Чайоню - революции быть

Время после 12000 лет назад отмечается появлением ряда поселений в юго-восточной Турции. Как правило, поселения расположены в предгорьях Тавра. Только в последние десятилетия открыты: Гёбекле-Тепе, Халлан-Чеми, Джерф-эль-Ахмар, Невалы-Чори, Чайоню и другие. Все эти поселения предшествовали названному Бернхардом Брозиусом социальному взрыву, который организовал общественное развитие на совершенно других принципах. Старый порядок вещей ушёл в небытие, как и поселения существовавшие тогда.
Среди этих поселений предшествовавших социальному взрыву был и Чайоню.
Чайоню (Чайоню-Тепеси) — неолитическое поселение в юго-восточной Турции, 7250 - 6600 лет до н. э. Расположено в предгорьях Восточного Тавра, в верховьях Тигра, районе Эргани ила (провинции) Диярбакыр; находится в 40 км к северо-западу от центра ила — города Диярбакыр.
Чайоню, как и большинство поселений того времени неразрывно связано с храмовым комплексом Гёбекле-Тепе. Этот храмовый комплекс видимо являлся связующим звеном для всех поселений и символизировал собой былое могущество и единство их народа, остатки которого после таяния ледника оказались в предгорьях Тавра.
Самые первые раскопки в Чайоню были проведены ещё в 1964 – 1978 гг. американским археологом и антропологом Робертом Брейвудом, который сумел доказать что в период 10 – 6 тысяч лет до н.э. на юге Анатолии произошёл переход от охоты и собирательства к аграрному обществу. В 1985—1991 гг. раскопки были возобновлены.
Результатом раскопок явилось выделение пяти археологических слоёв и фаз развития отнесённых к докерамическому неолиту Б (ранненеолитическая культура Леванта докерамического периода, IX – VII тысячелетий до н.э.).
В ходе позднейших раскопок были выявлены также слои, относящиеся к докерамическому неолиту А и к керамическому неолиту.
Строения в поселении возводились из необожжённой глины и основательным каменным фундаментом. Вторая фаза отмечена появлением каменных домов с тем же фундаментом. Но на замену округлым формам постройки пришла прямоугольная. Пол покрыт ровным слоем известковой обмазки оранжево-жёлтого цвета. В одном из домов пол выложен мозаикой из цветных камешков.

Хозяйственная деятельность жителей поселения чётко прослеживается в первых двух слоях. Тип хозяйства можно определить как охотничье-земледельческий. Здесь возделывали пшеницу – однозернянку и двузернянку, в отличие от Невалы-Чори наблюдается почти полное отсутствие ячменя. Среди одомашненных злаков найдены и бобовые (горох, бобы, чечевица). Охота велась на представителей местной фауны – кабанов, зубров и оленей. В поселении разводили собак, коз и овец. На последних фазах развития поселения разведение домашних животных значительно превосходит по остаткам костей охотничьи трофеи. Это означает, что скотоводство полностью вытеснило охоту из быта поселенцев.
Чайоню ещё уникально тем, что здесь возможно впервые была одомашнена свинья. Здесь также обнаружены ископаемые остатки одомашненной коровы лишь немного уступающие по древности, находкам поселения Джаде эль-Мугара в северной Сирии (10650 – 10250 лет назад). Молекулярно-генетический анализ этих находок привёл к выводу, что всё современное поголовье коров произошло от 80 туров приручённых в этих поселениях.
Это поселение также связано с началом появления металлических изделий. Если в Халлан-Чеми проводились только первые попытки освоения металлургических технологий, то в Чайоню уже сделаны металлические изделия из самородной меди путём ковки (радиоуглеродный анализ показал 7200+-200 и 6750+-250 лет до н.э.). Среди изделий (всего 113 находок) в основном бусины, пронизки, иглы и шилья, булавки, браслеты: это обусловлено тем, что обработка меди методом холодной ковки не позволяла изготавливать крупные предметы. В 6 км к северо-востоку расположен знаменитый и огромный медный рудник Эргани Маден; однако, как прояснили специальные изыскания, медь и медная руда Чайоню оказалась связанна с богатейшими залежами самородной меди в районе Армянского нагорья в 100 км от поселения.
Среди находок есть также изделия из малахита, обработанные и просверлённые украшения, близкие поселению Ашикли-Хююк.
Глиняная посуда, как и в других поселениях этой местности, отсутствует, но имеются глиняные фигурки животных, которые видимо, связаны каких-то образом с комплексом Невалы-Чори и тем более Гёбекле-Тепе. Орудия труда в поселении кремнёвые, из них 10% составляют серпы со следами жатвы.

Существует версия, что Чайоню являлось местом совершения человеческих жертвоприношений. Такое предположение делается из наличия в ритуальном комплексе помещения, в котором штабелями уложено 70 черепов и частей костяка более 400 человек. Причём анализ на гемоглобин подтвердил, что здесь совершались человеческие жертвоприношения. Около 7200 года до нашей эры этот храм был сожжён и разрушен.
Уничтожение храма в Чайоню синхронно по времени с запустением и ликвидацией храмовых комплексов в Невалы-Чори и Гёбекле-Тепе. И опять закономерно поставить вопрос: почему это произошло?
9700 – 9600 лет назад уровень мирового океана достиг своей наивысшей точки, затем началось медленное, но заметное отступление мировых вод. Эпоха, связанная с длительным периодом наступления воды окончилась. Однако весь период наступления мировых вод уже сформировал духовную жизнь человека, связанную неразрывно с бедствиями и потерями. Человек сформировал мировоззрение и создал культы, в которых призывал и умолял силы природы о своём спасении. Вполне возможно, что именно боязнь наступления воды, которая уносила несчётное количество жизней и породила культ принесения жертвы. Раз природа забирала жизни множества людей, то может лучше самим отдать ей кого-то и тем самым спасти большинство. Можно только предполагать, что послужило основой появления человеческих жертвоприношений, но то, что они связаны именно с наступлением воды, кажется вполне логичным. И разрушение ненавистного храма в период начала отступления воды подтверждает такой вывод.
 
Около 7200 года до нашей эры в Чайоню произошли и другие удивительные вещи: кроме храме уничтоженного храма, такая же судьба постигла наиболее богатых три дома. Видимо связанных с жреческой и военной верхушкой поселения, более бедные дома не пострадали, а значит уничтожение было направленным и не представляло из себя набега врагов. На месте разрушенных строений и трущоб бедных домов быстро выросли новые однотипные постройки без следов социального неравенства. Произошёл, по словам турецкого археолога Мехмета Оздогана, социальный переворот.
Причём это социальный переворот затронул все поселения на этой территории и эпицентром был Чайоню.
На месте разрушенного общества появилось новое совершенно другими социальными установками.
После разрушения храма в Чайоню появляются погребения под полом (как и Невалы-Чори и других поселених). Такой обряд позволяет проследить преемственность жилищ. И что интересно в большинстве случаев погребённые не являлись биологическими родственниками. Из этого можно заключить, что жильё распределялось обществом и скорее видимо от количества членов семьи. В противном случае тогда становится не понятным как можно выселить оставшихся членов семьи из жилья, не предоставив им нового. 
Погребения в этот период становятся однотипными с одинаковым набором погребальной утвари.
Начатая социальная общественная ломка в Чайоню получила своё завершение уже в Чатал-Гююке – обществе социального неолитического равенства. На смену культовым центрам и протогородским поселениям приходят города, место сосредоточения не только большого количества людей, но и объединяющих в себе различные ремёсла и занятия поселенцев, имеющих свою управленческую структуру, связанную как с распределением, так и защитой живущих в пределах поселения.
«Вера в предков заставила охотников и собирателей приостановиться, а остановившись, «прописавшись» на новой родине, более рационально использовать её ресурсы, поэтому понадобились иные покровители… Вообще-то, это обычная практика ротации богов, святых, растянутая во времени».

Все фото и картинки из архива Википедии и свободного доступа в интернете.

Список литературы
Чайоню! Паракульт, охотниче-земледельческая, преемственная
Чайоню Тепеси
Чайоню


Рецензии