такое моё везение

То ли Бог испытывает, то ли такое моё везение, а точнее – невезение на общение со священниками.
Но начну по-порядку.

Как и все советские детишки, в Бога я не верила, и Его понятие не укладывалось ни в рамки моих знаний, ни веры, ни предчувствий, разве что позже выражение «О, Господи» нет-нет, да и проскальзывало в эмоциональном разговоре. Не больше того. Иконы почему-то внушали страх, который я впервые испытала будучи ребёнком.

Однажды мама и тётя повели меня на Даниловское кладбище зимой, на поминальный день моей бабушки, когда было особенно морозно в наступающих сумерках, а на оголённых ветках жутко кричали чёрные вороны. Могильные кресты и полинявшие искусственные цветы в заиндевелых венках тоже не создавали позитивного настроения, но мои родные как-то не обратили внимание но то, что в моих глазах стоял страх. Чтобы согреться, мы зашли в Даниловскую церковь, забитую прихожанками в чёрных платках и, хотя стало теплее, страх не прошёл, а заунывное пение и сильный запах ладана, горящие восковые жёлтые свечи и тревожные, вопрошающие глаза святых на иконах только усилили гнетущее впечатление от этого дня. Видно, как-то надо было подготовить ребёнка к такому испытанию, но со временем эти воспоминания стали уходить из моей памяти.

Времена поменялись после распада СССР, когда церковь заняла свою прежнюю позицию, а с годами вера в Бога вновь прочно укрепилась в обществе и сознании людей, став частью их повседневной жизни, будто и не было почти 70-летнего забвения веры.

Вот тогда и наша мама, не окрестившая меня и брата в детстве (как и большинство детей советских времён), вдруг попросила нас принять крещение для успокоения её души. Во сне она увидела церковь, где это таинство должно было состояться и мы отправились в арбатские переулки. Отец Михаил принял нас радушно, посоветовал подготовиться по брошюркам и сказал придти через неделю. Так получилось, что мне нужно было улетать домой через день на лондонщину, где остались мои сыновья. О чём я батюшке Михаилу и сообщила, на что он сказал, «а, ну тогда приходите завтра». Мы пришли в назначенный час и батюшка принялся за дело, оголив меня в верхней части и дав в руки свечу.

В ходе крещения он сказал нам, что нужно плевать на Запад через левое плечо, поскольку оттуда идёт вся нечисть и зараза, что я толком сделать не смогла, поскольку там, на диком Западе, были мои дети, но он заставил меня это сделать. После окончания церемонии батюшка не отходил от меня ни на шаг, интересуясь, как бы ему приехать в Лондон ко мне в гости. Ощущение ниже среднего оставалось во мне долгие годы и больше в эту церковь я никогда не заходила.

Через 25 лет после свадьбы мой супруг вдруг решил обновить наши брачные клятвы в церкви, хотя сам, крещёный в лютеранство, в Бога не верит. В Эстонии с верой и крещением было просто – какой был поп в деревне, в ту веру и крестили, поэтому моя эстонская свекровь, ни слова не говорившая по-русски в юности, была крещена русским попом под именем Ирина, а мой муж Рейн уже родился при лютеранском попе. То есть мы пошли венчаться, прожив уже вполне долгую супружескую жизнь, и кольцо в этот раз у меня было дорогое, как и платье и туфли, всё в серебряном цвете, не то, что в простой бедной юности, да и сам праздник обещал быть на славу, особенно потому, что за полгода до этого я чуть не преставилась Господу-Богу по болезни. Поэтому это событие имело большой смысл для меня особенно, а церемонию супруг организовал сам по Интернету в кафедральном соборе Св князя Ал.Невского в Таллине, куда мы должны были вскоре полететь.

И вот наступил назначенный день, всё в соборе было готово и красиво убрано цветами, пришли родные, друзья и даже моя старенькая свекровь, которой было уже за 90 на то время. Священник Виктор вёл церемонию как-то очень загадочно для меня, почему-то всё время посматривал на моего супруга с ласковой улыбкой, игнорируя меня совершенно, а когда надевал кольцо ему на палец, то погладил его руку, сказав при этом, какие у моего мужа красивые музыкальные пальцы. Что-то это не входило в моё понятие таинства венчания, но поп светился от радости. Публика за барьером поддерживала меня, что-то говоря о красоте невесты, хотя от принятия множества лекарств я больше напоминала себе бублик, чем девушку в фате с картинки, но старалась держаться, насколько могла.

Муж казался счастливым. Но моё желание уйти из собора росло всё сильнее, и я приложила все усилия для скорейшего завершения этого таинства, хотя фото на память с улыбающимся священнослужителем у меня хранится до сих пор.

Последняя встреча с представителем духовенства произошла в прошлом году и требует некоторых подробностей. Находясь в тяжёлом моральном состоянии, я поделилась частью горестных событий с подругой, и её совет был непреложным для глубоко верующей – тебе надо поговорить со священником. Я отнекивалась по той простой причине, что перекладывать свои проблемы на других, к тому же совершенно незнакомых людей, я не привыкла. Кто, как и чем мне может помочь за тысячи вёрст от дома? Хотя потом я доверилась тому, что слово лечит, и после некоторых сомнений созвонилась с рекомендованным Отцом Александром, теперь уже из Энской Епархии. Батюшка оказался душкой и весёлым, быстренько выслушал мои проблемы, а потом целый час рассказывал о себе, о том, как пришёл к Богу и как вообще живётся. Я долго извинялась за вторжение, на что он глубокомысленно заявил, что у нас взаимный интерес и к тому же какая я вся из себя красавица-глаз-не оторвать. Это смутило меня и мысленно отвлекло не в лучшую сторону, но я так волновалась, что об этом «взаимном интересе» совершенно забыла, но в память врезалось то, что батюшка никогда не слышал слова «либретто», ну, может, не все в мире любители балета, подумала я тогда.

После пяти дней лёгкой, не-божественной переписки о том, о сём и моих стихах, батюшка откровенно заявил, что не просто влюбился в меня, а полюбил. Полюбил поэта! Это не могло не повлиять на мою впечатлительную душу, хотя и поменяло оборот дела и смутило мои понятия обо всём окончательно, но ещё через три дня всё встало на свои места. Жарким летним днём батюшка позвонил мне и попросил конкретно полмиллиона рублей якобы взаймы, при том, что я понятия не имела кто он, где живёт и какая его фамилия. После двух часов душевных мук и сомнений я отказала в невинной просьбе, после чего батюшка стал сух и никогда мне больше не звонил, хотя ещё какое-то время переписывался со мной из-за… приличия, я так понимаю. Но и он пропал с горизонта моей жизни, несмотря на мои «невообразимые красоту и талант».

Обещанного «взаимного интереса» у нас не получилось – я оказалась не мягким барашком и не увлеклась религией, я не «одолжила» денег. Но от батюшки я всё же получила такую интересную поддержку моего трагического состояния в виде слов «Такая твоя доля».


Поэтический взгляд на жизнь не всегда означает любование природой с восклицаниями «Ах» при виде любимых глаз. Он ещё предполагает наличие своего мнения и своих суждений, которые отстаиваются в стихах и прозе, и редко, когда достигают того уровня смирения, которого от нас добивается церковь, то есть полного отречения от своего мнения и принятия религии как единственного способа мыслить и жить.

Если взять за основу то, что религия даёт возможность познать жизнь под определенным углом зрения, с точки зрения своей морали, то во многом она является утешением и опорой для многих людей, исповедуя семь вечных заповедей и оказывая действительную помощь душе истинно добрыми, лучшими своими представителями.


Написала, перечитала и подумала – священникам тоже хочется повидать мир, любоваться красотой и улучшать свою жизнь, путём «займов» в том числе.

Потом подумалось – они же на службе. Они на работе.

Для нас, мирян, есть моральные ограничения, особый код поведения, который недопустим на рабочем месте, который осуждается обществом и вне рабочего времени тоже. Почему священники должны являться исключением, работая в такой особенно сложной области, как духовная? Так, если бы мы доверили свои самые сокровенные мысли, чувства и поступки психотерапевту и он бы использовал их против нас, завставив чувствовать ещё хуже, чем до прихода к нему?


Все могут ошибаться, но почему эти единственные три встречи со священниками оказались такими сложными, оставив меня в негативе по таким, казалось бы, сокровенным вопросам, как таинство крещения таинство венчания и доверия сокровенной тайны?

2021 И-Ф-М


Рецензии
Не верь, не бойся, не проси,- жёсткий зэковский лозунг. А ведь в нём больше смысла, чем в слепой вере. Бог у нас в голове сидит, а в храме мы общаемся не с Богом, а с душами тех кто нам дорог и кого больше нет. Человек человеку может помочь, но это должен быть очень близкий родственник, в крайнем случае друг. А доверять свои секреты посторонним людям в чёрном и в белом, попам и психологам не стоит. Ирина ты же сильный человек, зачем тебе консультанты. Самые лучшие сопереживатели это подушка и жилетка мужа.

Владимир Смирнов Зырин   22.04.2021 11:28     Заявить о нарушении
Спасибо за понимание, Володя... Бог даст, всё наладится...
рада, что поддержал...

Ирина Фетисова-Мюллерсон   22.04.2021 15:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.