Автобиография фрагменты

...Когда я перешла на 4 курс училища,Коля с блеском закончил школу(в аттестате -все пятерки,кроме одной четверки-по географии,"приклеившейся с 9 класса ). Пересдать географию в 10м классе ему не дали,не дали и медаль,я же после 8 класса поступила в музучилище, так что у нас в семье -"только "два золотых медалиста -мама и отец. Зато с этими оценками Коля легко поступил в политех, сдавал он только один экзамен-математику,сдал легко и на отлично,что неудивительно-ведь он был племянником учителя математики.Не будем забывать и заслуг Нины Михайловны -второй жены отца:она преподавала в том же политехе ту же математику и занималась с Колей 2 года перед поступлением. Думаю,есть её заслуга и в его хорошем  распределении после института,-правда , отметим и то, что, будь он сам пенек- пеньком-не помогло бы и родство с с самим ректором. НО он-то пеньком -то и не был ни разу...Он проходил практику на нужной кафедре.Там уже не смотрели в паспорт-смотрели,что   он сам может и умеет. И  оторвали его,что называется ,с руками.Но это я немного забегаю вперед...

До его курса и  после в программе студентов была т.н." военная кафедра" , дающая право на освобождение от армии. Но Коле "повезло"(или повезло)??...На втором курсе его призвали на военную службу. Бабушка молилась за него,я напутствовала его такими словами:"не смотри, как обращаются с тобой-главное, сам будь человеком ,сам никого не обижай ,пожалуйста". А мама сказала ему так : "Ничего не бойся, смотри на это, как на приключение,и поверь-потом ты всю жизнь половину своих рассказов о жизни начинать - и начинать с удовольствием! -такими словами "а вот когда я был в армии." ,хотя на душе у неё может и скребли кошки,но этих"кошек "она нам никогда не демонстрировала-ни по этому, ни по какому другому поводу.Коля поехал в Ереван,а потом в Тбилиси.Когда он прибыл в свою часть,там только что дембельнулся ( и я считаю-это тоже промысел Божий!) один из трех сотрудников радиомастерской.Из всего потока новобранцев оставшиеся двое выбрали Колю:он , как я вам уже рассказывала, всегда дружил и с руками, и с головой,с паяльником под подушкой только что не спал,а эти все микросхемы , диоды , штекеры  et cetera были для него, как родные, с младшего школьного возраста. Кроме того, он был аккуратистом и дома ,как я помню,все время протирал свои железяки ваткой ,смоченной спиртом, он умел ,мог и любил поддерживать  порядок ,у него всегда был ровный  и не подлый характер,он был уступчив по натуре, но всегда мог за себя постоять, кроме того,  все всегда в нашей семье были честными, а эти качества всегда на виду в любом коллективе,особенно закрытом и однородном, так что с новым сотрудником связистам части,считаю, очень повезло. Он  быстро там освоился, нашел новых друзей. Вспомним и о его музыкальном образовании ,хоть и неполном. Он свободно играл на гитаре,скрипке и фортепиано-пусть не сонаты и фуги,но прекрасно пел и аккомпанировал,а это тоже нелишний навык, востребованный  в любой компании . Мы писали ему письма-и получали ответы.Он писал  и мне,и маме,и даже тетушке. Помню,он на мой день рождения прислал мне письмо. Там был нарисован букет из нескольких цветочков , и подпись-мол, поздравляю дорогая сестрёнка,желаю тебе всего наилучшего, прости , я сейчас могу тебе подарить только эти цветы...Посылали мы ему и посылки:копчёную колбасу из коопторга,хороший сыр,печенье конфеты, сигареты (вероятно,мама догадывалась уже, что Коля курит), консервы, сгущенку...Мама  даже ездила к нему. Из Еревана она привезла книгу "Армянская кулинария"и красивое светло - коричневое платье с армянскими буквами на кармашке.Мама сказала,что это Колин подарок мне...В этом платье я пошла на свой первый экзамен в универе, сдала  его на 5ть-и с тех пор все экзамены я сдавала только в этом платье.Я его так и называла "моё экзаменационное платье".Я была немного суеверна,да простит меня Господь:кроме платья,я к экзаменам накапливала кучу пятаков,в обувь, правда, их не пихала-просто носила с собой в кошельке. В раннем детстве и в школе богатство моего гардероба было сравнимо с богатством гардероба Тома Сойера :-) НО к третьему приблизительно курсу училища мама стала покупать мне много красивых вещей.Когда я училась в универе, мой гардероб был уже очень приличным,но на экзамены я все 6  лет надевала то самое армянское платье.Это было уже не приметой-это стало традицией.

Ходить в армянском платье и не подружиться с армянами было ,как вы понимаете, нереально. Со мной на курсе училась девочка- армянка-Карина Антонян. Карина училась, правда, на дневном,но вы уже знаете мой обычай-ходить на лекции не только на свои,но и ещё с кем -нибудь .На первых трех курсах я ходила с юристами на римское право,логику и латынь,а с "дневниками"-на все лекции , какие только могла.Кроме того,я брала и переписывала некоторые лекции и у Карины .Я часто ходила к ней в гости,даже ездила в гости к её родителям,и сейчас мы тоже дружим...Но я расскажу об этом потом.

После одной из лекций  ко мне подошел познакомиться ещё один студент -армянин . На лекции я задала преподавателю вопрос о друзьях Блока. Преподаватель не смог мне развернуто ответить,а тот студент рассказал мне об армянских поэтах, друживших с великим русским классиком,процитировал письма Блока и дал мне почитать- в переводе на русский, разумеется-"Неумолкаемую колокольню". Паруйр Севак произвёл на меня неизгладимое впечатление. Тот студент и сам был поэтом , даже печатался, мне он тоже посвятил несколько строк. Давайте я вам процитирую - и мы закроем эту тему.

"Живи во имя лучших дней,
Но и теперь почувствуй радость,
Отбрось уныние и праздность-
тем лучше даже,что трудней.

Приветствуй каждый новый день!
Ещё тобою он не прожит.
Что предпочтёшь ты-солнце,может?
А может, сумрачную тень?

Я верю-выберешь ты свет,
Когда мечта тебя разбудит...
...И пусть благословенным будет
В неведомое каждый след!

Да,так получилось:музыканты и поэты посвящали мне стихи,художники рисовали мои портреты...Есть что вспомнить. Кстати,мастер угадал...

(продолжение следует...)
















 


Рецензии