Вятичи. Характер великороссов 1

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

       Этногенез или рождение великороссов проходило в междуречье Оки и Волги, главными участниками этого знакового события стали два союза племен – вятичей и верхневолжских кривичей. Рассмотрим какое влияние на характер великороссов оказал географический фактор территорий расселения вятичей и Верхневолжских кривичей, то есть, климат и рельеф местности, наличие лесов, качество земли, и торговые пути (особенно водные торговые пути - самые надежные, в те давние временам), проходившие через их территории.

       Восточнославянский союз племен вятичей до XIII века, занимавший земли бассейна Оки , верхней и средней её части. Земли вятичей занимали территории современных Брянской, Воронежской, Калужской, южной половины Московской области, Липецкой, Орловской, Рязанской, юго - восточной части Смоленской, Тульской областей, что больше площади занимаемой современной Белоруссией.

       Земли вятичей были поделены на три части (подробнее в моей статье «Женское начало русской души, России. Пояс кривичей и круг вятичей»)

      Одна из них - земля будущего княжества Московского (южная половина Московской области) вошла в состав Ростово-Суздальской земли. Особенность этой части вятской земли, она обильна лесами и реками, много болот. Поэтому при опасности можно было уйти в лес спрятаться, в летописях часто говорится о сожженных городах, но через короткое время восстановленных, вернувшимися жителями. Для отхода или эвакуации, города оставались защищать воины, их можно назвать отрядами прикрытия, отсюда жертвенность, «положить голову за други своя. То есть северные вятичи были более рациональными , они могли уйти в лес при опасности, и обдумать сложившуюся ситуацию. Не отсюда ли поговорка о том, что «Русский мужик долго запрягает, но быстро едет», северные вятичи были более прагматичными, менее эмоциональными . Эти качества северных вятичей полностью относятся к Верхневолжским кривичам, жили бок о бок в одних климатических условиях.

       Союз племен Верхневолжских кривичей - это кривичи, жившие на землях по Волге от её верховьев до впадения в неё реки Оки. К ним относились и кривичи ростовские. суздальские и владимирские. Были у них некоторые отличия от вятичей связанные с черноземными опольями у Дмитрова, Суздаля и Переславль Залесского, и влиянием народов их окружавших, об этом в отдельной статье.


       Другая земля с центром в городе Рязань, в будущем из этой части образовалось Рязанское княжество. У И.И. Срезневского в «Материалах для словаря древнерусского языка» найдём этимологию названия «рязань», которая произошла от слова резать, рязанские вятичи граничили со степью, поэтому должны были уметь защищаться, вспомним Евпатия Коловрата. Еще в XIV - XV веках московские летописцы помнили, что гордые и воинственные рязанцы были потомками непокорных вятичей. «Где рязанский конник, там враг покойник. » Близость степи оказало влияние на рязанских вятичей, они были недоверчивыми, опасливыми, более внимательными, осмотрительными, откуда пословица «В Рязани даже грибы с глазами» . Времени на раздумье у них было мало. Из степи на них шли постоянные нападения об этом рязанская поговорка «Что ни год, то рать. Что ни десять, то нашествие.», отсюда быстрота принятия решения, боевитость, готовность к борьбе, большая эмоциональность, непокорность.

       И третья часть, сохранила название Вятичей , она принадлежала сначала Чернигову, но сохраняла свою автономию. Центром этой Вятской земли (включавшей земли сегодняшних Тульской, Калужской, Орловской областей с прилегающими районами) был город Дедославль. Непосредственное управление осуществляла местная знать, а верховным органом власти было вече, собиравшееся в Дедославле. Край получил название «Верховские княжества». Через них проходил торговый путь из южных земель и Киева, их соседями были северяне. Поэтому западные вятичи были более коммуникабельными, больше общались были в курсе потребностей у соседей, для которых были важны сельхоз орудия для обработки плодородной земли и оружие для защиты, обилие леса и болотного железа способствовало развитию кузнечного дела. В результате чего у западных вятичей выработались такие качества, как усидчивость, терпение, внимательность, смекалка , фантазия .

       Поэтому они были хорошими мастеровыми. Все знают татарский колчан, где хранятся стрелы, а древнерусский тул, означающий «скрывает стрелы», забыт. Впрочем, корень ту до сих пор употребим – туман, Тула, тулица, туес и так далее. Поэтому позже Тула стала кузницей русского оружия и местом где появился знаменитый Левша. О чем говорят пословицы и поговорки: «Дай туляку железо, он из него сотворит чудо», «Туляки блоху подковали и на цепь посадили», «Туляки тем хороши, что все родом от Левши».

       Имея оружие, укрепленные города, леса, вятичи отстаивали свои традиции и языческое, вернее ведическое мировоззрение. Они долго не покорялись киевским князьям и христианизации, в 1113 году в земли вятичей приходит монах, миссионер Киево-Печёрского монастыря Кукша проповедовать христианство. В результате чего Кукша был убит вятичами. Так, например даже в начале XV века отстаивали свою веру: «В самом центре земли вятичей - городе Мценске (Орловской губернии) язычество находилось в упорной борьбе с христианством, и одна современная легенда, которая относит принятие христианской религии жителями этого города только к началу XV столетия, рассказывает об этом событии таким образом: в 1415 году, в княжение великого князя Василия Дмитриевича , сына Донского, мценяне не признавали ещё истинного Бога, почему и посланы были в том году, от него и митрополита Фотия, священники, со множеством войск, для приведения жителей в истинную веру. Мценяне ужаснулись, стали воевать…» (Журнал Министерства Внутренних Дел апрель1837 года). Как видим проявилась их упорство и отстаивание своих интересов и независимость.

       Название вятичей по - нашему мнению произошло от «вятшие», то есть лучшие, или от слова «вящий» - сведущий, мудрый.

       Вятичи объединяла река Ока с её притоками поэтому общение и взаимодействие их между собой проблемой не было, в следствии чего они оказывали влияние друг на друга, что укрепляло существование союза племен вятичей.

       Большинство восточно – славянских племен (кроме полян) и вятичи и кривичи для жилья с целью сохранения тепла и маскировки строили полуземлянки, размером 4 на 4 метра и больше, с двускатной крышей крытой дерном, и немного возвышавшейся над землей. Все поселения располагались на высоком берегу у рек.

       Как отметил Фомин В.В. в статье «А.Г. Кузьмин и его вклад в изучение ранней истории Руси»: «Славянам и русам были свойственны разные формы организации. Это хорошо видно из показаний древней летописи - ПВЛ, где в недатированной части противопоставляются поляне - русь, славянская природа которой не вызывает у летописца сомнения, и собственно восточнославянские племена - древляне, радимичи, вятичи, северяне, кривичи . И эта запись Х в. отмечает наличие у полян - руси большой семьи, в которой младшие члены не имеют права голоса - кровнородственная община. У славянских племен северо-востока Русской равнины основой была малая семья, в которой сами молодые устраивают свои семейные дела, это так называемые территориальные общины (одновременно с тем фиксируются принципиальные различия в формах брака и типах погребального обряда три четвёртых моногамия и трупо положение у первых и полигамия и трупо сожжение у вторых, что дополнительно указывает на изначальное неславянское происхождение полянской руси). А разные типы общины предопределяют разные пути образования государств. Так, у народов, у которых была кровнородственная община, государство возникает как результат установления господства одного рода (племени) над другим и выстраивается лестницей соподчинения сверху вниз ».

       То есть у полян – кровнородственная община, а у словен новгородских, кривичей, вятичей основа малые семьи - территориальная или соседская община. Поэтому у полян большие дома на 150-200 человек, а у северо – восточных от них славян дома на 20 -30 человек. Отметим, что опираясь на данные современной археологии, историки подтверждают выше указанные выводы.

       Соседская община (была у вятичей и кривичей) в отличии от командной кровородственной , в управлении она была более сложной, требовала при принятии решений компромиссы, умение договариваться, уважение к мнению других вождей и старейшин, важность вече и коллективного решения. Возможно данное дополнение к фактам, указанным в моей статье «Альтернативы Москве не было», именно Москва на земле вятичей стала столицей Московского княжества, а затем и царства.

        Все географические факторы, повлиявшие на формирование характеров вятичей и кривичей, разобранные нами выше, стали неотъемлемой частью этногенеза великороссов.

15.04.2021г.


Рецензии
Стоит ли сужать ядро этногенеза русичей до вятичей и кривичей? А как же све остальные , ведь всего проторусичей было около 15 плёмён, если по Рыбакову, Гумилёву,Артамонову и др. Поляне, словене, радимичи, северяне и завоёванные Ольгой древляне , и т.д.

Юрий Николаевич Горбачев 2   17.02.2023 11:13     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.