Странности перевода о восхождении на Эльборус 1829

Странности перевода.
Легенды о восхождении на Эльборус в 1829 году.

Продолжая нашу тему о начале экспедиции генерала Емануеля в 1829 году на гору Эльборус, отметим одну особенность, связанную со встречей местных горцев карачаевцев и балкарцев и когда эта встреча состоялась.
В книге Ж. де  Бесса  опубликованной в  сборнике «Адыги, Балкарцы и Карачаевцы в известиях Европейских авторов XIII – XIX вв.», Книжное издательство «Эльбрус», Нальчик, 1974г., сс.329-352 году, мы находим те особенности, которые от нас скрывали придирчивые редакторы, приглаживали, в другом случае, постарались принизить статус карачаевской делегации встретившейся и сокрыть то место, где эта встреча произошла. То есть, переводя текст, как хотели, исказив истинный текст самого Бесса.
Вот пример из этого сборника с.330: «При приближении экспедиции жители соседних гор, встревоженные видом войск, направили депутацию, чтобы узнать о цели этих военных приготовлений. Первыми представились карачаевцы, сопровождаемые их муллой; их вскоре успокоила ласковая, дружественная и располагающая манера поведения генерал-аншефа. Эти депутаты более не покидали нас, ограничившись тем, что был отправлен назад мулла с поручением успокоить пославших их; они сопровождали нас до границ своей территории…»

2.Следует отметить, что в Нальчикском тексте, 1974 года, вообще нет упоминания о восхождении на Эльборус. Нет упоминания о приевшейся фразе «вольный кабардинец Киллар»», о нём вообще не упоминается у Бессе, ни «о вольной деревушке" около Нальчика.
Это говорить лишь в пользу того, что, если Цензоры-Редакторы не увидели упоминания о кабардинце Килларе, значит было, что утаить.   В самом предисловии к тексту Бессе  редактором  сборника  написано, что: «Бесс  находился в базовом лагере экспедиции во время подъёма на Эльбрус кабардинца Киляра, единственного  из участников  этого восхождения, достигшего 10 июля 1829г вершины величайшей горы Кавказа…»
Повторно отметим, у самого Бесса в данной публикации нет, ни единого упоминания о Киларе, ни о вольной деревушке.
Согласитесь, работа Ж.де Бессе публикуются на родине кабардинца Киллара в Нальчике и переводчик, и редактор пропускают такие важные детали, которые потом, чудесным образом в 2006 находят и публикуют в 2007 году.
И почему то, Аскер Хаширов, в первой своей совместной публикации от 2007 года, представляя извлечения из книги Ж.де Бесса ««Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Малую Азию и Константинополь в 1829 и 1830 гг.», сс.17-35, не указал соответствующие главы этой книги?
Видимо, чтобы запутать, чтобы читатель, не знал хитросплетений кабардинских исследователей. Иначе, как можно объяснить, что в издании 2007года, главы не указаны. А в издании 2019 года, глава XXI в оригинале у Хаширова указано: Глава IX., и текст купирован.
Видимо потому, что Ж. де Бесс в  «Главе XX I- Нальчик. Опасность. Школа для местных жителей», нет рассказа о Вольной деревушке, как и нет рассказа, от его имени, якобы: «Также достойна восхищения отвага этого простого жителя свободного аула на реке Нальчик в Большой Кабарде…»

Он и не мог писать об этом.

 «Трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет» - так сказал китайский философ Кун Фу-Цзы.
В 1829 году и даже до конца XIX века в природе не существовало такое поселение как «Вольный аул».

Ж. де Бесс спросил кабардинского князя Мурза – Мисоста , владельца большого количества скота и имущества, тем не менее «его образ жизни очень прост. При нашем последнем свидании в Нальчике я спрашивал его, почему старшины народностей не выделяются более просторными жилищами и не позволяют себе роскоши, соответствующей их положению. Он отвечал мне, таковы обычаи, существующие у них…», с.337 АБКИЕА, 1974г.

Этот образ очень простого образа жизни  кабардинского князя не соответствовал, шёл в разрез тому, рассказу, описанию, которое кабардинские историки, представили, якобы рассказом от Купфера
 о  князе Аслан-беке из семьи Джамбулат.

Ж. де Бесс приехал в крепость Нальчик, чтобы встретиться с дигорскими и балкарскими князьями и его рассказ был об этой встрече.
В то же время в публикации Ж.де Бессе, 1974 года, подробно описывает тех, кто рассказывает предания старины и сопровождает их в дороге: «…Мурза-Хул, которого русские называют «князь» (knjes), бодрый и крепкий старик, несмотря на свой почтенный возраст, рассказал мне следующую историю, которую, по его словам, он слышал из уст своего отца и многих старейшин своего племени, пересказывавших ее всякий раз, когда речь заходила о их предках, мадьярах, господствовавших, — еще раз повторил он, — над краями от Кумы до Каспийского моря и в северной и западной частях Кавказа вплоть до побережья Черного моря.
 
         Этот приятный старик не покидал нас до самого Эльбруса.

Карачаевцы во главе со своим «вали»  (vali) Ислам-Керим-Шовхали также сопровождали экспедицию.
Все эти люди были чисто одеты на черкесский манер, в костюмы, которые были переняты не только всеми жителями Кавказа, но также и казачьими офицерами на Линии. Они превосходно держались в седле и лихо правили своими лошадьми, можно сказать, не только лихо, но я с изяществом; они очень ловки и прекрасные стрелки…» Бессе, отмечает в отношении костюма, что: «…Они носят рубашку из белого полотна или тафты белого, желтого или красного цвет, застегивающуюся на пуговицы, на груди; они называют ее «яна». Поверх рубашки они носят куртку из вышитого шелка любого цвета, называемую «каптал», а поверх нее — сюртук длиной чуть повыше колен; у них он называется «циех», у татар — «чекмень», «чимек» или «бешмет»; этот сюртук затягивается поясом с металлическими застежками высокого качества. У сюртука на груди с обеих сторон имеется по восемь нашитых карманчиков, или вернее, по одному кармашку с восемью отделениями для патронов. Я позволю себе заметить, что этот сюртук имеет много сходного с венгерским сюртуком, который называется «одежда а ля Аттила». Он, же о карачаевцах пишет: «…Земля в их краю — одна из самых хороших и плодородных, она дает пшеницу, ячмень и особенно просо; травы вырастают там до высоты почти в два фута и их более чем достаточно для прокорма скота. В этой стране прекрасные и обширные леса, где водится много животных; в их числе можно отметить куницу и дикую кошку, мех которых высоко ценится. Склоны и долины орошаются тысячью различных источников, освежающих зелень и умеряющих летнюю жару.
Карачаевцы разводят лошадей прекрасной породы;
среди них есть такие, которые в Европе стоили бы до двух тысяч франков
 (Г-н Клапрот утверждал со слов наемных переводчиков, что в этих краях лошади низкорослые;
 в действительности же лошади здесь обычно того роста, который пригоден для использования в легкой кавалерии.
Кстати, они легки на ходу, и я не знаю другой породы лошадей, которая была бы более подходящей для езды по крутым скалистым склонам и более неутомимой)...
В большом количестве там водятся волы и овцы. Как правило, жители питаются бараниной; они также выделывают весьма хорошего качества масло и сыр…»
А нам, что преподносят современные интерпретаторы  истории восхождения 1829 году, кабардинского Киллара, наш современник Аскер Хаширов, книга издания, Нальчик, 2019, страницах 8-9: «Через день, во время стоянки у форта  «Каменный мост» (современное селение Каменномостское, Кабардино-Балкарская республика), к Емануелю прибыли две депутации:
 от урусбиевцев во главе с Мырза-Кулом и карачаевцев во главе с Крымшамхаловым. На следующий день к экспедиции присоединился отряд Кучука Жанхотова, князя Большой Кабарды, чтобы сопровождать Командующего Кавказской линией, так, как его маршрут проходил по территории Кабарды.
Представители урусбиевцев и карачаевцев сопровождали Емануеля  до границ своей территории, а Кучук Жанхотов – до возвращения экспедиции в Горячеводск…»,
то же самое вложено в уста Ж.де Бесса, что карачаевцы «Эти депутаты более не покидали нас: ограничившись тем, что отправлен назад мулла с поручением успокоить пославших их, они сопровождали нас до границ  своей территории…»
   Ранее нами была представлены выдержки из работ: 
«Восхождение на Эльборус в 1829 году», Письма члена Императорской Академии наук С.- Петербурга Эмиля Ленца, из библиотеки Тартуского университета.

Ещё раз сверимся по датам и встречам:

1.«Москва, 11 июня 1829 года…
Наше путешествие протекало счастливо; и я с полным правом могу утверждать это, хотя мы и близки к тому, что чуть было сорвалось. Но господь милостиво уберег нас. Нам оставалось несколько станций до Торсхофа, когда ямщик сбросил нас трёх: натуралистов – ( Ленц, Купфер и Менетрие) – вкупе с тремя барометрами и двумя хронометрами в яму по меньшей мере 5 футов глубиной, наполненной чёрной илистой водой 2 фута глубиной, при чём так что коляска перевернулась всеми четыремя колесами…»

2. «Горячие источники» покинул я в крайне дурном расположении духа. Я надеялся, что смогу там хотя бы бегло проверить наши инструменты; но мы были вынуждены вновь отправиться в путь без малейшего промедления.
     Степь раскинулась до горячих купален Константиногорска и дальше…
Отсюда мы выехали 26-го числа в 5 часов вечера на лошадях и в первый же день проехали 20 вёрст.
Начало было крайне приятным: взвод в количестве 200 пехотинцев, ста казаков и приставленных к нам черкесов – величественные покрытые снегом Кавказские горы и совершенно иные, отличные от привычных ландшафты – все это занимало мой ум…»

2.«На второй день (27 июня) мы проехали 40 вёрст до местечка, откуда я сегодня пишу (Каменный Мост – Х.Т.)…»

3.На другой  день  (28 июня) после нашего приезда именно генерал, который впрочем, принял нас подобающе, предпринял маленькую вылазку на гору Кинжал (Къан жол – Х.Т.) дня на два, но я предпочёл остаться в нашем маленьком лагере...»
В этих письмах Ленца мы видим, что с генералом Емануелем они прибыли на Каменный Мост в разное время. Емануель, прибыл 26 июня, ученые Купфер, Ленц, Менетрие (три человека), Мейер приедет позже, доберутся до Каменного Моста к вечеру 27 июня 1829 года.
Теперь от Купфера:
«Доклад, сделанный  в Академии наук о путешествии в окрестности горы Эльбрус на Кавказе, предпринятом по приказу Его Императорского Величества господином Купфером» от 29 декабря 1829 года,
 из книги  «Первовосхождения на Эльбрус лето 1829 года, зима 1934 года», издательство М. и В. Котляровых, Нальчик, 2007 г., изданной под авторством И.А. Гориславского, С.А. Зюзина, А.В. Хаширова.

    
1.«Академия оказала мне честь, поставив во главе экспедиции; господа Ленц, Мейер, Менетрие были моими ассистентами: первый – по физическим наблюдениям, второй – по ботанике, третий – по зоологии…»
2.«Мы выехали из Санкт-Петербурга 19 июня и направились в Ставрополь, где нас встречал генерал Емануель…»
3.«На следующий день нашего прибытия в Горячеводск, то есть 8 июля (в книге даты даются в новом стиле -Х.Т.), мы предстали перед генералом, который нам сказал, что он уезжает сегодня в горы, что один пехотный отряд отправился на Малкинский мост (Малкинский? Х.Т.), чтобы там нас ждать. Мы собрались наспех, хотя ещё были утомлены тяжёлым путешествием.
    В действительности, мы выехали в 4 часа….»
    (По письмам Ленца:  26-го числа июня, в 5 часов вечера - Х.Т.).
Купфер, также подтверждает, что они прибыли на один день позже, то есть в разное время с генералом Емануелем.
Теперь, вернёмся к рассказу А. Хаширова, как бы от лица А. Я. Купфера:
«Аслан-бек, то есть князь (лев), семьи Джамбулат, из Кабарды, окруженный несколькими из его вассалов, общее число коих составляет четыре сотни. Он был одет в короткий сюртук из синего сукна, обшитый с серебряными галунами; сабля, пистолет, очень широкий клинок, именуемый черкесами «кинжалом», составляли его доспехи; ружье, чей боёк был богато украшен, но в данный момент спрятанный в чехле, находился в руке одного из его  свиты. Конь его был  маленьким, но сильным и был хорошо сложенным, его узда и его седло покрыты были искусно сделанными серебряными пластинками. Выразив почтение генералу, он вновь пустился в путь с нами и сопровождал нас в течение нескольких дней, после чего возвратился к себе…»
А теперь разобьём текст: «Выразив почтение генералу, он вновь пустился в путь с нами и сопровождал нас в течение нескольких дней, после чего возвратился к себе…»
1.Как он  мог выразить почтение генералу, если генерал уехал раннее. А учёные выехали самостоятельно?
2. «Сопровождал нас в течение нескольких дней…»
В русском языке пара дней – 2 дня;
Пару – тройку дня – 2-3 дня;
Несколько дней от 4 до 9 дней;
Когда речь идёт о 10 единицах – говорим десяток дней, далее понятие куча дней.
Никак, князь из Кабарды Асланбек из семьи Джамбулат, не мог сопровождать учёных, арифметика подвела раз. Да и генерал, не мог с ним встретиться, ехали они в разное время.
Купфер, Ленц и Менетрие выехали в 5 часов вечера 26 дня июня 1829 года, в пути заночевали, и 27 июня вечером были в укреплении Каменный Мост.
И другое: Почему-то, никто не обращает внимания, что Купфер не рассказ написал, а у него Отчёт:
 «Отчет о путешествии в окрестности горы Эльбрус генерал Эммануэль, главнокомандующий провинций, которые окружают Кавказ, отличающихся, как храбростью и характером, так и поддержкой, которую оказывают наукам, после того как (подчинил) усмирил (покорил) карачаевцев, народ, живущий у подножия Эльбруса. Тем самым он устранил самое большое препятствие на пути к центральной цепи гор, составил план военного признания этого интересного края. Его победы уже привели к подножию Эльбруса, который до этого считался не досягаемым».

Из книги  в библиотеке (архиве) ФГБУН Российской Академии Наук, по адресу биржевая линия, д.1/1 г. Санкт Петербурга.
Данный текст переведен с французского языка из первоисточника « Отчета подготовленного Академии наук г.Санкт-Петербурга, о путешествиях в окрестности горы Эльбрус на Кавказе в 1829г, совершенном по указу его величества Императора » автор М. Купфер,1830г. Перевод с французского Динары Аскеровны Бабоевой. Материал предоставлен Хачировым Муратом Мамилевичем.

И как вы думаете в «Отчете о путешествии…» Купфер будет докладывать Российской Императорской Академии наук, на какой лошади, кобыле или коне ехал, какой-то, князь… «был одет в короткий сюртук из синего сукна, обшитый с серебряными галунами; сабля, пистолет, очень широкий клинок, именуемый черкесами «кинжалом», составляли его доспехи; ружье, чей боёк был богато украшен, но в данный момент спрятанный в чехле, находился в руке одного из его  свиты…» ???
Вы не знаете, чем отличается рассказ и научный доклад???

Структура научного доклада должна отражать логику путешествия и проведённых исследований, их результатов, рекомендаций.
А наши комбинаторы научный отчёт академика Купфера превратили в научно-популярный рассказ связанный белыми нитками.

Выводы:
1.«Первыми представились карачаевцы, сопровождаемые их муллой», в редакторской правке кабардинских историков.

2. Из книги «Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII – XIX вв.), составитель Б.А. Калоев, перевод части текстов И.С. Зевакиной, изданной Северо-Осетинским книжным издательством, города Орджоникидзе, 1967 году, Бессе:

«При приближении экспедиции жители соседних гор... направили выборных для того, чтобы узнать ее цели...»

 Среди выборных правитель Карачая Ислам Крымшамхалов, тот, который подписывал договор о подданстве с Российской империей в лице генерала Емануеля.
Для тех, кто редактировал Бессе, главенствовал по документам, над редакцией переводов Гарданова В.К.,  и его незримых помощников цель очевидна: Показать, ту ироничную окраску в  отношении карачаевцев, применяя термин применительно к тем временам, как насмешку:

«Мулла, значит, тёмные люди, без роду и племени», особенно теми, кто ревностно и негативно относится к карачаевцам. Такое  же отношение предвзятости  и уничижения, мы увидим в работах тех, кто будет пытаться присвоить лавры первенства первовосхождения на Эльборус кабардинца Киллара.

И к этому подтверждение, что в книге «Первовосхождения на Эльбрус лето 1829 года, зима 1934 года», издательство М. и В. Котляровых, Нальчик, 2007 г., изданной под авторством И.А. Гориславского, С.А. Зюзина, А.В. Хаширова, на странице 8, цитируется это же искажение с подчёркиванием, что карачаевскую делегацию сопровождает мулла:

«…Встревоженные продвижением войск в глубь гор,

местные общины решили вступить в переговоры с командующим на Линии.

К стоянке у форта Каменный Мост прибыли три делегации: карачаевскую возглавил мулла, урусбиевскую – почтенный старшина Мырза-Кул, кабардинскую – влиятельный валий Большой Кабарды, почётный полковник князь Кучук Жанхотов…»

   Здесь, представлены, некоторые выдержки из книги Ж.де Бессе , опубликованные  в сборнике «Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII – XIX вв.), составитель Б.А. Калоев, перевод части текстов И.С. Зевакиной, изданной Северо-Осетинским книжным издательством, города Орджоникидзе, 1967 году.
«Глава VII, …п'ройдя (от Кисловодска)... 40 верст, мы достигли лагеря экспедиции.
Наш лагерь находился на плоскогорье, у входа в ущелье Казаут (Хасаут-Х.Т.).

«Глава VIII
При приближении экспедиции жители соседних гор... направили выборных для того, чтобы узнать ее цели...
Они сказали, что на расстоянии 3 дней пути от нашего лагеря расположены 5 селении или племен,  принадлежащих также к роду мадьяров; это — оруспиэ, бизинги, хулиамы, балкары и дигорцы. Эти племена говорят на языке, совершенно отличном от языка других жителей Кавказа. Они живут на самых высоких горах и поддерживают связи со своими соседями осетинами и имеретинцами...
Этот народ (карачаевцы) отличается хорошими манерами, выразительным лицом, красивыми чертами лица и высоким ростом. Я отметил, что в этом отношении ни одна нация не похожа так на венгров, как карачаевцы и дигорцы, которых я увидел позднее в Нальчике. Их язык — татарский, а религия — магометанская; впрочем, они придерживаются ее обрядов очень относительно, за исключением постов, которые добросовестно соблюдают...»

Выводы:
Первая встреча состоялась не на Каменном Мосту, а в ущелье Харбас. Что к встрече прибыли не три делегации, а местные жители: балкарцы и карачаевцы.
2. Недостоверно, неверно представлена информация о том, кто представлял карачаевскую делегацию;
3. В первом случае указывается, что карачаевцев, представляет «мулла», во втором случае «старшина» Мырза-Кул и уже на их фоне величественно представлен – «влиятельный валий (правитель-Х.Т.) Большой Кабарды, почётный полковник князь Кучук Жанхот.

И, конечно, же картина встречи на фоне «муллы», «старшины», термины « влиятельный, почётный, вали» должны показать, кто здесь командует парадом. На самом деле этой встречи, этих трёх делегаций не было.

 Кучук Жанхотов, балкарский князь, его родовое имение располагалось на реке Сугансу при впадении в реку Черек. О нём подробно мы расскажем в другой главе посвященной лично его славного имени.

Здесь важно другое.   
В 1822 году с вводом Кабардинского временного суда, первым председателем суда был назначен Кучук Жанхотов. Звание – Вали (Правитель) было отменено. К 1826 году, до самой этой экспедиции  Кучук Жанхотов был освобождён, как от должности «Вали», так и от должности председателя Кабардинского временного суда, был в звании подполковник.
 Позже мы узнаем, что в то время, когда карачаевцы и балкарцы встречались с экспедицией Емануеля, Кучук Жанхотов,  возвращался с охоты с подножья Минги тау.

Первая информация о встрече трёх делегаций на Каменном Мосту появилась в  1970-е годы, в период, когда вопросы рассматривались с позиции интернационализма.

 Для партийного руководства Кабардино-Балкарии было важно соблюсти правило, когда было необходимо выдерживать в каждом начинании представление титульных народов. Партия сказало надо и официальный историк  Олег Леонидович Опрышко,  в своей книге «По тропам истории», Книжное издательство «Эльбрус», Нальчик, 1975 год, страница 170 напишет: «…По заданию Российской Академии наук в её состав вошли академики Купфер, физик Ленц, ботаник Мейер, зоолог Менетрие. К ним присоединились геолог Вансович, архитектор Минеральных Вод Бернардацци и венгерский географ Бессе. 26 июня Эммануэль и учёные, под охраной казаков Хоперского полка и роты солдат, выступили из Горячеводской крепости, как до 1830 года назывался Пятигорск, и направились к укреплению Каменный Мост на реке Малке. Здесь, в нынешнем селении Каменномостском, генерал взял двух проводников – кабардинца Киллара Хаширова и балкарца Ахию Соттаева, которые и должны были вести экспедицию к Эльбрусу…»
Он же О.Л. Опрышко в третьем издании, дополненное и переработанное, с таким же названием «По тропам истории», изданное, как «Научно-популярное издание», Нальчик, 1990г., 352с., сс.299-308, уже пишет, что «…Из Каменного моста (ныне селение Каменномостское) экспедиция направилась по горам в сторону Эльбруса. Сопровождали её кабардинцы, балкарцы и карачаевцы…» и никаких имён, кроме одного Киллара. «Венгр Янош Бессе называет Килара мужественным человеком и пишет, что этот «вольный кабардинец» «небольшого роста» и «крепкий», был жителем «свободной деревушки» возле Нальчика в Большой Кабарде», в примечании указано, что «По данным нальчикского историка Хасана Мухтаровича Думанова, Килар Хаширов являлся жителем Вольного Аула…»


Ремарка

Концепция расизма это:

концепций об исконном разделении человечества на высшие и низшие расы, из которых лишь первые якобы являются создателями цивилизации и призваны к господству, а вторые духовно неполноценны и способны быть лишь объектом эксплуатации.

В словах и комментариях Аскера Хаширова прозрачно читается степень его, как кабардинца расового превосходства перед карачаевцами и балкарцами, о которых он выражает свое отношение презрительными выражениями, негативным субъективным отношением, не имеющим ничего общего с объективными факторами.
В работах двух кабардинских исследователей Думанова, Хаширова, чётко видна линия оговора карачаевцев и балкарцев в негативном свете.
Это и настораживает, здесь не открытый диалог об исторических фактах, а открытое искажение исторических фактов, подлог исторических документов, подтверждаемое, конкретными примерами и документами.
По вопросам связанным с исследованием восхождения на Эльборус в 1829 году нам известны три работы  А. Хаширова и Думанова:
«Первовосхождения на Эльбрус. Лето 1829 года, зима 1934 года», издательство М.и В. Котляровых, Нальчик, 2007г, под авторством И.А. Гориславский, С.А. Зюзин, А.В. Хаширов; Аскер Хаширов «Первовосходитель на Эльбрус: Факты и вымысел», издательская типография «Принт Центр», Нальчик, 2019г.;  Х.М. Думанов «Килар Хаширов: Исследования и материалы», издатель «Рекламно-информационное агентство на КМВ», 2009г.

Вот некоторые цитаты из этих книг:
1. Аскер Хаширов, изд., 2007г.:
а) «Карачаевский предводитель вали – Ислам Крым-Шамхалов был не прочь нажиться на торговле оружием и часто способствовал проникновению турецких эмиссаров в горские общины…», с.4.;
б)  «Емануель в однодневном бою сломил сопротивление карачаевцев и спустился с пехотой и артиллерией к истокам Кубани, но спешить с уничтожением аулов не стал. 22 октября карачаевцы пришли к Лагерю Командующего на Линии и дали присягу на подданство Российской  империи…», с.4.;
в) «Первыми представились карачаевцы, сопровождаемые муллой…»,с.19.;
г) «Туземные старшины весело передавались возлиянию, считая, что по этому, из ряда вон выходящему случаю Магомет закроет глаза, чтобы на них не смотреть…»,с.27.

2.А. Хаширов, изд., 2019г.;

а) «20 октября 1828 года генерал Емануель выступил в боевом порядке к жилищам карачаевцев и, вступив в бой в семь часов утра, закончил к семи часам вечера.
На следующий день, 21 октября, дав карачаевцам возможность осознать безысходность своего положения, он дождался прихода к нему парламентера из аула Карт-Джурт и уверил его, что не причинит им вреда, если они покорятся Российской империи.
22 октября правитель карачаевского народа Вали Ислам Крымшахалов и все старшины принесли присягу и подали прощение о принятии их в подданство России…», сс.6-7.;

3. Х. Думанов, изд., 2009г.;
а) «Действительно, карачаевцы попросили поддержку у своих соседей. Перекрывали дороги, поднимали камни наверх в горы, чтобы скатывать на нас при нашем продвижении.
Вполне объяснимо, что при такой ситуации генерал Емануель вынужден был искать проводников именно из среды кабардинцев, которые верно и давно служили России, а не среди тех, кто с оружием в руках противостоял продвижению царских войск в глубь Кавказа, нападал на членов экспедиции, «организовывал завалы и перекрывая дороги…»,с.18;
б) «Нельзя также учитывать того исторического факта, что Малкинское ущелье до Эльбруса и Зольские пастбища, в частности никогда не были местом обитания современных балкарцев или карачаевцев…»
Это краткие характеристики того, как исследователи Х. Думанов и А. Хаширов, открыто искажают исторические факты в отношении и кабардинцев, так же балкарцев и карачаевцев, выставляя последних в негативном свете.


О расселении кабардинского этноса. Исторические факты.

28 января 1717 года очередным ханом Крымского ханства становится Саадет Гирай. Саадет Гирай отсылает своего сына Салих Гирая к черкесам, восставшим при хане Каплан Гирае в 1708 году, когда погибли многие именитые люди ханства при походе на Кабарты, за что и был отправлен в отставку Каплан Гирай.
Салих Гирай был у кабартинских черкесов. Из Кабарты он прислал хану такое донесение: «Мой воспитатель и аталык Хата Гузук, его сыновья Мухаммед и Инает-шах беки, а также Караксай и его братья готовы действовать согласно нашим желаниям. Хотя сыновья Кайтуки, называемые также сыновьями Джамбулата, и сыновья Бекмурзы и находятся в оппозиции к Крыму, все же основные силы племён на нашей стороне. Хорошо, если будет прислано войско». 
Поход Саадет Гирая раскалывает кабардинское общество на два лагеря. Сначала от отрядов крымского хана  Саадет Гирая  кабардинские владетели  Кайтукины и Бекмурзины бегут на территорию Беш Тау Эл (Балкарию) в 1720 году.
 Об этом инциденте можно прочитать в книге «Кабардино-Русские отношения в XVI-XVIII вв.»:  «…Сверх того доносим вашему царскому величеству, что крымской хан с войски своими а имянно: с кубанскими татары и с некрасовскими казаками, також и з черкесами, которые от нас отошли, то есть кемеркойскими (Так в тексте, надо: темиргойскими) и бесленейскими черкесами соединясь, неприятельски на нас напал. 
И потом послали мы от себя брата своего Саадет-Герея к вашему царскому величеству прося милости о даче на подмогу нам воинских людей, а по отъезде от нас брата нашего Саадет-Герея  крымской хан вымогал с нас со всякого дому по ясырю и говорил нам чтоб мы шли все домами своими жить на Кубань, и мы ему на то ответствовали, что мы раби ваши, служим вам, великому государю, а крымскому хану до нас дела нет, дай боже вам, великому государю, многолетное здравие. А они нам сказали: «ваш де государь далеко от вас», а на то зло у нас он что ни было припасено хлеба всякого и сена выжег, а мы, положась на вышняго творца, которой да подаст вам, великому государю, многолетное здравие, от таких неприятелей убежали  в межгоры…».
 (Межгоры – это урочище Кашхатау при реке Чегем, Чегемского общества  Беш Тау Эл - Х.Т.).  Очередной виток междоусобной войны между кабардинскими владетелями на новой территории описывает известный российский исследователь, историк П.Бутков рассматривал эти вопросы ещё  в первой половине XIX в., в  работе  «Материалы для истории Кавказа»,  где пишет, что: «…В большой Кабарде происходило тогда междуусобие по любочестивому соперничеству старших владельцов, въ коих находился в 1728 году рода Жамбулатова Расламбек Кайтукин. Он поссорился с владельцами родов Атажукина и Мисостов. Кабардинцы опять разделились на две партии. Род Жамбулатов составил партию кашкатовскую, названную так по горе
Кашка-Тавъ. где оный расположился при реке Шелухе, и сделался противником России, хотя и находились у нас их аманаты. Роды же Атажукина и Мисостовъ… составили другую, противную первой партию, которая по реке названа баксанскою… и прибывала въ верности къ державе российской и также были от них аманаты…». И даже в первой четверти XIX века территория кабардинского этноса практически не меняется в течение 100 лет (1720-1822).
 С.Броневский в своей работе «Новейшие Географические и Исторические известия о Кавказе», 1823 г., пишет, что: «…Кабардинцы имеют свои хутора и выгоны для скота. Постоянные их усадьбы расположены в следующем порядке по Баксану: От впадения речки Гунделен вниз по Баксану верст на тридцать. Атажукины аулы занимают верховье Баксана в горах (ниже реки Гунделен на 30 вёрст – Х.Т.). Мисостовы Аулы, лежат на средних частях Баксана у подошвы гор, а главное местопребывание сего рода в урочище, называемом Цизъ-Курун- или Девичий рынок. Джембулатовы Аулы, расположены на нижних частях Баксана, наипаче на рукаве сей реки называемой Старой или Малой Баксанъ (Баксанъ ишъ). Но главное местопребывание Джембулатова рода находится на реке Чегемъ въ Кошкатовском урочище близ горы Кашкатау и на средних частях сей реки, где живёт  род Бекмурзы. Кабардинцы имеют привычку переходить съ старых усадъбъ, коль скоро селения ихъ засоряются отъ скопившегося скотского навоза и других нечистот…»               

Другой автор  и следующая работа,  на которую мы хотим дать ссылку это -  «Картина Кавказского Края, принадлежащаго России, и сопредельных оному земель…» Платона Зубова С.Петербургъ, 1833г.:

«1. Карачаевцы обитают у северных предгорий Эльбрускаго кряжа и по трём отрогам онаго, простирающимся в виде ветви. Горный хребет, из коего истекает река Баксан, отделяет Карачаевцев от большой Кабарды; на Полдень сопредельны им Суаны, а на север Алтыкезеки. Главнейшие их аулы расположены по правому берегу Кубани, которую плодоносная равнина. Они большей частью занимаются скотоводством; имеют значительные табуны превосходной породы лошадей… Грузины их называют Карашагети.
2. Чегем, получившие таковое название от реки сего имени, выходящей в их пределахъ. Грузины их называют Джики. Чегемы отделены на восток от Балкаров высоким снежным хребтом; на Юге главным кряжем Кавказа от Имерети и Мингрелии; на запад сопредельны Карачаевцам, а на Севере: большой Кабарде.
3. Балкары или Малкары, отделены от Имерети главным кряжем Кавказа; от большой Кабарды хребтом гор, называемых Кашкитау; к востоку и юго-востоку сопредельны осетинам, а западу – чегемам…» .               
В 1833 году граница балкарских обществ:  Балкарского, Хуламского, Безенгиевского общества с Кабардой на севере  – это гора Кашхатау, чуть выше современного кабардинского села Шалушка.
 Чегемское и Баксанске общества Балкарии граничат с Кабардой по горам Кашхатау и  Кызбурун и правобережье реки Малка. Карачаевцы граничат с кабардинцами по левобережью Баксана и правобережью  реки Малки.
Как видно из такого подробнейшего описания, выяснено следующие  положения:
1. Кабардинцы мигрировали на территорию Балкарии в 1720 году в район среднего и нижнего течения рек Баксан и Чегем;
2. Названия кабардинских группировок определены, как «Баксанская» по реке Баксан и «Кашкатавская» по горе Кашхатау по реке Чегем;
3. В 1720 году в момент переселения на территорию Балкарии – Бештау Эл  кабардинцы, не имели никаких земельных угодий принадлежавших кабардинским владельцам. Таких владений не было и на дату – 1823 год;
4. Не было определенных княжеских владений, как таковых по границам определенных территорий, или иным установленным границам;
5. Кабардинские владения считались по горе Кызбурун, по реке Баксан, горе Кашхатау, по реке Чегем и по Баксан иш (внутренний Баксан –Х.Т.);
6. Не было единого центра или населенного пункта, где находились бы структуры власти;
7. На левой  и правой стороне  реки Малки с местности Таш кёпюр (Каменный Мост) на 1829 год не было кабардинских поселений.
8. 1823 год – Не известно ни одно стационарное поселение отмеченное, как кабардинское поселение, которое продолжало существовать на тех же границах, что в 1720, 1744, 1750, 1780, 1809, 1823 гг.;
9. На указанной территории не известны, так называемые «велико-черкесские» княжества.

ВЫПИСКА
из дел, по предмету устройства Нальчикского военного поселения и о притязаниях кабардинцев на землю, лежащую между речками Золкою и Этокою
25 октября 1842 года
г. Ставрополь
«Господин корпусной командир заботясь об учреждении в 1839 году, новых военных поселений на Кавказе, от 29 сентября 1838 года, через начальника корпусного штаба генерал-майора Коцебу, испрашивал между прочим мнение г. командующего войсками, не находит ли он в 1839 году учредить также военное поселение при кр. Нальчик из 20 семейств женатых нижних чинов Кабардинского Егерского полка и Кавказского линейного батальона…
…Вопрос относительно вознаграждения кабардинцев землями между Золкою и Этокою, полагал отложить объяснение онаго до более благоприятного времени, когда можно будет размежевать владения по всей Кабарде,
 и тогда находил возможным только дозволить им (в то же время) пользоваться землями между Золкою и Этокою, на тех основаниях, на которых они уже ею пользовались, т. е. пасти на ней конные табуны и рогатый скот и напаивать скот в соленом озере…»

Продолжение следует…

Хадис Тетуев, 18.04.2021г.


Рецензии