Что мы отдали Западу за их любовь

В конце 1952 года состоялся XIX съезд правящей партии, которая из ВКП (б) стала называться КПСС.  А 5 марта 1953 года умер Иосиф Виссарионович Сталин,  председатель Совета министров СССР, секретарь ЦК КПССИ уже на следующий день,  6 марта по радио было передано обращение ЦК КПСС, Совета министров и Президиума Верховного Совета СССР, в котором говорилось о новом политическом курсе. Вместо развития тяжелой индустрии предполагалось сосредоточиться на "подъёме материального благосостояния" граждан, т.е. массовом выпуске товаров народного потребления. Впервые не упоминались борьба с империализмом, противостояние с  США и НАТО.

Спустя три дня, 9 марта 1953 года, председатель Совета министров СССР Георгий Маленков уточнил некоторые положения нового курса. Было сказано о "возможности длительного сосуществования и мирного соревнования двух различных систем - капиталистической и социалистической", а также о необходимости "жить в мире" со странами Запада.

Необходимость принятия данной программы была вызвана объективными причинами. По окончании Великой Отечественной войны практически все ресурсы приходилось направлять на восстановление разрушенной экономики. Поэтому возможности для массового производства товаров народного потребления были ограничены. Это провоцировало товарный дефицит. Правда, относительный, советские люди имели возможность покупать все необходимое для полноценной жизни, не голодали, но вот некоторые  товары, относящиеся к товарам не первой необходимости, или к товарам роскоши,  были в дефиците – легковые автомобили, ковры, товары из хрусталя, ювелирные изделия.

Чтобы стимулировать развитие лёгкой и пищевой промышленности, необходимо было найти дополнительные средства. Правительство Маленкова видело два источника: сокращение расходов на тяжёлую индустрию и иностранные кредиты. Но для этого было необходимо урегулировать отношения с Западом, который ранее ввёл эмбарго на любые торговые и финансовые операции с СССР. Да и «холодную войну» развязал Запад, в первую очередь наши бывшие союзники во Второй мировой войне – США и Великобритания.

Чтобы решить данную проблему, правительство Маленкова поручило Министерству иностранных дел подготовить предложения по "мирному разрешению спорных или нерешённых вопросов". В этот период текущей работой внешнеполитического ведомства руководил Андрей Громыко, занимавший пост первого заместителя министра. Также к разработке новой внешнеполитической программы был привлечён отдел по внешним сношениям ЦК КПСС, возглавлявшийся Михаилом Сусловым.

Суть предложений Громыко-Суслова: в одностороннем порядке идти на уступки Западу. В результате:

Июнь 1953 года.
Советское руководство отказалось от помощи КНДР в борьбе с агрессором – западной коалицией. Больше того, в ходе начавшихся мирных переговоров отказало ещё и в содействии возврату захваченных северокорейских территорий.

Март 1954 года.
Советский Союз подал заявку на вступление в НАТО. При этом Москва заранее согласилась на проведение внутренних реформ, перечень которых должны были представить члены Североатлантического альянса. Присоединение восточноевропейских союзников СССР к НАТО не предполагалось.

Октябрь 1954 года.
СССР отказался от важнейшего форпоста на Дальнем Востоке – от военно-морской базы Порт-Артур (Китай). Это означало, что Москва фактически выходит из военного союза с Пекином.

Май 1955 года.
СССР подписал договор о выводе своих войск с территории Австрии и об отказе от всех своих австрийских активов. Начались переговоры о выводе советских войск с территории ГДР.

Июнь 1955 года.
СССР отказался от прежних союзных соглашений с Албанией. Одновременно в Лондоне начались переговоры с Японией. Их итогом стала советско-японская декларация 1956 года о передаче Токио южно-курильских островов Хабомаи и Шикотан.

Сентябрь 1955 года.
СССР отказался от важнейшего форпоста на Балтике – военно-морской базы Порккала-Удд (Финляндия).

Ноябрь 1955 года.
В ходе советско-норвежских переговоров Москва согласилась больше не поднимать вопрос о своих юридических правах на архипелаг Шпицберген.

Декабрь 1955 года.
Руководство СССР предложило США подписать Договор о дружбе и сотрудничестве. При этом в ноте, направленной американскому правительству, указывалось, что СССР и США… "никогда не воевали друг с другом" и "не имели непримиримых разногласий". И это несмотря на то, что Соединённые Штаты совершили целый ряд агрессивных актов против Советского Союза.

Февраль 1956 года.
На XX съезде ЦК КПСС утвердил программу "мирного сосуществования" с США. Внешнеполитические акценты были смещены с "борьбы с империализмом" на "борьбу за мир". Причём "борьба за мир" очень быстро переросла в стремление пойти на максимальное сближение с Западом.

Но США и их союзники привыкли рассматривать уступки как проявление слабости. Поэтому, видя в СССР (России) лакомый кусок, постарались выжать по максимуму.

Кредиты предоставлялись на следующих условиях: высокие проценты по займам, экспорт сырья, расчёты золотом. Согласившись на подобные условия, советское правительство было вынуждено развивать не лёгкую и пищевую промышленность, а добычу полезных ископаемых. Доля энергоресурсов в советском экспорте в период с 1953 по 1986 годы выросла с 11,9% до 39,2%, т.е. более чем в 3 раза. Именно во времена Хрущева страна была посажена на нефтяную иглу, отказавшись от развития разносторонней экономической базы.

Если в 1953 г. золотой запас СССР был равен 2049 тонн, то в 1980 году - уже 581,6 тонн. Всего же за 1953-1991 годы СССР поставил на Запад 8,2 тыс. тонн золота. В 1953 году у Советского Союза внешний долг практически был "нулевой". В 1985 году - 31 млрд долларов. К 1991 году - более 100 млрд.

При жизни Сталина казалось, что экономическая система давно устоялась, пройдя проверку индустриализацией и мировой войной. Но пришедший к власти Никита Хрущев решил «улучшить» экономическую систему, опираясь на извращенное толкование марксизма.

В итоге, Никита Сергеевич взял курс на достижение максимального обобществления личной и частной собственности в Союзе.
Сквозь время стало очевидна вся пагубность решений Хрущева.
 
Первый удар он нанес по сельскому хозяйству. В 1956 году он начал борьбу с личными подсобными хозяйствами. 27 августа правительство СССР опубликовало два документа, которые дали старт разгрому подсобного хозяйства в городе и деревне.

Первый документ — Указ Президиума Верховного Совета СССР «О денежном налоге с граждан, имеющих скот в городах». Он подразумевал, что с 1 октября 1956 года все горожане, имевшие скот, облагались прогрессивным налогом. 5 пункт предлагал уйти от налога нехитрым способом — продать скотину колхозам, совхозам, предприятиям Минсельхоза, государству по фиксированной, невыгодной цене. При этом перепродажа скота другим людям или ее забой не избавляли гражданина от уплаты налога.

Второй документ — Постановление Совета Министров СССР №1192 «О мерах борьбы с расходованием из государственных фондов хлеба и других продовольственных продуктов на корм скоту». Он касался уже и жителей села и подразумевал запрет использования покупаемых в магазинах продуктов для корма скота. Решение Совета Министров союзных республик разрешать запрет содержания скота «по санитарным нормам» добили отрасль окончательно.
Естественно, частное владение скотом в СССР фактически исчезло как явление.
 
Владельцы скотины прикинули, что самый лучший выход — уплатить налог и забить животных, чтобы затем продать их мясо. В результате начался массовый забой скота, а надежды Хрущева на пополнение численности государственного скота рухнули.

В сентябре 1957 года появилось новое постановление, которое отменяло введенные недавно «Обязательные поставки сельскохозяйственных продуктов государству». Но было уже поздно.

Массовый забой скота пошатнул продовольственную безопасность всей страны и в 1961 году мяса, молока и масла стало не хватать. Сразу же после смещения Хрущева в 1964 году были отменены все предложенные им постановления в отношении сельского хозяйства.

Другая не менее известная выходка Хрущева — посещение в 1958 году США, после которого он решил повторить опыт Америки и засадить весь Союз кукурузой вместо привычной пшеницы, ячменя и ржи, не учитывая разные климатические условия в странах. В результате к тому же 1961 году в стране не хватало зерна, муки и хлеба.
 
Второй удар Хрущева пришелся на промышленность.
20 июля 1960 года ЦК КПСС и Совет Министров №784 предписали всем предприятиям промысловой кооперации перейти во владение к государственным органам. То есть случилась национализация промысловых артелей, которые существовали во времена Сталина.
Спустя 20 лет стало ясно, что государство не в силах единолично и равномерно развивать все отрасли хозяйства и промышленности, нужна была и частная инициатива.
 
После таких экспериментов стало ясно, в чем был секрет экономики в сталинский период, — в ее многоукладности. Рациональное сочетание государственного и частного секторов позволяло СССР в кратчайший период создать мощную экономику.
 
Итоги правления Хрущева оказались неутешительными: сокращение поголовья скота и птицы, дефицит зерна, молока, масла, товаров широкого потребления.
 
В результате, с конца 1963 года СССР перешел к регулярным закупкам зерна за рубежом, отдавая взамен свое золото.
И это при том, что полки магазинов к концу 80-х годов стали пусты, дефицит товаров увеличился.

Слишком высокой оказалась цена любви к нашей стране развитых стран Запада. И теперь мы пожинаем плоды неразумной политики руководителей СССР в послесталинский период.


Рецензии
Александр, спасибо за прекрасный анализ и адекватный вывод о причинах потрясающих экономических и политических успехов СССР во времена И.В. Сталина и провалах после его смерти.
Может, кто-нибудь из тех, кто принимает решения сегодня, заглянет на Прозу.ру.
С уважением,

Галина Романовская   18.04.2021 18:04     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.