Японский ВМФ развивается

Недавно мой один виртуальный друг на сайте «Одноклассники», зная, что я интересуюсь военно-морским флотом не только российским, но и потенциальных противников, задал вопрос, что я знаю о новых кораблях в военно-морском флоте Японии. Его это интересует, потому что он живет в Хабаровске, а это совсем рядом с Японией.

Не стоит забывать, что Япония как потенциальный противник нашей страны на Дальнем Востоке не слишком котируется.  Россия – ядерная держава, а Япония – нет, и это больше всего её напрягает. Вон Северная Корея запускает свои баллистические ракеты в воды Тихого океана, и японцы волнуются, потому что на корейской ракете может быть и атомный заряд.  И тут их вся надежда на ядерный потенциал их союзника – США.  Да еще есть один стратегический противник из соседей – Китай. Между этими странами давно есть территориальные претензии в Южно-Китайском море. Так что в настоящее время сравнивают потенциал флотов Японии и Китая, и он не в пользу Японии.

Вот самые свежие сравнительные данные из интернета о количестве боевых единиц обоих флотов.  Первая цифра – Китай, вторая – Япония.
Авианосцы  - 1 и 0
Вертолетоносцы – 0 и 4
Эсминцы – 50 и 37
Миноносцы – 36 и 21
Фрегаты – 46 и 0
Корветы – 72 и 6
Подводные лодки – 68 и 20
Патрульные катера – 123 и 6

Но одни цифры о количестве единиц флотов мало что говорят. И дальше я хочу поведать кое о чем, что создается или создано в Японии за последнее время для усиления военно-морских сил.

Восточные соседи не хвастают тем, чего у них нет. Зато они не говорят о том, что у них есть. Все, что достоверно известно о ВМС Японии – они прячут корабли и занижают характеристики оружия. Примером может быть несуразная классификация корабельного состава, в которой 250-метровые авианесущие корабли выдаются за «эсминцы».

После спуска «эсминцев» на воду последовала ожидаемая весть о заключении контракта на приобретение истребителей с вертикальным взлетом. При этом новость поступила от производителя из США. Японское оборонное ведомство до последнего хранило молчание.

Впрочем, здесь удивляться нечему.

Какие ассоциации у вас вызывает фраза «опытное» или «вспомогательное судно»? Килектор, морской буксир или проваливший испытания корабль-долгострой, который было приказано принять в «опытно-боевую эксплуатацию»? Например – опытовое судно «Виктор Чероков» (пр. 20360 ОС), недостроенный плавкран-погрузчик боеприпасов, превращенный в стенд для испытаний торпедного оружия.

Или  не учтенный ни в одном из списков ракетный эсминец JS Asuka (опытовое судно ASE-6102). На его борту «проходят испытания» радары АФАР и подпалубные ракетные установки. Вместе с самым современным морским оружием продолжают испытываться газотурбинная ЭУ, гидролокаторы и противолодочный вертолет.

Мы привыкли, что значимые события ОПК получают огласку с высоких трибун. У нас всенародно выбирают названия для сверхсекретного оружия! Обсуждают скорость и дальность полета ракет. И сколько «Калибров» будет на новых корветах. Значимые достижения японских военных остаются вне публичного пространства.

Сложно поверить, что никто из японских руководящих лиц, в погонах или без погон, не соизволил покрасоваться перед камерами на фоне таких «игрушек». А там было на что посмотреть.

Так, исходя из совокупности доступных сведений, корпуса японских подлодок изготавливаются из стали с пределом текучести 1100 МПа. Применение таких материалов в кораблестроении считается проблематичным (на грани невозможного), по причине неудовлетворительных сварочных качеств. Однако «Кавасаки» и «Мицубиси Хэви Индастриз», похоже, давно раскрыли секрет и обладают необходимыми технологиями.

Предельная глубина погружения для субмарин «Сорю» и «Тайгей» при таких условиях может достигать 900 м. Самые глубоководные в мире боевые корабли. В противном случае (при сохранении глубины погружения на уровне прежних значений) применение высокопрочной стали NS110 означает значительное сокращение массы корпуса. Выделившиеся резервы расходуются на повышение других неизвестных характеристик.

Многие ли знают о том, что в Японии ведется серийная постройка субмарин с литийионными батареями в качестве единого источника энергии для подводного хода?
Исключительно дорогостоящие подводные «теслы», не имеющие равных среди других проектов дизель-электрических субмарин. Первая из таких подлодок («Орю») скромно вступила в строй в прошлом году. И все подумали, что это смелый эксперимент. Но сейчас таких единиц уже три. Самая свежая – головная НАПЛ следующего поколения «Тайгей» была спущена на воду в октябре 2020 года.

Спуск на воду японских боевых кораблей всегда имел фактор неожиданности. Обычная практика – отсутствие официальных названий до момента вступления в строй. В отличие от отечественных традиций, где закладка одной днищевой секции сопровождается громкими фанфарами и обещаниями, что корабль вступит в строй к такому-то  году.

Одним из последних сюрпризов стал «Кумано». Первый из фрегатов нового типа 30FFM, спущенный на воду в ноябре 2020 года. Примечательно, что «Кумано» является вторым представителем серии. Головной безымянный фрегат, известный на западе как FFM-1, по неизвестной причине не появился в назначенный срок. Несмываемый позор для японских кораблестроителей – с момента закладки прошел целый год, а он до сих пор не спущен на воду!
Заявленное водоизмещение «Кумано» составляет 5500 тонн. С его появлением стало ясно, каким будет облик ВМС Японии во второй четверти ХХI века.

Построив 28 эсминцев по устаревшим технологиям конца 90-х и начала нулевых годов, японцы перешли к новым стандартам. В проекте 30FFM используется другая архитектура корпуса и надстройки. Автоматизация и технологии дополненной реальности (AR) в системах управления кораблем привели к дальнейшему сокращению численности экипажа – до 90 чел.

Заявлено, что за последующие десять лет будет построено 22 таких компактных фрегата с расширенными возможностями. Проект 30FFM будет включать в себя несколько подсерий.

Эпилог

Опыт – это то, что получаем, когда не получаем, что хотим. Наблюдения за японцами дают возможность понять истинную цену обещаний. Как должно выглядеть настоящее «усиление присутствия в океане». По крайней мере, благодаря им, у нас имеется четкий ориентир.

Что касается параноидальной секретности, то Япония слишком долго находилась в положении слабого. Японцы научились вести скрытную подготовку, чтобы не вызвать преждевременного гнева соперников. Зачастую молчание выглядит слишком наигранно. Но, как показывает практика, оно было залогом всех громких и неожиданных побед японского флота.

В отличие от нас, где секретность концентрируется только на том, куда ушли выделенные средства.
В русской традиции присутствует уважение к тем, кто мало говорит и действует.

В то же время утаивание названия строящихся кораблей – это явно не то, на что следует обращать первоочередное внимание. У нас – свои красивые традиции и церемонии, связанные с военной техникой.

Единственное, что здесь действительно можно перенять у японцев, так это то, чтобы между закладкой киля и вступлением корабля в строй проходило как можно меньше времен.

Вообще сейчас физические характеристики кораблей мало о чем говорят. Я имею в виду водоизмещение, размеры судна, скорость, у подводных лодок глубина погружения и скорость под водой.  Главное – какие системы вооружения стоят на этих кораблях. В качестве примера возьмем отечественную субмарину, которая вызвала повышенный интерес у американцев.

Что же из себя представляет подлодка, так встревожившая американских военных? К-186 «Омск» – многоцелевой атомный подводный крейсер – был заложен еще в далеком 1989 году на верфях «Севмаша» и уже через полгода пополнил список кораблей ВМФ СССР. Летом 1994 года «Омск» под командованием капитана 1-го ранга Александра Астапова совершил беспрецедентный 15-суточный переход из Баренцева моря к полуострову Камчатка, протяженность которого составила около 4000 морских миль. Значительная часть этого маршрута проходила подо льдом и на мелководье – крайне опасных с точки зрения навигации районах. К-186 и в дальнейшем проявлял себя с самой лучшей стороны. Так в 2013 году он одержал победу в соревнованиях между многоцелевыми атомными субмаринами по обнаружению и уничтожению торпедным оружием подводных лодок противника. В 2015 году в связи с возросшими требованиями к техническим и боевым характеристикам атомоходов, «Омск» направили на основательную модернизацию на Дальневосточный судоремонтный завод «Звезда». После окончания модернизации в 2019 году К-186 «Омск», выполнив ряд тестовых заданий в Японском море, был зачислен в состав Тихоокеанского флота России.

Тихоокеанский рубеж
Еще в 2013 году министр обороны России Сергей Шойгу, во время своего визита на Камчатку, заявил, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе нарастает международная напряженность, главным образом из-за действий НАТО, которая ускорила свою программу развертывания противоракетной обороны. В обстоятельствах возросших военных угроз, по словам Шойгу, Москва намерена укрепить на Дальнем Востоке ядерные силы морского базирования. В первую очередь речь шла об атомных подлодках, находящихся под Вилючинском. Эта база (в НАТО ее прозвали «Осиным гнездом»), отмечал министр обороны, является уникальным местом: она обеспечивает свободное развертывание подводных лодок в Тихоокеанской зоне и позволяет решать боевые задачи любой сложности и в любых условиях. Как заметил командующий Новороссийской военно-морской базы контр-адмирал Виктор Кочемазов, лучшие экипажи российских субмарин проходят службу именно в Вилючинске.

С точки зрения командования ВМФ РФ, АПЛ «Омск» является одной из наиболее боеспособных единиц отечественного подводного флота. После плановой модернизации, длившейся 4 года, крейсер получил новое вооружение. Теперь субмарина располагает новейшими противокорабельными ракетами «Оникс», «Циркон» и «Калибр», действие которых нацелено на противоборство с авианосными группировками противника в радиусе до 1000 км. Ракеты также могут вести стрельбу по наземным целям, дальностью до 2600 км. «Циркон» отличается своей маневренностью и скоростью (до 10 тыс. км/ч): перехватить такую боеголовку практически не представляется возможным. Она будет нести угрозу не только кораблям, но и командным центрам противника. Для «Оникса» характерны быстрая готовность к запуску, гибкие траектории полета и сложность ее перехвата. «Калибр-М», которая в данный момент проходит стадию доработки, отличается от двух предыдущих повышенной дальностью полета. В безъядерном оснащении ракета преодолевает расстояние до 4,5 тыс. км, в ядерном эти показатели заметно выше. Все перечисленные ракеты отличаются компактностью, взаимозаменяемостью и универсальностью. По некоторым оценкам, модернизированный «Омск» может вместить в каждую ячейку ракетного комплекса «Гранит» (был на «Омске» до модернизации) по 3 ракеты различного назначения. Учитывая, что таких ячеек 24, то полная боевая комплектация субмарины достигнет 72 единиц. Военные уверяют, что этого запаса хватит, чтобы выполнить боевую операцию любой сложности, при этом ее длительность заметно сократится. Не исключено размещение на подлодке и большего количества крылатых ракет.

Возможная сфера применения подлодок такого класса – локальные конфликты, вероятность возникновения которых с каждым годом возрастает. Российские АПЛ, располагаясь на достаточном удалении от целей, смогут добиваться гораздо лучших результатов, чем субмарины противника такого же класса. По мнению военных экспертов, даже один «Омск», находясь на безопасном расстоянии, способен уничтожить усиленную авианосную ударную группу. К-186 «Омск» – это лишь первая ласточка. За ней на глубокую модернизацию будут направлены АПЛ «Иркутск», «Челябинск» и «Тверь». Первые две уже переведены на судоремонтный завод и, по некоторым данным, работы по их переоснащению в самом разгаре. После выхода всех субмарин на боевое дежурство российский флот получит весомое усиление. Ведь более двух сотен высокоточных высокоманевренных крылатых ракет большого радиуса действия смогут стать серьезным аргументом в геополитическом противостоянии ведущих морских держав.

Так что считаю, наши дальневосточные рубежи в ближайшее время будут надежно защищены, особенно с учетом того, что Китай является нашим геополитическим союзником, хотя и без соответствующего договора. А Япония имеет свои проблемы,  хотя и старается их решать.  Но не думаю, что когда-то повториться русско-японская война 1905 года, начавшаяся по причине недооценки царским правительством возможностей Японии, что привело к поражению русского флота в Цусимском проливе.


Рецензии