Работа в России - гл. 1-4

                Глава 1"Работа в России".

  Белая, ослепительно белая палата. И голоса… Кажется наверху. Но ты не в раю – а в отдельном боксе психиатрической больницы на две персоны.  Мой сосед уже обжился, ходит в тапочках по палате, попивает газировку, и смотрит в зарешеченные окна отделения напротив. Сколько я пробыл в состоянии алкогольной комы? Два дня… три…

 Что я помню? Мы работали по 16 часов в сутки на кислородной станции, сильно уставали, буквально валились с ног. Больницы из-за пандемии короновируса требовали кислород в неимоверных количествах. И частник на которого я работал не отказывал, а нам было деваться некуда. Всё это было похоже на сумашествие.
 
   На работу принимали людей, но нагрузки это не снимало. Один паренек решил проставиться за день рождение, принес самогон. Стоило лишь выпить, а дальше я не помню, что со мной произошло. Медсестра, которая принимала меня в отделение, говорила, что я был весь мокрый...

 И меня, конечно, уволили.

     В 2020 меня дважды уволили, оба раза в декабре.
 
   Моя трудовая книжка с гербом СССР вся исписанная вдоль и поперек, и там, где должны быть сведения о награждениях, синеет последняя запись: «Трудовой договор расторгнут в связи с однократным грубым нарушением работником трудовых обязанностей – появление на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, подпункт «б» пункта 6 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации».
 
   Что значит "уволен" – это значит в жизни всё стало с ног на голову. Ты не знаешь, куда тебе идти. Это было похоже на то, как в России отменили крепостное право. Ты не раб – но ты не знаешь, что делать со своей свободой. Продавать её за копейки, искать в себе таланты, идти на большую дорогу может... Это странное ощущение испытывал, наверное, каждый.

    На меня напала тоска. Не помогали ни любовь к жене, ни телевизор. Мне хотелось вновь работать,ведь у меня так много профессий... Правда везде я был мягко говоря низко и мало квалифицированным - не специалистом.

  И я разместил резюме на портале «Работа в России» (можете почитать – trudvsem.ru). И откликнулся на вакансию слесаря-сантехника такими словами: «мог бы работать по вашей специальности».Я стал как таджик на дикой московской бирже:"Кирпич класть можешь, штукатурить, обои клеить?" - спрашивают его. "Всё могу,дорогой, ты только покажи как!"- отвечал таджик.

  Но мне увереренность придавало то, что я девять лет отработал на «Рузхиммаше» слесарем по сборке металлоконструкций. Но это было так давно,и в основном я выполнял грубую работу:махал кувалдой, зачищал металл бормашиной, гайки редко крутил.

 
  Утром, часов в восемь, меня разбудил телефонный звонок.

- Здравствуйте. ООО «Жалкий быт». Пойдете к нам работать? Правда, зарплата у нас ни как вы написали «от 60 тысяч», а 20-23 тысяч рублей – но по саранским меркам очень даже ничего.
Да, зарплата у нас делится по меркам: по саранским,московским, по меркам...

- Здрасьте, - сказал я спросонья, - но у меня статья за пьянку, если это вас не смущает, то…

- Ой, а где? Здесь не написано… Ну и пусть, главное, чтоб вы работали. Приходите где-нибудь к часу, когда все соберутся. Вскоре я понял, что в сантехнике совсем другие трубы… Которые и на самом деле бывает и горят, и лопаются не только с похмелья, но и от кипятка.


  Что же делать? Я - добытчик, я муж и отец. Я должен работать.

 Моя жена мирно спала. Она не могла найти себе работу уже двадцать лет. С той поры, как родила сына и уволилась с работы уборщицы производственных помещений ТРЗ. Знаменитый тепловозоремонтный завод распилили на металлолом не в 90-е, а совсем недавно.

 С биржи труда супругу посылали в детские сады и интернаты, но она не хотела за маленькую зарплату «вылизывать» горшки. Переобучилась от биржи на шикарную специальность «дизайнер интерьеров».

  Ну и кому, скажите, нужен дизайнер интерьеров в Саранске? Да никому. Фикция одна. Это в Москве, да по телевизору звучит красиво и притягательно. Хобби для богатых.

 Новоиспеченных дизайнеров взяли в мебельный магазин рисовать шкафы, пообещав кого-нибудь оставить, - работа без зарплаты, на испытательный срок. Как работать без зарплаты? Бороться за место под солнцем!

  В общем, просквозило жену у форточки, и она заболела. А больные никому не нужны.

  Устраивалась суженная и в фотомастерскую. Но и там её «попросили». Нашли своего человека.
 
 Сейчас я заметил одну особенность, что чем дольше человек сидит без работы, тем больше растет его страх потерять комфортное состояние, уйти от домашнего очага.

   Вот так и живем. Семью приходится тянуть мне одному. Жена между тем родила дочь. Сейчас дочери – 13, сыну – 20, жене – 45, и мне – 43, и всем хочется кушать. А работа в России похожа на азартную игру.

  Я был рад любой возможности заработать, пусть даже в сфере ЖКХ, где всё ох как непросто.

                Глава 2. "ООО Жалкий быт".

  ООО «Жалкий быт» располагался за кукольным театром «Крошка», напротив Ленинского РОВД, куда меня так часто забирали пьяного. Но сейчас я зарёкся пить-бухать.
 
  Я позвонил в домофон старого длиннющего дома с вывеской ООО «Жалкий быт». Само название «ООО» говорило, что здесь пахнет коммерцией. Это вам не ЖЭК там какой-нибудь.
 Хозяевами в конторе были два человека – директор Борис Николаевич – бурят или чукча по национальности судя по разрезу глаз и то, что он плохо разговаривал по-русски; и Татьяна Михайловна – главный инженер, которая, собственно, и руководила рабочим процессом.


 Внутри дома был очень просторный коридор. Я зашёл в синюю дверь без всякой надписи.
 
  Женщина средних лет с каштановыми волосами и напряженными глазами, как бы выпученными и замершими в одном измерении нашего такого удивительного и многогранного мира, сидела за столом.

- Я вам звонил.

- А, пойдемте.

  Мы зашли в инженерный отдел. Там сидела у окна блондинка с широким лицом.Она сидела на телефоне и принимала заявки,работала диспетчером. Своим скрябующим голосом, подавленным и тихим, и всем безропотным видом она напоминала женщину, которую каждый день мордуют.

- Это новый слесарь. Позвони Алексей Иванычу, – определила меня кадровичка.

- Ой, у них авария на Комарова. Может он сам подойдет, я сейчас позвоню.

  ООО «Жалкий быт» не был привязан к одному району города, а обслуживал по нескольку домов в каждом районе Саранска, с которым был заключен договор на обслуживание. Я отправился на улицу Комарова, позвонил по мобильному Алексей Иванычу, сантехнику с многолетним опытом, имеющим высшее образование и квалификацию инженера.

                Глава 3"Алексей Иваныч" 

  Алексей Иваныч вылез из подвала, у него было очень утомленное изможденное лицо. Одет он был в серую спецодежду, горло защищал вязанный свитер, на голове финская теплая шапка с помпоном.

   «Когда-то мог себе позволить…» - говорит Иваныч про свою финскую шапочку скрипучим медленным проржавленным голосом, как будто он давно-давно устал от жизни.

  «Когда-то» - это тогда, когда он, Алексей Иваныч, был большим начальником, но в другой организации. Но не захотел участвовать в каких-то махинациях и был отстранен. В этой конторе он числился на двух должностях – слесарь-сантехник и инженер-теплотехник.

  Иваныч остался единственным специалистом, когда трое слесарей-сантехников разом уволились, поскандалив с директором из-за ночных дежурств.
 
  Почему остался Алексей Иваныч? Трудный вопрос. Но точно не из-за зарплаты в 25-30 тысяч рублей работал он без выходных полгода. Возможно, он считал свою работу долгом перед жильцами.Это,конечно, невероятно... Но ведь живы люди с совестью, на них и держится Россия. А не будет их, не будет и нашей родины. Вернее всего она потеряет свой "имунитет" без честных людей.

  Разве мог Иваныч бросить людей, к которым входил в дом шесть лет? А для вышестоящих, для кого это был просто бизнес, Алёша был больше всего похож на осла, возомнившего себя «Ламборджини», и послушно везущего тяжелый груз. Простите меня за такое сравнение.

 Алексей приглашает меня зайти в подвал. Мы входим в элеватор. «Элеватор» - имеет много значений.

  Элеватор отопления – это сердце дома. С элеваторного узла отопления расходится по трубам тепло и горячая вода в каждую квартиру. Но что-то пошло не так, нет тепла – и задача Иваныча найти причину и устранить её.

  Алексей Иваныч, двое недавно принятых слесарей-сантехников (я буду в этой компании четвертый), женщина-энергетик поднимаемся из подвала.

  С балкона раздается раздраженный старушечий голос: «Вы тепло нам дадите?»

- Дадим-дадим…

- Когда?

- Сегодня дадим. Не всё от нас зависит.

- Да от кого же ещё?

- Это сложный вопрос, я позже вам всё объясню.

  Что от кого зависит в системе ЖКХ, который с недавнего времени (когда ввели капремонт) стал неплохим бизнесом для очередных ООО – вопрос тяжелый.

  В старых домах большой износ труб, а в новых экономят на материалах. Механизм "капремонта" устроен так, что по закону за него должен платить только собственник жилого помещения, но за что он платит? Неизвестно. Механизм не учитывает интересы жильцов, а способствует различным махинациям. Ведь можно сделать на копейку. а отчитаться как за рубль. Каждым домом надо заниматься индивидуально,а у нас домам, которые пора сносить делают капремонт, а затем через год другой все равно же надо будет сносить, жильё останется аварийным, какую бы крышу ты ему не делал... 

 У Алексей Иваныча запавшие глаза, серый вид лица сливается в одно с такого же цвета спецовкой. Он смотрит куда-то вдаль, и видит перспективу: он в кабинете при «гавриле». Но для этого нужно подготовить смену. Именно на этот крючок его всегда и ловят: нужно подождать, придут люди.

- На элеватор внимания не обращай – здесь я сам. Краны менял? – подошел Иваныч к главной теме нашего разговора, моей профпригодности.

- Запорные вентиля менял, - вспомнил я вентиль на кислородной рампе.

- Не надо громких слов – будем называть краны.
 
 У Иваныча не было одной фаланги на указательном пальце правой руки. Он курил электронные сигареты, и мечтал бросить курить. Не пил. И вообще – был очень странный, разочарованный жизнью человек,специалист с незаслуженно маленькой зарплатой.

- Тут дежурства, - предупредил меня тезка, - звонят тебе ночь-полночь – едешь на заявку. Я уже полгода дежурю.

 Я ему верил. Весь его вид говорил, что человек пропадает на работе.

- Без меня – жильцы эту контору давно бы на вилы подняли! – пошел в разнос Алексей Иваныч, но вовремя осекся.– Ну, всё, иди с парнями, учись.

                Глава4"Витек и Андрюшка"

       Парней было, как я уже говорил, двое.

 Первый – Витек – работал с начала осени. Витек был очень наглый и развязанный тип, ни во что ни ставил бабушек-домкомш, и частенько скандалил с ними по пустякам. Умел находить общий язык с женщинами бальзаковского возраста и нужными ему людьми. Но его подводила излишняя самоуверенность.
 
 Это был полный, чуть ожиревший человек с круглым животом, круглым лицом с двумя подбородками, с дурными привычками валяться на диване, играть в телефон и курить в помещении, из-за чего постоянно скандалил с Зейтуной-домкомшей. Ко всему прочему Витя так матерился, - «ебу бабу-ягу», что многие бабушки принимали это на свой счет.

  Алексей Иваныч занимался им конкретно и поднатаскал в слесарном деле.  Михайловна,главный инженер, прощала Витьку все его шалости за его льстивость и грубый мужской юмор. В самой Татьяне и её повадках было что-то мягкое и обманчивое. Мягкий голос, кажущаяся женская слабость, хитрость, обворожительные манеры и власть. Женщины за сорок, имеющие власть, страдают от нехватки... любви что ли... В настоящем понимании этого слова, а не этой американской пошлятины. Витенька выполнял все поручения Татьяны. Она же со своей стороны покрывала все его шабашки и косяки. Так сказать, взяла его под своё крыло.

 До того, как устроится на должность слесаря-сантехника, Виктор работал в охране, на стройке, разъезжал по вахтам.

  Каким-то образом он задолжал микрофинансовым организациям, и никак не мог расплатиться, выплачивая проценты по кредиту.

  Но этот человек так располагал к себе, вызывал доверие, расположение откровенностью своей что ли.

  Его жесткий пошлый юмор с эротическим раскрасом и уверенный голос создавали образ авторитетного слесаря-сантехника. А уверенность в самом себе – это уже полдела.

   Витя, конечно, кое-что умел и меня научил, и постоянно звонил Иванычу и советовался с ним не только потому что не мог или не знал, что делать, но ещё и потому, что в случае чего можно было скинуть «косяк» на старшего товарища. Сам он обозначил его в телефоне как «Алёша». Его пренебрежение убивало Алексея Иваныча: «Ну если ты такой умный, то зачем ты мне звонишь?»




    Второй парень – Андрей – устроился месяц назад. Муж кадровички. Стройный, подтянутый, невысокого роста, юркий и очень смышлёный парень. Исключительно честен и аккуратен. С необыкновенным чувством юмора.

 Работал на стройке, имел официальную зарплату и по договоренности шабашил. Но его руководитель почему-то решил в последний момент "кинуть" и не заплатил ему – так Андрей оказался в «Жалком быте».
 
    Про хорошего человека в общем-то и сказать нечего… Специалист по спайке полипропиленовых труб с двумя высшими образованиями. Везде он хотел навести порядок, чтоб всё было по полочкам, чистенько, аккуратненько.

 Под Новый год Андрей буквально вылизал бытовку, помыл полы – потому что не мог жить «как свиньи». Я думаю, за такими людьми будущее России.

  С Иванычем, Витьком и Андрюхой мне и предстояло работать. Я был четвертый в этой компании. И мне предстояло ещё много чему научиться,понять, осмыслить.
 



 


Рецензии