Было бы сказано, а забыть сумеем

— Дети, урок подходит к концу. Возьмите ручки и запишите домашнее задание, —поставленным голосом вещала  МариВанна, учительница его 2-го Б класса.
— Пословицы и поговорки.
— Кто напишет больше всех, и без единой ошибки, тому причитается золотая звёздочка.Такую звёздочку из золотистой фольги учительница клеила в верхней части титульного листа тетради за отлично выполненные задания.

Миша старался, как никогда.
Взял тренировочную тетрадку черновик и пошёл производить опрос. Интернета в то время ещё не было.
Начал со своей бабушки.
Затем посетил соседку с третьего этажа,  полную тётю Марину.
Во дворе встретил студента филологического факультета Серёжу и  даже заглянул на первый, к когда-то отбывающему срок на зоне, но совсем не злобному дяде Коле, с тощей грудью и наколками на плечах.
Как ни странно, дядя Коля знал таких поговорок больше, чем все остальные.
— Пиши, - облокотившись локтем, на стол с замызганной клеёнкой, склонивши голову с  многозначительным взглядом постигшего мудрость жизни человека, начал...
— "Не был- будешь, был не забудешь.".
— Помедленней, я не успеваю, тонким голоском пищал Миша.
— Записал?,
— Значит так, пиши дальше,—
"Твои кенты в овраге доедают лошадь"
— Почему они ее доедают?, недоумевая спросил Миша. 
— Да шакалье, потому что., прищурившись  и сплюнув, ответил бывший зэк  Коля.
— Пиши, не отвлекайся
— Баба с возу- кобыле легче, - записал?
— А ошибки проверишь?
— Не, ошибки не по моей части. Это ты к мамке с ошибками обращайся.

Обрадовавшись такому большому количеству поговорок, Мишка взлетел в верх по лестнице.
— Смотри сколько?
Мама начала читать. Её глаза почему-то округлились. Она  взяла ручку и начала зачёркивать предложения.
Правда, бабушкину она забраковала тоже, даже запятые не пришлось расставлять.
"Если бы, да кабы во рту выросли грибы, тогда бы был не рот, а целый огород» .Он записал эту поговорку сам, без под диктовки- знал её наизусть.
Из уст бабушки он  слышал эту поговорку день -через день.
Бабушка была рационалисткой, а Миша  рос мечтательным и любознательным мальчиком.

Поговорка студента Серёжи -"Было бы сказано, а забыть успеем!",
с его  пометкой- сноской "Архипелаг Гулаг"-Солженицын, ей показалась слишком заумной, и она, тоже была вычеркнута из списка.

Толстая тётя Марина, жена дяди Пети, предложила тоже свой вариант, не вошедший в его чистовой, была вычеркнута твёрдой рукой матери из чернового варианта -"Любовь зла, полюбишь и козла."

Но, ему так нужна была эта золотая, с острыми кончиками звёздочка.
Он с такой завистью, искоса  поглядывал на угол тетрадки соседки по парте отличницы Алки. Она специально подсовывала тетрадь ему, показывая своё превосходство.
Мама знала не так много пословиц, позвонила своей подруге, библиотекарю Кате и попросила ее продиктовать фразы из известной книжки " Пословицы и поговорки".
Через день, после проверки он получил заветную тетрадь со звёздочкой.
А ещё ,учительница спросила его за Солженицина, эту фразу он всё-таки решил написать- Сергей, для него, был самым авторитетным из опрашиваемых соседей.

Быть может ему понравилась эта игра. A может быть сыграла роль та самая золотистая звездочка почёта и славы, доставшаяся ему тогда и закрепившаяся в сознании, но.. Ему понравилось заниматься таким своеобразным собирательством.
В старших классах он стал записывать цитаты из книг.
Пролистывая их, он выискивал лакомые места, с патетическим или философским подтекстом. Записывал их в блокнот, а позже, когда появился компьютер, сидел в социальных сетях и постил, постил , каждый раз получая награды в форме лайков под  "своими" публикациями.
Память у него была хорошая, поэтому в скором времени его речь практически состояла из заумных фраз, и изречений, которые по большей части выглядели нелепо -смешно, да  и не уместно.
Сверстникам он казался занудным, вычурно- монотонным дрыщом.
Его попытки быть оригинальным, получая в замен внимание в форме  восторга, стали выглядеть жалкими потугами. Хотя, в самом начале,  он мог сокрушить нападающего на него подростка одной заученной фразой  формулы Римского права   
"Ab ab;su ad usum non valet consequentia", что в переводе означает -
"Злоупотребление при пользовании не довод против самого пользования."

Он замкнулся, перестал общаться со сверстниками.
Чужие слова, постепенно вытеснили его собственные, липли как осы, залетая в форточку к банке с малиновым вареньем.
Приходили по ночам, на крыльях ночной бабочки, бьющейся о стекло ночной лампы, его уже бессонных ночей.

Он всё больше и больше зависал в сети. Комментировал своими коронными, теперь всегда подобранными по смыслу и теме фразами чужие посты. И  публиковал свои, с чужими афоризмами известных личностей или публичных деятелей. Поступать в ВУЗ, уже не было желания, игра затянула его, загнав в тупик.
Это подвешенное состояние пугало уже его самого.
Страшило своей навязчивостью, грозясь  перейти в биполярку, но остановится он был не в силах..

Как-то вечером, в очередное пребывание в поисках он увидел  блестящий афоризм приписываемый Эйнштейну:
"Безумие - это делать одно и то же снова и снова, но каждый раз ждать другого результата", того самого Эйнштейна с его самой известной
 "E = mc ;", закон взаимосвязи массы и энергии.
Забил в гугле.. И увидел эту же фразу о "безумии", значащуюся  в брошюре Анонимных наркозависимых" 1981 года - через 26 лет после смерти Эйнштейна. В ней не было и намёка на великого учёного. Не нашёл он также и свидетельств, что он когда-то  великий учёный произносил её, вообще.
Потом, забил в поисковике одну из любимых его фраз- фразу Марка Твена,-"Прости за длинное письмо - у меня не было времени на короткое".
Оказалось, что оно принадлежит менее известному французскому мыслителю Блезу Паскалю, фраза из его письма другу-коллеге, датированная ещё 1657 годом.

В голове его что-то щёлкнуло, как будто включился переключатель, он был врожденным перфекционистом,
вырисовалось осознание, что путь к славе со звёздочками- лайками не строится на славе других, хотя она является мощным культурным магнитом, а большую часть знаний нужно получать не копируя мысли и чувства других, а путём проб и ошибок.

Через некоторое время он уехал на Север, ходил в плаванье в начале подсобным рабочим, затем помощником механика большого сухогруза по Баренцеву морю.
Там же и начал писать свои первые заметки, а позже и статьи, работая внештатным журналистом в какой-то газете в Североморске, спустя время, штатным  в Мурманске.
Говорят, вернувшись в Питер, он закончил литературный институт, издаётся и довольно известен...


Рецензии