Орден Победа

Заметки на полях книги: А.А. Павликов. Орден «Победа». М.: Красная звезда, 2011. 128 с., ил. ISBN 978-5-88724-094-4

В ряду советских наград орден «Победа» занимает исключительное место. Высшая полководческая награда Великой Отечественной войны давно стала таким же символом СССР, как и серп и молот, кумачовое знамя или герб с земным шаром и переплетёнными колосьями. Но ей не повезло сразу в нескольких смыслах.

Во-первых, этот орден 20 февраля 1978 г. был в нарушение статута и элементарной этики вручён генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу. Согласно статуту, «Орденом “Победа”, как высшим военным орденом, награждаются лица высшего командного состава Красной Армии за успешное проведение таких боевых операций в масштабе нескольких или одного фронта, в результате которых в корне меняется обстановка в пользу Красной Армии». Войн, слава КПСС, СССР в середине 1970-х гг. не вёл, а Брежнев никогда никакими фронтами не командовал. Поэтому лишение его ордена «Победа» посмертно указом Президиума Верховного Совета 21.09.1989 было вполне оправданным и обоснованным.

Вручение ордена «Победа» Брежневу стало ярчайшим примером девальвации наградной системы Советского Союза в эпоху «застоя». Бесконечные награждения по разнарядке всех без исключения партийно-государственных и хозяйственных деятелей, а также предприятий привели к тому, что ценность каждой награды стала равна нулю. Эти награждения обусловливались, конечно, логикой бюрократии: ордена и медали служили одной из символических (а с учётом положенных кавалерам орденов привилегий – и материальных) подпорок режима. Как заметил И.В. Можейко, перед нами пример награждений по принципу китайских мандаринов, получавших в зависимости от степени на бюрократической лестнице то или иное количество шариков на шапку.

Во-вторых, орден «Победа» стал почти сразу оцениваться с чисто рыночной точки зрения. Это едва ли не самый дорогой орден в мире: он изготовлен из платины, украшен бриллиантами и рубинами (они заменяют эмаль); предписанный вес бриллиантов – 16 карат; по форме орден представляет собой пример высочайшего качества ювелирной работы. Но все эти признаки не могут отменить огромного символического значения ордена «Победа». Данный орден для всех граждан России, для всех, кому дорога память о Великой Отечественной войне, – бесценен.

В-третьих, орден «Победа» стал предметом «исследования» А.А. Павликова, председателя Комитета памяти маршала Г.К. Жукова и автора откровенно слабой книги «Советские флотоводческие ордена» (совместно с В.А. Дуровым).

Изданная А.А. Павликовым монография посвящена вовсе не анализу истории ордена. Её основное содержание – краткие биографии кавалеров ордена «Победа» и краткие же сведения об истории учреждения награды. А.А. Павликов публикует многие эскизы ордена, но утверждённый вид приписывает исключительно «художественному вкусу» И.В. Сталина (с. 13).

А.А. Павликов оставляет без объяснения символику всех вариантов и рациональные основания для отказа от изображения на ордене советского герба или профилей Ленина–Сталина. Хотя объяснение тут лежит на поверхности: Москва – столица СССР; Спасская башня – главный символ Москвы и Кремля; Кремль – центр политической власти; битва за Москву – первый разгром вермахта; Москва – символ всей страны (СССР, России); война за Советский Союз / Россию – война за Москву. Советский герб сиял на каждой копейке, а профили Ленина–Сталина украшали знамёна, плакаты и червонцы. Орден Ленина уже существовал. И очередной Ленин на награде был бы просто бессмыслен (многочисленные профили вождя мирового пролетариата выглядели на костюмах послевоенных советских вождей как клонированные братья-близнецы, а когда учредили ещё медаль в честь 100-летия вождя мирового пролетариата, картина приобрела просто фантасмагорический характер). Портреты полководцев на наградах уже были, достаточно вспомнить ордена Суворова, Кутузова, Александра Невского и Богдана Хмельницкого.

А.А. Павликов не объясняет выбор формы ордена «Победа» – пятиконечная звезда, наложенная на пятилепестковую звезду. Между тем такая форма стала логичным завершением эволюции советских военных орденов. Учреждённый в 1942 г. орден Отечествен-ной войны уже демонстрировал наложение двух пятиконечных звёзд друг на друга. Эта же схема использовалась и в ордене Кутузова, учреждённом в том же 1942 г.; отличие заключается в более округлых краях звезды ордена Кутузова сравнительно с более строгими линиями знака ордена Отечественной войны. Наложение пятиконечных звёзд было использовано и в одном из самых красивых советских орденов – ордене Богдана Хмельницкого, учреждённом 10 октября 1943 г., менее чем за месяц до учреждения ордена «Победа» (любопытно, что, приводя в книге фотографии полководческих орденов СССР, А.А. Павликов умалчивает об ордене Богдана Хмельницкого – с. 7, в то время как именно его получил Л.И. Брежнев, чьи фотографии на с. 125 это демонстрируют). Наконец, орден Александра Невского по описанию «представляет собой выпуклую, покрытую рубиново-красной эмалью пятиконечную звезду на фоне десятиконечной правильной фигуры, на поверхности которой расположены расходящиеся полированные лучи». Советская наградная система начиналась с ордена Красного знамени, имеющего форму округлой бляхи (официально – Красного знамени), к которому в 1930 г. добавился орден «Красная звезда», выполненный в форме правильной звезды. Правильной пятиконечной звездой был и орден Суворова. В этих условиях игры с наложением звезд или добавлением лучей между лучами исходной пятиконечной звезды были совершенно неизбежным эстетическим выбором при необходимости сохранения советской символики. А поскольку орден «Победа» задумывался как награда исключительная, то он и внешне должен был выделяться из массива уже существующих наград.

А.А. Павликов игнорирует вопрос о том, почему орденом «Победа» был награждён С.К. Тимошенко и почему этой награды не удостоили маршала Б.М. Шапошникова, который прослужил начальником Генерального штаба в первый период Великой Отечественной войны, генералов армии И.Х. Баграмяна или А.И. Еременко, командовавших фронтами на разных этапах войны. А ведь военные заслуги С.К. Тимошенко, мягко говоря, не очень значительны. Координацией фронтов занимался не только он один, а в начале войны именно С.К. Тимошенко как народный комиссар обороны допустил роковой просчёт и не отдал до санкции Сталина приказ о приведении всех войск в полную боевую готовность, что и привело к колоссальным потерям в первые дни Великой Отечественной. Не получил ордена «Победа» ни один адмирал.

А.А. Павликов идеализирует советских полководцев. Он ни словом не упоминает об их провалах, умалчивает о репрессиях в отношении К.К. Рокоссовского и К.А. Мерецкова. А.А. Павликов не уточняет, что именно Жуков координировал действия фронтов в печально известной операции «Марс» и что именно Жуков как начальник Генштаба накануне гитлеровского вторжения вместе с С.К. Тимошенко и И.В. Сталиным отвечает за провал советской обороны. А.А. Павликов молчит и про инициированную И.В. Сталиным бездарно проигранную и приведшую к Сталинградской битве Харьковскую операцию 1942 г.

Самые спорные стороны книги А.А. Павликова – восхваление И.В. Сталина и осуждение лишения Л.И. Брежнева ордена «Победа». По мысли А.А. Павликова, указ о лишении Брежнева этой награды «не является законным», поскольку не подпадает под перечень случаев, при которых согласно «Общему положению о государственных наградах СССР» награждённый может быть лишён награды (с. 125). Но здесь мы имеем дело с весьма характерной подтасовкой. Статья 40 «Общего положения» гласит:

«Лишение ордена, медали СССР, звания Героя Советского Союза, звания Героя Социалистического Труда, звания "Мать-героиня", почетных званий СССР может быть произведено только Президиумом Верховного Совета СССР в случаях:
а) осуждения награжденного за тяжкое преступление – по представлению суда на основании и в порядке, установленных законодательством;
б) совершения лицом проступка, порочащего его как награжденного, – по представлению органа, обладающего правом внесения представлений о награждении;
в) лишения награжденного гражданства СССР».

В данной статье приведён не исчерпывающий перечень случаев, при которых награждённый может быть лишён награды. А.А. Павликов не заметил или предпочёл не заметить, что наречие «только» относится не к случаям, а к инстанции, имеющей право лишать наград, – Президиуму Верховного Совета СССР. Только этот орган имел право лишить награды – и он это сделал в отношении Л.И. Брежнева.

Видимо, чувствуя недостаточность юридической базы, А.А. Павликов далее разразился патетическими восклицаниями: «Да разве можно было лишать награды ветерана войны, пусть он даже (причем не один) награжден не в соответствии со статутом, при этом грубейшим образом нарушая “Положение о государственных наградах СССР”! Возникает вопрос: почему тогда М.С. Горбачев лишил ордена только одного Л.И. Брежнева? Для торжества закона? Но закон писан для всех. Ясно одно – в результате этого популистского решения мы оказались посмешищем для всего мира» (с. 126).

Увы, восклицания не суть доказательства. Никакого «грубейшего нарушения» «Общего положения о государственных наградах СССР» не было. Смешно было уже тогда, когда советские руководители увешали друг друга наградами и присвоили орден «Победа» дряхлому старику. Самое странное при чтении книги А.А. Павликова, что её автор процитировал мнение самого Л.И. Брежнева о намерении его окружения порадовать его столь высокой наградой: «Вы хотите опозорить меня на весь мир?» (с. 123). То есть или Л.И. Брежнев считал себя недостойным этой награды, или это анекдот, не имеющий отношения к действительности. И.В. Можейко процитировал фрагмент заседания Политбюро, где генсек и соратники  обсуждали, можно ли Л.И. Брежневу носить орден «Победа» на гражданской одежде. В любом случае решение М.С. Горбачева не делало «нас» (кстати, от имени кого говорит А.А. Павликов и на каком основании он присвоил себе право писать «мы»?), а точнее – Советский Союз «посмешищем». Лишение наград посмертно практиковали разные страны. Скажем, Польша лишила ордена «Виртути милитари» генерала Серова. Но это не сделало Польшу посмешищем.

В общем, грустно осознавать, что, имея доступ к богатейшим архивам и музейным экспонатам, А.А. Павликов создал икону вместо серьёзного исследования.


Рецензии