то думал о полковнике Брэндоне, несмотря на скромность, с которой он оценивал свои заслуги, и вежливость, с которой он говорил из-за своих сомнений он в целом не ожидал очень жестокого приема. Однако его дело было сказать это, и он сказал это очень мило. То, что он мог сказать по этому поводу через двенадцать месяцев, должно относиться к воображению мужей и жен.

То, что Люси определенно намеревалась обмануть, выступить с размахом злобы против него в своем послании Томаса, было совершенно ясно Элинор; и сам Эдвард, теперь полностью осведомленный о ее характере, не колеблясь поверил, что она способна на крайнюю подлость бессмысленного дурного характера. Хотя его глаза были давно открыты, еще до того, как началось его знакомство с Элинор, на ее невежество и недостаток свободы в некоторых из ее мнений - они в равной степени приписывались им ее недостатком образования; и до тех пор, пока до него не дошло ее последнее письмо, он всегда считал ее доброй, добросердечной девушкой, очень привязанной к себе. Ничто, кроме такого уговора, не могло помешать ему положить конец помолвке, которая задолго до того, как ее обнаружение открыла его для гнева матери, была для него постоянным источником беспокойства и сожаления.

«Я считал своим долгом, - сказал он, - независимо от моих чувств, дать ей возможность продолжить помолвку или нет, когда моя мать отказалась от меня, и я стоял, по всей видимости, без друга в мире, чтобы помочь. меня. В такой ситуации, когда казалось, что ничто не может искушать алчность или тщеславие любого живого существа, как я мог предположить, когда она так серьезно, так горячо настаивала на том, чтобы разделить мою судьбу, какой бы она ни была, что все, кроме самая бескорыстная привязанность была ее побуждением? И даже сейчас я не могу понять, по какому мотиву она действовала или какую воображаемую выгоду она могла бы получить, будучи прикованной к мужчине, к которому она не имела ни малейшего отношения и у которого на свете было всего две тысячи фунтов. Она не могла предвидеть, что полковник Брэндон зарабатывает мне на жизнь.

"Нет; но она могла предположить, что что-то произойдет в вашу пользу; что ваша собственная семья может со временем уступить. И, во всяком случае, она ничего не потеряла, продолжая помолвку, поскольку она доказала, что она не сковывала ни ее склонности, ни ее действия. Связь была определенно респектабельной и, вероятно, снискала ей уважение среди друзей; и, если бы не случилось ничего более выгодного, для нее было бы лучше выйти за вас замуж, чем быть холостым.

Эдвард, конечно, сразу же убедился, что ничего не могло быть более естественным, чем поведение Люси, и не могло быть более очевидным, чем его мотив.

Элинор отругала его так резко, как дамы всегда ругают себя за неосторожность, которую они себе делают, за то, что они так много времени провели с ними в Норланде, когда он, должно быть, почувствовал собственное непостоянство.

«Ваше поведение определенно было очень неправильным», - сказала она; «Потому что - не говоря уже о моем собственном убеждении, все наши отношения увлеклись этим, чтобы воображать и ожидать того, чего, в вашем тогдашнем положении, никогда не могло быть».

Он мог только сослаться на незнание своего сердца и ошибочную уверенность в силе своей помолвки.

«Я был достаточно прост, чтобы думать, что, поскольку моя вера принадлежала другому, в моем пребывании с тобой не могло быть никакой опасности; и что сознание моей помолвки заключалось в том, чтобы сохранить мое сердце в безопасности и свято, как моя честь. Я чувствовал, что восхищаюсь вами, но я сказал себе, что это всего лишь дружба; и пока я не начал сравнивать вас с Люси, я не знал, как далеко я продвинулся. После этого, я полагаю, я был неправ, оставаясь так много в Сассексе, и аргументы, с которыми я примирился с целесообразностью этого, были не лучше следующих: «Опасность моя собственная; Я никому не причиняю вреда, кроме себя ".

Элинор улыбнулась и покачала головой.

Эдвард с удовольствием услышал, что полковника Брэндона ждут в Коттедже, так как он действительно хотел не только лучше познакомиться с ним, но и иметь возможность убедить его, что он больше не возмущается тем, что он дает ему жизнь Делафорда… в настоящее время, - сказал он, - после такой неблагодарной благодарности, как моя, он, должно быть, подумал, что я так и не простила ему за подношение.

Теперь он сам был удивлен, что еще никогда не был в этом месте. Но его так мало интересовал этот вопрос, что он обязан всем своим знанием дома, сада и сада, размеров прихода, состояния земли и размера десятины самой Элинор, которая слышала об этом. большая часть его от полковника Брэндона, и выслушала его с таким вниманием, что полностью овладела этим предметом.

После этого остался нерешенным только один вопрос, между ними предстояло преодолеть только одну трудность. Их сблизила взаимная привязанность, горячо одобряемые настоящими друзьями; их близкое знание друг друга, казалось, сделало их счастье несомненным - и они хотели только на что-то, чем можно было бы жить. У Эдварда было две тысячи фунтов, а у Элинор - одна, что при живом Делафорде было всем, что они могли назвать своими; поскольку было невозможно, чтобы миссис Дэшвуд что-либо выдвинула; и ни один из них не был настолько влюблен, чтобы думать, что триста пятьдесят фунтов в год обеспечат их жизненными удобствами.

Эдвард был не совсем без надежды на какие-то благоприятные перемены в его матери по отношению к нему; и на этом он опирался на остаток их дохода. Но у Элинор такой зависимости не было; поскольку, поскольку Эдвард по-прежнему не мог жениться на мисс Мортон, и на льстивом языке миссис Феррарс о его самоубийстве говорили как о меньшем зле, чем его избиение Люси Стил, она опасалась, что проступок Роберта не послужит другой цели, кроме как обогатить Фанни.

Примерно через четыре дня после приезда Эдварда появился полковник Брэндон, чтобы довести миссис Дэшвуд до полного удовлетворения и дать ей возможность впервые с момента ее проживания в Бартоне иметь с ней больше компании, чем ее дом может вместить. Эдуарду было разрешено сохранить за собой привилегию первого встречного, и поэтому полковник Брэндон каждую ночь ходил в свои старые апартаменты в парке; откуда он обычно возвращался утром, достаточно рано, чтобы прервать первый тет-а-тет перед завтраком влюбленных.

Трехнедельная резиденция в Делафорде, где, по крайней мере в вечерние часы, ему нечего было делать, кроме как вычислить диспропорцию между тридцатью шестью и семнадцатью годами, привела его к Бартону в таком настроении, которое требовало полного улучшения состояния Марианны внешности, всей доброте ее приема и всем поощрении на языке ее матери, чтобы сделать его жизнерадостным. Но среди таких друзей и такой лести он все же возродился. До него еще не доходили слухи о замужестве Люси: - он ничего не знал о том, что произошло; и поэтому первые часы его визита были потрачены на то, чтобы слушать и удивляться. Миссис Дэшвуд объяснила ему все, и он нашел новый повод порадоваться тому, что он сделал для мистера Феррарса, поскольку в конечном итоге это способствовало интересу Элинор.

Излишне говорить, что джентльмены продвигались в хорошем мнении друг о друге по мере того, как они продвигались в знакомстве друг с другом, потому что иначе и быть не могло. Их сходство в хороших принципах и здравом смысле, в характере и образе мышления, вероятно, было бы достаточно, чтобы объединить их в дружбе без какого-либо другого влечения; но их любовь к двум сестрам, и две сестры любили друг друга, сделало это взаимное уважение неизбежным и немедленным, которое в противном случае могло бы дождаться эффекта времени и суда.

Письма из города, которые несколько дней назад заставили бы каждый нерв в теле Элинор трепетать перед транспортом, теперь приходили, чтобы их читали с меньшим волнением, чем с весельем. Миссис Дженнингс написала, чтобы рассказать эту чудесную историю, выразить свое искреннее возмущение бросившей девушку и выразить свое сострадание к бедному мистеру Эдварду, который, она была уверена, очень любил эту никчемную девицу, и теперь был все счета, почти с разбитым сердцем, в Оксфорде. «Я действительно думаю, - продолжила она, - что никогда не происходило так лукаво; потому что прошло всего два дня, прежде чем Люси позвонила и посидела со мной пару часов. Ни одна душа не подозревала об этом, даже Нэнси, бедняжка! пришел ко мне в слезах на следующий день, в ужасе от страха перед миссис Феррарс, а также из-за того, что не знал, как добраться до Плимута; Люси, похоже, заняла все свои деньги перед тем, как уйти замуж, - мы полагаем, специально для того, чтобы устроить представление, а у бедной Нэнси не было семи шиллингов на свете; поэтому я был очень рад дать ей пять гиней, чтобы она отвезла ее в Эксетер, где она думает остаться на три или четыре недели с миссис Берджесс, в надежде, как я ей говорю, снова встретиться с Доктором. И я должен сказать, что злость Люси не брать их с собой в карету хуже всех. Бедный мистер Эдвард! Я не могу выбросить его из головы, но вы должны послать за ним в Бартон, а мисс Марианна должна попытаться его утешить.

Напряжение мистера Дэшвуда было более торжественным. Миссис Феррарс была самой несчастной из женщин - бедная Фанни страдала агонией чувств, - и он с благодарным удивлением рассматривал существование каждой под таким ударом. Обида Роберта была непростительной, но Люси была намного хуже. Ни о ком из них больше нельзя было упоминать миссис Феррарс; и даже, если в будущем она может быть побуждена простить своего сына, его жену никогда не следует признавать ее дочерью или разрешать появляться в ее присутствии. Секретность, с которой все происходило между ними, рационально рассматривалась как чрезвычайно усугубляющая преступление, потому что, если бы у других возникло какое-либо подозрение в этом, были бы приняты надлежащие меры для предотвращения брака; и он призвал Элинор присоединиться к нему, сожалея о том, что помолвка Люси с Эдвардом не состоялась, а не о том, что она должна, таким образом, стать средством распространения страданий в семье. Он продолжил:

"Миссис. Феррарс никогда еще не упоминал имя Эдварда, что нас не удивляет; но, к нашему великому удивлению, по этому поводу от него не было получено ни одной строчки. Возможно, однако, он хранит молчание из-за боязни обидеться, и поэтому я дам ему намек в Оксфорде, что его сестра и я оба думаем, что это письмо о надлежащем подчинении от него, адресованное, возможно, Фанни. , и тем, что она показала ее матери, не могло быть обидно; ведь все мы знаем нежность сердца миссис Феррарс и то, что она ни о чем не желает так сильно, как в хороших отношениях со своими детьми ». Этот абзац имел некоторое значение для перспектив и поведения Эдварда. Это побудило его попытаться примирения, хотя и не совсем так, как указали их брат и сестра.

«Письмо о надлежащем представлении!» повторил он; «Могут ли они попросить у моей матери прощения за неблагодарность Роберта по отношению к ней и нарушение чести по отношению ко мне? Я не могу подчиняться. Я не стал ни смиренным, ни раскаявшимся из-за того, что произошло. Я очень счастлив; но это было бы неинтересно. Я не знаю ни одного подчинения, которое мне следовало бы сделать ».

«Вы, конечно, можете попросить прощения, - сказала Элинор, - потому что вы обиделись; - и я думаю, что теперь вы можете рискнуть так далеко, чтобы выразить некоторую озабоченность по поводу того, что когда-либо заключалась помолвка, вызвавшая гнев вашей матери».

Он согласился, что может.

«И когда она простила тебя, может быть, немного смирения будет удобно при признании второй помолвки, почти такой же неосмотрительной в ее глазах, как и первая».

Он не имел ничего против этого, но все же сопротивлялся идее письма с надлежащим представлением; и поэтому, чтобы облегчить ему задачу, поскольку он заявил о гораздо большей готовности идти на подлые уступки устно, чем на бумаге, было решено, что вместо того, чтобы писать Фанни, он должен поехать в Лондон и лично помолиться с ней. добрые услуги в его пользу. «И если они действительно заинтересованы в достижении примирения, - сказала Марианна в своем новом образе откровенности, - я думаю, что даже Джон и Фанни не лишены заслуг».

После трех-четырехдневного визита со стороны полковника Брэндона эти два джентльмена вместе покинули Бартон. Они должны были немедленно отправиться в Делафорд, чтобы Эдвард мог лично знать свой будущий дом и помочь своему покровителю и другу решить, какие улучшения в нем необходимы; а оттуда, пробыв там пару ночей, он должен был продолжить свой путь в город.
***
окончание 49 главы.


Рецензии