Рюген, продолжение 69

                начало: http://proza.ru/2019/09/21/1594


Агний справился с поручением-просьбой князя о создании Совета Престола, подобрав из числа известных ему бояр наиболее способных к деликатным переговорам с непреклонными жрецами старателей. Многие из них состояли с ними в кровном, либо же в духовном родстве, имея доступ к их безмездным заёмам и участвуя в совместных промыслах. Даже воцерковленные родственники Доброжира, страстные краснобаи Народного Вече, имели от сношений с проворными ведунами свой барыш - выборы выборами, а личный хабар важнее, с волхвами жить – по-волчьи выть!

На этой расчётливой основе руянским купцам, служилым боярам и вотчинным землевладельцам можно было бы уже заключить со всеми кудесниками языческих храмов долгосрочный договор о перемирии и делении сфер влияния. Но, в виду многих причин, это оказалось не таким уж и сбыточным делом, привычка - вторая натура*, никто не хотел уступать.

Жрецы ссылались на незыблемость древних свычаев и священную суть заповедных законов, на главенство духовенства и ей данное богами право выбора; бояре же требовали своё, то, что с течением времени они потеряли – реальную наследственную власть, налоговые послабления и участие в дележе доходов от солевой, янтарной и рудниковой добычи.

Не примирить овец с волками, ни шибко умных с дураками; разрушить устои сословных привилегий** в то далёкое от нас время было нельзя, на них зиждились религиозная вера и иерархия соподчинения внутри феодального общества... Размышляющий про себя лекарь рассчитывал найти подходящий рецепт "снадобья", с помощью которого стало бы возможно добровольное согласие сословий, урезонив воинствующих жрецов и призвав к порядку алчных бояр.

Новоявленному Совету предстояла серьёзная работа по укреплению княжеской власти в задолжавшем шведской короне вассальном государстве. Соляные копи, приносящие значимый доход престольной казне от торговли каменной солью и почти иссякшие уже серебряные рудники спокон веку нещадно разворовывались. Кем и как, сейчас можно лишь догадаться. Волхвы ведали входы и выходы тайных подземельных ходов и многочисленных рукотворных пещер по всему острову, которые часто использовались как убежища от иноземных пиратов, но и отъявленными татями, ведь местная религиозная братия тоже не гнушалась разбойничьего промысла, грабя проходящие мимо острова караваны негоциантов и похищая иноземных рыбарей***. 

- Много ли шума будет, ежели мы этих таинственных разбойников изловим и предадим их княжескому суду?

- Агний, я знаю о чём ты подумал, только у нас нет ещё для этого сил. Волхвы давно пиратствуют и наторелых «воинов Велеса» в честном бою нам не одолеть.

- А в нечестном?..
 
- В нечестном не благородно, никто из моих гридей на негодяйство не пойдёт.

- Нужно поймать их с поличным, тогда вопрос пристойности отпадёт сам собой. Дружинных рыцарей мы неволить не станем, а подготовить отряд захвата из достойных ратников береговой охраны стоит.

- Можно привлечь моих бывших подопечных из распущенного народного ополчения, там дюжина-другая отважных меченосцев найдётся, а вот как и где осуществить их тайную подготовку – вопрос не из легких.

- Думаю, самое укромное от глаз людских место – это подземный дворец над Заливом Каракатицы.

- А ты отколе о нём ведаешь?!

- Старый князь там со мною не раз фехтовал****.


                (продолжение по ссылке)

http://proza.ru/2021/04/18/1618


* Consuetudo est altera natura (лат.). Впервые встречается в труде великого философа Древней Греции Аристотеля «Риторика» в форме: «Привычка становится уже природным свойством». Римский государственный деятель и оратор Цицерон (Марк Туллий Цицерон, 106-43 до н. э.), видимо, вдохновляясь Аристотелевой мыслью, пишет в своем сочинении «О пределах добра и зла»: «Привычка есть как бы вторая натура». Эта же мысль была высказана богословом и основоположником средневековой философии Блаженным Августином (353-430) в труде «Против Юлиана»: «Привычка - вторая натура». В его версии эта фраза и стала крылатой.

** Сословные привилегии - это преимущества одной прослойки общества над людьми низшей прослойки. Например, духовенство не платило дань, у дворян не было обязательства идти на службу; в то же время, у простолюдинов никаких привилегий не имелось.

*** Основными предметами торговли полабских славян были домашний скот, особенно лошади, пшеница, мед, воск и соль, мельница и жернова, ювелирные изделия и предметы роскоши, такие как жемчуг и изделия из стекла, полудрагоценных камней, золота, серебра и янтаря, оружие и рабы . Захват добычи и захват людей для работорговли были основными военными целями во многих походах и экспедициях славянских племен. Кроме того, их купеческие караваны не только занимались работорговлей, но и захватывали людей, чтобы продавать их в рабство.

**** Этимология: от нем. fechten, далее из прагерм. формы fehtan, от которой в числе прочего произошли: др.-англ. feohtan и англ. fight, др.-в.-нем. fehtan и нем. fechten, ср.-нидерл. и нидерл. vechten, др.-фризск. fiuhta. Русск. фехтовать заимств. через польск. fechtowac.


Рецензии
Рецепт "снадобья", кажется, ищут до сих пор. Как по мне, так и не нашли, только симптоматическое лечение, помогающее не надолго.

Влада Дятлова   04.06.2021 20:39     Заявить о нарушении
Похоже, так. Правда Ваша.
Люди ещё не научились открытости и последовательности, их слова с делами сильно разнятся. И это касается не только политиков, но и нас, простых смертных.

Спасибо, Влада!

С уважением и улыбкой,

Дастин Зевинд   04.06.2021 20:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.