Владимир Маяковский - о поэте и поэзии

Тема о назначении поэта и поэзии – традиционная, сквозная тема в европейской литературе. Монолог поэта о себе самом встречается еще у античных авторов. Особое значение эта тема приобретает в русской литературе XIX века. Именно тогда начинается спор между приверженцами «чистого искусства» (А.А.Фет, Ф.И.Тютчев) и сторонниками социальной направленности творчества поэта (Н.А.Некрасов). Среди поэтов «Серебряного века» также не было идеологического единства, во многом благодаря историческим событиям того времени. Символизм, акмеизм, футуризм – основные направления русской литературы тех лет, каждое из которых предлагало свое понимание смысла поэтического творчества. Но были в России поэты, творческую программу которых невозможно свести к теории и практике различных школ и течений. Один из них – Владимир Маяковский. Как всякий большой поэт, он выше школ и литературных направлений, хотя связь его с футуристами и ЛЕФом тоже нельзя недооценивать. Каким же представляет себе поэта Маяковский? Что должно лежать в основе его творчества?

Ответы на эти вопросы можно найти во многих стихотворениях поэта: «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче», поэма «Хорошо» и другие. Но итоговым произведением Маяковского, его поэтическим завещанием, наиболее полно раскрывающим эту тему, по праву считается «Первое вступление в поэму», озаглавленное автором «Во весь голос». Хотя поэт охаратеризовал свои стихи лишь как вступление в поэму, которую он так и не написал, «Во весь голос» воспринимается как завершенное и самостоятельное произведение – так много в нем поэтической страсти и глубоких раздумий о жизни, эпохе, о сущности и назначении поэзии, о месте поэта в революционной борьбе. «Во весь голос» писалось не для современников, а для потомков, которым Маяковский посвятил свое творчество: «Для вас, //которые // здоровы и ловки, //поэт //вылизывал // чахоткины плевки //шершавым языком плаката». В этом произведении Маяковский подводит итоги своего творчества, задаваясь вопросом, что сделает его поэзию бессмертной. И он доказывает, что только связь с народом, классовость, партийность творчества – путь в бессмертие. Но нужна ли вечность Маяковскому?

Ведь он не только «народа водитель», но и «народный слуга»! Поэтому ради будущих поколений, ради дела революции, поэт готов отказаться от личной славы («Мне наплевать //на бронзы многопудье, // мне наплевать // на мраморную слизь»), отдав пролетариату все свои стихи и самого себя. В конце поэмы «Во весь голос» Маяковский подчеркивает свое единство с народом: лирическое «Я» поэта заменяется эпическим «мы»: «... пускай нам //общим памятником будет // построенный // в боях // социализм».

Через все творчество поэта проходит стремление быть услышанным и понятым именно народом, от которого Маяковский себя не отделяет. Он такой же рабочий, как и другие: «Я, ассенизатор // и водовоз...» («Во весь голос»); «Я // по праву // требую пядь // в ряду // беднейших // рабочих и крестьян» («Разговор с фининспектором о поэзии»). Маяковский говорил, что настоящая поэзия всегда должна опережать жизнь. Поэтому он писал в последние годы мало, выбирая только самые актуальные для своего времени темы, обличая пороки обывателей и общества, наступив «на горло // собственной песне».

Маяковский мог бы писать и лирические стихи (достаточно вспомнить «Послушайте!», поэму «Про это» и другие), но не делал этого сознательно. Валентин Катаев в своих книгах-воспоминаниях «Алмазный мой венец» и «Трава забвения» много страниц посвятил Маяковскому, которого всегда считал своим учителем с большой буквы. Учителем строгим, безжалостным к халтуре и поденщине, но искренне радовавшимся за своих друзей, когда им удавались настоящие творческие находки. Маяковский в его воспоминаниях предстает удивительным человеком, отдающим всего себя без остатка делу преобразования мира своим уникальным даром слова. Маяковский – труженик литературы. Не зря он, используя новаторские метафоры, сравнивает поэзию с производством: «Поэзия - // таже добыча радия. // В грамм добыча, // в год труды». В литературе не должно быть халтуры, по мнению поэта. Тогда стихи и слова становятся оружием, какими они и должны быть.

Фразой «Но как // испепеляюще // слов этих жжение...» Маяковский продолжает традиции Пушкина: «Глаголом жги сердца людей» («Пророк», 1826). Схожесть с гражданской позицией великого поэта мы видим у Маяковского в стихотворении «Юбилейное». Размышляя о роли А.С. Пушкина в веках, поэт с неодобрением пишет о современном восприятии его творчества: «Я люблю вас, // но живого, // а не мумию». Маяковский не принимает официального отношения к поэту, как к памятнику, заслонившему живого человека, формулируя основную мысль произведения: «Ненавижу // всяческую мертвечину! // Обожаю // всяческую жизнь!»

В этом – весь Маяковский. Поэт задыхается в мертвой среде обывателей. Недаром через многие его стихи проходит мотив самоубийства. По мнению критика В. П. Полонского, «революция спасла Маяковского». С этим трудно не согласиться. Маяковский был современником величайших исторических событий, оказавших влияние на весь двадцатый век: Первая Мировая война и Октябрьская Революция, Гражданская война и военный коммунизм, НЭП и первая пятилетка...  Обладатель творческого предвидения, Маяковский увидел в революции возможность улучшить жизнь множества бесправных ранее людей, создать социальные лифты для населения и смести все барьеры-условности для творческих поисков. Ему, новатору, революция дала возможность получить широкую аудиторию слушателей и единомышленников, особенно среди новой, советской молодежи. Маяковский первым почувствовал, что культура перестает быть элитарной, становится массовым явлением, а поэт может теперь напрямую общаться со своими читателями, воспринимать их настроение и чаяния. Величайший социальный эксперимент, начатый Лениным в России, был реальной альтернативой буржуазно-мещанской жизни Запада, которая могла создать лучший мир. Не случайно, что Маяковский не раз говорит «моя революция». Ей, обещавшей всемерное преобразование жизни, поэт принес в жертву свой талант. Он до конца верил в высокие идеалы революции, выступал за активную гражданскую позицию художника, обличал мещанство,  обывательство. Маяковский торопился «сделать жизнь», скорее преодолеть недостатки текущего советского строя, быстрее прийти к светлому будущему и новому типу человека. Не  случайно, что все пьесы Маяковского так или иначе посвящены этому новому времени, человеку будущего, ради которого поэт жил и работал.  Но ситуация в жизни и литературе на рубеже 20-30-ых годов стремительно менялась. Поэт почувствовал, что он, на пике своих творческих сил, выпадает из жизни и повестки дня бюрократов от искусства, сменивших пламенных революционеров.  Мучительные сомнения в правильности избранного пути, личные неудачи всякого рода привели Маяковского к трагическому концу, многократно предсказанному им в стихах.

Владимир Маяковский, бесспорно, один из выдающихся поэтов своего времени. Лишь в конце 1935 года он был официально признан Сталиным, назвавшим Маяковского «лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи». Жаль, что это было осознано слишком поздно.


Рецензии
Где глаз людей обрывается куцый,
главой голодных орд,
в терновом венце революций
грядет шестнадцатый год.(с)В.М.

Люблю Маяковского

Маяковское Песня
http://proza.ru/2015/06/26/2070

Майя Воронова   17.08.2022 23:15     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Майя!
Прочитал Ваше произведение, понравилось.Верно подметили про стоп-кран: Маяковский не умел жить вполсилы.
С уважением,
Виктор

Виктор Суконников   17.08.2022 23:27   Заявить о нарушении
Благодарю
С уважением
Майя Воронова
:)

Майя Воронова   17.08.2022 23:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.