Украинский национализм

Обычно украинский национализм связывают с выпестовыванием оного поляками, австрияками в годы владения западной и средней Украиной ими. Мы сами писали о роли униатства, которое не будучи ни православием, ни католицизмом, неизбежно в силу своей "уникальности" оказывалось этнической идеологией, так что и не вполне христианством, так как суть христианства как раз в этатизме (язычество  оно по самому названию этнично, а христианство надэтнично, то есть державно).
Но таковой квазикатолический, западенский национализм был свойственен западным украинцам (галичанам) , но национализм поразил и прочую Украину. Конечно, это пропаганда, информационное воздействие. Но есть ещё одна причина украинского национализма. В начале 17 века в к власти над Россией пришла династия  с откровенно прозападнической идеологией.  Уже в 17 веке эта династия установила крепостное право, провела религиозную реформу (установила своеобразное латентное униатство, так что власть церкви стала принципиальное более деспотичной).
При Петре прозападенические аппетиты  монархии обнажились до карикатурных размеров. И уже в 18 веке, когда возникла Академия Наук, власть стала наводить порядок в сфере идеологии, истории etc, были созданы лидерами Академии (немецкими учеными) концепции Киевской Руси, татаро-монгольского ига, Золотой Орды, призвания варягов из Скандинавии.  Концепция Киевской Руси гласила, что русский великие князья были великими киевскими князьями. Конечно же, даже на основе данных летописей, широко представленных в школьной и вузовской программах по истории Киев захватывается "новгородцами", становится южным бастионом Руси, но уже вскоре летописи указывают, что великие князья  базируются в Суздале, Владимире, Ярославле, и наконец, они перемещаются в Москву.  Рюрики правящие древней Русью приглашаются в новгородскую (северную) Русь. Версия, что "Киев мать городов русских" либо относится исключительно к русским городам Речи Посполитой, либо вовсе была изобретена  Романовыми.  Для Романовых, которые воссоединились с Украиной, концепция, что Киев был "русской матерью" , была необходима для гладкого вхождения Украины в состав русского государства. Отметим, что реформы Никона (являющиеся по сути украинизацией русской церкви) и воссоединение с Украиной были практически синхронны.   
В советское время концепция Киевской Руси сохранялась в полной мере, так как и мало кто в ней сомневался, а кроме того она по мнению советских идеологов способствовала дружбе  "братских народов".  Но украинский национализм уже тлел и в 19 веке, и в 1917, и в 1918 гг., и после гражданской войны, и после Великий отечественной.
А наследником Скоропадского, Петлюры, Махно, Бандеры оказались лидеры Украины в 1991 г. Они хотели бы могут строить государство, не знают как. Поначалу  расхищали между собой советское наследие, когда же с ним начались проблемы (заканчивалось) , а у северного соседа проблемы начали решаться, хлопцы засуетились, зашевелились.  Если по-простому, на Украине стали происходить кризисы . А как делают "капиталисты" , когда грянет кризис? Они увольняют максимальное количество сотрудников, чтобы сэкономить на заработной плате.  Так что авантюра на Донбассе им отчасти нужна была, чтобы избавиться от излишнего количества безработных. В 2020-21 гг. лишних безработных прибирает пандемия. И война и кризис для украинских "государственников" как мать родна.  Если у итальянцев были (и есть) Венеция, Флоренция,  Милан, Генуя, а у немцев был Бисмарк, Гёте, Бетховен, Бах, Дюрер, Кант, Гегель. То у украинских госстроителей было то, о чем мы сказали. Вишенкой на торте украинской мечты  было концепция "Киевской Руси".
Нам в России очень не нравятся болезненные явления братского народа,  но концепцию Киевской Руси мы продолжаем поддерживать, хотя требуется как раз обратное. 
Могут по ходу возразить, что и в народных былинах писалось, пелось  о Киеве, где с князем Владимиром пировали Муромец, Алеша, Добрыня. Но ещё в школьные годы я с трудом понимал как Илья из под Мурома (село Карачарово) зачем-то ехал-ехал до Киева (далековато). Былины народный (скоморошеский) эпос. Авторы косвенно подсмеиваются над официозной концепцией Киевской Руси. Соловей- разбойник, надо сказать, вовсе никакой не разбойник, а аллегорическое   описание пороховой мортиры. Киев скорее всего Царь-град, возможно крымская Каффа, а возможно и вовсе Москва. Хотя наиболее вероятно, что это ирония сказателя над  возникшей  концепцией столичности Киева. Делалось это отчасти потому, что большая часть романовской элиты была украинской, а отчасти, чтобы укрепить идеологически воссоединение с Украиной.


Рецензии