Радио Би-Би-Си о марксизме
Эта передача устроила опрос - кто самый влиятельный философ? Предполагали, что откликнется тысяч 5-6, но отозвалось более 34-х тысяч человек, из которых 28%, то есть более девяти с половиной тысяч, самым влиятельным назвали Карла Маркса.
Удивительное дело – Маркс умер, Советский Союз, который, якобы, строили на его теориях, распался, а сторонников его учения не убавилось…
Есть ведь и другие великие философы - Заратустра, Ницше, Бердяев; и их учения - зороастризм, ницшеанство, "философия духа" Бердяева.
Понятно, что в России от марксова учения народу полегло больше всего, что последователей у него было неисчислимо, оттого и помнят его до сих пор лучше других.
Но все-таки – в чем сила марксизма?
В свете этого учения любопытно одно замечания Карла Генриховича.
"Там, где реальная жизнь лишается идеальных устремлений, как это происходит в "гражданском обществе", - пишет Маркс, - философия приобретает идеалистический вид и претендует на руководство обществом от имени абсолютной истины".
А Маркс, оказывается, размышлял и над мусульманством:
"Мухаммад понял опасность заблуждения христианства и иудаизма, - пишет Маркс, - рискуя своей жизнью, он начал призывать к Единобожию идолопоклонников и начал засеивать поле вечной жизни. Мы обязаны признать его пророчество и то, что он может быть посланником божьим на Земле".
На лекциях о трех источниках марксизма нам такого никогда не рассказывали.
Маркс писал о труде, что когда-то человек трудился только для себя и для своего рода, а теперь его труд стал не только средством для поддержания его личной жизни, но и проникает во все сферы жизни общества. А целью почти каждого человека стало не только добывание пиши, одежды и жилья для продолжения рода, но и формирование для себя средств коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация, транспорт!
Но в капиталистическом обществе отчуждение результатов труда часто принимает всеобщий характер. Многие результаты человеческих сил подвергаются отчуждению и извращению, причем это распространяется не только на наёмных трудящихся, но часто и на честных предпринимателей!
Именно в этом заключается корень всех мистификаций общества всеобщего отчуждения при капиталистическом характере устройства общества.
Парадокс в том, что отчуждение практически всех результатов труда человек стал воспринимать как давление анонимных сил, как мистификацию и происходит это именно в обществе монополии капитала, рынка и денег! Именно в таком обществе есть все формы угнетения и эксплуатации человека человеком и где человек только в формальном смысле может быть свободен, а на самом деле он часто угнетён жаждой наживы, как своей, так и окружающих людей, ибо сытости в деньгах не бывает ни у богатых, ни у бедных, а ресурсы Земли не беспредельны.
И чем дальше развивается это «демократическое свободное гражданское общество", тем более усугубляется господство капитала над человеком.
А ведь об этом Маркс писал почти полтора века назад, когда еще не было эмиграции из стран, где люди живут по законам Мухаммада, и когда отчуждение результатов труда, по нынешним меркам, было еще вполне детски невинным…
Свидетельство о публикации №221041700356