Как Сергей Королев провожал ракету

Эту историю рассказал ( мне, а также А.Федосееву ) старейший ветеран нашего города Королева Николай Николаевич Багаев. Ветеран войны и ракетно-космических войск подтвердил её 12 апреля 2021г., когда принимал поздравления с днем Космонавтики. Дополняю её документальными материалами.

тот же текст с иллюстрациями
https://olegdushin.livejournal.com/190930.html
 
  4 октября 1957 года на Байконуре ракетой-носителем Спутник был запущен первый искусственный спутник Земли. Базой для ракеты Спутник служила межконтинентальная баллистическая ракета Р-7. Для полета в космос с МБР "просто" снимали боевую часть, а также верхний приборной отсек и т. п. для её облегчения.

  Работа по МБР началась после выхода 20 мая 1954г. постановления ЦК КПСС и Совмина СССР № 956—408сс. Разработка межконтинентальной ракеты Р-7 осуществлялась в развитие стратегически важной темы по созданию ракет дальнего радиуса действия, необходимых для укрепления обороноспособности страны. Поэтому Р-7 была поручена ОКБ-1 под руководством Сергея Павловича Королева, изучавшему ещё трофейные ФАУ. В начале 1957 года межконтинентальная ракета была готова к испытаниям.

  Однако дело шло не очень гладко. Первый старт Р-7 был назначен на 15 мая 1957г. Увы, после прохождения команды на запуск двигательной установки в хвостовом отсеке одного из боковых блоков (блок Д первой ступени) возник пожар, ракета стала разваливаться и упала. 11 июня 1957г. не удалось запустить двигатели, на третьей попытке автоматика выдала команду на аварийное отключение. 12 или 13 июля 1957г. ракета взлетела, но стала отклоняться от заданной траектории из-за подачи ложной команды в автомате стабилизации, её пришлось подорвать. Возможно, что этими "википедийными" тремя неудачами Р-7 их список не ограничивается. Предположу, что проваленных стартов тогда могло быть 4 или 5. Так, задокументирован отказ от пуска 7 июля 1957г. из-за ошибочной установки клапана азотной продувки двигателя. Все эти накладки и ошибки создавали серьезную нервотрепку для Сергея Павловича. Ведь поставленные перед ним задачи имели общегосударственный приоритет.
 
  Сохранилась стенограмма выступления советского ученого на 2-ой партконференции ОКБ-1 14-15 ноября 1957г. Выдержка из стенограммы. Королев С.П.: "Я остановлюсь на нескольких вопросах нашей производственной работы - о качестве работы цеха N39 (сборочный). В результате ошибок допущенных цехом N39 и аппаратом ОТК, у нас было несколько серьезных происшествий и даже аварий. Правда, нельзя не отметить, что цех №39 серьезно взялся за наведение порядка и сейчас в цехе обстановка совсем другая. Плохо у нас с отделом технического контроля (ОТК). Мне кажется, что его нужно как-то укреплять. Люди хорошие там есть, но работа по технологической обработке и приёмке наших изделий идёт очень плохо."
 
  Проблема стыковки работы конструкторского бюро и заводской части производства существовала всегда. Однако перейдем к воспоминаниям ветерана войны Николай Николаевича Багаева, который в 1957г. являлся замполитом командира батальона охраны и режима на Байконуре. (см илл. Багаев Николай Николаевич, замполит командира батальона охраны Байконура)
 
  Н.Н.Багаев: "Через какое-то время старт был подготовлен, пошли первые пуски. Вначале были неудачи - четыре-пять ракет, стартовав, падали. Вследствие этого Сергей Павлович чувствовал себя очень тревожно, он всё время был на прямой линии с ЦК партии, где от него ждали рапортов об успехах. В работе Королев старался исключить возможность не только технического сбоя, но и вражеских диверсий. Во время каждого пуска батальон охраны оцеплял место старта на расстоянии 250 метров. Шум стоял такой при пуске, что хоть из пушки стреляй, не услышишь. Однажды Королев вызвал командира батальона, побеседовал с ним, а затем сказал: Пришлите ко мне своего заместителя по политчасти". Возможно, он это так сказал, что в то время доверие к членам партии было большое. От него я получил задание. В результате нескольких неудач у Королева возникло сомнения относительно безопасности ракеты, может быть, кто-то или что-то воздействует на неё. Но дословно он сказал мне так: "Вот посмотрим, как мотовоз идет. Посмотрим, какие просторы."
 
  Монтажно-испытательный комплекс, где ракета проверялась перед пуском, находился примерно в полутора километрах от стартовой площадки. (Уже позже сделали комплекс для проверки ракеты в вертикальном положении.) Королев лично руководил проверкой ракеты, затем ее грузили на железнодорожную платформу и в горизонтальном положении везли на старт. (см.Транспортировка на стартовую позицию ракеты Р-7 / 8К71 первых выпусков (http://www.federalspace.ru/).
 
  Багаев: "Я хорошо помню такую картину, ракета погружена на платформу, мотовоз, та медленно движется к стартовой площадке, по бокам идут автоматчики, а следом за ним мы (я) с Сергеем Павловичем. Идем, о чем то беседуем. Так и шли вдвоем все полтора километра. Так он удостоверился в том, что с ракетой ничего не случилось по пути на старт. Доставили ракету до старта, подняли её, я занял своё место на контрольно-пропускном пункте (примерно 250 метров от старта)
 
  Совершили пуск, он прошёл удачно. Это была 5 или 6-ая попытка. Ну а что было после вы и сами знаете. Запуск первого искусственного спутника Земли, потом- полет Гагарина, затем Терешковой."
 
  Удачный пуск ракеты Р-7 состоялся 21 августа 1957 года. Это событие было необходимым преддверием для запуска первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957г. Это начало космической эры человечества. Можно представить себе волнения Генерального конструктора перед её приближением. Именно тогда 20 августа 1957 года, а не потом Сергей Павлович шел рядом с ракетой, как с живой, готовясь проводить её на старте. Предыдущие неудачи со стартами подсказывают, что это был один из важнейших дней в созидательной жизни Королева. Всё остальное было как бы приложением к этому успеху, который остался за рамками официальной истории.

рассказ Солдатская быль Николая Багаева
http://proza.ru/2018/12/12/1932


Рецензии