Малыш нанду по имени Арчи. Повесть-сказка. Глава 9

День второй. Южная Америка. За миллионы лет до нашей эры. Ур

     Начали возвращаться самки с детёнышами. Некоторые шли молча и спокойно, но были и сетующие на свою тяжёлую судьбу. Одна самка чуть ли не скандал закатила, что её из дома выгнали, а опасности, оказывается, нет.

     - Эй, а куда ты яйцо с нашим птенчиком дела? – спросил её муж.

     - Я же не нанялась его таскать, там, в яме, куда нас отвели, оно и лежит, нужно тебе, иди да забери.

     Растерянный отец, раскрывший даже клюв от изумления, стремительно сорвался с места и, распихивая возвращающихся, бросился в обратную сторону.

     Арчи с удивлением наблюдал за происходящим. Вот в половинке скорлупы одна самка несёт недавно проклюнувшегося птенца:

     - Боялась, что упаду, когда буду вниз спускаться, - рассказывала она всем подряд. - Малютка у меня первенец. Хорошо рядом опытная мамаша оказалась, она мне и посоветовала в скорлупке дочку нести.

     Ещё одна мать подошла к яме, в которой притих эндрюсарх, подозвала к себе высокого, но ещё не до конца выросшего сына, и сказала ему:

     - Плюнь этому чудищу в глаза, может они вытекут и он сдохнет. Я с таким удовольствием буду его косточки обгладывать.

     Келенкены всё прибывали и прибывали, хотя количество возвращающихся с каждой минутой всё уменьшалось.

     Прозвучал громкий удар клювом о деревяшку, призывающий всех келенкенов на общее собрание. В пампе немного в стороне от лежащих на траве туш поверженных эндрюсархов стояла небольшая группа птиц. Среди них были главный старейшина всех келенкенов, сын бывшего главы этого рода Аму, ветеран Ур, пришелец по имени Арчи, которого с недавних пор решено звать Спасом, и ещё нескольких широко известных птиц.

     - Ты знаешь,  пришелец! – негромко и размерено рассуждал вслух главный старейшина, - Иногда мне казалось, что никакого бога нет, придумали его для спокойствия птиц и зверей, но вот сегодня я уверен, что именно птицебог прислал тебя к нам на помощь. Ведь ты появился в тот момент, когда в тебе возникла максимальная нужда. Что произошло бы, если бы тебя сегодня здесь не было. Исчезло бы ещё одно племя келенкенов. Нас и так уже всё меньше и меньше остаётся, и вот новая напасть. Но пришел ты, и мы спасены, а жестокие убийцы – эндрюсархи мертвы. С этой поры они никогда больше не будут  хозяйничать на этой земле, последний живой эндрюсарх сидит в глубокой яме и скоро будет съеден.

     Главный старейшина огляделся вокруг. Огромные туши эндрюсархов виднелись рядом с лесом, в котором жили келенкены.

     - Эти убийцы, - продолжил он, - преследовали келенкенов с давних времен. Никто не знает, почему так было, вокруг масса жирных и вкусных травоядных, нет, подавай им только келенкенов. Я с тобой познакомился лишь вчера, когда ты сотворил первое чудо, в спортивном состязании с подавляющим счетов выиграл у до того непобедимых келенкенов. Я не понял тогда, что это знак свыше, но сегодня новое чудо, новая победа, но если вчера был спорт, то сегодня битва не на жизнь, а на смерть, и опять это чудо сотворил ты. Я слышал тебя стали называть Спасом, это очень правильно.

     Подлетел Арги, в когтях он за длинный лысый хвост держал какое-то животное. Он снизился над Уром и расцепил когти. К ногам келенкена упал визжащий от  страха и боли стилинодон.

      - Не этого ли одноухого ты разыскивал Ур всё это время? – спросил аргентавис. – Вы же знаете, я птица ранняя. Лечу сегодня на рассвете, выбираю, чем бы себя любимого на завтрак побаловать. Смотрю, а внизу, туда-сюда эндрюсархи замертво валятся. Ну, думаю, здесь без моего друга, Арчи, не обошлось. Точно, вижу, вон он у деревца стоит, а мимо него какой-то зверь в траве ползёт. Думаю, не просто так ползёт кто-то, прячется небось. Присмотрелся, а у зверя одного уха нет. Ох, и погонял он меня по пампе пока я его не сцапал, такая хитрая зверюка попалась.

     Ур задумчиво посмотрел на стилинодона.

     - Скажи, пожалуйста, только честно, это ты на нас эндрюсархов навёл и все наши секреты им выболтал?

     Стилинодон выпрямился и с нескрываемой ненавистью посмотрел на Ура:

     - Да, я, и горжусь этим. Я смог достойно отомстить за смерть всех моих близких. А теперь можешь убить меня, я готов встретить смерть.

     - Прощения я должен у тебя попросить за все беды, какие мы, келенкены, нанесли твоему роду, а не убивать. Обманули  мы вас, а затем несправедливо обвинили. Прости и иди с миром, - и он повернулся в другую сторону.

     - Ничего не понял, но желание моего друга – закон. Ответь только, зачем я его так долго по пампе гонял? – засмеялся Арги.

     - А вот я тебя хорошо понимаю Ур, - сказал Арчи – но боюсь, что ты со своим решением поспешил. Мне кажется, что этот стилинодон понял твоё решение не совсем правильно и скоро вернётся, возможно, не один. Будьте внимательны.

     - Так может мне его догнать? - оживился Арги, - это я мигом.

     - Не надо Арги, сиди на месте, - после слов Арчи Ур помрачнел, но ответил твердо, - я свои решения не отменяю.

     Главный старейшина лишь горестно покачал головой.

     - Справедливость восстанавливать надо, сомнений в этом никаких нет, но думается, что Спас прав.

     Арги взлетел, быстро набрал высоту и скрылся за деревьями.

     К огромной толпе келенкенов продолжали подходить опоздавшие, а главный старейшина уже начал говорить:

     - Дорогие друзья, сегодня у нас великий праздник. Страшный враг, который столько лет нас преследовал, уничтожен. И помог нам сделать это маленький пришелец, который отныне обрёл свое новое имя – Спас. Но к празднованию мы ещё вернёмся, ведь в первую очередь нам надо решить очень важную задачу: Арма, который руководил вами много лет, больше нет с нами. По обычаю келенкенов, нового вождя надо выбрать до захода солнца. Арм просил за своего сына Аму, но решать вам.

     Арчи с любопытством наблюдал, как проходят у келенкенов выборы главы рода. Птицы ходили туда-сюда и о чём-то оживленно переговаривались. Страсти накалялись, келенкены начали толкаться, разговаривать на повышенных тонах. Вначале Арчи показалось,  что сейчас начнётся выяснение отношений с применением грубой физической силы, затем страусёнок решил, что птицы заключают пари, как это было вчера. Он перебрался поближе к Арги, который успел вернуться и усесться на своё любимое место на нижней ветке дерева, прикрыв глаза и сделав вид, что дремлет. Клюв у него был окровавлен, а сам он блаженно улыбался.

     Стоило только Арчи подойти, как его большой друг приоткрыл один глаз:

     - Ну, де---ла, - произнес он, максимально растянув при этом слово "дела".

     - О делах потом поговорим, а пока ответь: ну, что вкусно было? – перебил его страусёнок.

     - Вкусно, это не то слово. Представляешь, он совсем успокоился и шёл медленно, медленно, вразвалочку, обдумывая, как он этому борцу за справедливость отомстит. По сторонам даже не оглядывался. Ну, тут я его легонько так по башке глупой и тюкнул, ну а дальше всё как обычно, отнёс домой в гнездо, но полностью есть не стал, так немного разорвал, да печень с сердцем съел, надо же место и для эндрюсархов сохранить.

     - Молодец, правильно поступил, и Ур своего слова не нарушил и мерзавец больше по земле этой бегать не будет. А скажи, ты не боишься, что этот тип потом вонять начнет. Ур это всё так красиво описал.

     - Ну, начнёт, так я его кому-нибудь из голодающих отнесу. Там, неподалеку одна больная мамаша малыша родила, да выкормить пытается, а у самой сил охотиться нет, так вот, я её иногда подкармливаю, - он замолчал, но вдруг неожиданно даже, по-видимому, для себя самого добавил, - по правде говоря, я стилинодона уже ей отдал.

     Арчи только головой кивнул и тут же поспешил вопрос задать:

     - Ты так жалостливо рассказывал, что у меня от умиления слёзы на глаза наворачиваться начали. А сейчас скажи, что там за дела творятся? – и он головой на ссорящихся келенкенов показал.

     - Первый раз о таком слышу. Возражают некоторые против кандидатуры Аму, нарушая при этом неписаный закон пампы, согласно которому эта должность, я имею в виду главу рода, передается от отца к сыну. Главный старейшина тоже, наверное, на их стороне, вишь, как он завернул "но решать вам". И знаешь, в чью пользу всё это поворачивается? Многие, я не хочу пока сказать большинство, голосование то ещё не началось, хотят видеть на этом посту Ура. Представляешь, явился весь покалеченный, без роду, без племени, его вылечили, выходили, на ноги поставили, а он, тихоня этакий, народ баламутит. Начальником большим хочет стать, к власти рвётся.

     - Не знаю, почему ты так против него выступаешь? Мне он очень понравился. Чёткий, конкретный, решительный. Это не то, что твой Арм – размазня и трус.

     Арги даже клюв раскрыл от изумления:

     - Да, что ты говоришь такое? Он же был моим лучшим другом, а ты, о нём так неуважительно.

     - Что друг не может быть ни размазней, ни трусом? – парировал Арчи, - по-моему, друзей по другому принципу выбирают.

     - Ладно, не будем спорить, у тебя одно мнение, у меня другое, пусть так и будет. Ты же знаешь, что я никогда не спорю.

     - Потому, что бабушкины слова ты хорошо знаешь об обманщике и дураке, а ни тем, ни другим быть не желаешь.

     - Скажи-ка, запомнил. Ладно, давай помолчи, а то я прослушаю, кого там изберут, - и Арги вновь прикрыл глаза, сделав вид, что он погрузился в дремоту.
   
     Вскоре началось привычное уже для Арчи деление птиц на две группы, при этом, одна значительно превышала другую.

     - Они, что опять пари заключают? – не выдержал долгого молчания Арчи.

     - Нет, сегодня пари запрещены, - Арги  смотрел уже в оба свои глаза, - ну точно, Ура выберут. Придётся, наверное, мне готовиться к расставанию с келенкеновой стаей, а жаль, мне все здесь давно уже как родные.

     - Арги, дорогой, - страусёнок встал на цыпочки, дотянулся клювом до птичьих лап и начал их теребить, - переведи на нормальный язык, что там происходит.

     - Сейчас подсчёт голосов начнётся, за кого больше, тот и победит. В одной группе стоят те, кто за Ура голосует, в другой – за Аму. Сейчас из каждой группы по одной птице в сторону отойдет, затем ещё по одной, и ещё, ещё, ещё. Вот так и будет продолжаться, пока одна группа не закончится. Тогда ясно будет,  победу одержал тот, у кого в группе ещё хоть один келенкен остался.

     - Это я понял, ну, а сейчас, что получается?

     - Сейчас получается так. Всем ясно, что за Ура голосовать собирается больше народу птичьего, а за Аму - меньше.

     - Значит всё решено? Ур теперь станет главой рода келенкенов? – Арчи пытался получить вразумительный ответ, но услышал лишь:

     - Ну, какой ты непонятливый. Ясно-то, ясно, но голосования же ещё не было, - и Арги  отвернулся в сторону, всем своим видом показывая, что говорить с такой бестолковой птицей, как Арчи, он не собирается.
 
     Прозвучал удар клювом о деревяшку, и от каждой группы к старейшине подошло по одному келенкену. Он махнул им крылом, и они отправились гулять по пампе у него за спиной. Пара за парой проходили этот путь, до тех пор пока перед старейшиной не остались стоять одни лишь сторонники Ура. Ещё один удар по дереву и раздался громкий голос старейшины:

     - Подсчёт голосов закончен. Согласно воле келенкенов этого рода, его главой выбран Ур.

     Поднялся оглушительный шум. Келенкены кричали в полный голос. Вот теперь Арчи понял, что такое крик келенкенов. Он посмотрел на Арги. Огромный аргентавис съежился, закрыл уши крыльями и замер. Барабанные перепонки у Арчи болели невыносимо, казалось, что, если шум усилится ещё хоть не намного, они попросту лопнут.

     В этот момент главный старейшина приподнял одно крыло и шум начал стихать.

     - Слушайте все! – голос главного старейшины прозвучал, как сильнейший раскат грома, земля даже дрогнула.

      "Ничего себе, оказывается, он умеет кричать даже громче других. Наверное, он был чемпионом по крику" – промелькнуло в голове у Арчи.

     - Слушайте все! – повторил главный старейшина и, когда шум окончательно стих, заорал так, что листья с деревьев посыпались, а бедный Арги слетел на землю и сжался в комок.

     - В пампе объявляется двухдневное перемирие, все приглашаются в гости к верхнему племени келенкенов, у них мяса вдоволь, всем хватить должно - прокричал главный старейшина.

     Звук его голоса долетел до далеких гор, отразился от них, и эхо много раз повторило эти слова. Как по мановению волшебной палочки пампа ожила, отовсюду появилось множество зверей, в основном, конечно,  травоядных, которые со всех сторон пошли поздравлять нового главу рода келенкенов.

     - Пойдем и мы, - Арчи потёр уши и засмеялся, - в очереди постоим. Надо же поздравить Ура, он будет хорошим руководителем.

     - Нет, я не пойду. Он спросит, а, что ты делаешь здесь? Ты же не нашего рода. Иди и больше не приходи. И мне придётся уйти. Ты знаешь, Арчи, я так одинок. В мире осталось очень мало аргентависов. Вот, ты видел, где-нибудь парящего аргентависа? Я тоже давно не видел. Может я вообще один остался, не знаю. А жить одному, поверь, очень тяжело. Целый день летаешь, охотишься, потом ешь добычу, и снова охотишься, и снова ешь, и всё, и больше ничего. Никто даже не скажет, какой ты Арги молодец, какой замечательный охотник. Поговорить то не с кем. Как-то я случайно окликнул Арма, он мимо Священной скалы проходил, а я на ней сидел как обычно, там же мой любимый наблюдательный пункт, и мы с ним разговорились. Потом это произошло ещё раз, и ещё раз, и ещё много раз, пока не вошло в привычку. А однажды он пригласил меня в гости, и постепенно я стал его другом. Я мог в любое время прийти к келенкенам и мне все были рады, я себя чувствовал на их поляне, как у себя дома. Нет, не как, это и был мой настоящий дом. А вот теперь меня оттуда попросят. Ур скажет, нечего тебе птица у нас делать, ты не наш. И всё, жизнь для меня закончится, придётся, как мой друг Арм, сложить крылья и камнем вниз.

     - Арги, Арги, ты что? Не ты ли недавно мне говорил, что нельзя смотреть на жизнь так пессимистично. Что с тобой? Очнись, приди в себя. – Арчи повысил голос, он почти закричал на съежившуюся на земле огромную птицу:

      - Да, возьми же ты себя, наконец, в крылья, тряпка ты какая-то, а не гордый аргентавис. Пошли за мной, пешком пошли, - ещё раз прикрикнул он.

     Они шли очень медленно. Видно было, что Арги боялся, он так сильно боялся, что весь даже дрожал. Через каждый десяток метров он останавливался, и Арчи, шедшему сзади, приходилось даже клювом или ногой подпихивать его вперед.

     Все расступались перед ними, поэтому, подойдя к Уру и главному старейшине, которые стояли на самом высоком месте на этой равнине, они оказались одни. Все остальные в почтении стояли несколько позади.

     - Ур, ты настоящий молодец. Я так рад за тебя, - Арчи протянул крыло и новый глава рода почтительно коснулся его своим крылом.

    - Мы с Арги хотим тебя искренне поздравить, мы думаем, что ты будешь хорошим главой рода, и племя келенкенов продолжит жить долго и счастливо.

     - Арчи, Арги, дорогие вы не представляете, как мне дорого именно ваше поздравление. Знайте, что дом келенкенов всегда открыт для вас.

     Арги поднял опущенную все это время голову, и посмотрел в упор на Ура.

     - Значит, ты меня не прогоняешь и всегда, в любое время я смогу приходить к вам в гости?

     - Какие странные вещи ты говоришь, Арги. Кто может прогнать тебя из твоего собственного дома? Ведь ты член нашей стаи.


Рецензии