Великие люди от Авраама до Хокинга 23

Девятнадцатый век (продолжение)


Гюстав Флобер – писатель от Бога, но гением он становится благодаря труду.

Флобер – мастер литературного пейзажа.

Флобер воскрешает дух и плоть истории.

Флобер принимает религию только как «потребность сердца».

Флобер раскрывает любовь женщины во всей полноте и сложности ее чувства.

Флобер пишет о грядущем «панхамстве»!

В основании эстетических взглядов Флобера лежит «красота Божественная».

Флобер – писатель-реалист, обладающий магией слова.

В гениальных романах Флобер – возвышенный поэт и одновременно трезвый прозаик.

После реализма Бальзака и романтизма Гюго возникает третий метод: романтический реализм Флобера и реалистический романтизм Мопассана.

Флобер в письме к интимной подруге выразился следующим образом: «Чтобы заниматься литературой, будучи женщиной, надо раньше перейти воды Стикса». Меткое наблюдение! Однако холодные воды Аркадской реки были не страшны дерзким женщинам – таким, как Жорж Санд, Марии д’Агу, Луизе Коле.

Бездонно народное горе в рассказах Дмитрия Григоровича.

Григорович, а вслед за ним Лесков, искусно имитировали простонародную речь.

Австрийский биолог и ботаник пастор Грегор Мендель – невольный отец генетики. Изучая рост, цветение и урожаи гороха в монастырском саду, монах открыл закон наследственности.

Поэт, литературный и театральный критик Аполлон Григорьев познал всю горечь жизни.

Талантливый Аполлон Григорьев промотал свое дарование во хмелю и пляске под сочиненную им разудалую «Цыганочку».

Мало кому известно, что Аполлон Григорьев, которого не без основания считали идеологом «искусства для искусства», жестоко нуждался и вышел из долговой тюрьмы всего лишь за месяц до своей кончины. Выкупила его известная всему Петербургу вдова адмирала Бибикова с целью заполучить права на издание сочинений поэта. Жаль, что только литературная мишура и торгашеская беллетристика обеспечивали писателю безбедную жизнь!

Французский органист бельгийского происхождения Сезар Франк – великий композитор и такой же великий труженик.

В органной музыке Франк любуется совершенством и красотой Божьего мира.

Выдающиеся органисты XIX века Сезар Франк и Антон Брукнер продолжают баховские традиции органной музыки. Творения этих мастеров, как и музыка Баха, отмечены высоким нравственным и духовным содержанием.

Из глубин творчества Сезара Франка поднимается Ян Сибелиус. Музыка композиторов, рожденных в северных широтах, наполнена сдержанным, повествовательным романтизмом.

По мастерству Сезар Франк сравним с Петром Ильичом Чайковским, но по мелодическому дару – это несопоставимые величины!

Чтобы быть гением, недостаточно обладать мастерством. Оно имеется у Сезара Франка и Сергея Танеева, но гении ли они?

Французский религиозный мыслитель Эрнест Ренан с пафосом романтика возвышает человека до Богочеловека Иисуса Христа. Благородное желание, однако, надо понимать, что красота Божественной субстанции недосягаема!

В жизни Ренана важную роль играли две женщины: глубоко любящая старшая сестра и красивая, умная жена, вместе с которой он прожил счастливо почти 40 лет.

Знаменитый педагог Константин Ушинский глубоко и всесторонне анализирует роль труда в процессе воспитания. Он пишет, что «…воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду, оно должно еще дать ему и привычку к труду».

Три выдающихся педагога – Константин Ушинский, Антон Макаренко и Василий Сухомлинский связаны с Украиной, где они далеко не всегда находили взаимопонимание с местными властями. В итоге они рано ушли из жизни: Ушинский – в 46 лет, Макаренко и Сухомлинский – в 51 год.

Весьма старательный и в меру способный драматург Александр Островский с головой погружается в темный купеческий мир, в омут необузданных страстей, хотя сам был блестяще образован, знал 7 европейских языков и перевел на русский язык 20 иностранных пьес. Почему же у него не пробудился интерес к внутреннему миру цивилизованных людей?

Островский клеймит подлую и мерзкую жизнь купцов и торгашей.

Островский одержим бесплодной идеей создания драмы на материале заскорузлого купеческого сословия.

В пьесах Островского нет возвышенного шиллеровского стиля: в них визжит свиное рыло русского купечества.

Пётр Лаврович Лавров – ученый, социолог, философ, публицист, историк, революционер с широким кругом знаний. Ему принадлежит идея «этического социализма». Страстный противник царского режима Лавров поднимает вопросы этики и нравственности в революционной борьбе за справедливое общество.

Нравственный идеал Лаврова определяется критическим отношением личности к событиям истории.

Лавров – образец высококультурной личности для русских революционеров многих поколений. Примечательно, что к вождю народничества уважительно относится создатель большевистской партии Владимир Ленин.

Публицист, общественный деятель Иван Сергеевич Аксаков – знамя и совесть русских славянофилов.

Иван Аксаков направлял славянофильскую идеологию в практическое русло, что тем или иным образом оказывало влияние на внешнюю политику Российского государства.

Музыкальный и художественный критик Владимир Васильевич Стасов одержим, по мнению его биографа Алексея Оголевца, «страстным почитанием гения Мусоргского». По настоятельной просьбе Стасова художник Репин срочно пишет портрет умирающего композитора. Созданная им картина-прозрение столь же гениальна, как музыка «Бориса Годунова» и «Хованщины».

Именно Стасову Мусоргский обязан воплощением своих дерзких творческих идей и задач, гениально претворенных композитором в «народных музыкальных драмах».

Стасов вносит существенный вклад в формирование идеологии «Новой русской музыкальной школы» («Могучей кучки», как он назвал ее) и русского «Передвижничества». Критик всматривается в очертания будущего, его взор устремлен за пределы своей эпохи.

Владимир Стасов, Модест Мусоргский, Илья Репин – три титана реалистического искусства.

Симфонические картины композитора Бедржиха Сметаны отображают величие и красоту Чехии – земли героических подвигов и духовных прозрений.

Цикл «Моя родина» Сметаны создавался в поздние годы его жизни. В этот период он испытывал последствия психического заболевания, потери слуха и депрессии. Умер композитор в лечебнице для душевнобольных.

Композитор Антон Брукнер – австрийский колосс, который воссоздает в масштабных музыкальных полотнах миф о Священной Римской империи.

В симфониях Брукнера торжествует Отец Небесный.

Брукнер – композитор духовной силы и непреклонного стремления к Всевышнему.

Для Брукнера природа – Божий храм, в котором человек славит Господа Бога.

Музыка Брукнера воплощает красоту природы, грациозность движений и жестов танцующих пар на сельских праздниках.

На музыкальной скрижали Брукнера начертано: «Бог и Отечество!»

Тяжелое свинцовое небо висит над гибнущей империей – вот что слышится в Девятой (неоконченной) симфонии Брукнера. Композитор не завершает монументальное произведение, видимо, потому, что еще не пробил роковой час для Австро-Венгрии.

Антон Брукнер – пророк из народной среды, вроде русского старца Григория Распутина. Тот и другой пользуются монаршим благоволением. Оба предрекают «конец света», с именами обоих связано падение империи! Австрийский композитор и русский «старец» извещают о наступлении апокалипсиса!

Поэт Иван Никитин – вдохновенный певец воронежского края.

В стихах Никитина запечатлены картины безотрадной жизни народа.

Никитин посвящает стихи любимой женщине до последних дней жизни. В этом отношении он – русский Петрарка.

Непомерная гордыня и амбиции превращают великого мыслителя в колосса на глиняных ногах. Так случилось с немецким политическим деятелем, философом, экономистом Фердинандом Лассалем.

Безрассудны те влюбленные, которые ради мига счастья сжигают мосты за собой. От подобной страсти погиб на дуэли Лассаль.

Муки безответной любви способны сломить любого мужчину, отнять веру в себя. Яркие примеры – социалист Фердинанд Лассаль и коммунист Владимир Маяковский.

Австрийский композитор Иоганн Штраус-сын покоряет Европу изысканными венскими вальсами.

В вальсах Иоганна Штрауса кружится праздник молодости и весны.

Иоганн Штраус – кумир беззаботно танцующей Вены.

Иоганн Штраус – не просто композитор, а композитор-поэт.

В поэзии Алексея Плещеева личное и общественное, «я» и «мы», неразрывны. Если человек перед казнью (а Плещеев был в такой ситуации) обращается к своему «я», которое через минуту должно исчезнуть навсегда, то он, помилованный, никогда не перестанет воспринимать себя в тесной связи с обществом. Именно таков Алексей Плещеев. Он вновь и вновь переживает трагедию своей жизни в лирических исповедях.

Сатира писателя Михаила Салтыкова-Щедрина предельно остра: выбивает веником дурь из бестолковки!

Салтыков-Щедрин выметает сор из общественной избы.

Салтыков-Щедрин колючкой впивается в сердце русского интеллигента.

Салтыков-Щедрин вытряхивает потроха из русского лицемера Иудушки – «святой» твари, расплодившейся на Руси.

Салтыков-Щедрин – цепной пес в обличительной прозе.

Салтыков-Щедрин в панике бросается в ледяную воду сарказма и гомерического смеха.

Сердобольная, мученическая сатира Салтыкова-Щедрина по своей природе – садомазохистская.

Не цветы юмора, а крапиву сатиры преподносит читателям Салтыков-Щедрин.

Сатирики Джонатан Свифт и Михаил Салтыков-Щедрин – два шипящих гусака в литературе XIX века.

Красивые, умные, любезные и обходительные женщины обезоруживают мужчин, как бы критически те ни относились к представительницам «слабого пола». Этими качествами покорила Евгения Монтихо императора Наполеона III, став его женой, несмотря на то, что она не была особой царской крови.
Поговаривали, что французскому языку ее учил Стендаль, а отцом был Мериме.

Путешественник Пётр Семёнов-Тян-Шанский кроме самоотверженного служения науке, проявлял интерес к общественным проблемам и испытывал горячую любовь к искусству.

Для бельгийского писателя Шарля де Костера, опиравшегося на классическую литературу Гёте и Шиллера, любовь к женщине и любовь к родине – неотделимы одна от другой. Эта гуманистическая идея неоднократно воплощалась в операх Бетховена, Мейербера, Беллини, Верди, Чайковского. Высокую оценку в писательской среде, включая Ромена Роллана и Горького, получила «Легенда об Уленгшпигеле» Шарля де Костера.

Государственный деятель, ученый-правовед Константин Петрович Победоносцев – сторожевой пес русского самодержавия.

Незаурядная личность обер-прокурора Победоносцева присутствует в литературе: он находится в дружеских отношениях с Фёдором Достоевским, становится прообразом Алексея Александровича Каренина в романе Льва Толстого «Анна Каренина», выступает также прототипом сенатора Аблеухова в романе Андрея Белого «Петербург». Поэт Александр Блок пишет о всемогущем царедворце и его эпохе в поэме «Возмездие»:

В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла:
Победоносцев над Россией
Простёр совиные крыла,

И не было ни дня, ни ночи
А только – тень огромных крыл;
Он дивным кругом очертил
Россию, заглянув ей в очи
Стеклянным взором колдуна.


Образ Победоносцева встречается в романе Бориса Акунина «Пелагия и красный петух» и в романе Владимира Пелевина «t».

Полет мысли французского писателя-фантаста Жюля Верна опережал научно-технический прогресс. Это потребовало от писателя сверхчеловеческих усилий в творчестве.

Жюль Верн и Герберт Уэллс обогатили мир научно-техническими идеями, которые впоследствии воплотились в жизнь. А ведь предвиденье будущего – это редкая и уникальная способность человека.

В пьесах норвежского писателя Генрика Ипсена проповедуется милосердное отношение к слабым, беззащитным людям.
 
Пер Гюнт Ибсена – это норвежский Дон Кихот Сервантеса.

Эстетически насыщенное творчество английского художника и поэта эпохи прерафаэлитов Данте Габриэля Россетти волнует публику таинственной красотой, эротическими вожделениями и мистицизмом. После смерти жены Россетти положил ей в гроб свои поэмы. Но вскоре попросил эксгумировать тело супруги, чтобы достать рукописи. В конце жизни он хотел покончить с собой, чему не дано было осуществиться.

Литературный критик и писатель Николай Гаврилович Чернышевский – революционер с кристально чистой душой.

С точки зрения общественной морали, не всякая любовь полноценна, а лишь деятельная, побуждающая человека к самосовершенствованию – вот идеал и образец мыслящего существа. История дает нам замечательный пример такой деятельной любви. Ее мы встречаем в идеальных отношениях между Чернышевским и его женой Ольгой Сократовной. Несмотря на преследования царских властей, сибирское заточение критика и вынужденную разлуку, они остались верными, любящими супругами. После смерти писателя Ольга Сократовна нашла его письмо из Петропавловской крепости. Прощальным напутствием стали для нее слова мужа: «Об одном только прошу тебя: будь спокойна и весела, не унывай, не тоскуй… Скажу тебе одно: наша с тобой жизнь принадлежит истории; пройдут сотни лет, а наши имена все ещё будут милы людям; и будут вспоминать о нас с благодарностью, когда уже забудут почти всех, кто жил в одно время с нами. Так надобно же не уронить себя со стороны бодрости характера перед людьми, которые будут изучать нашу жизнь».
Великий критик имел все основания верить в то, о чем писал жене, которой посвящен его роман «Что делать?».

Когда умер воспитанник Чернышевского 25-летний Николай Добролюбов, критик написал Терезе Грюнвальд: «Вот уже два месяца с половиной редкий день проходит у меня без слёз… я тоже полезный человек, но лучше бы я умер, чем он… Лучшего своего защитника потерял в нём русский народ!». Из этого отрывка видно, сколь велика была дружба и духовная привязанность двух выдающихся мыслителей.

В романе «Что делать?» Чернышевский сооружает «бастион» нравственности революционера.

Чернышевский – отважный защитник гражданских прав и свобод в России.

Чернышевский – провозвестник свободного и счастливого будущего общества.

Революционный демократ Чернышевский призывает крестьян к топору! Царские власти за подстрекательство к бунту совершают над ним гражданскую казнь и ссылают на каторгу в Сибирь, где он проводит 20 лет.

Чернышевский – умный и преданный друг человечества.

Роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого приумножает славу России!

Проза Толстого необъятна, как русские просторы и широка, как душа русского человека.

Толстой-мыслитель – своенравный анархист, для которого не существует авторитетов. Он всему и всем судья. Его норовистый характер неукротим и никому не подвластен! Да и время бессильно упорядочить интеллектуальное наследие гения.

Прямо-таки с садистским наслаждением Толстой тыкает мордой в грязь всякого, кто не разделяет его взгляды, и в то же самое время, как мазохист, занимается нравственным самоедством и самоистязанием. Великий писатель – душевно неуравновешенный человек, маятник, качающийся из стороны в сторону!

Немало на белом свете эгоцентричных людей, которые собственные проблемы ставят выше общественных. Как оценивать, например, высказывание Толстого о том, что ужасы эпидемии куда менее страшны, чем «трагедия спальни». Свой сексуальный опыт писатель возводит в ранг всемирного бедствия, наряду с землетрясениями и цунами. Выдающемуся писателю как-то невдомек, что искренняя взаимная любовь между нормальными людьми не создает никаких трудностей. Напротив, она помогает одолевать невзгоды!

Толстой был, как и все гениальные люди, не всегда здравомыслящим человеком. Нередко он доводил свои оригинальные суждения до абсурда. Во время работы над «Крейцеровой сонатой» писатель пришел к выводу, что сексуальные отношения между людьми – это безусловное зло, и для достижения гармонии в мире каждый должен дать обет безбрачия. Забавно, что вскоре после публикации этого произведения его жена Софья Андреевна в очередной раз забеременела от мужа. С мстительным ехидством она бросила фразу: «Вот вам и постскриптум в “Крейцеровой сонате”».

Голос Софьи Андреевны Толстой – это голос большого любящего женского сердца. Она активно защищала идею равенства полов и сознательно выступала против гнета мужчин. На ее долю выпала миссия бросить вызов одному из кумиров человечества, и она не побоялась это сделать!

Толстой – царь Соломон в русской классической литературе.

У Толстого гомеровский размах отображения жизни.

Толстой – киник Диоген в общественной морали.

В отрицании искусства Толстой – неистовый Савонарола.

Лев Толстой-олимпиец представляет здоровое, объективное начало в русской литературе, Фёдор Достоевский принадлежит к больному, субъективному направлению. Их творчество продолжают два талантливых писателя – Иван Бунин и Дмитрий Мережковский.


Рецензии