Путин назвал ИХ нашими людьми. 5 хазарских фактов
1.Правящий слой и прочие социальные страты
Династия каганов пополнялась из представителей рода Ашина – тех же самых, что расширили через несколько веков Тюркский каганат. Считаются изгнанными когда-то из объединения жужаней (жуй-жуй). Среди жужаней Ашина были рядовым кланом. Однако в 3 в. их семьи (и повинующиеся им разноплеменные курени) завоевали славу самых дерзких воинов. Они совершали беспрецедентные вылазки на пограничные города Китая. Поняв безуспешность попыток завоеваний, жужанские властители заключили с Поднебесной мир, основав у ее границ свое мирное княжество. Ашина произвели в среде жужаней переворот с целью продолжить походы. Им как воздух нужна была кровь.
Однако переворот не удался . Волчата были изгнаны. 500 семей, объединенных знаменем волка, откочевали западнее, успешно захватив власть в другой мобильной империи – в Первом Тюркском каганате. Названия племен в нем оканчивались на «огур» – «рог» (ведь именно звук серебряного рожка собирал вместе родовичей в бою и на марше, такое изделие считалось драгоценной реликвией группы кочевых семей). «Волчата» в последующих поколениях завоевали бывших родичей-жужаней. Что же придавало им авторитета?
Призыв к кампаниям, направленным на Запад.
Первую огурскую волну (обрушившийся на степи Европы поток из названного выше каганата) гунно-сарматы («сувары») назвали «варка». От позднего сарматского «варк» («варх») – «волк». Как вы поняли, хищник считался тотемом Ашина. Он-то и стал независимой, западной частью Первого Тюркского каганата. Западные ученые, соответственно, обозвали данное объединение ВАРХОНИТАМИ...
Сам внутренний этноним, по словам историка Кляшторного, происходит от древнейшего тюркского (гуннского) «шин» («син») – «цвет неба». Все, кто присоединялся к Ашина, вставали под голубой штандарт. «А» – лишь суварская или аланская приставка, а потом и окончание («А-Шин-А»). Неспроста первое объединение второй волны тюрков (унаследовавшей степи Европы после гуннов) хроники отмечают как «голубые тюрюки». «Голубые тюркюты». В нашей же литературе вархониты больше известны как авары (на аланско-суварский манер – «А-варк-А», «волки»). Технология наименований еще не совсем ясна. Остается добавить: по Гумилеву префикс «А» – монгольская добавка, обозначащающая благородство.
Любопытно, что помимо изображения зубастого агрессора (на бляхах ремней, бунчуках или на нагрудных цепях из дорогих металлов…) все наследники дома Ашина отличали себя делением бороды на 9 пучков. Завидев такого непростого огура (оногура) в толпе, прочие тюрки (как и остальные степняки) боялись с ним связываться. За убийство представителя Ашина полагалась страшнейшая здесь казнь…
Ближайшей к Ашина тюркской лигой были барсилы («барсы»). По мнению исследователя Великой Степи Артамонова, из-за родовой доблести они также причислялись к «белым хазарам» («калис»). К 10 веку обитали в самом географическом центре каганата. Барсилы (наряду с Ашина и некоторыми родами Сувара) лучше всех проявили себя в войне с арабами. Внесли огромный вклад в последствия арабо-византийских войн 7-10 веков, перманентно продолжившими, по сути, персидско-византийские войны. А те начались еще в 5-м столетии (тоже, кстати, из-за веры и из-за торговли...).
Все свободные люди разных этносов имели общий статус – «харран» (возможно, это калька от скифо-сарматского «арран» или «арьос»). Рабы (военнопленные, «трофейный» люд, долговые, «торговые» или отдавшиеся в холопство добровольно) в хрониках арабских путешественников упоминались словом «гарра». Может, отсюда берется русское понятие «кара» — «наказание божье». Тюркское слово кара иное. Черный («дикий»). Потому кара не имеет отношения к закабаленному сословию...
Среди обычных торговцев были и лихие предприниматели, готовые торговать прямо на мостах или в преддвериях храма. Торговля поощрялась и обходила почти все табу.
Военно-племенной знати по авторитету противостояла знать торговая. Она состояла из купцов-иудеев («радонитов»). В этой среде выделялись работорговцы, владельцы караванщиков, верблюдов, соледобытчиков, кораблей, источников пресной воды и лошадей. Хлебную же торговлю зациклил на себе человек, о котором и будет ниже.
2. «Царь» Иосиф, иудаизм и торговля
Этого степняка-иудея в городе Итиле звали Иша (ведь именно так выговаривала великая степь библейское имя). Первоначально он являлся хранителем богатств и запасов каганата (чем-то вроде главного финансиста и экономиста). Разумеется, он не был из Ашина (клан главных военачальников и каганов никогда не унизился бы до таких мирских должностей). К власти «финансист» добрался хамским образом. Еще во время малолетства очередного кагана-принца он изолировал его от внешнего мира (отец погиб). 2-й же наследник (тонг-тэгин) дома Ашина бежал в Иран, принадлежащий Халифату. Став мусульманином-монахом, «волченок» сделал карьеру советника халифа. Легенды говорят: он вернулся в родные степи с гробами предков.
Таким образом, хазарской страной фактически стал править человек, знавшийся, по большей части, с торговцами, ростовщиками, менялами... Он первым сделал каганат главной торговой точкой Евразии, заставив поток Шелкового Пути платить налог и торговать транзитно – именно через Хазарию. В квазиимперии поубавилось тюрков-воинов. Они (подобно армянам, арабам и евреям) начали приобщаться к торговле. Даже стражу пришлось нанимать из арсан. Пропитавшись влиянием ближайшего окружения, хитрец стал иудеем, взяв имя Иосиф. Историк Новосельцев даже уверен: каганат был не военно-политическим, а сугубо торговым образованием.
Накопив много богатств для родины (а заодно для себя лично) Иосиф-Иша провозгласил себя «царем». Его ближайшее окружение также стало иудеями. Еще в Крыму появилась их отдельная секта. Зажатые в яйлах местные тюрки, скифо-тавро-греки и готы провозгласили себя «караимами», заявляя, что изначально не имели ничего общего с иудеями. Палеогидрологи сообщают, что был еще и водный торговый путь – низовья Дона и Маныч соединялись с Кумой. Это якобы был пролив, соединяющий Азовское море (по сути, лиман Черного) уже с Каспийским. Может быть.
Иосиф важен исследователям. Помимо пары надписей и арабских заметок его письмо-ответ в Кордовский Халифат — единственный источник информации о степной Иудее.
3. Десять национальностей и столько же религий Хазарии
Держава, сколоченная на обломках евразийской части Аварской империи, как и сгинувшая Авария, еще считалась одним из элей (улусов) Первого Тюркского каганата. Но сама себя считала отдельной страной. Как всегда на Большом Сборе во главу управления поставили себя авары-Ашина (снискавшие славу в течение 400 лет!). Как вы знаете, по национальности те были тюрками-огурами. Поэтому высшие должности «волчата» доверяли или «своим»... Или самым прославленным представителям иных огурских родов (тотемами которых были разные животные – олени, лоси, барсы...). И даже зайцы («талаи»), то есть семьи, чьи бойцы проявляли трусость в боях). Но каганат был полиэтничным и, соответственно, поликонфессиональным образованием.
• Вместе с тюрками на его территории (даже до прихода «угров»-мадьяр и первых огузов – «печенегов» – в 10 веке) проживали 10 народов (племенных союзов). Каждому в этой главе будет уделен свой абзац (начиная с этого). Стоит уточнить, что у каждого народа был свой правитель – «бек», «тархан»,«этельбер». Со времени перехода к иудейским традициям каган перестал иметь над такими родовыми вождями-воеводами власть. К Х в. в его гарем перестали поставлять их дочерей, а это признак ослабления центральной власти. Свой бек был и у тех тюрков, которые так и не приняли иудаизм. Часть их осталась верна богу неба Тенгри или своему родному тотему (какому-либо животному, олицетворяющему личные черты). Некоторые вообще крестились по несторианскому обряду. Тюрки, охраняющие восток каганата, брали пример с маньчжуров и халха (так на самом деле называли себя монголы). Поклонялись камням. Глыбы воспринимались как духи предков и как боги.
• Во-вторых, речь о позднейших сарматах (северных аорсах, поименованных в арабских мемуарах «арса», «арта», «арсии» и по-тюркски «арсаны»). Они занимали самый северо-западный конец «нашей» конфедерации, окрещенной арабами «Аль Хазар».
Женщины-арса носили круглые (боевые) нагрудники и большие кинжалы. Как и мужчины имели на лице красные татуировки. Арса были рыжеватыми и русоватыми, отращивали бороды и волосы на голове. Заплетали космы в косички. Зарекомендовали себя на рынках и на рубежах как немногословные и «свирепые»...
О религии арса известно довольно мало, так как большая их часть в 7-8 веках сразу же приняла ислам, а другая – христианство восточного толка. Однако предки «арсиев» (то бишь верхние аорсы) поклонялись Аресу, которого олицетворял боевой меч. При этом половина их оставалась (как и парфяне) солнцепоклонниками. Они молились Митре...
• Южнее все в той же западной окраине проживали вятичи. А еще южнее (почти до самого Киева) – северяне. Имеются в виду этнические объединения, произошедшие от очень давнишней связи гунно-сарматских племен Сувара со славянами так называемой Киевской археологической культуры. Родственные племенные лиги (северяне и вятичи) на хазарской территории обладали самыми старыми городами – Вантитом, Черниговым, Новгородом-Северским. Дело в том, что остальные населенные пункты империи накануне ее зарождения были всего лишь торговыми поселками, наросшими вокруг разных ставок кагана. Вятичи и северяне умели вести комплексное хозяйство (охотились, пахали, разводили скот, ловили рыбу). Они чаще иных славян были заняты завоевательными походами. Кланялись они Солнцу (Хорсу).
• Как вы поняли, иудеи проживали в Хазарии повсеместно – в крупных городах. Но они не были этническими евреями. В яйлах Крыма (там были дохазарские города, основанные греко-тавро-скифо-готским населением) родилась секта караимов («чтецов» Ветхого Завета, игнорировавших Талмуд). А затем и крымчаков — тюркских талмудистов. Караимы расходились с иудеями в понимании многих истин Талмуда. А некоторые его игнорировали, апеллируя к Танаху (первоисточнику авраамических религий — к сборнику из десятков хранящихся в свитках ветхозаветных текстов).
У караимов были диаспоры и в Итиле, и в Баланджаре. Это была популярная тогда «ересь». Иудеи (как наиболее характерные представители древнесемитской культуры) ориентировались не на Солнце, а на Луну, «купаясь» в ее лучах в темное время суток.
• Южную границу (Предкавказье) занимали торгово-садоводческие села выходцев с Кавказа (главную роль в них имели армяне – лучшие садоводы и виноградари большой хазарской земли). У армян было свое древнее христианство – апостольское. Родилось еще в 3 веке. Часть армян была пастухами и мастерами кожевенных дел.
• Однако самый юг степи (будущую Кумыкскую плоскость) заселили уары (чаще их именуют «псевдоавары», они имели конфликт с аварами, будто бы назвавшись их именем еще в 6-м столетии). Это предки кумыков и части авар Дагестана. Но даже сегодня нынешние авары – часть мира нахско-дагестанских языков, а не тюркских. Впрочем, степные словечки прокрались и сюда. К примеру, «деньги» – «ахче». Находясь ближе к пришедшим на Кавказ мусульманам, уары первыми приняли ислам, распространяя его на север и восток. «Газии» считали долгом внедрять его насильно.
• Север квазидержавы еще с 5 века освоили сувары – те самые гунно-сарматы, наследники породнившихся хунну, тех же северных аорсов и более восточных сарматов, а также аборигенов Западного и Среднего Поволжья – людей Именьковской археологической культуры. Данный субстрат каганата интересен наличием женских племенных обществ (амазонок) и своего города – Веда-Суар. Стали частью булгара.
Считается, язык Сувара частично законсервирован в нынешнем чувашском. Сувары (севиры, сябры, сибиры) как и северяне с вятичами были солнцепоклонниками. Только здесь Солнце звали Саврасом (Вращением). Шаманы объясняли, что Солнце – не просто Светило, но еще и весь Цикл жизни (у славян термин произносился «коло»). Саврас у прямых потомков суваров (чувашей) в легендах воплощен в движении коня.
И в этом Обороте главным событием была Весна. Праздник Весны в Хазарии был главным – только на нем будущие молодожены могли официально объявить себя парой. Пробуждение природы ценилось одинаково высоко как у ираноязычных, так и тюркоязычных народов, так и у манихеев, тоже связанных через буддизм с Колесом.
• Их северо-восточным соседом с 9 века явились поволжские «булга» (булгары) – «смешанные». Разговор об отделившихся (в результате короткой освободительной войны) огурах-кутригурах, породнившихся с гунно-сарматскими племенами Сувара и мокшанами-тюрками «буртасами», запоминающимися нам по царице Наровчатке... Булгар отвоевал независимость еще на заре становления самого Хазарского каганата.
Часть кутригуров и утигуров в составе отделившихся еще с 7 века «булга» колонизируют Центральный Кавказ. Становятся предками балкарцев. А последняя треть устремляется на Балканы и основывает Болгарию. У волжских булга (помимо тюрков к ним относились марийцы, предки чувашей, упомянутые буртасы и мокша) сложилась собственная конфессия, базировавшаяся на поклонении группе богов, возглавленных Эдфу («духом Солнца», да, видимо тому же самому Кауру-Саврасу...).
• Центр и юго-запад многонациональной конфедерации все еще населяли многочисленные аланы, не поменявшие ни своего языка (северо-иранского по группе), ни религии (через грузин и византийских миссионеров аланы принимают христианство восточного обряда). При этом до появления собственной митрополии (в 10 столетии) сохраняются и аланы-язычники. Про их вероисповедание читайте далее.
К пантеону алан принадлежали летающая собака Семаргл (Хранитель урожая в полях) и главный богатырь прааланского народа. «Нарт» (богатырь) Уастрджи (стал в будущем пророком Ильей). Часть самых южных аланов и суваров (гунно-сарматов) издавна приняла от персов зороастризм, а от хьяона – буддизм. С появлением христианства и ислама эти люди (вернее, уже их сыновья и внуки)«перемешали в голове» все эти 4 религии. Теперь они готовы были принять созданное в Иране манихейство. Наименование вероисповедания происходит от имени основателя «самой страшной секты» — пророка Мани. Тот призывавал своих адептов «подстраиваться» под остальные конфессии, если так было необходимо.
В итоге манихейство (как очень сложная версия происхождения мира) отвергалось аланами. Религия прижилась ненадолго среди уйгуров – во Втором Тюркском каганате. Часто последователей перса Мани величали «детьми вдовы» или «кувшинами» (из-за характерного убора на голове, смахивающего на перевернутый вверх дном кувшин...).
Буртасы проникли внутрь империи на ее закате (в 10 в). Видимо это были южные племена мордовского союза мокша. Отличались крайней независимостью, сталкиваясь в битвах с воинами Булгара с одной стороны и Русью — с другой. Боги мокшан – типично земледельческие. Есть у них и духи леса. Скорее всего, буртасы были ассимилянтом мокшан с ближайшими к ним суварами. Проживали на границе нынешних Саратовской и Пензенской областей РФ (большей частью в Саратовской).
4. «Эпизодическое» население Хазарии
А теперь о «пришельцах». В 10 веке через территорию каганата начинают перемещаться «угорцы» (мадьяры). И часть огузов (а, точнее, разбойники-печенеги). Это русифицированное произношение. Иное наименование — в Европе «пацинаки», в Халифате «банджана». Самоназвание же – «беченег». Да что там говорить! Прочие огузы тоже не называли себя огузами. Они звались УЗАМИ (отсюда имя Уз-бек - вождь узов). Огузы - всего лишь смешение 2 терминов (огуры и узы).
Печенеги так и не создают собственных станов. Занимаются исключительно разбоем. В итоге уничтожены отрядами прибывших в XI столетии кыпчаков (половцев), византийцев и волжских булгар. Многие считают, что в Хазарии жили арабы или арабизированные персы. Впрочем, персы-зороастрийцы, спасающиеся от персов-мусульман, действительно были приняты в Аль Хазар весьма радушно. Таким же путем сюда проникла и малая часть испуганных Исламом этнических евреев... Первые растворились в родственных по языку ираноязычных этносах (аланах, арса и суварах). Вторые хорошо вписались в прослойку городских радонитов.
Главные города охраняли наемники-хорезмийцы (смешанного происхождения). Они тоже покинули свои посты, как только услышали о приближающейся орде «барса севера» Святослава. В 964 году все хазарские провинции уже знали, что бесстрашный Рюрикович укрепил своих варягов не только ополчением из словен, кривичей, радимичей, полян и «чуди», но и заручился поддержкой окончательно отделившегося к тому времени Булгара и тех самых огузов-печенегов. Не стоит прославлять в деле развала Хазарии одного лишь Святослава.
Обитали ли здесь арабы? На самом деле исламисты (причем, не только арабы по происхождению) были лишь гостями. Дипломатами, купцами, приглашенными специалистами. А дело в том, что в геополитическом плане Хазария всегда была союзником Византии. Значит, врагом Халифата. Поэтому арабов (также как подчиненных исламу персов, северных африканцев и сирийцев) в городах не любили. В народе всегда могли возникнуть хабары (кабары) – «палачи чужаков». Однако в 8 веке (это наиболее ожесточенный период в истории арабо-хазарских войн) арабы несколько раз захватывали Дербент (Дарбанд, «Связанные Врата», Баб-аль-Абваб). В ответ хазары его отвоевывали и даже проникали вглубь Халифата до самых границ исторической Сирии. Самого непобедимого арабского полководца они поймали совершенно случайно. Он сражался до последнего вздоха. Его труп законсервировали в контейнере с медом, который якобы должен был придавать сил и ловкости аристократии каганата. Благодарность Византии была настолько велика, что император Лев Исавр в 732 году женил своего сына на сестре хазарского кагана Чичак (по-тюркски «цветок»), принявшей после крещения имя Ирина. Позднее ее сын стал императором Византии под именем Лев Хазар. Благодаря хазарам Восточная империя ромеев и степь не стали мусульманскими еще в 7-8 веках. И это следует нам всем помнить. Доказанный факт. Но хватит политических отступлений. Итак, хабары быстро убивали ставленников Халифата в какой-нибудь стихийной потасовке и растворялись в толпе, из которой они и вышли. На время снова превращались в мирных жителей. Как правило, это были свободные хазары. От понятия произошла знаменитая фамилия ХАБАРов и прозвище «хабарка» или «хабалка» («агрессивная»).
Варяги-русь, бравшие с собой в походы выходцев из восточно-славянских племен, двигаясь от своего форпоста Тмутаракани на восток, совершали морские походы по Каспию. А один разбойный отряд во время арабо-хазарских стычек оказался запертыми в нынешнем Дагестане и осел там... И они тоже враждовали с Хазарией.
Самое интересное: лесостепные славяне, еще до прихода варягов-руси, торговали по всему Каспию и степи — даже с Ираном. Товары свои они часто везли не на кораблях, а на верблюдах. Вооруженные до зубов славянские караваны! Такое в учебниках, почему-то не рассказывают. Как-то не вяжется сей образ с лубочными лесными «лапотниками», выходящими на поле только чтобы его распахать и на дуде поиграть. Их никто не трогал при одном лишь упоминании о том, что они — данники Хазарии...
При всем многообразии культур и политических взглядов, преимущественное население Хазарии было веротерпимым. К примеру, убив в междоусобной схватке (таковых было много) человека, его враг старался похоронить жертву по его обряду.
Сжечь на костре, закопать головой на восход, в сидячем положении до заката, похоронить, быстро построив подбой, осуществить погребение со всей воинской амуницией и даже с конем. Соорудить закрытый гроб (иудеи даже в загробном мире изолировались). Лишь зороастризм призывал оставлять тело на съедение птицам...
Но опять же только птицам (то есть еще нужно было затащить труп на Башню Смерти). Закон Хазарии прощал убийство тела (требовалось лишь заплатить штраф). Но казнил тех, кто убивал еще и душу своей жертвы. Не проводил соответствующего вероисповеданию обряда. Только манихеи верили в перерождение. Для них не имело (ну, или почти не имело) значения, как будет похоронен адепт их чудо-религии...
Учитывались его дела при жизни – как и у буддистов. А позволить себе он мог многое – скрывать веру под личиной любой другой для того, чтобы быстрее продвигать свою «ересь» в умы окружающих людей. Да и крайности приветствовались – следовало стать или полным аскетом, или наоборот «распуститься» уже до умерщвления плоти.
С персидской стороны Каспия в Хазарию прибыли 1-е мусульмане-суфии. Исламисты-мистики призывали хоронить мусульман исключительно в собственных домах (а вот это совсем уж сложно, учитывая, что убитый суфист мог появиться в битве из любого края, никто не успевал и спросить). К слову, суфизм «пограничен» многим религиям.
5. Наследники Хазарии
После разгрома каганата евреи и хазары-иудеи (плюс караимы), загрузив на корабли и верблюдов монеты и прочее добро, рассеялись кто куда. В Киев, в Хорезм (вместе с бывшими наемными стражниками местных городов), в Тавриду и в Константинополь. Часть дошла даже до Западной Европы. Самые восточные роды огуров пополнили восточный эль Тюркского каганата, еще не разваращенный торговлей. Часть кланов стали поданными хана Булгарии (сувары и перечисленное выше население идиллических пятачков от Суры до низовьев Камы). Нашлось в этом новом (вполне сильном и развитом) государстве место потомственным воинам-барсилам (на русский манер - Бершевичам). Предки кумыков и верхушки аваров превратились в исторических кумыков и аваров. Те, чьи прадеды были с Закавказья, вернулись, наконец туда. Мадьяры и печенеги ушли каждый в свою сторону. Поживиться в бывшей стране было нечем. Хазарские города были покинуты. Арабы окончательно осели не далее Дербента (у них не осталось более сил на бои)... К тому же весь прилегающий к Воротам Кавказа Дагестан был итак исламским.
Что было с остальными? Мало кто из историков обращает наше внимание на еще один факт. Как называли себя казаки еще при Иване Мазепе? Некто Орлик (автор законов Войска Запорожского 1710 года) во всех грамотах указывает запорожцев как «козар»... Им поменяли имя на манер донских казаков - на КАЗАКИ, КОЗАЦИ. То есть последние два понятия - лишь прозвища, которое москали дали вольным людям юга. Сами себя они так никогда не называли. Да и вообще - бродник, бродас, сарынь, кайскак, козак, казак, касы, чери касы, черкасы, кхазакх - это прилагательные (они значат НИКОМУ НЕ ПОДЧИНЯЮЩИЕСЯ). А САРЫНЬ намекала непосредственно на САРАИ (зону внутри Орды - была даже Сарайская православная епархия, никак не связанная с остальной Русью). Сами себя степные русские именовали именно КОЗАРЕ или ХУЗАРЫ.
Впервые русские летописи упоминают их в 14 веке. Их видели со стен Москвы - в армии одного из позднеордынских ханов. Хазары из центра Хазарии никуда не уходили, продолжая жить на территории каганата и в восточной половине Малороссии. Их не преследовали, потому что они стали вольно-договорным служилым сословием у разных тюркских ханов, часто враждующих друг с другом. Мало кому из школяров расскажут о «фамилиях» первых казаков. Это АЖИНовы, АБРАМовы, АЙВАЗовы, АЛИМовы, АХАНовы, АСТАХовы, АЛЬБАКовы, АРАКАНцевы, АСАНовы, АШУРКовы, АРКАШИРины, БАГАЕвы, БАУЛины, БАХИРы, ДЖУМАЙло, ЕМАНовы, ЗЕМБУЛАТовы, УЛАНовы, ЦЫНКАЛовы, ЧАПУРины, ЭРХИСы, ЯЗевы, МАНСУРовы, а больше всего БЕКовых, ЭЛЬДИБЕРовых и ТАРХАНовых. Нет ни одного Кузнецова или Сидорова - можете сами поискать. Всякие БЕГЛЫЕ Ивановы и Петровы появились на бумаге только ко времени создания реестров Всевеликого Войска Донского или же реестров малоросских казаков. Наверное, вопрос исчерпан...
Свидетельство о публикации №221041800272