Мохортов Константин Владимирович

Мохортов Константин Владимирович (18 сентября [1 октября] 1913 – 29 января 1989), государственный деятель, организатор транспортного строительства.

Родился в селе Ново-Збурьевка Новозбурьевской волости Херсонской губернии (ныне – Голопристанский район Херсонской области, Украина). В 1938 г. окончил Новосибирский институт военных инженеров железнодорожного транспорта. Работал мастером, прорабом, начальником строительства Омского паровозо-вагоноремонтного завода, начальником Омского строительного управления треста «Сибстройпуть». Руководил строительством Новосибирского вокзала. В 1939–1946 гг. – заместитель начальника Омской железной дороги.

С 1947 г. назначен начальником Главного управления промышленного строительства Министерства путей сообщения СССР, в ранге заместителя министра. С 1954 г. – начальник Главного управления железнодорожного строительства Поволжья и Юга Минтрансстроя СССР. С 1958 г. – начальник технического управления Министерства транспортного строительства СССР. С 1961 г. – начальник Главстройпрома Минтрансстроя СССР. Кандидат технических наук.

В 1974–1986 гг. – начальник Главного управления по строительству Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, заместитель министра транспортного строительства СССР. К. В. Мохортов активно занимался внедрением прогрессивных технологий, освоением новой техники, способной работать в суровых условиях Сибири, созданием трестов и управлений, организацией условий труда и быта строителей, повышением их профессионального мастерства, привлечением к строительству БАМ всех союзных республик бывшего СССР.

ГлавБАМстрой в структуре Минтрансстроя был создан в 1975 г. Было открыто рабочее движение поездов на участке Усть-Кут – Звёздная, уложено первое звено линии Тында – Чара, стремительно росли объёмы работ на линии Тында – Беркакит. Построены и введены в эксплуатацию следующие участки магистрали: Бам – Тында (1977), Лена – Кунерма (1978), Тында – Беркакит (1979), Лена – Нижнеангарск (1980), Нижнеангарск – Таксимо (1982), Тында – Чара (1983), позволившие в 1984 г. на разъезде Балбухта произвести стыковку БАМ и уложить на станции Куанда «золотое» звено Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Открылось сквозное движение по всей магистрали от Лены до Комсомольска-на-Амуре.

Герой Социалистического Труда. Награждён тремя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Красной Звезды и «Знак Почёта». Заслуженный строитель РСФСР, Бурятской АССР и Якутской АССР. Почётный транспортный строитель. Почётный гражданин «столицы БАМа» – г. Тында. Именем К. В. Мохортова назван железнодорожный разъезд на линии Бамовская – Тында и улица в Тынде.


Иллюстрации.
Слева: Виктор Войналович. Константин Владимирович Мохортов. 1983 г. Фото из открытых источников.
Справа: Памятная серебряная монета Банка России из серии «40-летие начала строительства Байкало-Амурской магистрали». 25 рублей. Реверс. 2014 г.


Рецензии