Прощай, шпана советская 5. Улан-Удэ

ПРОЩАЙ, ШПАНА СОВЕТСКАЯ
ЧАСТЬ 5. Улан-Удинские бурятские Чан Кайши и Чингачгук.

Молодежные банды в советской Бурятии появились аж в 50-х годах ХХ века.

Местные жители преклонного возраста хорошо помнят «шмидтовских», «балтахиновских», «домспецовских», «партизанских», «заудинских»… Кастеты, велосипедные цепи, финки, ремни с бляхами, наколки и постоянные драки на танцах.

"Апокалипсис" начался в 70-х годах. Центр Бурятии Улан-Удэ стал превращаться в крупный промышленный центр Советского Союза. Стали приезжать русские специалисты, которые считали бурятскую молодежь немного туповатой. «Налим», «бурят — штаны горят» - обидные прозвища, надолго закрепившиеся за раскосыми парнями. Такую несправедливость терпеть было никак нельзя!

Юные "налимы" стали объединяться в группировки. Богатая молодежь из дома партийной элиты "Аквариум" стала называть себя "чанкайшистами" или "чанками" в честь военного и политического деятеля Китая Чан Кайши.

Середняки взяли английское название - LST-63.

Но это было только начало... Бурятская молодежь по-прежнему оставалась в численном меньшинстве.

В начале 60-х за рекой Удой началось масштабное строительство пятиэтажек-хрущовок, куда переехали бурятские рабочие из сел и деревень, воспитанные на фильмах киностудии «ДЕФА» про индейцев. Так образовались новые банды: «хунхузы», «баргуты», «шошоны», «делавары», «гунны» и т.д., и т.п.

Все они собирались на местах сбора, которые называли «тайванями» и крошили друг другу морды, особенно не вылезая за мост, ведущий в центр.

Но общая вражда к "рюсский, мордой плюский" объединила их. Одни из них носили болоневые плащи и туфли из ЧССР, другие — телогрейки и тапочки, но тем не менее в 1968 году они вместе вышли на мост через Уду с кличем "Уги-няс!" и отвоевали себе историческое место обитания в центре города. Были созданы общие законы, по которым стали существовать местные молодежные банды. Они не рвали с прохожих шапки, не обижали старших, были корректны с девушками и все проблемы решали в драке, при этом оставаясь друзьями "налимами". Также не допускалось влияние "мазеров", вожаков из блатных.

Каждая банда делилась по возрасту: «младшаки, или шпана» (13-15 лет), «середняки» (школьники 16-17 лет и допризывная молодежь), «старшаки» (от 20 лет).

Но, как водится, мирного жития-бытия у них не сложилось. Очень скоро из "индейских" банд выплыла группировка "ГорТоп", которая вернулась к старым уголовным традициям. К ватникам снова добавились наколки, велосипедные цепи и желание отсидеть в тюрьме и получить почет. Это и есть прообраз современного движения "АУЕ". Национальный вопрос перестал быть главным при приеме в ту или иную группировку. В 70-х они уже враждовали между собой и палили друг в друга из обрезов.

"Чанки" к 80-м годам свое отдрались, выросли, получили образование, заняли должности. А вчерашние "индейцы", ставшие "Гортоповцами" отсидели, стали работягами, некоторые спились, а потом пришли 90-е... Но это совсем другая история.

Еще больше, еще интереснее в нашей группе ВК https://vk.com/ms.voron

Добро пожаловать!


Рецензии
Профессионально написано с хорошим знанием дела. Читается на одном дыхании. Это пособие для ментов? С уважением и симпатией

Нинон Пручкина   09.11.2021 20:54     Заявить о нарушении