Полёт с Чередниченко

                Автор - Александр Карпов


Однажды, в одну из лётных смен ночью при минимуме погоды, мне довелось лететь с проверяющим на борту, командиром полка, полковником Чередниченко, а по сему надо было всё делать четко по Инструкции экипажу. Летали мы в ту смену с посадочным курсом 190 градусов, и одна маленькая особенность этого курса посадки не позволяла лётчикам выполнять один важный пункт Инструкции по эксплуатации радиовысотомера.

Дело в том, что в районе 3-го разворота находилась маленькая «горушка», из-за которой, если верить штурманам и их формулам, и была рассчитана относительная (относительно торца взлетно-посадочной полосы) высота полёта по кругу 700 метров. Радиовысотомер «РВ-2», выставленный согласно Инструкции на первый большой диапазон 600 метров, уж больно не «любил» пролёт этого «гиблого» для него места.

В момент пролёта над этой самой «горушкой» истинная (от самолёта до поверхности земли) высота полёта составляла всего 200 метров. Радиовысотомер, предупреждая лётчиков об опасности, всё время начинал там дико «бесноваться», включая свою звуковую и световую сигнализацию. В полку все лётчики, и я в том числе, зная эту особенность, при полётах по «БК» (большая коробочка – прямоугольный маршрут полёта по «кругу» с четырьмя разворотами) с этим курсом сразу ставили «РВ-2» на малый диапазон 120 метров, что требовалось делать гораздо позже по Инструкции экипажу.

Передо мной встала дилемма, как поступить – по «уму» или по Инструкции, ведь на борту находился такой проверяющий! Я решил отдать предпочтение Инструкции и стал с «ужасом» ожидать подлета к третьему развороту.

Радиовысотомер, окрылённый тем, что им наконец-то начали пользоваться, как это рекомендовано Инструкцией, при подлете к третьему развороту резво и радостно раз десять проквакал первый раз и столько же раз озарил кабину яркими вспышками своей красной лампочки.

Боковым зрением я успел заметить, как Чередниченко нервно заёрзал на своём кресле, но промолчал. Через несколько секунд всё повторилось снова. Я подумал, что же будет дальше? Ведь такой радости у радиовысотомера – предупредить лётчиков об опасности, пока мы будем пролетать над «горушкой», будет ещё раз восемь (из одного моего эксперимента). Однако, когда «РВ-2» в третий раз попытался нас предупредить о грозящей нам опасности, Валерий Демьянович опять нервно, даже более нервно, чем в первый раз, резко заерзал на кресле и раздражённым голосом дал мне чёткую команду: «Да выключи ты его к такой-то матери!!!», что я немедленно и с большим облегчением сделал. Далее полёт продолжился и закончился строго по Инструкции экипажу.

PS.
Чередниченко Валерий Демьянович (14.09.1939 г.), выпускник Ейского авиационного училища лётчиков 1960 года по профилю истребителя, сразу попал под "хрущёвское" сокращение на миллион двести тысяч личного состава ВС СССР в 1961 году. Повторно был призван на военную службу в марте 1962 года. Вся служба Валерия Демьяновича проходила на Кольской земле в Заполярье. Он прошел путь в нашем 924 гвардейском морском ракетоносном Киевском Краснознаменном ордена Суворова II степени авиационном полку от правого лётчика – помощника командира корабля на самолетах "Ту-16" до командира полка.

В 1976 году он принял полк от своего предшественника полковника Гудкова Ю.С. в "плачевном" состоянии. За три года напряжённой службы под руководством Чередниченко В.Д. личному составу удалось достичь почётного наименования "Отличный полк" и прочно удерживать его на протяжении многих лет.

Валерий Демьянович сам был не только замечательным лётчиком, но и инструктором-методистом по всем видам лётной подготовки днём и ночью. Он вложил много своих сил и энергии при подготовке молодых командиров экипажей к самому сложному виду лётной подготовки – дозаправке топливом в воздухе. Он всегда принимал отчаянно смелые решения на выполнение лётных смен в самых сложных погодных условиях, давая возможность лётному составу полка набираться настоящего боевого опыта.

Он доверял нам, своим лётчикам, а мы верили ему, когда он сам возглавлял группу руководства полётами и очень чётко руководил экипажами в воздухе. При нём полк был подготовлен по всем видам боевой подготовки днём и ночью, почти все командиры и штурманы кораблей были специалистами первого класса, который они заслуженно получали через 3-4 года после назначения на эти должности.

В 1984 году Валерий Демьянович был назначен на вышестоящую должность летчика-инспектора Авиации КСФ (Краснознаменный Северный флот) по боевой подготовке и продолжал обучение летного состава авиационных полков, летающих на самолетах "Ту-16".
В 1991 году полковник Чередниченко Валерий Демьянович, лётчик-снайпер, награждённый двумя орденами "За службу Родине", был уволен в запас и уехал на постоянное место жительства в город Киев.

Упоминание о нашем командире полка есть на моей странице в поэме "Полёты 924 гмрап" и в рассказе "36 часов".

В начале мая 2018 года Валерий Демьянович приезжал в Заполярье на празднование 80-летнего юбилея своего родного полка, в котором он прослужил 22 календарных года. 24 мая 2018 года Валерий Демьянович на 80-м году жизни умер.
Глубоко символично, что 14 сентября 2019 года, в День 80-летия нашего легендарного командира, на одном из военных аэродромов авиации Северного флота состоялся торжественный митинг авиаторов морского полка и ветеранов нашего 924 гвардейского полка по случаю присвоения одному боевому самолёту собственного наименования: «Валерий Чередниченко».

Стоят и смотрят в небо, и нету их родней,
Седые командиры крылатых кораблей.
Мечтой полны одною: летать, а не ходить,
А может быть не стоит так души бередить?
Сердца стучат, как молот, давление к вискам,
Они конечно могут подняться к облакам!
Небесные дороги – то вниз, то в высоту…
И тот, кто дорог многим, сегодня на борту.
Вот, снова из эфира звучит «добро» на взлёт!
И имя командира уносит самолёт.
И, со стихией споря, с улыбкой, не спеша,
Над Баренцевым морем летит его душа…

Автор стихотворения Валентина Кирьянова. 19 сентября 2019 года.


Рецензии
Приходилось за 37 лет лётной работы довелось летать с разными проверяющими. Самый прикольный полёт с двумя генералами на борту: Пироженко и Волковым...

С уважением, п-к Чечель.

Полковник Чечель   19.11.2021 00:14     Заявить о нарушении