Половина русских - славяне, всегда жившие в степи

Особенность приведенных 19 слов заключается в том, что они не имеют корней в «финно-поволжском», еврейском или арабском языках (кроме 4 последних). Единичные корни сходны с византийскими (латинскими и греческими). А вот больше общего все-таки со скандинавскими терминами. Многовековая торговая связь с помощью чудо-водоемов...Итак, богатый русский язык имеет синонимы разного этнического происхождения. В отличие от прочих славян, будущие русские люди «впитали» в себя еще и степь. Многонациональное пространство. Называлось оно эль (союз) Хазария.
 


1.УАЖ/УАЗ/УАХ/ЙЫШ/ВАЖ/ВЕЖ от ВЕТЖ/ВЕТ/ВЕСЬ («множество своих»)


Русское ВАЖный («нужный поселению»);

Русское ВЕЖливый («знающий обычаи поселения»);

Русское ВЕЖа (от ВЕСь) – собственно поселение, самое актуальное значение – «группа дворов»; специализированное значение ВЕЖи — что-то возвышающееся (ВЕШка, ВЕХа — указатели в пути или ВЕЖа — башня). Саркел звали Белой Вежей.

Русское уВАЖение (авторитет в поселении);

Русское местоимение ВАШ (первоначально «принадлежащий поселению или роду»), любопытно, но похожие по звучанию слова есть только в языках северо-германской («варяжской») группы;

Русское ВАЖич и ВАЖна – поселянин и поселянка;

Западно-славянское ВЯТЖий («ветхий» – то бишь «правитель рода», «старейшина»);

Славянское ВЕТла, ВЕТвь/ВЕРВь, ВЕЗь, ВЕСь, ВЕДЖь – род, откочевавший от племени, колено общности, деревня, где живут люди отделившееся от большой семьи;

Аланское УАЗаг (правила, обычай уважения и гостеприимства, набор традиций поселения-рода);

Аланское УАЗан («замкнутое пространство»);

Суварское (гунно-сарматское, а ныне татарское) УАХ («желающие добра», то есть «свояки»);

Суварское (гунно-сарматское, а ныне чувашское) ЙАХ – «клан», «шайка», «братство» «племя»;

Чувашское ЙЫШ – «семья», группа в самом широком понимании (не обязательно человеческая).


2. Хибара от ХИБ/ХАБ/ХАВ/КАБ («банда, тайник разбойного сообщества»)


Аланское ХИБа – «род» (с осетинского ХИБАстаг переводится как «собрат» или «член братства»);

Русское ХИБара – от восточно-славянского ХЫБ («укромное местечко» братства, его «тайник»);

Малоросское КАБора, КАБар, КАБак – место схрона вольных степных объединений. Некоторые этимологи считают, что слово «кабора» попало в язык варягов («схрон») и «франков» (КАБАРе).

Татарское КАБАхэт – «отвратительный», «мерзавец», «возмутитель спокойствия» и «отступник»;

Хазарское КАБАр – «злодей» в самом широком смысле (кабары внезапно нападали на любого);

Восточно-славянское ХАБалка – в словарях «вздорная, грубая, крикливая, нахальная женщина»;

Русское ХАБал (ХАБар) – «смутьян», «зачинщик бунта», «базарный скандалист», «озорник», хам;

Чувашское ХАВ – литературный русский перевод звучит как «дружною толпою» или «лай псов» (из всех славян только в русской литературе лай обозначают АВ! или ГАВ!).


3. КАУр, САУр, САВрас, КАВур, КАНъюр – «красно-коричневый», «рыжий»


Сивка бурка вещая каурка - помните эту фразу из сказок? И сивка, и бурка, и каурка обозначают одно и то же. Красно-коричневый цвет. Почему красно-коричневый конь вещий? Попробуем разобраться.
У всех народов, проживающих в Хазарии, это обозначало рыжего коня-Солнце или рыжего человека. Считалось, что жены каганов (хатун) – это их магическая сила. Они должны были быть рыжими, русыми, золотоволосыми, но никак ни прозаическими для всех тюрок брюнетками. У гунно-сарматов считалось, что их прапредок (мрачный Каур) может вступать в связь с погибшими. В том числе и сексуальную (был и обряд).


4. Барсалия или Барсилия – «страна барсов»


Булга («смешанные», северо-восточное население Хазарии) начали заселять землю барсилов одновременно с официальным упоминанием Хазарии в исторических анналах – в 6 веке. Так сообщают византийские источники. Тогда барсилы проживали в дагестанской части бассейна Терека и Сулака. Во всех концах изначальной Хазарии (Суваре, Арсании, Алании, Барсиле, Вантите и Тавре) барсилов так и называли – «барсилами», «барсалами», «берсалами», «барса» или «народом барсил». До сих пор не понятно кем были барсилы – аланами, гунно-сарматами (суварами/севирами), славяно-суварами (вятичами, северянами), арса (аорсами), тюрками или уарами.
Барсилов также называли бориел, елборыс, бурзян, борысел, бурдж и даже Буршевичи...

Однозначно они не были земледельцами и купцами (армянами, многонациональными караимами с Тавриды или евреями-ортодоксальными иудеями (толмудистами). Потому что термин «барс» ассоциировался с «беспощадным, умелым и абсолютно бесстрашным воином». Или самым страшным зверем-хищником. Метафоры Востока.

Например, Святослава, разгромившего при помощи разбойных огузов («печенегов») ослабленную неурожаем и войной с Халифатом Хазарию в 965 г., хазары звали «барсом Севера»...


5. Тархан


С последними тарханами успели пообщаться и царь Петр I, и военачальники Екатерины Великой, и Павел I.

Во всех уголках каганата этот титул заменял наше понятие «правитель». Тарханы – аристократы. Не посетив нужного раздела Википедии, мало кто узнает, что первое название города, стоявшего на месте современной Астрахани – Хаджи Тархан. Первое слово чуждое — арабское (на кавказский манер хаджи это гази). Святая Знать, Святой Правитель, Благая Власть. Большая часть имен хазарских аристократов, вождей племенных союзов из воинских родов заканчивалась титулом «тархан». Это факт.

Как раз от «тархан» или «кахан/каган» родилось общеупотребимое (в более поздние времена) сокращение «хан»… В хазарские времена такого слова еще не было. Посол багдадского халифа Ибн Фадлан упоминает в 922 г.: зимняя ставка кагана Булгара находилась в низовьях Волги. Он там бывал. Историкам-краеведам не так давно удалось реконструировать маршрут известного своими записками араба. Оказалось, это место сегодня – восточная Астрахань (Три Протока). Русских князей арабы также называли каганами. Но мало того! Они утверждают, что те сами себя так называли. 

А ведь был еще и городок Тарханы — сейчас это всего лишь один из музеев Лермонтова. Существует слово «дархан» в якутском языке (якуты-то от гуннов).

Знатных обитателей степи (исключительно из воинских родов, в будущем — просто профессиональных воинов) также звали «тархарами», «тартарами» или «татарами».


 6. Кхас
Это аланское слово хазарских времен на всей территории каганата обозначало «хорошо», «все есть» или «жизненная благодать». Успешные горожане (торговцы, менялы, караванщики и владельцы морских судов) имели полное право прибавлять к личному имени окончание Кхас. Даже в 11-12 веках у «язаматов» кхас — это «хорошо». К 11 веку кхас стал произноситься как хорс. Лишь у руссов есть ХОРОший.


7. Чин


Сразу во всех хазарских говорах ЧИН (ЧЫН, ЧЖИН, СЫН, ЧАН, САН) — «устраивать что-то» (прием гостю, почтение вышестоящему, свадьбу, любой ритуал вплоть до похорон). Даже у русских до сих пор промелькивает в исторической художественной литературе «не по чину» или «не по сану». То есть не правильно, не по ритуалу. У каждого титула (государственной должности, наследственного социального страта) был свой ЧИН — способ почтения и общения с ним. Это потом у русских чин стал просто должностью (сравните ЧИНовник, ЧИНно воссел в кресле, ЧИНит препоны). В Булгаре же ЧИН остался «процедурой почитания». В нынешнем татарском — «почитанием гостя». В чувашском ЧИН — член (группировки, братства, религиозной общности, рода). У осетин есть УЫН — «толпа», «временная группа» или «прослойка общества». Не понятно уже кто у кого заимствовал лексему. Просто «хазарская»...


8.Бек (би, биар, бей, бай)


Местный феодал (заодно воевода этнического региона). Титул образован от корня, указанного в заглавии в скобках. Значение: «богатство». «К» (АК, УК, ЮК, ЫК) – тюркские суффиксы притяжения. «Бай» попал и в русский язык. Семантика — «указывающий». Сравните красно-бай («красиво указывающий»). Позже уже «любящий давать советы». А еще позже обыкновенный «балабол» или «болтун». Потому что глагол «баить» одновременно с уменьшением тюркского влияния начал снижать свое значение до прозаического «болтания», «говорильни», «сказочности».


9. Qazaq — отделившийся от родного народа, кочующий, никому не подчиняющийся, изгой


Во всей Хазарии ( а позже во всей евразийской степи) это понятие ассоциировалось с отсутствием принадлежности к какому-то стационарному государству или к царям. Еще варианты произношения: «Казак», «Казах», «Кайсак», «Кхазакх», «Касы», «Каз».   От частицы «касы» образовалось турецкое чери касы — «воины неподчиняющиеся». Далее — малоросские «черкасы» и еще более позднее, уже великорусское, «черкесы».


10. Коллонтай


Впервые эта фамилия всплывает именно у северского (еще точнее, Брянского) боярина 15-го столетия. До сих пор ни один словарь не может внятно объяснить что же значит «коллонтай». Лишь школа «Словена Ясна» предполагает, что это «вершина холма».

Частично да. Потому что вершина — тоже объект, который виден издалека, выступает над окружающим пространством. Но истинная семантика «нашего» корня КЛТ гораздо шире. Между тем лексема эта родственна греческому «колоссу», латинской «колонне», общегерманскому «колеру», арийскому общеевропейскому «колту» (у нас сейчас это «кол»), а также интернациональному «культу». Семантика едина — «стоячий», «покрывающий своей высотой», «видимый издалека», «выступающий на фоне окружающей местности» («культ-тотемный столб», «стоячий злак», «воткнутая палка»). «Колере» на вольгаре (первом итальянском языке) — «стоячий воротник»...

А в Хазарии частица использовалось именно с этимологией «палка». Боевая палка. И именно в фонетической конструкции «колотай». Фонема «н» лишь после Крещения навсегда прилипла к нам из греческого. Даже к словам, не имеющим к эллинам никакого отношения. Поэтому до Кирилла и Мефодия славяне сказали бы «колотай» (как продолжали это выговаривать хазарские народности — «хезари»). Ведь существует же до сих пор «КОЛоти!» (бей палкой!), КОЛ (заостренная палка) и КОЛотун (СТОЯЧИЙ холод — реки встают). В тогдашней степи «коллата» значило «во весь рост». До сих пор в русской речи хранится выражение «не стой КОЛом — садись».   

У поздних русских упомянутое в разделе орудие это было обозвано «ДУБинкой» (логично — его делали из дуба). Значение это попросту забыто. Как и все традиции Северщины, Вантита, Приазовья и Сувара, составляющих самое сердце Хазарии...
 

11. Гомон — «разговорная речь», народный говор


Это слово характерно исключительно для Северщины («Сиверо», «Сивера», «Сябра»). К Северщине в разное время (географически и этнически) относились такие города-крепости, как Чернигов, Новгород-Северский (возможно два этих города исторически являлись центром Северской земли), Севск, Стародуб, Комаричи, Брянск, Козельск (в меньшей степени), Трубчевск, Глухов, Рыльск, Путивль, Полтава, Глинск, Недригайлов, Хотмыжск, Курск и Гомель. То есть «стык» нынешних РФ, Украины и Беларуси. Севрюки являлись прямыми потомками северян. Рассматриваемый термин обозначал «говорить на родном языке», «понятно изъясняться» или «рассказывать».

В русском, украинском и белорусском словарях семантика древнего вербала «гамати» изменена на «шуметь», «галдеть» или «волноваться» (это о толпе народа). Этимологи выводят «гомон/гам» то из саксонского гейм («игра», то есть определенно шум), то из исландского «гаман» («радость» и «веселье»). То есть из варяжских языков. Продолжает обнаруживать себя крепкая торгово-дипломатическая связь варягов и хазар (ведь лишь одна разновидность варягов — русь — решила воевать, а не торговать с каганатом). А вот в степных языках «гомон», а, вернее, «гам» сохранил иное значение — «хам». Определенно «гомон» — «говор» не простых степняков, славян или варягов, а «никому не подчиняющейся» их разновидности. Ведь именно их варяги как раз и называли давнишним общегерманским прозвищем «хамм» («удар молота»). Степные сообщества лучше всех владели в хазарские времена булавой и чеканами...

Такие брутальные битвы у булгар именовались как раз «гаманом» — «горем, скорбью». И неспроста у булгар и русичей именно зловещая птица ГАМаюн («смута») якобы предвещала падение государственных деятелей. Фамилия Гамаюн до сих пор популярна на Северщине, на юге России, на юго-восточной Украине и в Новороссии. Самое интересное, что залетала она вообще без крыльев. Причем являлась из Рая (из эпохи степной военной демократии или даже из более старых времен амазонок?). Изображалось это существо на знаменах многих ополчений смутного 17-го века...


12. Бола


У осетин БОЛа значит буквально «здоровяк» или «силач». У тюркских этносов БОЛАт – то же самое. У некоторых народностей это «богатырь», «спаситель родной земли», в общем, «чудо-герой». У русских (в отличие от всех остальных славян!) есть слово БОЛьшой (внушительный по размеру). В индо-арийских словарях БАЛу – «здоровяк», «медведь». БАЛа — «здоровая» женщина (в смысле без болезней, готовая рожать). Первоначально, конечно, как и у всех славян за размер отвечал корень ВЕЛ (ВАЛЬ, УЭЛ, ВЭЛ) – как у балтов, исчезнувших славяно-балтских племенных союзов и германцев. Да и сейчас в русском живут еще понятия: ВЕЛичина, ВЕЛикий, ВЕЛЕ («очень») и ВЕЛЬможа («очень могущий» – более литературный перевод «всемогущий»). В этом ряду намек на гигантский размер сохранил лишь вариант ВЕЛичина. Это значит, что в битве за произношение семемы«крупный» победил все-таки степной (изначально скифо-сарматский, а позже суварский) говор нашего народа.

То есть вариант БОЛ. Хотя на заре появления индоевропейцев ВЭЛ и БОЛ, видимо, еще не вычленились из общего (праиндоевропейского) УАЛ (имеющего то же значение). Как ни странно, чувашам в семантике «сильный» достался «северный» (венетско-германский) корень. У них «мощный» – это ВАЙЛа (привнесен варягами-«русью» по рекам). Но за размер отвечает «шултра». У поволжских татар (тех же древних булгар) частица БОЛ видоизменилась на БОЛАЙ («больше»). Лексическая конструкция БОЛай также отвечает за передачу значений «очень», «лучше», «проще», «естественней»: за семантический ряд простоты, здоровья и силы.


13. Таванхар (тавангар)


Самое актуальное значение сей идиомы — «первые из свободных людей». ХАР – «дикий», «свободный», «черный» люд в обществе. ХАРан в Хазарии – «множество свободных людей» (название всей этой прослойки). ТАВАН – «передовой». В итоге получаем «передовые из прослойки свободных людей», «аристократия», «знать» и так далее. Не случайно и в Европу (вместе с аланами) попала лексема АВАН («передовой»). Сравните АВАНпост, АВАНгард, АВАНсцена и так далее. У античных европейцев, взявших некоторые понятия, видимо, еще от гимиру (ираноязычных «киммерийцев») фонема «Т» исчезала. Читатели канала уже знакомы с таким родством. «Степной» ТАРХ это «правление». Эллинский АРХ – это «старшинство» (а, по сути, то же «правление»: АРХонтом в общине звали ее лидера)…


14. Басар


У хазар и их языковых наследников (булгар) данный термин обозначал пристань. Однако на причале чаще устраивалась и дислокация для торговли. Например, именно так обстояло дело в Итиле. С языков иранской группы ПАЗ (БАС, ПОЗ, ПАЗ) – «место, где можно все смотреть» или «общественное место». К примеру, в Иране ПОЗзар – до сих пор «рынок». В то время как у русских и татар рынок – БАЗар.

Не путайте восточный ПОЗзар/БАСар/БАЗар со славянским «ПоЗор»! Последнее сформировано из частиц По (обозначение вектора) и Зор («смотреть»). «Место, куда смотрят» или «Пятак, где есть что посмотреть». У некоторых братских нам народов семантика лексемы – «внимание». А у иных ПОЗОРиште – «театр», «зрелище», «сцена». Видите, сходство конструкций лишь фонетическое. Кстати, лишь у русских «местом, где есть, что посмотреть» стал хазарский БАСар («базар»). А изначальным славянским «позором» русские стали обозначать «нарушение общепринятой точки зрения». Термин, родственный первому, так как аморальные поступки – тоже «зрелище», нечто непривычное для основной массы…

Видимо, распространение иранского корня шло по Европе и по евразийской степи через гимиру («киммерийцев»), скифов и сарматов. Остается добавить, что у чувашей (потомков сувар) рынок – ПАСар. У осетин (прямых наследников речи аланов, имеющей родство с сарматской) это БАЗар-ганан. Что касается иных ираноязычных народов, БАЗар как «место торговли» сохранился у курдов. Перешел он и к тюркам.


15. Болван и палка (от очень древнего ПАО/ПАЛ)


Тема лексемы косвенно относит нас к 12-му слову этого словаря. БОЛВан, БАЛБал, ПАЛПан, ПАЛХаван – у гунно-сарматов (суваров), арса (сарматов-аорсов), алан, персов и «степных славян» значило «истукан» (причем, от ПАЛа произошла еще и русская ПАЛка, а от БАЛБал – БОЛван, «деревянное изваяние»). С 18 в. термин используется в значении «тупой как безмолвное дерево», то есть «глупый». Уже в наше время «дубовый» или «деревянный» – синоним «дурака». Изменение семантики – плод воздействия христианских священников на отношение языческого русского народа к идолам (как правило, к деревянным). В Хазарии и в постепенно отделяющейся Волжской Булгарии термин звучал БАЛБал. «Изваяние на могиле».

Как вы поняли, корень-родитель в данном случае – ПАЛ. У персов существовал ПАЛадин и ПАХЛеван («богатырь-истукан», «богатырь-камень», «мощный как изваяние»). Придыхательное «Х» сохранилось лишь у персов и у других ираноязычных объединений со Среднего Востока. То бишь, частица однозначно иранская, скорее всего, еще авестийская (в Авесте ПАО – «много», «большой», «мощный», «гипертрофированный», «множество множеств»). Конструкция в той же семантике передалась и поздним тюркским нациям. Во-вторых, БАЛВ/БАЛБ//ПАЛП/ПАЛХ, скорее всего, далекий родственник праиндоевропейскому УАЛ («здоровяк»). Отличие в том, что теперь это уже именно «твердь», «самый самый». К примеру, у некоторых тюрков БАЛАбан – «здоровый», «толстый». У «степных славян» БАЛА выполняло также функцию не только величины, но и преумножения (БАЛАбол – от «много БОЛтать»). Все уже в русском! БАЛда, ПАЛка, ПАЛица, БОЛтун (деревянная палка-болталка) и БУЛава изводятся из рассмотренного степного корня. Это обозначения, основанные на материале орудия. Имя, указывающее на его "непробиваемую" функцию...   

Орда ни при чем. Тут еще раз напомню отличие русских от прочих славян. Ведь у славян (до появления русских) «много» произносилось как ВЕЛЕ (праславянское «крупный», «мощный»), а в петровские времена оно превратилось в «очень» (ЗЕЛО).

БАЛБ/БАЛВ не обязательно «крупное изделие из дерева». В Хазарии БАЛбалы (надгробные изваяния) изготовляли, в основном, из камня. У чувашей «памятник» – ПАЛак. У осетин палка – къо-БОЛА. Среди осетинских имен, как вы знаете, есть БОЛа и БОЛат («здоровяк», «силач»). Осюда же и средневосточное булат в значении «крепкий металл», термин перенесли арабы. А в родной степной среде появились ПАЛаш («кривой меч») и ПАЛа («нож»). И все же имеется в придачу и БОЛох («тупой как дерево» еще у аланов). А теперь сравните с русским ОЛУХ. У славян такого слова нет!!! Среди чувашских языческих (а, значит, хазарских, булгарских и суварских) имен мы находим Вайюла (от ВАЙЛа – «мощный»). Но здесь же и ПАКАЛта – «пустослов». Та же русская «ПАЛка». Намек на «деревянное» состояние мозга – на глупость, недальновидность, ханжество, кретинизм. У пуштунов ПАЛь означает слишком много понятий, связанных только с твердыми материалами...


16. СИН (небесный, голубой, синий)


Русский - СИНий
Украинский - СИНий
Болгарский - СИН
Македонский - СИНа
Чувашский - СИНер
Древнекитайский - СИАНь
Адыгские языки - СИХу
Турецкий - ЧИНнет
Курдский - ШИН
Монгольский - ЦИНхэр
Осетинский - ЦЪАХ


Далее в статье разговор о непостижимом — 3 словах Эль Хазара, вероятно пришедших из иврита. Налицо некое влияние религии правящей прослойки. Ничего не попишешь!

 
17.КОШ
Кош – в раннем средневековье «ставка», «место проживания», «место хранения имущества» у пограничных друг другу славянских и тюркских народов (малороссов, гагаузов, татар, кумыков и так далее). Закиев указывает на то, что это древний тюркский термин. Я же добавлю: не древнее индоевропейского или... ивритского. Идиома родственна понятию КУЧа (у первых славян поселок из дворов близкородственных малых семей), а также КОШара (у казаков и у многих современных этносов Европы и Азии сие означает «загон для скота»). Где корни?
 
Стоит знать, что КУЧеру по-татарски «движение всего коша» («переселение»). Вот откуда русский КУЧер (тот, кто управляет конным обозом). Кроме того ГОШ по-туркменски «складывать». А КОШчи («КОШЧей») у печенегов и половцев переводилось как «пленник» той или иной кочевой ставки (буквально «принадлежащий КОШу»). Вот почему в русских сказках КОЩей выглядит как человек-скелет. Логично, что КОШель – емкость для перевозимых ценностей. КОШевой атаман – тот предводитель, который отвечает за станичное хозяйство, а не за войну. А КЭШ у англо-саксов когда-то было «накопленным добром» (сегодня это «наличные деньги»). КАШа сначала была не просто вязкой едой, а «нагромождением всякого-разного в общую кучу». В общий котел сбрасывали у кого что есть в наплечном мешке. И варили это. Евреи словом КОШер обозначают «все, что для нас сгодится» («все подходящее» в самом широком смысле выражения, а не только еда).
Однако и у ИЕ-народов был похожий корень: «цеплять»/«сгребать» — КАТ, КАЧ, КУШ


18.СОБАКА

Никогда не задумывались о том, почему это слово из всех славянских языков присутствует только в восточно-славянских? Сначала один абзац отступлений.
 
Дело в том, что у прочих славян ласковое хвостатое существо — это ПЕС (у нас и это «чисто индоевропейское» понятие сохранилось — в форме ПЁС). ПЕС для древней, но уже арийской Европы — то же, что БЕС, ПФЕС или ФЕС. Кентумная форма - ПЕК. «Домашнее животное» или «скот». Скот был первым денежным средством. Вот почему в некоторых странах деньги именовали ПЕСО-ПЕКО-ПЕСтры («ПИАСтры»). Разновидность свиней звалась ПЕКари. А всех рогатых «братьев» обзывали БЕС (Сатана тут ни при чем — просто дьявола тоже ассоциировали с козлиной мордой). ПЕКУниа — «имущество» на одном из вариантов вульгарной латыни. Глагол ПЕКУсь («стараюсь для достижения какой-то цели») изначально — «умножаю СКОТницу». СКОТница на древнерусском — «хранилище» в самом широком понимании. Термин является противопоставлением (антонимом) «дикому животному» (БР) — БЕР(лога), БАРС, БОРС, БАЙЕР и так далее... Хотя не всегда БЕС был «домашним скотом». У древних греков БЕСос — обезьяна. В итальянском языке сейчас любое «животное» — БЕСтиаме. В некоторых языках Европы "зверь" в широком понятии произносится как БЕАСТ. Старейшее русское наименование зоопарка — БЕСтиарий (на позднелатинский манер). А у самых северных скандинавских народов «скот» произносился как ПФЕС, а далее уже ФЕС.
Но в русской речи в качестве синонима зачем-то появилась СОБАКА. Откуда взялась? Из того же периода, в котором у предков осетин (алан) появился САБАР (у осетин уже САБЫР) — «сторож». А у предков татар СЪ-БАК («следопыт»). У чувашей «пристальный присмотр» до сих пор ЧАБАК. Есть и ЧАБАНы. Охрана и розыскная деятельность была в Хазарии уделом высшей власти (которая стала принимать от евреев не только религию, но и термины). Посмотрим словарь иврита: ШАБАК — «сторож». Половцы позже переделывали хазарские слова: вместо Ш ставили более приемлемое К. Так появилось имя у одного из их ханов (КАБАК — «глаз» или КОБЯК — то же). Буквально «надзиратель над всеми». «Жизнь собачья» до сих пор у ментов...


19.САБАТ
 
У индоевропейцев «первый день» («начало пути», «изначалье», «ноль») — АС, АСС, (б)АЗА, ОС(нова), АС(ана), (б)ОСС, АЗЫ, ЙАСность (во всем), рАЗ, (х)АОС и сРАЗу...

А как обозначала такой день недели (период) самая верхушка Эль Хазара ? Разумеется, ШАБАТ — отсюда старое «варяжское» САББЭТ, русская СУББОТА (а заодно ШАБАШка — «субботние дела» или ШАБАШ — «слет», причем не обязательно ведьм). Все, ШАБАШ! (Все — выходной!). У татар КАВЫШ — «встреча», «вечеринка», party. У осетин есть понятие САБАТ — «суббота». У греков (которые первыми из европейцев знакомились с Библией) — САББАТО. У чувашей «суббота» это ШАМАТ. Вы уже и сами знаете, что слово ШАББАТ из иврита. И у арабов «суббота» похожа — алСАБт. Основой во всех случаях выступает САБ, СУБ или ШАБ. Что же это? Общесемитское САБОС/ШАБОС — СЕМЬ. Это священная цифра (ритуальный подсвечник в иудаизме состоит из 7 элементов). 7 это одновременно конец старого цикла и начало нового. А еще в 7 день был сотворен Адам (первый человек). Работа в такие сутки запрещена. А вот встречаться — это надо.


 


Рецензии
Года два назад повстречался на просторах Проза.Ру. один замечательный человек Владимир Рак.
Тоже увлекается происхождением слов и понятий, он почему-то во главу угла поставил бурятский язык.
Так и называет, это пра-язык человечества.. ))

Бадма Утегилов   07.04.2025 19:33     Заявить о нарушении
Согласен. В Яндекс Дзен обитает много бурятов-комментаторов, которые много раз "атаковали" мои материалы своими монголо-центричными идеями.

Влад Тарасов   07.04.2025 20:29   Заявить о нарушении