Жизнь настоящего коммуниста. Сталиниада

                Коммунистический интернационал (Коминтерн) — международная
                организация, объединявшая коммунистические партии различных
                стран в 1919—1943 годах. По формулировке Ленина — "союз
                рабочих всего мира, стремящихся к установлению Советской
                власти во всех странах".

1960 год.

Я, Елизавета Степановна Куприянова, Мне 23 года. Мой муж морской офицер, врач. Мы  живём в  военном городке на Кольском полуострове. Сейчас я еду в поезде из города Выборга в Ленинград, где живут моя мама и отчим. Город Выборг находится в ста километрах от Ленинграда, на границе с Финляндией. Он отошёл к Советскому Союзу недавно, в результате Финской войны,
Моя поездка в Выборг была неожиданной и по скорбному случаю. Я ездила туда на похороны моего родного отца, о кончине которого я узнала 2 дня назад, когда приехала в отпуск с Кольского полуострова в Ленинград, к маме. Дело в том, что папа исчез из моей жизни, когда мне исполнился всего год.

Для посещения Выборга нужен был специальный пропуск, но поскольку я жила на Кольском полуострове в закрытом городе, то мне не нужно было получать специального разрешения на похоронах родного отца.

У меня в руках письмо, написанное мне папой перед смертью. Его мне передала новая жена отца...

 "Лизонька, доченька моя, раз ты читаешь это письмо, то меня уже нет. Я умер.  Для тебя я умираю во второй раз.
Я знаю, что мама тебе говорила о моей смерти когда ты была ещё подростком. Не осуждай маму. Чтобы понять, почему Роза так поступила, нужно знать о всей моей жизни.
Из этого письма ты узнаешь обо мне и о моей выжатой, как бельё после стирки, жизни.

Родился я 1 января 1900 года. Раскрыл, как говорится, своим рождением новый век. Родился я в небольшой деревеньке в Сербском Королевстве. Так что по национальности я серб. В тебе течёт половиночка сербской крови. Я был восьмым ребёнком из 16 детей, которым дали жизнь мои родители. Мой папа, твой дедушка, был деревенским кузнецом, мама занималась домом, растила детей. Когда мне исполнилось 15 лет я вырвался из "родительского гнезда" и уехал искать свою долю в столицу Сербии, Белград. Живя дома, я часто помогал отцу в кузне, поэтому имел какие-то навыки работы с молотом, а уж силушкой и здоровьем меня Боженька не обидел. Выглядел я намного старше своих лет и меня взяли на работу помощником кузнеца на большой завод.  Работая, я по воскресеньям посещал имеющуюся при заводе школу. Там свёл знакомство с коммунистами. В 1919 году вступил в только что созданную коммунистическую партию. Но в августе 1921 года деятельность сербской компартии была запрещена, и мы ушли в "подполье". Начались репрессии против членов партии со стороны королевских властей и я, как и некоторые другие активные участники коммунистического движения, бежали в Советский Союз. Тогда и был создан Коммунистический интернационал (Коминтерн), ставящий задачу построение коммунизма во всём мире, в который вошли коммунисты разных стран.

В России в то время были созданы Коминтерновцами несколько мастерских, в них изготавливались различные штуковины, при помощи которых, мы собирались отбирать власть у богатеев в других странах. Я работал на одном из таких предприятий в Петрограде, теперешнем Ленинграде. От мастерской мне выделили хорошую комнату в центре города. Это как раз та комната, в которой и сегодня живёт твоя мама.

Я ничего и не знал о судьбах моих близких в Сербии, вернуться домой я не мог, меня бы сразу арестовали. Да и случилось в это время ещё одно важное событие в жизни коммунистической молодёжи. Летом 1936 года началась война с фашистами в Испании и я поехал туда добровольцем, как и некоторые молодые коммунисты СССР, воевать против мятежников. Там я получил ранение и вынужден был вернуться назад в Россию.

Я проходил излечение в одной ленинградской больнице, где и повстречал красавицу Розу, будущую твою маму. У нас с ней быстро возник роман и после выписки из больницы мы поженились. Потом родилась, Лизонька, ты. Рананеное плечо почти уже не беспокоило меня. Это были счастливые месяцы нашей жизни.

Но длилось наше счастье недолго. В декабре 1938 года меня, как и многих Коминтерновцев, из-за преследования их на родине бежавших в СССР, репрессировали. Когда только начались первые аресты Коминтерновцев, я, чтобы отвести удар от вас, успел развестись с мамой. А сразу после моего ареста ей сообщили, что я уже расстрелян, как враг народа.
Арестованных обвиняли в шпионаже в пользу различных стран. Я был якобы английский шпион. Несмотря на всю абсурдность такого обвинения, я был осуждён по 58 статье и приговорён к 25 годам тюрьмы без права переписки. Почему так поступили с нами власти СССР, страны пригласившей нас, настоящих коммунистов, остаётся загадкой. Я же, Лизонька, был даже представителем Сербии на последнем, 7 конгрессе Коминтерна, проходившем в 1935 году в Москве. На съезде присутствовал сам товарищ Сталин. И я, доченька, его видел, сидящим в президиуме.
Хочу пару слов написать о самом съезде. Это важно, поскольку многие в лагере поговаривали, что именно тот конгресс послужил причиной репрессий против нас. Товарищ Сталин хотел ввести железную дисциплину в рядах Коминтерновцев, но народ-то приехал из разных стран, с разным политическим строем. Когда шли выступления с трибуны, делегаты в зале позволяли себе вставать с мест. Подходить друг к другу, о чём-то беседовать, не слушая выступающих. Так же было, когда выступал и сам Сталин. Когда он сошёл с трибуны и её занял другой выступающий, то Иосиф Виссарионович не сел за стол к остальным членам президиума, а ходил по сцене, нервно куря папиросу. Чувствовалось, что такое поведение депутатов его ужасно разозлило и в лагере, среди заключённых Коминтерновцев, шли разговоры, что репрессии против нас и стали реакцией на поведение делегатов на съезде.
Но я, Лизочка, в это не верю. Не мог такой великий человек, быть таким жестоким.

Чтобы не пугать тебя рассказом об ужасах пережитых мной в заключении, я скажу лишь, что ты наверняка читала в школе роман Островского "Как закалялась сталь", или смотрела недавно вышедший на экраны фильм "Павел Корчагин", главную роль в котором сыграл актёр Лановой.  Там описываются страдания, которые испытывал герой во время строительства узкоколейной железной дороги. Так вот, доченька, то, что там показано, это курорт, по сравнению с тем, что пережили мы, невинно осуждённые, когда строили железную дорогу на Воркуту. В нас ещё и стреляли охранники...
 
Когда, в июле 1941 года, немцы напали на СССР и началась Великая Отечественная война, я очень надеялся, что меня отправят на фронт для борьбы с фашистами. Но вместо этого я был перемещён в город Воркута, в угольную шахту. Там был, пусть и каторжный труд, но он казался раем, в сравнении с работой на железке...
Скудное питание и работа под землёй по 15 часов в день, высасывали из нас все силы. Люди умирали прямо в забое. Но надо сказать, что и вольные работники жили и работали так же, как и заключённые. Осуждённые коммунисты понимали, что должны сделать всё для победы в этой страшной войне. Моя подземная каторга продолжалась около года, вплоть до трагедии произошедшей в шахте. Нашу бригаду накрыло обрушившейся породой. Из всех, в живых остался только я. Пусть и изломанный, но живой.
После ранения меня перевели в контору. Там я и проработал до самого моего освобождения в 1954 году. Самое страшное для меня в заключении было то, что все эти годы я ничего не знал о вас, мои дорогие.

Как только меня реабилитировали, сняли все обвинения, и отпустили на свободное поселение, хотя и оставив запрет на проживание во многих городах страны, в том числе и в Ленинграде, я сразу же поехал из Воркуты домой, чтобы встретиться с тобой и мамой. Я боялся внезапно заявиться к ней. Ведь за эти долгие годы с ней могло произойти всякое, поэтому я прежде заехал к её брату Николаю, твоему дяде. От него я и узнал подробности о вашей жизни. Николай организовал мне встречу с мамой и Степаном Захаровичем, её новым мужем, твоим отчимом. Ты, доченька, в это время была на занятиях в школе.
Мама, да и твой отчим, были поражены моему возвращению. Ведь Роза была уверена, что меня уже нет в живых. Так что маму нельзя упрекнуть в неверности мне. Да и Степан Захарович, как я понял, оказался человеком хорошим, хотя и пьющим. Он же воевал, имеет много наград. Да к тому же он ещё и коммунист. Я ему благодарен. Скорее всего этот брак смог уберечь тебя и маму от многих бед, которым подверглись семьи остальных осуждённый по этой статье.
Тебе не нужно было даже менять отчество, ведь на русском языке моё имя тоже Степан. Но если быть точным, то сербское имя моё не Степан, а Стеван.
При встрече с мамой мы решили, чтобы не создавать тебе лишних неприятностей, умолчать о моём появлении. Дальше в твоей жизни я присутствовал инкогнито. А в тот приезд я встретил тебя около школы. Я не признался. Ты конечно этого не помнишь, но я тогда подошёл к тебя и под предлогом, что интересуюсь как пройти на какую-то улицу, дотронулся до твоего плеча.

В Ленинграде тогда я пробыл всего лишь одни сутки. Переночевав у дяди Коли, на утро выехал назад в Воркуту. Там была женщина симпатизирующая мне. Она тоже из бывших политических заключённых. Вскоре мы поженились и уехали в город Выборг. Там моя новая супруга жила до ареста. (Её с родителями в 1939 году заселили в Выборг после "Финской компании", когда оттуда принудительно убрали местных жителей-финнов)

Софья Андреевна врач хирург и работает в городской больнице. Я в той же больнице работаю заместителем главного врача по хозяйственной части. Жителей в Выборге после войны немного, так что почти все друг друга знают. Свободно въехать и выехать к нам нельзя, нужно специальное разрешение, но я иногда получал такое и приезжал в Ленинград, чтобы издалека посмотреть на тебя и передать маме деньги.

Я горжусь тобой Лизонька. Я знаю, что ты вышла замуж за морского офицера. Знаю, что Александр капитан лейтенант медицинской службы. Мама дала мне фотографию, где вы с Александром сфотографированы вместе.

Письмо это тебе, доченька, после моей смерти, передаст Софья Андреевна..."

П.С.
Похороны моего отца вылились в большое траурное шествие. Ощущение было такое, что за открытой машиной, в кузове которой стоял гроб, шли все жители Выборга. Чувствовалось, что отца уважали,  да и жители города все хорошо знали друг друга, ведь все они были недавними переселенцами. Люди, вольно или невольно, попали сюда, заняв жилища финнов, бывших жителей города, большая часть которых бежала во время «Финской компании» вглубь Финляндии. Ну, а те, кто не смог уехать или понадеялись на милость победителей, были вывезены подальше от границы.

Всё происходило словно не со мной. Головой я конечно понимала, что вот этот человек, лежащий сейчас в гробу, мой отец, но душа моя не болела от этого. Я почему-то в тот момент думала о другом - как же отец похож на Сталина: такая же причёска, такие же усы, даже трубка, которую при жизни курил мой отец и с которой его и похоронили, была такой же формы.

На фото к рассказу плакат взятый из интернета.

---------------
В 2023 году, в Волгограде, благодарные потомки установили бюст товарищу Сталину...


Рецензии
Как мне кажется, Воркуту, пусть и в шутку, но когда-то совершенно правильно называли Столицей мира - http://www.shkolazhizni.ru/world/articles/30717/
Этот город был как плавильный котел, в который волей случая или судьбы попадали люди самых разных национальностей. И какие люди... Многие из них были высококлассными специалистами. А некоторые - выдающимися.
В столице Коми, Сыктывкаре, Драмтеатра не было. А в Воркуте уже был. А здравоохранение? Образование? Я ещё застал старых ленинградских интеллигентов, которые работали по воркутинским школам. И воркутинским больницам, поликлиникам. Не все ведь, как герой этого рассказа, уезжали из Воркуты после освобождения. Некоторым просто некуда было уезжать.

Константин Кучер   21.09.2023 16:32     Заявить о нарушении
В Воркуту,после распределения туда мужа моей сестры, по окончанию ленинградского горного института, уехаоа и моя сестра. Они прожили и проработали в Воркуте до самой пенсии. Сторожилы города.

Эгрант   21.09.2023 16:48   Заявить о нарушении
В Воркуте, думаю, подавляющее большинство так и работало: вырабатывали северный стаж, а после выхода на пенсию уезжали куда южнее. Благо, в советское время шахты строили по всей России и при выходе на пенсию можно было поменять свою воркутинскую квартиру на равноценную (двушку - на двушку, трешку - на трешку) в той из областей (республик), где были готовы к сдаче жилые дома, по которым шахты выступали застройщиками. А при желании, свою квартиру можно было поменять на что-то большее (, однушку - на двушку, двушку - на трешку) с доплатой. Если же тебе нужны были деньги, то поменяв свое на меньшее (трешку - на двушку, зачем она супругам, когда дети уже выросли и со своими квартирами?!), можно было получить от шахты доплату.
А строили шахты жилье за пределами Воркуты, потому как такое строительство (в центральной полосе России или где южнее) было раза в три дешевле строительства жилья в Воркуте.

Константин Кучер   21.09.2023 17:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.