Чайковский на похоронах Ленина

Не так уж и давно, в 2012 году, по экранам прошёл американский фильм «Клятва», про любовь и тому подобное. И если вы будете искать фильм с таким названием, то браузер всегда будет предлагать вам именно этот фильм. Но много раньше был другой фильм с таким же названием, и чтобы выйти на него, надо искать «Клятва 1946». Это фильм про события 1924 года - смерть Ленина и клятва Сталина, которую он давал перед гробом и перед всем народом, клятва продолжать дело Ленина, дело Партии Большевиков. Главным действующим лицом фильма является сам Сталин (артист Геловани), и нет никакого сомнения, что фильм создавался по заказу и под надзором самого Сталина. Я не буду пытаться объяснять, зачем Сталину понадобился фильм о событиях 1924 года сразу же после окончания войны; о Сталине после его кончины написано очень много. Здесь речь пойдёт о другом.

Для фильма была нужна музыка, траурная музыка высокого накала. Сам Сталин в музыке разбирался не очень, и он поручил это дело композитору Баланчивадзе, думаю, не вполне надеясь, что тот напишет её сам, но, как профессионал, сумеет подобрать что-либо подходящее. И композитор подобрал, и Сталину его выбор понравился. Это была последняя часть последней, 6-й симфонии Чайковского. Я впервые услышала эту музыку именно в кинозале, я не знала, что это, кто автор, но была потрясена, это было всё, что тогда осталось в моей памяти от этого фильма. Было ощущение вселенской скорби. Это подтвердили мне потом рассказы моих предков.

Прочитайте короткие воспоминания Юрия Давыдова, племянника Пётра Ильича, о последних днях Чайковского и о его музыке, понравившейся Сталину для такого ответственного сюжета:
http://www.tchaikov.ru/memuar214.html


Рецензии